Библиографическое описание:
Мартынова А.Н. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОСНОВ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА // Современная начальная школа. 2023. № 12 (55). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/55-1.pdf.
Понятие этической культуры является значимым теоретическим вопросом, занимающим жизненно важное место в жизни человека и общества. Исторический процесс развития этической культуры можно исследовать, выявляя и описывая ее составные части, определяя ее место в структуре общества, рассматривая ее взаимодействие с другими элементами. Это исследование необходимо как для развития этической культуры человека, так и для ее практического применения в обществе.
Проблема этической культуры лежит на стыке этики и теории культуры. В настоящее время для раскрытия сущности концепта используются два подхода: один исходит из понятия культуры, а другой - из морали. Вопросы развития этической культуры и нравственного воспитания личности исследовались разными учеными и педагогами. Например, Н. В. Кожевникова считает, что нравственная культура является основополагающей частью этической культуры личности, формирующей образ жизни человека и охватывающей его ценностные ориентации и духовные потребности.
В. А. Сухомлинский утверждает, что этическая культура личности отражает ее нравственный потенциал, заключающийся в осознании общественно значимых связей с окружающими и миром, а также специфических способов освоения и воспроизведения нравственных отношений. Е. В. Бондаревская, напротив, подчеркивает значение этических категорий в нравственном воспитании и общении учащихся [1].
В основе этической культуры лежит гуманистическая система образования, черпающая знания у выдающихся деятелей, обосновавших становление и развитие этики как науки. Конечной целью процесса развития этической культуры является формирование нравственной культуры личности.
В. А. Сухомлинский предлагает алгоритм развития нравственной культуры, включающий осознание и принятие общечеловеческих нравственных норм, воспитание чувств, формирование нравственных привычек, управление желаниями, выработку мотивов нравственных поступков. Процесс формирования нравственной культуры должен начинаться с раннего детства и предполагать активную деятельность по познанию и усвоению ребенком общечеловеческих ценностей.
Н. И. Болдырев подчеркивает значение практической деятельности в развитии этической культуры и считает, что она создает возможности для формирования этических знаний, развития нравственных чувств, приобретения навыков и навыков этического поведения. Он также подчеркивает необходимость целенаправленного усвоения учащимися нравственных норм и принципов.
Этическая культура личности является важнейшим аспектом ее нравственного развития, по мнению И. Ф. Харламова. Он считает, что развитие нравственных качеств необходимо и может быть достигнуто путем разъяснения нравственных норм, организации соответствующей деятельности, упражнений на развитие навыков, привычек и нравственного поведения.
Если одни авторы, например Л. М. Архангельский и В. Вичев, определяют этическую культуру личности как единство сознания и поведения, то другие, например В. А. Бачинин и А. С. Лаптенок, рассматривают ее как показатель нравственности личности, отражающий достигнутый уровень развития человека. Некоторые авторы, например Л. Гринберг и Р. Жимайтис, рассматривают этическую культуру как степень усвоения нравственных ценностей и владение навыками их реализации в духовной деятельности и нравственной практике.
Однако содержание понятия ограничено, если оно не включает нравственные навыки, традиции, обычаи и чувства. Поэтому для более точного определения этической культуры необходимо рассматривать личность в целом. Этическая культура человека представляет собой комплексную программу, включающую в себя опыт человечества, помогающий человеку поступать нравственно в традиционных ситуациях, и творческие элементы сознания, такие как нравственное мышление и интуиция, помогающие принимать нравственные решения в проблемных ситуациях.
Поскольку единой точки зрения на структуру этической культуры не существует, И. В. Черенкова полагает, что к основным компонентам этической культуры относятся этические знания, нравственные качества, принципы и убеждения, навыки и умения совершать нравственные поступки, повседневные активные нравственные проявления личности.
Для младших школьников развитие этической культуры опирается на общечеловеческую культуру. По мнению О. Г. Дробницкого, нравственность всегда переплетается с тканью многогранного существования человека в обществе и особым и неповторимым образом соотносится с чем-то другим. Человеческая культура вырабатывает критерии различения добра и зла, красоты и уродства, правды и лжи, исходя из идеала человечества и предположения о том, что человеческая личность является высшей ценностью.
Формирование этической культуры представляет собой сложный процесс, на который влияют различные объективные и субъективные факторы. Это не только результат внешнего сознательного и планомерного воздействия, но и результат самовоспитания и оригинального жизненного опыта. Поэтому важно понимать многогранный характер этического развития в контексте общей культуры.
Этическая культура — это набор ценностей, взглядов и убеждений, которые определяют, что правильно и что неправильно, что хорошо, а что плохо, и что ожидается от людей в данном обществе или сообществе. Формирование этической культуры предполагает развитие необходимых навыков, умений и знаний для этичного поведения, а также создание социальной среды, поощряющей этичное поведение.
Нравственное воспитание, которое включает преднамеренные и систематические попытки привить людям моральные ценности и принципы, часто рассматривается как основное средство развития этической культуры. Однако само по себе нравственное воспитание не может в полной мере развить этическую культуру. Этическое развитие представляет собой многогранный процесс, который включает не только приобретение моральных знаний, но и развитие морального суждения, эмпатии и способности рассуждать об этических проблемах.
Субъективные факторы, такие как черты личности, мотивация и жизненный опыт, также играют значительную роль в развитии этической культуры. Люди с сильными моральными ценностями, целеустремленностью и историей этического поведения с большей вероятностью будут действовать этично, чем те, у кого нет этих качеств.
Социальная среда также играет решающую роль в формировании этической культуры младших школьников. Общая культура, которая ценит этичное поведение, уважение к другим и стремление к общему благу, может создать позитивную социальную среду, поощряющую этичное поведение. И наоборот, культура, которая ценит материальный успех, власть и личные достижения, может создать негативную социальную среду, подрывающую этическое поведение.
Поэтому необходимо комплексно подходить к формированию этической культуры. Этот подход должен включать не только нравственное воспитание, но и развитие эмпатии, моральных суждений и навыков рассуждения, а также создание социальной среды, поощряющей этичное поведение. Понимание многогранной природы этического развития и роли как объективных, так и субъективных факторов имеет решающее значение для разработки эффективных стратегий поощрения этического поведения и создания общей этической культуры.
Становится очевидным, что этическая культура тесно связана с нравственной, познавательной и эстетической сторонами бытия. С одной стороны, этическая культура должна формироваться с учетом психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста. С другой стороны, нельзя игнорировать важность сотрудничества и сплочения коллектива в социальной ситуации развития. Педагогическая практика использует различные методы, формы и средства обучения, способствующие проявлению у детей самостоятельности и инициативы. Развитие этической культуры в первые годы обучения имеет решающее значение, так как затрагивает все стороны жизни ребенка. У младших школьников проявляются многие детские черты, но они также начинают более осознанно подходить к трудностям, меняются их кругозор и образ жизни. Поэтому выделены критерии развития этической культуры у детей младшего школьного возраста: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Эти критерии отражают уровень понимания и осознания нравственных категорий, наличие нравственных качеств и умений, системы доминирующих нравственных потребностей соответственно. На основании этих критериев определены уровни развития этической культуры у детей младшего школьного возраста.
И. Ю. Кулагина пишет, что именно школьники младшего возраста имеют много детских характеристик, но уже начинают терять наивность в поведении, рассуждают по-другому, более осознанно подходят к возникшим трудностям. Изменяется кругозор ребенка и весь образ его жизни.
Развитие учебной деятельности происходит на протяжении всего школьного периода, но база формируется в первые годы обучения. Специфика этой деятельности влияет на совершенствование всех сторон жизни ребенка.
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен. В основном он неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать этическую культуру в первые годы обучения.
В педагогической практике используются различные способы развития этической культуры. Основные из них – разнообразие форм, методов, средств обучения, такое их соединение, которое стимулирует проявление инициативы и самостоятельности у школьников.
Л. Г. Григорьева характеризует данное понятие как свойство личности, выражающееся в необходимости и способности получать новые знания из разных источников информации, улучшать и творчески осуществлять их в учебно-познавательной деятельности в результате волевых усилий и продуктивно формировать в процессе обучения при непосредственном участии учителя [2].
Но нужно пояснить, что для младшего школьника важна социальная ситуация развития – создание коллектива – сотрудничества.
Критерии развития этической культуры детей младшего школьного возраста были выявлены на основе анализа литературы по теме «Этическая культура личности» и работ А. В. Торшиной. Эти критерии включают когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты.
Этическая культура младших школьников представляет собой комплексную программу, включающую в себя накопленные человечеством знания и помогающую детям поступать нравственно в различных ситуациях. Эта программа включает в себя как традиционный опыт, так и творческие элементы сознания, такие как интуиция и моральное мышление, которые помогают принимать моральные решения в сложных ситуациях. В этом возрасте дети учатся не только сущности нравственных категорий, но и тому, как оценивать свои знания в поступках других и собственных поступках. Выявлены также особенности представлений младших школьников о сущностных этических категориях.
На основе анализа литературы выявлено развитие этической культуры младших школьников по различным критериям. Одним из таких критериев является когнитивный аспект, который относится к уровню понимания и осознания ребенком нравственных категорий. Сюда входит знание общественной морали, принципов и норм поведения, принятых в обществе. Эмоциональный аспект, характеризующийся наличием нравственных качеств и умений, дает возможность ребенку вести себя в соответствии с нравственными нормами, создавать вокруг себя творческую атмосферу, визуализировать собственные нравственные позиции в таких творческих продуктах, как поздравительные открытки, газеты, знамена, рисунки и т. д. Наконец, поведенческий аспект в первую очередь демонстрирует систему главных нравственных потребностей, а также мотивов деятельности и в целом поведения субъектов. Все это в совокупности базируется на таких значимых составляющих, как этические нормы и система ценностей. Кроме того, сюда же будет относиться и эмоциональная отзывчивость на те или иные образы, выступающие в качестве носителей рассматриваемых нами ценностей.
На основе выделенных критериев были определены показатели уровней развития этической культуры у детей младшего школьного возраста. Уровни развития этической культуры представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Критериальные показатели уровней развития этической культуры
Компоненты
Показатели
Уровни
1
2
3
Когнитивный
Сформированность понятий «Этическая культура» и «Учебное сотрудничество»
Низкий уровень – сформировано неверное понимание представленных понятий.
Средний уровень –понимание о этической культуре и учебном сотрудничестве верное, но не совсем целое и чёткое.
Высокий уровень –сформировано целое и четкое понимание о представленных понятиях.
Эмоциональный
Отношение к этической культуре
Низкий уровень – у младшего школьника имеются представления об этической культуре, однако согласовываться с ними он не желает, либо считает это недоступной мечтой, правильно дает оценку действиям, но позиция к этической культуре нестабильная, бездейственная, чувственные реакции неадекватны.
Средний уровень – у ребёнка имеются понимание норм этической культуры, оценки действий и чувственные реакции адекватны, но позиция ещё не совсем стабильная.
Высокий уровень –ребёнок аргументирует собственный выбор нормами этической культуры, чувственные реакции адекватны, позиция активная и стабильная.
Поведенческий
Этическая культура в условиях учебного сотрудничества
Низкий уровень – несущественная выраженность благоприятного, но в то же время переменчивого навыка поведения. Слабый уровень самореагуляции, слабая направленность к совместной деятельности. Слабый уровень ответственности перед другими субъектами, слабый уровень взаимодействия и коммуникативности.
Средний уровень –стабильное, позитивное поведение, присутствие навыков саморегуляции и регуляции, средняя степень желания совместной деятельности и взаимопомощи.
Высокий уровень –присутствие стабильного позитивного навыка морального поведения, саморегуляция совместно с желанием к организации действий, желание совместной деятельности и взаимопомощи, полная ответственность перед коллективом, высокая степень коммуникативности.
Говоря о средствах развития этической культуры младших школьников, мы рассмотрим такое средство развития этической культуры, как учебное сотрудничество.
За последние несколько десятилетий среди педагогов и психологов наблюдается растущий интерес к использованию групповой работы не только во время уроков, но и вне их. Целью групповой работы на уроке является формирование атмосферы согласованного взаимодействия, способствующей обмену информацией, знаниями и продуктами деятельности, а также постоянному обмену ролями «тренера» и «стажера». Такой подход способствует воспитанию ответственного отношения к партнерам и совместной деятельности, повышает мотивацию к обучению, выстраивая коллективистские отношения. Благодаря общению со сверстниками младшие школьники приобретают уровень критичности по отношению к мнениям, словам и действиям, чего нельзя достичь при общении взрослых.
Технология группового обучения нашла широкое применение в современном образовании как эффективный подход к развитию коммуникативных качеств личности. Эта методология делает упор на совместное обучение, когда учащиеся работают вместе в группах для достижения общих целей. Такой подход предоставляет широкие возможности учащимся для общения друг с другом, развития коммуникативных навыков, повышения самооценки и грамотности.
Эффективность технологии группового обучения в развитии коммуникативных навыков заключается в том, что она побуждает учащихся взаимодействовать друг с другом в духе сотрудничества и конструктивного подхода. Во время групповой работы младшие школьники имеют возможность поделиться своими идеями и точками зрения, а также получить обратную связь и разъяснения от своих сверстников. Это позволяет учащимся рассматривать проблемы с разных точек зрения, тем самым расширяя их понимание и улучшая коммуникативные навыки. Благодаря такому взаимодействию учащиеся учатся внимательно слушать, четко выражать свои мысли и ценить точку зрения других.
Технология группового обучения вносит значительный вклад в развитие самооценки учащихся. При работе в группах учащимся предлагается свободно выражать свои мысли и брать на себя различные роли и обязанности. Это дает возможность признать свои сильные стороны и вклад, тем самым повышая их самооценку и уверенность в себе. Групповая работа также способствует чувству принадлежности и принятия, поскольку учащиеся работают вместе для достижения общей цели и поддерживают друг друга в обучении.
Кроме того, технология группового обучения способствует развитию у учащихся навыков грамотности. Благодаря групповой работе учащиеся знакомятся с различными текстами и идеями, которые они могут обсуждать и анализировать вместе. Это позволяет учащимся развивать навыки критического мышления, улучшать понимание и повышать способность эффективно формулировать свои мысли и идеи. Групповая работа также предоставляет учащимся платформу для практики письма, разговорной речи и аудирования, которые являются фундаментальными компонентами грамотности.
Различные исследователи, в том числе Е.Н. Шамуков и Г.А. Цукерман, выделили формирование группового субъекта учебной деятельности как важнейший фактор формирования индивидуального стиля обучения. Они исходят из того, что общение участников совместной учебной деятельности является высшей формой жизни младших школьников, существенно способствующей их развитию. За прошедшие годы были изучены некоторые аспекты учебного сотрудничества в начальной школе, такие как способы его организации, роль, которую оно играет в формировании психических новообразований личности младшего школьника, значение индивидуально-психологических особенностей школьника, участники совместного решения проблем.
Определение «учебного сотрудничества» варьируется в разных источниках. В целом оно рассматривается как форма человеческого взаимодействия, направленная на демократизацию и гуманизацию педагогического процесса. По мнению И. В. Арефьевой, в словарях и энциклопедиях по психологии и философии, имеющих отношение к педагогике, оно недостаточно определено. Учебное сотрудничество часто характеризуют как направление педагогического мышления и практики, способствующее совместной деятельности учащихся и преподавателей на основе взаимопомощи, взаимопонимания и гуманизма, с целью содействия личностному развитию учащихся в учебно-воспитательном процессе.
В последние годы учебное сотрудничество привлекает все большее внимание исследователей, психологов и педагогов как эффективный подход к обучению. Согласно различным исследованиям, сотрудничество представляет собой процесс межсубъектного взаимодействия, направленного на достижение общего результата путем согласованных взаимных усилий.
Г.А. Цукерман утверждает, что учебное сотрудничество начинается там, где возникающие методы взаимодействия служат решению образовательных задач. Автор выделяет две важнейшие характеристики воспитательного сотрудничества: во-первых, нацеленность детей не только на результат, но и на способ своих действий и действий партнеров; во-вторых, относительная независимость от взрослого, когда группа берет на себя организационные, контрольные и оценочные функции. Такой взгляд на образовательное сотрудничество сходен с взглядом В. В. Рубцова, который считает, что дети могут реализовывать заданный взрослым образ действий и трансформировать его в процессе взаимодействия с окружающими.
Учебное сотрудничество является широко обсуждаемой темой среди психологов и педагогов. Н. И. Майорова характеризует его как особую форму воспитательного взаимодействия, выдвигающую на первый план индивидуальную инициативу детей, обмен информацией и положительную реакцию других участников, в том числе педагогов. Что же касается самого термина, то И. В. Арефьева отмечает, что в словарях и энциклопедиях по психологии и философии она встречается редко. Вместо этого в сфере образования обсуждаются родственные понятия, такие как «коллективная совместная деятельность», «коллективное творчество» и «учебное сотрудничество». Тем не менее учебное сотрудничество во многом рассматривается как форма человеческого взаимодействия, демократизирующая и гуманизирующая педагогический процесс. Его цель - способствовать личностному развитию и взаимопомощи, взаимопониманию и гуманизму в обучении и воспитании учащихся. Изучены различные аспекты учебного сотрудничества в младшем школьном возрасте, в том числе способы его организации, роль в формировании психических новообразований, значение индивидуально-психологических особенностей участников в совместном решении задач. Отечественные авторы, такие как Г.А. Цукерман и Е.Н. Шамуков подчеркивают, что учебное сотрудничество имеет решающее значение для формирования группового субъекта учебной деятельности «мы — школьники», а затем и для выработки индивидуального стиля обучения. Эти исследователи считают, что общение с участниками совместной учебной деятельности является высшей формой жизни младших школьников, способствующей их развитию.
По мнению Т. В. Луговой, учебное сотрудничество является необходимой формой взаимодействия, позволяющей учащимся совместно работать для достижения общих целей посредством общения, координации, установления коммуникативных норм и ролевых функций. Польза от образовательного сотрудничества младших школьников многогранна, и, по мнению К. П. Зайцевой, преимуществами организации совместной учебной деятельности младших школьников являются повышение глубины понимания и объема усвоенного материала, рост познавательной и творческой самостоятельности, снижение дисциплинарных трудностей, повышенное чувство комфорта и удовольствия на занятиях.
Т. В. Луговая выделяет несколько форм учебной кооперации, в которые могут вступать младшие школьники, в том числе установление отношений между учащимися и преподавателями, активное участие в совместной учебной деятельности, попытки установления отношений сотрудничества со сверстниками, индивидуализированная учебная деятельность. Между тем, Р. В. Гулая подчеркивает значение младшего школьного возраста для приобретения социокультурных и коммуникативных навыков, обусловленное природной склонностью детей к постоянному общению, повышенной чувствительностью к языку, интересом к пониманию речевого опыта [3].
К. П. Зайцева также разделяет мнение о том, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования коммуникативных навыков и социального поведения. Она утверждает, что для этой возрастной группы характерно открытие ребенком нового места в социальном пространстве человеческих отношений и приобретение новых требований к речевому развитию. Кроме того, у младших школьников достаточно развиты рефлексивные способности, происходит перестройка их отношений с другими людьми. Кроме того, они могут осуществлять учебную деятельность только тогда, когда научатся управлять своими психическими процессами и поведением в целом. Это важные предпосылки формирования значимых социальных качеств у детей младшего школьного возраста. Способность к обучению отрабатывается и через игру, которая является важным полигоном для развития навыков обучения, так как дети этого возраста еще не потеряли к ней интерес. К. П. Зайцева считает, что игра может быть удачным средством развития коммуникативных навыков и социального поведения.
С. Г. Батырева выделяет еще одну важнейшую индивидуальную особенность, влияющую на формирование социокультурной и коммуникативной компетентности младших школьников: особенности их социализации. Для успешной реализации необходимо активное участие учащегося в выработке социальных норм, ролей и функций.
Правильная организация коллективной деятельности, в том числе учебной, необходима для того, чтобы дети младшего школьного возраста нашли свое место в обществе. Развитие коммуникативной компетентности является одной из основных целей организации занятий на деятельностной основе, так как у учащихся младшего школьного возраста формируются познавательные интересы, теоретические формы мышления, умение управлять своим поведением, чувство ответственности и другие нервно-психические факторы, эмоциональные характеристики.
В. А. Шабанов и его коллеги показали, что большинство младших школьников не соответствуют нормативному возрастному уровню в развитии своей коммуникативной сферы. Поэтому возникает необходимость целенаправленного создания психолого-педагогических условий для развития учебного сотрудничества обучающихся по основной общеобразовательной программе.
Библиографический список
1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: учеб.пособие / Е. В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону, 2000. – 122 с.
2. Григорьева, Л. Г. Особенности формирования и развития познавательной самостоятельности младших школьников / Л. Г. Григорьева // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 2011. – № 3. – С. 72–76.
3. Гулая, Р. В. Использование на учебном занятии технологии «обучение в сотрудничестве» [Электронный ресурс]: символ науки / Р. В. Гулая. – 2015. – № 10–1. – С. 158–160. – Режим доступа: https://elibrary.ru/- item.asp?id=2439272.
4. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности: учеб.пособие / О.Г. Дробницкий. – М.: Просвещение, 2007. – 412 с.
Мартынова А.Н. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОСНОВ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА // Современная начальная школа. 2023. № 12 (55). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/55-1.pdf.
Понятие этической культуры является значимым теоретическим вопросом, занимающим жизненно важное место в жизни человека и общества. Исторический процесс развития этической культуры можно исследовать, выявляя и описывая ее составные части, определяя ее место в структуре общества, рассматривая ее взаимодействие с другими элементами. Это исследование необходимо как для развития этической культуры человека, так и для ее практического применения в обществе.
Проблема этической культуры лежит на стыке этики и теории культуры. В настоящее время для раскрытия сущности концепта используются два подхода: один исходит из понятия культуры, а другой - из морали. Вопросы развития этической культуры и нравственного воспитания личности исследовались разными учеными и педагогами. Например, Н. В. Кожевникова считает, что нравственная культура является основополагающей частью этической культуры личности, формирующей образ жизни человека и охватывающей его ценностные ориентации и духовные потребности.
В. А. Сухомлинский утверждает, что этическая культура личности отражает ее нравственный потенциал, заключающийся в осознании общественно значимых связей с окружающими и миром, а также специфических способов освоения и воспроизведения нравственных отношений. Е. В. Бондаревская, напротив, подчеркивает значение этических категорий в нравственном воспитании и общении учащихся [1].
В основе этической культуры лежит гуманистическая система образования, черпающая знания у выдающихся деятелей, обосновавших становление и развитие этики как науки. Конечной целью процесса развития этической культуры является формирование нравственной культуры личности.
В. А. Сухомлинский предлагает алгоритм развития нравственной культуры, включающий осознание и принятие общечеловеческих нравственных норм, воспитание чувств, формирование нравственных привычек, управление желаниями, выработку мотивов нравственных поступков. Процесс формирования нравственной культуры должен начинаться с раннего детства и предполагать активную деятельность по познанию и усвоению ребенком общечеловеческих ценностей.
Н. И. Болдырев подчеркивает значение практической деятельности в развитии этической культуры и считает, что она создает возможности для формирования этических знаний, развития нравственных чувств, приобретения навыков и навыков этического поведения. Он также подчеркивает необходимость целенаправленного усвоения учащимися нравственных норм и принципов.
Этическая культура личности является важнейшим аспектом ее нравственного развития, по мнению И. Ф. Харламова. Он считает, что развитие нравственных качеств необходимо и может быть достигнуто путем разъяснения нравственных норм, организации соответствующей деятельности, упражнений на развитие навыков, привычек и нравственного поведения.
Если одни авторы, например Л. М. Архангельский и В. Вичев, определяют этическую культуру личности как единство сознания и поведения, то другие, например В. А. Бачинин и А. С. Лаптенок, рассматривают ее как показатель нравственности личности, отражающий достигнутый уровень развития человека. Некоторые авторы, например Л. Гринберг и Р. Жимайтис, рассматривают этическую культуру как степень усвоения нравственных ценностей и владение навыками их реализации в духовной деятельности и нравственной практике.
Однако содержание понятия ограничено, если оно не включает нравственные навыки, традиции, обычаи и чувства. Поэтому для более точного определения этической культуры необходимо рассматривать личность в целом. Этическая культура человека представляет собой комплексную программу, включающую в себя опыт человечества, помогающий человеку поступать нравственно в традиционных ситуациях, и творческие элементы сознания, такие как нравственное мышление и интуиция, помогающие принимать нравственные решения в проблемных ситуациях.
Поскольку единой точки зрения на структуру этической культуры не существует, И. В. Черенкова полагает, что к основным компонентам этической культуры относятся этические знания, нравственные качества, принципы и убеждения, навыки и умения совершать нравственные поступки, повседневные активные нравственные проявления личности.
Для младших школьников развитие этической культуры опирается на общечеловеческую культуру. По мнению О. Г. Дробницкого, нравственность всегда переплетается с тканью многогранного существования человека в обществе и особым и неповторимым образом соотносится с чем-то другим. Человеческая культура вырабатывает критерии различения добра и зла, красоты и уродства, правды и лжи, исходя из идеала человечества и предположения о том, что человеческая личность является высшей ценностью.
Формирование этической культуры представляет собой сложный процесс, на который влияют различные объективные и субъективные факторы. Это не только результат внешнего сознательного и планомерного воздействия, но и результат самовоспитания и оригинального жизненного опыта. Поэтому важно понимать многогранный характер этического развития в контексте общей культуры.
Этическая культура — это набор ценностей, взглядов и убеждений, которые определяют, что правильно и что неправильно, что хорошо, а что плохо, и что ожидается от людей в данном обществе или сообществе. Формирование этической культуры предполагает развитие необходимых навыков, умений и знаний для этичного поведения, а также создание социальной среды, поощряющей этичное поведение.
Нравственное воспитание, которое включает преднамеренные и систематические попытки привить людям моральные ценности и принципы, часто рассматривается как основное средство развития этической культуры. Однако само по себе нравственное воспитание не может в полной мере развить этическую культуру. Этическое развитие представляет собой многогранный процесс, который включает не только приобретение моральных знаний, но и развитие морального суждения, эмпатии и способности рассуждать об этических проблемах.
Субъективные факторы, такие как черты личности, мотивация и жизненный опыт, также играют значительную роль в развитии этической культуры. Люди с сильными моральными ценностями, целеустремленностью и историей этического поведения с большей вероятностью будут действовать этично, чем те, у кого нет этих качеств.
Социальная среда также играет решающую роль в формировании этической культуры младших школьников. Общая культура, которая ценит этичное поведение, уважение к другим и стремление к общему благу, может создать позитивную социальную среду, поощряющую этичное поведение. И наоборот, культура, которая ценит материальный успех, власть и личные достижения, может создать негативную социальную среду, подрывающую этическое поведение.
Поэтому необходимо комплексно подходить к формированию этической культуры. Этот подход должен включать не только нравственное воспитание, но и развитие эмпатии, моральных суждений и навыков рассуждения, а также создание социальной среды, поощряющей этичное поведение. Понимание многогранной природы этического развития и роли как объективных, так и субъективных факторов имеет решающее значение для разработки эффективных стратегий поощрения этического поведения и создания общей этической культуры.
Становится очевидным, что этическая культура тесно связана с нравственной, познавательной и эстетической сторонами бытия. С одной стороны, этическая культура должна формироваться с учетом психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста. С другой стороны, нельзя игнорировать важность сотрудничества и сплочения коллектива в социальной ситуации развития. Педагогическая практика использует различные методы, формы и средства обучения, способствующие проявлению у детей самостоятельности и инициативы. Развитие этической культуры в первые годы обучения имеет решающее значение, так как затрагивает все стороны жизни ребенка. У младших школьников проявляются многие детские черты, но они также начинают более осознанно подходить к трудностям, меняются их кругозор и образ жизни. Поэтому выделены критерии развития этической культуры у детей младшего школьного возраста: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Эти критерии отражают уровень понимания и осознания нравственных категорий, наличие нравственных качеств и умений, системы доминирующих нравственных потребностей соответственно. На основании этих критериев определены уровни развития этической культуры у детей младшего школьного возраста.
И. Ю. Кулагина пишет, что именно школьники младшего возраста имеют много детских характеристик, но уже начинают терять наивность в поведении, рассуждают по-другому, более осознанно подходят к возникшим трудностям. Изменяется кругозор ребенка и весь образ его жизни.
Развитие учебной деятельности происходит на протяжении всего школьного периода, но база формируется в первые годы обучения. Специфика этой деятельности влияет на совершенствование всех сторон жизни ребенка.
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен. В основном он неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать этическую культуру в первые годы обучения.
В педагогической практике используются различные способы развития этической культуры. Основные из них – разнообразие форм, методов, средств обучения, такое их соединение, которое стимулирует проявление инициативы и самостоятельности у школьников.
Л. Г. Григорьева характеризует данное понятие как свойство личности, выражающееся в необходимости и способности получать новые знания из разных источников информации, улучшать и творчески осуществлять их в учебно-познавательной деятельности в результате волевых усилий и продуктивно формировать в процессе обучения при непосредственном участии учителя [2].
Но нужно пояснить, что для младшего школьника важна социальная ситуация развития – создание коллектива – сотрудничества.
Критерии развития этической культуры детей младшего школьного возраста были выявлены на основе анализа литературы по теме «Этическая культура личности» и работ А. В. Торшиной. Эти критерии включают когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты.
Этическая культура младших школьников представляет собой комплексную программу, включающую в себя накопленные человечеством знания и помогающую детям поступать нравственно в различных ситуациях. Эта программа включает в себя как традиционный опыт, так и творческие элементы сознания, такие как интуиция и моральное мышление, которые помогают принимать моральные решения в сложных ситуациях. В этом возрасте дети учатся не только сущности нравственных категорий, но и тому, как оценивать свои знания в поступках других и собственных поступках. Выявлены также особенности представлений младших школьников о сущностных этических категориях.
На основе анализа литературы выявлено развитие этической культуры младших школьников по различным критериям. Одним из таких критериев является когнитивный аспект, который относится к уровню понимания и осознания ребенком нравственных категорий. Сюда входит знание общественной морали, принципов и норм поведения, принятых в обществе. Эмоциональный аспект, характеризующийся наличием нравственных качеств и умений, дает возможность ребенку вести себя в соответствии с нравственными нормами, создавать вокруг себя творческую атмосферу, визуализировать собственные нравственные позиции в таких творческих продуктах, как поздравительные открытки, газеты, знамена, рисунки и т. д. Наконец, поведенческий аспект в первую очередь демонстрирует систему главных нравственных потребностей, а также мотивов деятельности и в целом поведения субъектов. Все это в совокупности базируется на таких значимых составляющих, как этические нормы и система ценностей. Кроме того, сюда же будет относиться и эмоциональная отзывчивость на те или иные образы, выступающие в качестве носителей рассматриваемых нами ценностей.
На основе выделенных критериев были определены показатели уровней развития этической культуры у детей младшего школьного возраста. Уровни развития этической культуры представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Критериальные показатели уровней развития этической культуры
Компоненты
Показатели
Уровни
1
2
3
Когнитивный
Сформированность понятий «Этическая культура» и «Учебное сотрудничество»
Низкий уровень – сформировано неверное понимание представленных понятий.
Средний уровень –понимание о этической культуре и учебном сотрудничестве верное, но не совсем целое и чёткое.
Высокий уровень –сформировано целое и четкое понимание о представленных понятиях.
Эмоциональный
Отношение к этической культуре
Низкий уровень – у младшего школьника имеются представления об этической культуре, однако согласовываться с ними он не желает, либо считает это недоступной мечтой, правильно дает оценку действиям, но позиция к этической культуре нестабильная, бездейственная, чувственные реакции неадекватны.
Средний уровень – у ребёнка имеются понимание норм этической культуры, оценки действий и чувственные реакции адекватны, но позиция ещё не совсем стабильная.
Высокий уровень –ребёнок аргументирует собственный выбор нормами этической культуры, чувственные реакции адекватны, позиция активная и стабильная.
Поведенческий
Этическая культура в условиях учебного сотрудничества
Низкий уровень – несущественная выраженность благоприятного, но в то же время переменчивого навыка поведения. Слабый уровень самореагуляции, слабая направленность к совместной деятельности. Слабый уровень ответственности перед другими субъектами, слабый уровень взаимодействия и коммуникативности.
Средний уровень –стабильное, позитивное поведение, присутствие навыков саморегуляции и регуляции, средняя степень желания совместной деятельности и взаимопомощи.
Высокий уровень –присутствие стабильного позитивного навыка морального поведения, саморегуляция совместно с желанием к организации действий, желание совместной деятельности и взаимопомощи, полная ответственность перед коллективом, высокая степень коммуникативности.
Говоря о средствах развития этической культуры младших школьников, мы рассмотрим такое средство развития этической культуры, как учебное сотрудничество.
За последние несколько десятилетий среди педагогов и психологов наблюдается растущий интерес к использованию групповой работы не только во время уроков, но и вне их. Целью групповой работы на уроке является формирование атмосферы согласованного взаимодействия, способствующей обмену информацией, знаниями и продуктами деятельности, а также постоянному обмену ролями «тренера» и «стажера». Такой подход способствует воспитанию ответственного отношения к партнерам и совместной деятельности, повышает мотивацию к обучению, выстраивая коллективистские отношения. Благодаря общению со сверстниками младшие школьники приобретают уровень критичности по отношению к мнениям, словам и действиям, чего нельзя достичь при общении взрослых.
Технология группового обучения нашла широкое применение в современном образовании как эффективный подход к развитию коммуникативных качеств личности. Эта методология делает упор на совместное обучение, когда учащиеся работают вместе в группах для достижения общих целей. Такой подход предоставляет широкие возможности учащимся для общения друг с другом, развития коммуникативных навыков, повышения самооценки и грамотности.
Эффективность технологии группового обучения в развитии коммуникативных навыков заключается в том, что она побуждает учащихся взаимодействовать друг с другом в духе сотрудничества и конструктивного подхода. Во время групповой работы младшие школьники имеют возможность поделиться своими идеями и точками зрения, а также получить обратную связь и разъяснения от своих сверстников. Это позволяет учащимся рассматривать проблемы с разных точек зрения, тем самым расширяя их понимание и улучшая коммуникативные навыки. Благодаря такому взаимодействию учащиеся учатся внимательно слушать, четко выражать свои мысли и ценить точку зрения других.
Технология группового обучения вносит значительный вклад в развитие самооценки учащихся. При работе в группах учащимся предлагается свободно выражать свои мысли и брать на себя различные роли и обязанности. Это дает возможность признать свои сильные стороны и вклад, тем самым повышая их самооценку и уверенность в себе. Групповая работа также способствует чувству принадлежности и принятия, поскольку учащиеся работают вместе для достижения общей цели и поддерживают друг друга в обучении.
Кроме того, технология группового обучения способствует развитию у учащихся навыков грамотности. Благодаря групповой работе учащиеся знакомятся с различными текстами и идеями, которые они могут обсуждать и анализировать вместе. Это позволяет учащимся развивать навыки критического мышления, улучшать понимание и повышать способность эффективно формулировать свои мысли и идеи. Групповая работа также предоставляет учащимся платформу для практики письма, разговорной речи и аудирования, которые являются фундаментальными компонентами грамотности.
Различные исследователи, в том числе Е.Н. Шамуков и Г.А. Цукерман, выделили формирование группового субъекта учебной деятельности как важнейший фактор формирования индивидуального стиля обучения. Они исходят из того, что общение участников совместной учебной деятельности является высшей формой жизни младших школьников, существенно способствующей их развитию. За прошедшие годы были изучены некоторые аспекты учебного сотрудничества в начальной школе, такие как способы его организации, роль, которую оно играет в формировании психических новообразований личности младшего школьника, значение индивидуально-психологических особенностей школьника, участники совместного решения проблем.
Определение «учебного сотрудничества» варьируется в разных источниках. В целом оно рассматривается как форма человеческого взаимодействия, направленная на демократизацию и гуманизацию педагогического процесса. По мнению И. В. Арефьевой, в словарях и энциклопедиях по психологии и философии, имеющих отношение к педагогике, оно недостаточно определено. Учебное сотрудничество часто характеризуют как направление педагогического мышления и практики, способствующее совместной деятельности учащихся и преподавателей на основе взаимопомощи, взаимопонимания и гуманизма, с целью содействия личностному развитию учащихся в учебно-воспитательном процессе.
В последние годы учебное сотрудничество привлекает все большее внимание исследователей, психологов и педагогов как эффективный подход к обучению. Согласно различным исследованиям, сотрудничество представляет собой процесс межсубъектного взаимодействия, направленного на достижение общего результата путем согласованных взаимных усилий.
Г.А. Цукерман утверждает, что учебное сотрудничество начинается там, где возникающие методы взаимодействия служат решению образовательных задач. Автор выделяет две важнейшие характеристики воспитательного сотрудничества: во-первых, нацеленность детей не только на результат, но и на способ своих действий и действий партнеров; во-вторых, относительная независимость от взрослого, когда группа берет на себя организационные, контрольные и оценочные функции. Такой взгляд на образовательное сотрудничество сходен с взглядом В. В. Рубцова, который считает, что дети могут реализовывать заданный взрослым образ действий и трансформировать его в процессе взаимодействия с окружающими.
Учебное сотрудничество является широко обсуждаемой темой среди психологов и педагогов. Н. И. Майорова характеризует его как особую форму воспитательного взаимодействия, выдвигающую на первый план индивидуальную инициативу детей, обмен информацией и положительную реакцию других участников, в том числе педагогов. Что же касается самого термина, то И. В. Арефьева отмечает, что в словарях и энциклопедиях по психологии и философии она встречается редко. Вместо этого в сфере образования обсуждаются родственные понятия, такие как «коллективная совместная деятельность», «коллективное творчество» и «учебное сотрудничество». Тем не менее учебное сотрудничество во многом рассматривается как форма человеческого взаимодействия, демократизирующая и гуманизирующая педагогический процесс. Его цель - способствовать личностному развитию и взаимопомощи, взаимопониманию и гуманизму в обучении и воспитании учащихся. Изучены различные аспекты учебного сотрудничества в младшем школьном возрасте, в том числе способы его организации, роль в формировании психических новообразований, значение индивидуально-психологических особенностей участников в совместном решении задач. Отечественные авторы, такие как Г.А. Цукерман и Е.Н. Шамуков подчеркивают, что учебное сотрудничество имеет решающее значение для формирования группового субъекта учебной деятельности «мы — школьники», а затем и для выработки индивидуального стиля обучения. Эти исследователи считают, что общение с участниками совместной учебной деятельности является высшей формой жизни младших школьников, способствующей их развитию.
По мнению Т. В. Луговой, учебное сотрудничество является необходимой формой взаимодействия, позволяющей учащимся совместно работать для достижения общих целей посредством общения, координации, установления коммуникативных норм и ролевых функций. Польза от образовательного сотрудничества младших школьников многогранна, и, по мнению К. П. Зайцевой, преимуществами организации совместной учебной деятельности младших школьников являются повышение глубины понимания и объема усвоенного материала, рост познавательной и творческой самостоятельности, снижение дисциплинарных трудностей, повышенное чувство комфорта и удовольствия на занятиях.
Т. В. Луговая выделяет несколько форм учебной кооперации, в которые могут вступать младшие школьники, в том числе установление отношений между учащимися и преподавателями, активное участие в совместной учебной деятельности, попытки установления отношений сотрудничества со сверстниками, индивидуализированная учебная деятельность. Между тем, Р. В. Гулая подчеркивает значение младшего школьного возраста для приобретения социокультурных и коммуникативных навыков, обусловленное природной склонностью детей к постоянному общению, повышенной чувствительностью к языку, интересом к пониманию речевого опыта [3].
К. П. Зайцева также разделяет мнение о том, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования коммуникативных навыков и социального поведения. Она утверждает, что для этой возрастной группы характерно открытие ребенком нового места в социальном пространстве человеческих отношений и приобретение новых требований к речевому развитию. Кроме того, у младших школьников достаточно развиты рефлексивные способности, происходит перестройка их отношений с другими людьми. Кроме того, они могут осуществлять учебную деятельность только тогда, когда научатся управлять своими психическими процессами и поведением в целом. Это важные предпосылки формирования значимых социальных качеств у детей младшего школьного возраста. Способность к обучению отрабатывается и через игру, которая является важным полигоном для развития навыков обучения, так как дети этого возраста еще не потеряли к ней интерес. К. П. Зайцева считает, что игра может быть удачным средством развития коммуникативных навыков и социального поведения.
С. Г. Батырева выделяет еще одну важнейшую индивидуальную особенность, влияющую на формирование социокультурной и коммуникативной компетентности младших школьников: особенности их социализации. Для успешной реализации необходимо активное участие учащегося в выработке социальных норм, ролей и функций.
Правильная организация коллективной деятельности, в том числе учебной, необходима для того, чтобы дети младшего школьного возраста нашли свое место в обществе. Развитие коммуникативной компетентности является одной из основных целей организации занятий на деятельностной основе, так как у учащихся младшего школьного возраста формируются познавательные интересы, теоретические формы мышления, умение управлять своим поведением, чувство ответственности и другие нервно-психические факторы, эмоциональные характеристики.
В. А. Шабанов и его коллеги показали, что большинство младших школьников не соответствуют нормативному возрастному уровню в развитии своей коммуникативной сферы. Поэтому возникает необходимость целенаправленного создания психолого-педагогических условий для развития учебного сотрудничества обучающихся по основной общеобразовательной программе.
Библиографический список
1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: учеб.пособие / Е. В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону, 2000. – 122 с.
2. Григорьева, Л. Г. Особенности формирования и развития познавательной самостоятельности младших школьников / Л. Г. Григорьева // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 2011. – № 3. – С. 72–76.
3. Гулая, Р. В. Использование на учебном занятии технологии «обучение в сотрудничестве» [Электронный ресурс]: символ науки / Р. В. Гулая. – 2015. – № 10–1. – С. 158–160. – Режим доступа: https://elibrary.ru/- item.asp?id=2439272.
4. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности: учеб.пособие / О.Г. Дробницкий. – М.: Просвещение, 2007. – 412 с.