старший воспитатель
БДОУ СМР "Детский сад № 5 "Колосок", г. Кадников
К концу XX века в полной мере проявилась глубокая зависимость развития цивилизации от качеств личности, которые закладываются в образовании. Образование понимается как достояние личности, как один из этапов ее развития и становления, как средство ее самореализации в жизни.
В связи с этим перед системой образования стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача перестройки содержания образования, мотивов, норм, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога. Сегодня осуществляется переход от информационной парадигмы, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний, к «социокультурной активной педагогике развития, культурно-исторической парадигме понимания ребенка» (А.Г. Асмолов, В.Т. Кудрявцев).
Еще С. Френе писал о необходимости признания личности ребенка, раскрывающей свои потенциальные возможности, центральным звеном образовательного процесса, о важности самоактуализации детей. Поскольку «…ребенок сам создает свою личность, а функция педагога заключается в том, чтобы помочь ему обнаружить в себе и развить, что ему органично присуще», можно сказать, что цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Современное видение целей и задач дошкольного образования нашло отражение в ряде нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (образовательным программам дошкольного образования,
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
- федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников,
- Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
Для реализации целей, которые формируются в соответствии с менталитетом общества, создаются и функционируют педагогические системы.
Педагогическая система выстраивается с ориентацией на цели воспитания и для достижения, она всецело подчиняется целям образования. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека, коллектива. Целеполагание – необходимый компонент образовательного процесса. Педагогическое целеполагание – это сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности, потребность педагога в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от ситуации, способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с воспитанниками.
Цель как системообразующий фактор педагогической системы представляет собой многоуровневое явление. Цели, задаваемые педагогическими системами, образуют иерархию.
Первый уровень целей – социальный заказ государства, общества, его различных социальных групп всем подсистемам образования. В заказе отражается определенный общественный идеал формируемой личности человека, гражданина, профессионала.
Так, требования ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Второй уровень целей – это образовательная цель для каждой образовательной программы, для каждого типа и вида образовательной организации в отдельности. На данном уровне социальный заказ трансформирован в понятиях и категориях педагогики.
Так, например, в соответствии с ФГОС ДО каждая образовательная программа должна быть направлена на:
- «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности,
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные, социальные, деятельностные условия детей».
Третий уровень целей – это те педагогические цели, которые реализуются повседневно в процессе проведения педагогических мероприятий с детьми. Они конкретизируются в определенных условиях, описываются через систему взаимосвязанных задач.
Множество взаимосвязанных компонентов, функционирующих в педагогическом процессе, объединяются в целостный образовательный процесс на основе единой образовательной цели, направленной на поддержку развития личности.
В педагогической системе можно выделить следующие группы элементов:
- цели образования,
- содержание образования,
- методы воспитания, обучения, развития,
- средства воспитания, обучения, развития,
- организационные формы образовательного процесса,
- педагоги,
- воспитанники,
- родительское сообщество, социальные институты,
- взаимосвязи элементов.
Реализация целей педагогических систем осуществляется в ходе педагогического процесса.
Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Традиционный подход отождествляет педагогический процесс с педагогической деятельностью, представляет его как специально организованное, целенаправленное, последовательное, планомерное и всестороннее воздействие на обучаемого.
В рамках личностно ориентированного, деятельностного, культурологического подходов главными компонентами педагогического процесса признаны его субъекты. Их взаимодействие направлено на присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством, культурных ценностей, на развитие и самореализацию педагогов и воспитанников. Данное взаимодействие осуществляется в специально организованных условиях при наличии определенной материальной базы, с использованием разнообразных педагогических средств. Таким образом, взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.
По сути, перед педагогическими коллективами образовательных организаций сегодня стоит задача спроектировать педагогический процесс, отвечающий условиям и требованиям современности. Как было отмечено выше, стратегия педагогического проектирования должна основываться на целях и задачах поддержки личностного становления индивида. Изменению подлежат, прежде всего, методы воспитания, обучения, развития и формы организации образовательного процесса.
Педагогическое проектирование – одна из важных сторон педагогической деятельности и особенностей педагогической профессии. Оно связано с политикой образовательного учреждения и со стремлением педагога организовать для детей такие условия, в которых они могли бы полнее реализовать себя, раскрыть свой внутренний мир, достичь успеха, чувствовали бы себя свободно, комфортно. Технологически проектирование нацелено на создание «системы как логической основы действия, способной решать при определенных условиях и ограничениях поставленную задачу». Так, например, создавая образовательную программу, педагог осуществляет педагогическое проектирование, которое можно представить как определение условий и этапов реализации определенной педагогической системы.
Педагогическое проектирование сегодня осуществляется в различных масштабах (на уровне образовательных организаций, федеральных, региональных, муниципальных образовательных систем) и направлениях (содержание образования, педагогические технологии, технологии управления функционированием и развитием учреждения и др.)
Проектирование предвосхищает в идеальной форме результаты материально-практической и духовной деятельности. В основе его целостности лежит замысел о совершенствовании педагогической деятельности, о будущем образе культуросообразной, личностно ориентированной образовательной системы и соответствующих ей педагогических процессов.
В данном контексте проект можно определить как содержательно обоснованную и документально оформленную на достижение образовательных целей в рамках определенного периода жизни.
Проект – это стратегический документ развития какой-либо социальной системы, средство управления, обладающее определенными качествами.
Рассмотрим такой объект проектирования как образовательный процесс в дошкольной образовательной организации. Образовательный процесс - совокупность учебно-воспитательного процесса самообразования, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Процесс проектирования включает следующие стадии.
1. Концептуальная стадия состоит из пяти этапов: выявление противоречия, формирование проблемы, определение проблематики, определение цели, выбор критериев.
2. Стадия моделирования: состоит из трех этапов: построение моделей, оптимизация моделей, выбор модели (принятие решения).
3. Стадия конструирования может быть представлена такими этапами: исследование условий внедрения модели, планирование работы по реализации модели, построение программы.
Именно на стадии конструирования создается основная образовательная программа дошкольного образования – важнейший инструмент, обеспечивающий реализацию современных требований к организации образовательного процесса в дошкольной организации, к выбору и оспоению примерных и дополнительных программ, к результатам деятельности педагогических коллективов.
4. Стадия технологической подготовки предполагает подбор рабочих материалов, необходимых для реализации созданного проекта: учебно-программной документации, методических разработок, программного обеспечения и т.д. Основным этапом этой стадии можно считать разработку перспективных и календарных планов образовательной деятельности в ДОО.