Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Губанова Е.В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ «УМНЫЙ ВЗГЛЯД НА МУСОР»

Губанова Елена Валентиновна
воспитатель ГПД, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области начальная школа «Гармония» п.г.т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области, Самарская область, муниципальный район Безенчукский, п.г.т. Безенчук

Библиографическое описание: Губанова Е.В. Педагогический проект по экологии «Умный взгляд на мусор» // Современная начальная школа. 2020. № 5. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/05.pdf.

«Человечество не погибнет в атомном кошмаре -
оно задохнется в собственных отходах».
Нильс Бор

Загрязнение окружающей среды одна из важнейших проблем в наше время. С каждым годом растет объем отходов, и все они представляют угрозу для окружающей среды, многие из них опасны для здоровья человека, т.к. содержат красители, растворители, вредные соединения и т.д.

С развитием новых технологий в нашей жизни появились такие упаковочные материалы, которые требуют особого подхода к их утилизации. Бесчисленные упаковки из синтетических материалов не могут быстро разлагаться и стали серьезным источником загрязнения окружающей среды. Поэтому возникла необходимость помочь школьникам понять, что они являются частью природного сообщества, что их бережное отношение к природе является залогом выживания человека на Земле – что и стало целью данной работы. Проект «Умный взгляд на мусор» - долгосрочный. Особое внимание в нем уделяется формированию целостного взгляда на современный образ жизни человека, и как продукты его технического развития влияют на окружающую природу. В ходе проведенной работы у детей формируются представления о необходимости утилизации, переработки и вторичного использования продуктов человеческой цивилизации. Существенную роль в этом направлении играет познавательно-исследовательская деятельность школьников. Важное значение при работе с детьми школьного возраста придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, развитию самосознания, направленного на природоохранную активность, выработку первичных навыков экологической грамотности.

Актуальность проекта

Отношение к охране окружающей среды становится одним из основных показателей уровня развития нашего государства (во всяком случае, отражает его точнее, чем добыча и переработка природных ископаемых или производство продуктов питания). В период технической модернизации и преобразования российского общества, общества - потребления одной из острейших экологических проблем остается проблема переработки и утилизации отходов.

Проблема отходов является, несомненно, одной из важнейших проблем современного общества. И одним из эффективных ее решений является организация селективного сбора отходов с их дальнейшим вторичным использованием.

С учетом возможностей переработки образуемый в России бытовой мусор имеет следующую структуру: 35% - вторичное сырье, 35% - биоразлагаемые отходы, 30% - неперерабатываемые отходы.

Свалки являются серьезным источником загрязнения почвы, грунтовых вод и атмосферы токсичными химикатами, высоко токсичными тяжелыми металлами, свалочными газами, а при возгорании мусора - диоксинами, фуранами и бифенилами. При захоронении в недрах полигона образовывается смесь угарного газа и метана, формируется токсичная жидкость. Так есть данные о том, что за 15 лет 80 % захороненного органического вещества не разложилось. При сжигании отходов в атмосферу выделяются сотни высокотоксичных соединений - яды, мутагены, канцерогены, которые являются сильнейшими ядами, воздействуют на иммунитет человека: увеличивается восприимчивость организма к инфекциям, возрастает частота аллергических реакций, онкологических и других тяжелых заболеваний.

Очевидно, что не захоронение и сжигание, а переработка является самым эффективным ресурсосберегающим средством.

Для того, чтобы переработка мусора была эффективной и оправданной, необходимо, чтобы отходы были разделены по принципу материала, из которого они изготовлены, то есть стекло отдельно от бумаги, пластика, дерева и т. д.

Реализация проекта позволит привлечь внимание школьников и их родителей к проблеме экологического состояния п.г.т. Безенчук, сформировать новую экологическую культуру и положительное отношение к раздельному сбору мусора, как самому эффективному ресурсосберегающему средству.

Цели проекта:

· формирование новой экологической культуры, повышение сознательности школьников и их родителей через привлечение их в процесс раздельного сбора мусора;

· организация информационно-медийного сопровождения по вовлечению школьников и их родителей в процесс раздельного сбора мусора.

Задачи проекта:

· информировать школьников и их родителей о проблемах, создаваемых бытовыми отходами, и о преимуществах раздельного сбора мусора;

· способствовать снижению загрязнения п.г.т. Безенчук, улучшению экологической обстановки;

· формировать новую экологическую культуру и положительное отношение к раздельному сбору мусора как самому эффективному ресурсосберегающему средству;

· привлечь внимание сотрудников, школьников ГБОУ НШ «Гармония» и их родителей к проблеме раздельного сбора отходов.

Основное содержание проекта

Загрязнение окружающей среды одна из важнейших проблем в наше время.

Опыт самых развитых стран показывает, что участие каждого жителя вносит значительный вклад в развитие культуры грамотного обращения с отходами и помогает сделать процесс избавления от мусора безопасным и эффективным. На сегодняшний день решение «мусорной» проблемы состоит в налаживании раздельного сбора и переработки отходов.

Что необходимо сделать, чтобы нам стало понятно, что отходы – дело каждого, а культура обращения с отходами – это то, что позволит нам, создать чистое будущее, в котором потребление разумно, а окружающая среда благоприятна для жизни? Начать менять привычки и действовать разумно прямо сейчас. Ведь каждый из нас своим поведением, своими привычками и активными действиями каждое мгновение влияет на будущее и создаёт его.

Реализация данного проекта поможет привлечь внимание школьников и их родителей к проблеме экологического состояния п.г.т. Безенчук, сформировать новую экологическую культуру и положительное отношение к раздельному сбору мусора, как самому эффективному ресурсосберегающему средству.

Механизм реализации проекта.

· Сбор информации по теме проекта.

· Подготовка методического материала для проведения консультаций, мероприятий в рамках проекта.

· Проведение исследований в соответствии с программой.

· Общая работа (Проект реализуется через запланированные мероприятия по темам.)

· Проведение и участие в экологических акциях и конкурсах.

· Подготовка аналитического материала по итогам проведенной работы.

· Презентация итоговых результатов

Этапы и сроки реализации проекта

I этап - подготовительный

Задачи:

· анализ экологической ситуации п.г.т. Безенчук и Самарской области;

· оценка местных проблем отходов, объема и состава отходов в настоящем и будущем, анализ и систематизация полученных данных, формулировка проблем;

· информирование школьников и их родителей о начале деятельности экологический проект по раздельному сбору мусора;

· формирование инициативной группы среди учащихся, родителей и педагогического состава;

· сбор информации о практике раздельного сбора мусора;

· анкетирование участников проекта о готовности участия в проекте раздельного сбора мусора.

II этап - основной

Задачи:

· привлечь обучающихся класса ГБОУ НШ «Гармония» п.г.т. Безенчук в процесс раздельного сбора мусора;

· выработать механизм по раздельному сбору бытовых отходов;

· оказать влияние на родителей и привлечь их к участию в раздельном сборе отходов;

· выработать рекомендации по организации, информированию и пропаганде раздельного сбора бытовых отходов для применения их в других классах ГБОУ НШ «Гармония» п.г.т. Безенчук;

· применить разработанные рекомендации и наработанный опыт по организации, информированию и пропаганде раздельного сбора бытовых отходов;

· повысить эффективность деятельности ГБОУ НШ «Гармония» п.г.т. Безенчук в повышении экологической культуры школьников.

· организовать раздельный сбор мусора в классе ГБОУ НШ «Гармония» п.г.т. Безенчук

III этап - завершающий

Задачи:

· анализ проделанной работы;

· подведение итогов проекта.



План реализации проекта



Мероприятие

1.

Сбор информации об экологической обстановке и способах переработки мусора

2.

Проведение анкетирование среди родителей

3.

Открытие проекта «Умный взгляд на мусор»

4.

Участие в конкурсе среди образовательных учреждений по сбору макулатуры «#БумагаНеМусор»

5.

Знакомство детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором (просмотр презентаций, видео, проведение бесед)

6.

Экспериментальная деятельность учащихся по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага

7.

Участие в школьном субботнике

8.

Внедрение системы раздельного сбора мусора в классе

9.

Проведение консультации для родителей «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен» с раздачей буклетов

10.

КВН «Что мы знаем о природе и ее охране»

11.

Проведение конкурса поделок из бросового материала среди учеников 1 класса «Сокровища с мусорной свалки»

12.

Организация выставки поделок из бросового материала

13.

Создание лепбук: «Берегите природу»

14.

Создание ЭОМ «Сортировка мусора»

15.

Подведение итогов



Ожидаемые результаты

Результат-продукт:

· лепбук «Берегите природу»;

· брошюры для родителей «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»;

· выставка поделок из бросового материала «Сокровища с мусорной свалки»;

· ЭОМ «Сортировка мусора»;

· Методическая копилка «Формирование у детей экологической культуры раздельного сбора мусора»

Результат-эффект:

· повышения уровня знаний и формирование экологической культуры участников проекта, формирование положительного отношения к раздельному сбору мусора как самому эффективному ресурсосберегающему средству.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Управление отходами – это искусство извлекать из него полезные компоненты и после переработки использовать повторно. Сортировка мусора может улучшить экологию и сократить использование не восполняемых и медленно восполняемых природных ресурсов. Если люди научаться сортировать мусор и использовать его повторно в производстве, сократится количество свалок, приносящих вред природе, снизится вырубка лесов, можно будет экономней расходовать полезные ископаемые для производства электроэнергии и новых материалов.

Проект «Умный взгляд на мусор» необходимо продолжать, расширять контингент участников, с целью формирование новой экологической культуры, повышение сознательности школьников.