Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Какушкина Н.Н. ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВА (1 КЛАСС)

Библиографическое описание:
Какушкина Н.Н. Парные звонкие и глухие согласные на конце слова (1 класс) // Современная начальная школа. 2021. № 24. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/24.pdf.

Цели. Систематизировать, обобщить знания, представления учащихся о звонких и глухих согласных звуках;

Познакомить с особенностями проверочных и проверяемых слов, составить алгоритм проверки написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов;

Учить сравнивать, обобщать, развивать память, логическое мышление, речь.

Оборудование: презентация, задания на карточках, толковый словарь Ожегова.

Ход урока.

Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал;

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Психологический настрой учащихся.

- Сегодня мы отправимся в очередное путешествие, а вместе с нами будет путешествовать и наш друг весёлый и неунывающий КОЛОБОК! (слайд 1)

- Давайте улыбнёмся друг другу, пожмём ручки и отправимся в путь.

Итак, дверка открывается, сказка начинается.

- Как называется сказка, в которую мы сегодня отправимся? (Колобок)

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Вспомните, с кем Колобок встречается сначала? (Слайд 2, часть 1).

Задание 1:

- У Зайчика рассыпались буквы. Давайте их назовём.

Б Г К О Т П Ш Д Ж

Какая буква лишняя? Почему?

Дайте характеристику гласным?

А что можете сказать об оставшихся буквах? (Они согласные, парные: звонкие и глухие)

Найдите пары по звонкости и глухости. Запишите.

Б Г Д Ж В З

П К Т Ш Ф С

Напишите самостоятельно пропущенные пары.

Запишите их самостоятельно. Дайте им характеристику.

Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом.

Глухие согласные состоят только из шума.

Задание 2:

А сейчас отгадайте загадку.

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус,

А зовут его …. (арбуз) (Слайд 3)

Запишите отгадку. Какой согласный напишем на конце?

Грамматическая сказка «Спор согласных» (я знаю сказку)

Сообщение темы и цели.

- Как думаете, над какой темой мы будем работать?

(ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ)

Какова цель нашего урока?

(НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ,

ПОДБИРАТЬ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА)

Первичная рефлексия.

Справились мы с заданием Зайчика и вместе с Колобком отправляемся дальше. А навстречу нам Серый Волк со своим заданием. (Слайд 5)

Задание 3:

- Запишите одним словом отгадку, опираясь на эталон. Подчеркните звонкие и глухие на конце.

1) Друг вилки и ложки. (Нож)

2) Он бывает берёзовый, яблочный, томатный (Сок)

3) Название этого овоща звучит на итальянском языке, как «Чиполлино» и из него стреляют. (Лук)

Как называют слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные)

4) Эта сторона горизонта противоположна северу (Юг)

5) Красивая белая птица, которая всегда живет парой? (Лебедь)

6) Самое длинношее животное? (Жираф)

Что вы знаете о лебеде? Где можно найти значение незнакомых слов?

(ВЕРНОСТЬ) – работа с толковым словарём.

На какие вопросы отвечают слова – отгадки.

Кто? Что?

лебедь нож

жираф сок

лук

юг

И ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТ.

Задание 4:

А сейчас взяли карандаши и определим звуки, которые спрятались в слове лебедь (звуко – буквенный анализ)

Л-согл., звонк. мягкий, делаю бусинку зелёным

Э – гласный, делаю бусинку красным

Б – согл., звонк., мягкий, делаю бусинку зелёным

Э - гласный, делаю бусинку красным

Т – согл., глухой, мягкий, делаю бусинку зелёным

Ударение падает на первый слог, в слове лебедь 2 гласных, значит 2 слога.

Физминутка.

Устал Колобок и присел отдохнуть на пенёк. Давайте и мы отдохнём.

Отдохнули? А теперь пожали друг другу руки, улыбнёмся и снова в путь.

Рефлексия, коррекция.

(Работа в парах)

Снова покатился Колобок, а навстречу ему Медведь со своим заданием. (Слайд 6)

Задание 5:

Нужно в словах написать согласный на конце.

Главное условие Медведя: Вы должны работать в паре, дружно и сообща находить правильный ответ.

Голу..ь, моро…, ду…, чи…, морко…ь, бере…, медве…ь.

Рефлексия.

Отпустил Медведь Колобка и покатился он по лесной дорожке. Смотрит ель растёт, красивая и что-то на ней написано, а прочитать не может. Поможем Колобку?

(Задание на карточках) Самостоятельная работа.

1 вариант.

Вот ле…. Там много тра…. А вот ду…. Под дубом рос гри….

2 вариант.

Вот дача. Рядом са…. Там много яго…. В кустах поёт чи….

Задание 6:

Спишите предложения, напишите звонкие и глухие согласные на конце.

(Повторение о предложении)

Задание 7:

А сейчас отгадайте ребус.

1.Колосится в поле рожь…

Там во ржи цветок найдёшь.

Ярко- синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(Василек)

2. Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(Дерево)

3. Встает на заре,

Поёт во дворе,

На голове гребешок,

Кто же это?

(Петушок)

4. Шевелились у цветка,

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

Определите, какое слово получилось? (Лето)

Понял Колобок, что без вашей помощи он бы не справился с заданиями и не смог бы

отдохнуть.

Понравилась вам сказка на новый лад?

Итог.

А что нового вы узнали, помогая Колобку?

А пригодятся ли вам полученные знания не на уроке, а в жизни? А где? А вашим друзьям, взрослым?

Оцените свою деятельность на уроке.