Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ УРОКОВ ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Ким Анна Валерьевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Школа-интернат №8»,
г. Саяногорск
Организация дистанционных уроков чтения и развития речи для детей с ОВЗ
Вся Россия и весь мир переживает неспокойное и не совсем привычное для нас время. С апреля 2020 г. наша школа, как и все ОО нашего города, вынуждена была перейти на режим дистанционной формы обучения в связи с карантином. Возникшая ситуация, связанная с необходимостью занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, требовала очень серьёзного внимания к организации этого процесса.
Для того чтобы организовать учебный процесс при помощи дистанционных образовательных технологии, педагогу необходимо выбрать формат взаимодействия с обучающимися. В настоящее время существует два основных формата взаимодействия: онлайн и офлайн. При этом учитель не должен ограничивать себя только одним форматом, их можно использовать оба, чтобы учебный процесс был разнообразнее.
Учебный предмет «Чтение» («Литературное чтение») занимает особое место в системе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Данный курс нацелен на формирование не только навыков чтения (правильность, осознанность, выразительность, беглость), но и речевых умений. Кроме того, уроки чтения должны развивать у старшеклассников интерес к чтению доступной литературы, духовно и нравственно обогащать их.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья должна выстраиваться в зависимости от их индивидуальных особенностей, должна носить характер непосредственного общения, во время которого можно реагировать на изменения настроения ребёнка и в зависимости от этого варьировать методы и приёмы коррекционно-развивающей работы.
Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Работать с детьми с ОВЗ сложно даже, когда находишься рядом с ними, ведь очень важно находиться в непосредственном контакте с ребенком. И во время работы приходится использовать разные виды помощи и подсказок, психологические методы (в виде поддержки, подбадривания) если ребёнок теряет уверенность в успехе своей деятельности, также физические, когда педагог помогает ребенку сделать задание и поддерживает его.
Практика показывает, что ученики старших классов с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности при чтении и понимании художественных произведений. Большинство из них находится на этапе становления синтетических приёмов чтения, и это обусловлено целым рядом причин:
§  нарушение фонематического слуха;
§  нарушение пространственного восприятия;
§  нарушение взаимодействия между слуховым, зрительным и кинестетическим восприятием;
§  нарушение мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, речи;
§  нарушение поведения и работоспособности.
У всех детей с ОВЗ наблюдается речевые недостатки, которые характеризуется недостаточным развитием словаря, нарушением лексико – грамматических конструкций и т.д. Неотъемлемой частью дистанционных занятий является словарная работа, в ходе которой обучающимся предоставляются разнообразные заданий, направленные на осмысленное восприятие лексики литературного произведения, уточнение известной школьникам лексики, введение ее в их связную речь, практическое овладение лексическими, стилистическими, выразительными средствами языка.
Особое внимание необходимо обратить на возможности организации обратной связи учащихся с учителем на уроке и вне его. В рамках обратной связи учеников стимулировала задавать уточняющие вопросы, индивидуально разбирали ошибки, оказывала помощь при выполнении домашнего задания посредством сообщений в мессенджере WhаtsApp, Viber.
При работе с литературными произведениями нежелательно постоянно требовать от учащихся подробные пересказы, развернутые ответы на вопросы, так как особенности речевого развития не позволяют детям с ОВЗ самостоятельно полноценно проработать содержание произведения. При организации дистанционной работы предлагала учащимся другие виды заданий, направленные на формирование проверки осознанного понимания прочитанного.
Рассмотрим виды деятельности обучающихся на различных этапах работы с литературным произведением, которые были реализованы при дистанционном обучении.
На этапе предварительной работы:
1. Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Используются ссылки на аудиокниги, чтение произведения учителем (аудиозапись). Этот материал по системам связи WhаtsApp, Viber, электронная почта, заранее определённым учителем вместе с родителями, отправляется накануне онлайн-урока, чтобы обучающийся смог бы ознакомиться с произведением.
2. Просмотр видеоряда по теме произведения (документальные кадры о времени, в которое происходят описываемые события, отрывки из художественных фильмов и мультфильмов по теме литературного произведения и т. д.). Этот материал тоже заранее присылается учителем накануне онлайн-урока.
3. Рассматривание выставки книг (автора или по тематике), прослушивание рассказа учителя о выставке. Может быть представлена в виде виртуальной экскурсии в библиотеку, создание учителем презентации с необходимым материалом. Представляется обучающимся накануне онлайн-урока.
4. Представление биографии автора, используя презентации или видеофрагменты. Ссылки на данный материал или сам материал высылается учителем накануне занятия.
5.Выделение из текста сложных для чтения или понимания слов.
Предварительная работа с литературным произведением представляется каждому обучающемуся в виде подробной инструкции. Эти инструкции могут быть одинаковыми у всех учеников, а могут быть и разными в зависимости от целей проведения дистанционного урока, которые намечены учителем.
Во время дистанционного обучения моя работа по чтению и развитию речи выглядела так:
Чтение и развитие речи 5 класс
Тема урока: А Куприн «Белый пудель»
Учебник: стр. 213-216
1. Читать 4 часть рассказа
2. Разобрать непонятные слова и словосочетания:
Прописать ижу- сделать строгий выговор, высечь.
3.Письмено ответьте на вопрос: «Почему дедушка Лодыжкин не продал пуделя?»
4.Обобщение пройденного. Тест. Ответы записать в тетрадь. Сделать фото отправить учителю.
Тест
Александр Куприн «Белый пудель»
1.Главным героем рассказа является…
А. белый пудель
Б. мальчик Сергей
В.Трилли
2.Кем приходится Сергей дедушке Лодыжкину?
А. внуком
Б. никем, он взял его «напрокат» у вдового сапожника
В. дальним родственником
3.Что удивило бродячих артистов на даче «Дружба»?
А.мальчик, который бился в истерике и безобразно себя вёл
Б.мальчик, который пел прекрасную песню
В.необыкновенно хорошенькая и воспитанная девочка
4.Какое желание Трилли должны были выполнить взрослые?
А.купить ему старую шарманку
Б.заставить Сергея прыгать на одной ножке
В.купить ему пуделя Арто
5.«Белый пудель» - рассказ о…
А. дружбе Сергея и Арто
Б. цирке
В. жизни музыкантов
Чтение и развитие речи 7 класс
Тема урока: «Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке…»
Учебник: стр.233-234
1.Прослушать и посмотреть видео:
https://www.youtube.com/watch?v=YPFt6gQPJ6k
2.Самостоятельно прочитать стихотворение.
3.Разобрать непонятные слова и словосочетания:
Холмы- небольшие округлые возвышенности
Перелески – небольшие лески, отделенные полянами.
Созвучье- сочетания двух или нескольких звуков, звучащих одновременно.
Застенчивая- скромная, спокойная, нехвастливая.
В чём разница слов: увидеть – всмотреться, услышать – вслушаться?
4.Выучить стихотворение наизусть стр.233
5.Сделать запись (видео) и отравить учителю.
Чтение и развитие речи 8 класс
Тема урока: А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
Учебник: стр. 234-242
1.А.Т. Твардовский. Биография.
https://www.youtube.com/watch?v=Vx1IkQo2iIQ
2. Прослушать стихотворение (глава 8 «Гармонь»)
https://www.youtube.com/watch?v=AxHmpPUef1E
3. Самостоятельно прочитать главу «Гармонь».
Выполнить задание: учебник: стр.242 вопрос 3
4. Выучить наизусть отрывок из этой части от слов «Только взял боец трёхрядку…»
до слов «Ах, какой вы все. Ребята, молодой ещё народ..»
5.Сделать запись (видео) и отравить учителю.
Правильно организованна работа над произведениями (словарная работа, прослушивание аудиозаписей, самостоятельная работа над текстом, разного рода контроль и проверка знаний) помогли обучающимся с ОВЗ в дистанционный период освоить материал по чтению и развитию речи и получить знания. О чём свидетельствуют работы, которые ребята высылали в качестве обратной связи (выразительное чтение стихотворений (аудио, видео), кроссворды, ответы тестов).
Февраль 2021