Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Бельчанская О.Н. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЕДТЕХНОЛОГИЙ

Бельчанская Ольга Николаевна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район "Основная общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева", х. Карла Маркса

Библиографическое описание: Бельчанская О.Н. Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательном классе с использованием современных образовательных педтехнологий // Современная начальная школа. 2020. № 10. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/10.pdf.

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

Назрела острая необходимость в понимании проблем детей, имеющих задержку психического развития, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

Я работаю в школе с 2012 года и заметила, что все чаще учителю приходится сталкиваться с проблемой обучения «особенных» детей.

Моя работа над темой «Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательном классе с использованием современных образовательных педтехнологий» началась с 2013 года. В этом году я набрала свой первый класс, обучающийся по программе ФГОС, в котором количество детей с ОВЗ составляло 30 %. На общем фоне класса эти дети мало отличались. Наоборот, они старались тянуться за остальными.

В новом наборе учащихся в 2015 году, я заметила, что таких детей стало больше (50%). И это способствовало поиску новых методов, приемов и педагогических технологий в работе с детьми ОВЗ.

В 2017 году в общем количестве детей (19) появился ребенок 8 вида с диагнозом легкая умственная отсталость. Родители ребенка решили отдать его в общеобразовательную школу, чтобы обучать на общих основаниях.





Появление новой категории детей в стенах школы, требует постоянного совершенствования своих знаний. Данные детки обучаются у нас совместно с другими ребятами, согласно своей возрастной категории, и не выделены в отдельный класс. Такое обучение, мы это тоже прекрасно понимаем, создает определенные трудности, как для учителя, так и для самих ребят. Эффективность обучения таких детей в общей массе без включения отдельных специалистов будет минимальной. Дети с умственной отсталостью нуждаются в обязательном сопровождении логопеда, дефектолога, психолога. Но в нашей малокомплектной школе нет таких специалистов. Мне пришлось искать новый подход и новые педагогические технологии в работе с этим ребенком.

Из опыта работы знаю, как непросто обучать таких деток совместно с другими детьми. Приходится строить урок так, чтобы уделять внимание «особенным» детям. Дети должны не чувствовать себя обделенными вниманием педагога.

В самом начале работы возникали определенные трудности:

- в планировании изучаемого материала;

- подборе форм и методов обучения;

- в организации эффективного обучения.

Чтобы устранить трудности в методике работы с учащимися по разным предметным областям, изучала литературу, прошла курсы повышения квалификации по теме «Формирование навыков учебной деятельности средствами современных педагогических технологий у учащихся начальных классов в условиях ФГОС» и «Инклюзивное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе в условиях реализации ФГОС», занималась самообразованием с использованием ресурсов сети Интернет, педагогической и методической литературы.

Актуальность

Несмотря на свой накопленный опыт работы, интерес к чему-то новому и увлекательному в профессии учителя у многих педагогов по-прежнему огромен. Каждому из нас хочется сделать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Моей главной задачей является построение процесса обучения таким образом, чтобы заинтересовать учеников, привлечь их внимание, чтобы они захотели получать предложенные им знания.

Эта проблема актуальна не только для нашей школы, района, края, актуальна в целом для России. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психологических, педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья в школах.

В настоящее время одним из главных направлений развития общего образования является создание необходимых условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель и смысл инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой общеобразовательное школе - это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательных программ, социальных навыков наряду со сверстниками.

Большой проблемой для родителей и коллектива нашей школы является получение образования детьми с умственной отсталостью. Именно эта категория детей подвержена наибольшей дискриминации.

На сегодняшний день еще не отработана система и механизм включения в массовую общеобразовательную среду детей с нарушениями интеллекта, особенно с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Моя задача состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. В своей работе я ищу наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Основная идея моего педагогического опыта состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их вместе с учителем в процессе учебной деятельности.

Цель моей работы: внедрение ФГОС с использованием современных педтехнологий для обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном классе.

Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:

1. Изучить литературы по теме внедрения ФГОС, работы с детьми с ОВЗ, применение современных педтехнологий.

2. Провести мониторинг и диагностика развития индивидуальных способностей.

3. Раскрыть потенциал методов и современных педтехнологий для обучения детей с ОВЗ в условиях ФГОС

4. Подобрать и изготовить наглядные пособия для использования современных педтехнологий

5. Создать методическую копилку по проблеме организации обучения.

В любой педтехнологии я применяю системно-деятельнойсный подход (основы ФГОС), т.к. дети с ОВЗ помнят то, что они сделали сами практически в зоне ближайшего развития.

В поисках решения вопроса формирования у учащихся ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе я использую личностно-ориентированный подход, который реализую через внедрение здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения.

Провожу работу по общему и речевому развитию детей, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально – волевой сфере, поведении. На уроке использую приемы расчленения изучаемого материала на мелкие доли. Это находит свое отражение в структуре урока. Урок состоит из звеньев. Каждое звено содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия.

Из-за неравномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учителя имеет знание фаз работоспособности ученика. У умственно отсталого ученика слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена.

Ценным в методическом плане является проблемное изложение в виде вопросов – задач, рассуждений на поиск ответов. Объяснение совмещаю с показом и демонстрацией.

Я использую в процессе обучения метод наблюдения. Картины дополняют вербальное описание, дают зрительный образ демонстрируемого объекта.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Способствует развитию творческих способностей; формированию чувства ответственности; созданию условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

Игровые в нем дети играют конкретных персонажей. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.

Исследовательские в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов.

Практические в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы (выращиваем цветы).

Творческие результат – спектакль, сказка, постановка.

На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, творческую, и игровую, и практическую деятельность детей.

Использование проектной деятельности в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью будет способствовать развитию всех сторон психики, а самое главное социализации детей с умеренной умственной отсталостью.

Применяю игровые технологии на уроках. Обучая посредством игры, я учу детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

- Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок – игра «Путешествие по стране Знаний»);

- В качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля): игра в слова, дополни слово, перевернутые слова и другие. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроке дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе. Дидактические игры имеют две цели: одна из них обучающая, которую преследует учитель, а другая игровая, ради которой действует ребенок.

Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к ее поиску, к использованию на практике. Главная проблема учителя - поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы.

Здоровьесберегающие технологии применяю как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает четкое чередование видов деятельности.

Выбираю физминутки в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: если письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук, если чтение – гимнастику для глаз, слушание, говорение – гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.

Даже на уроках русского языка мы не забываем о здоровье. Мы записываем с комментированием пословицы, поговорки о здоровье. Например: Береги платье снова, а здоровье смолоду. Здоровье дороже денег: здоров буду – и денег добуду.

Мне, как учителю, приходится решать проблему оказания помощи каждому ребенку в организации его личной самостоятельной деятельности в урочное время.

При индивидуальном подходе учу работать самостоятельно, развивать воображение, творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять инициативу, дифференцировать свои интересы, рационально использовать время. Преимущество индивидуальной формы обучения в том, что есть контакт с учеником и всегда можно исправить ошибки и отметить успехи. Организовать самостоятельную работу учащимся помогает дидактический материал в виде карточек. На основе сборника Л.А. Ахременковой «К пятерке шаг за шагом» я составила карточки с заданиями для закрепления изученного материала.

При использовании технологии проблемного обучения учащиеся учатся мыслить научно, логично, творчески. Добытые знания превращаются в убеждение. Учащиеся испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах.

Применение технологии развивающего обучения предполагает формирование у учащихся познавательного интереса, коллективный поиск информации на основе наблюдения, сравнения.

Особенностью работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья является многократное повторение материала. По технологии В.Ф. Шаталова использования схемно-знаковых моделей мною используется:

- Применение опор,

- Личностно-ориентированный подход,

- Ученье без принуждения,

- Бесконфликтность учебной ситуации,

- Соединение обучения и воспитания.

Раскрытию тем, идей, областей знаний помогают интегрированные уроки. Цель достигается через решение следующих задач:

- создание у учащихся с нарушением интеллекта достаточно широкого, яркого представления о мире, в котором он живет, приобщение его к разговору с человеком, природой, культурой, искусством,

- развитие творческих качеств, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность,

-формирование у учащихся коммуникативных качеств, нравственных ценностей,

-развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать, самоуважения.

Организация и проведение интегрированных уроков отвечает задачам личностно – ориентированного обучения.

Реализация педагогических технологий в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1. Принцип научности - заключается в том, чтобы максимально приблизить изложение основных понятий и теории к уровню современного понимания наиболее важных вопросов науки.

2. Принцип доступности – обучение идет от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

3. Принцип сознательности и активности – добиваться четкого понимания учебной цели и задач предстоящей работы, использовать увлекательные факты, сведения, примеры.

4. Принцип прочности – учебный материал структурировать с учетом индивидуальных различий учащихся, делать упор на уже приобретенные знания.

5. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным возможностям учеников – использовать индивидуальный подход (учебную работу проводить по единой программе индивидуализации с использованием форм методов работы с каждым)

6. Принцип наглядности - наглядность использовать как источник знаний.

7. Принцип систематичности и последовательности – формировать систему знаний на основе понимания их взаимосвязей.

8. Принцип связи теории с практикой – в обучении опираться на имеющийся у учащихся практический опыт.

9. Принцип единства обучения и воспитания – использовать воспитательные возможности каждой темы, каждого урока.

В общении «учитель – ученик» придерживаюсь следующих критериев:

- учитель испытывает интерес к детям, их мыслям, чувствам, создает у каждого ученика чувство, что его понимают и принимают;

- учитель владеет умением «подать себя»;

- дети испытывают и проявляют интерес, уважение к учителю;

- учитель внимателен ко всем детям, это дает возможность высказаться каждому ребенку; умеет организовать меру помощи, чтобы каждый испытал успех деятельности;

- учитель умеет во время диалога на уроке отдавать инициативу детям;

- учитель содействует спокойному, естественному поведению детей на уроке.

В общении учащихся друг с другом работаю над следующими показателями:

- дети испытывают интерес к мыслям, суждениям, знаниям одноклассников;

- учащиеся владеют диалогической формой общения, умеют слушать друг друга;

- коллектив класса мобилизует познавательную деятельность ученика;

- дети владеют мимикой, могут открыто передавать свои чувства, умеют устанавливать контакт.

Использование современных технологий позволяет мне грамотно выстроить урок, включить интеграцию в процесс обучения.

Структура урока в этом случае имеет вид:



Этапы урока

Методы и приемы

Организация

Работы по общеобразовательной программе

Организация

Работы по программе для с(к)оу VIII вида

Орг. Момент

Словесный (слово учителя)

Общий для всех детей класса

Проверка домашнего задания

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам)

Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка

Индивидуальная проверка

Повторение изученного материала

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам)

Беседа, письменное и устное выполнение упражнений

Работа по карточкам

Подготовка к восприятию нового материала

Словесный (беседа)

Беседа

Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе

Изучение нового материала

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам)

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания)

Закрепление изученного

Словесный (беседа) практический (работа с учебником, по карточкам)

Выполнение упражнений. Проверка

Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений из учебника и работа по карточкам

Итог урока

Словесный (беседа)

Общий для всех детей класса

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Словесный (слово учителя)

Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием

Уровень домашнего задания для детей с особенностями в развитии



Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, как усвоили ученики предыдущий материал, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль за знаниями, умениями и навыками).

Если у всех учеников в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально, и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой.

Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы).

Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае я сначала объясняю новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с ОВЗ в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного.

Затем для закрепления нового материала даю классу самостоятельную работу, а в это время занимаюсь с учащимися с особенностями в развитии (провожу анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, даю дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал).

Такое чередование деятельности класса продолжается в течение всего урока.

При необходимости могу использовать для объяснения непонятных или трудноусваиваемых моментов содержания программного материала инструкционные карточки, в которых изложен алгоритм действий школьника, различные задания и упражнения.

Такой прием обучения применяется в том случае, когда я не могу уделять много времени учащимся с ОВЗ и вынуждена весь урок контролировать остальной класс из-за сложности темы по типовой общеобразовательной программе для детей с нормальным психофизическим и интеллектуальным развитием.

В своей работе я применяю целый ряд методов. Понятие «метод» означает совокупность способов и приемов, используемых в работе.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).

Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

5. Активно использую презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную позволяют сделать мою работу более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ дополняю традиционныеми формами работы, расширяя возможности организации взаимодействия с учениками.

Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. Мультимедийные презентации приносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает учебный процесс интересным и выразительным.

6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

7. Активные методы рефлексии.

В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов. В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);

3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.

При выборе того или иного вида рефлексии в своей работе я учитываю цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Широко использую приём с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.

«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.

Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет мне чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной деятельности у учащихся с ОВЗ.

На протяжении этих лет я применяла современные педтехнологии с учетом работы с детьми ОВЗ 7 вида. Лишь в последний год с появлением в общеобразовательном классе ребенка ОВЗ 8 вида, пришлось расставить новые акценты в применении современных педтехнологий в работе с обычными и особыми детьми с учетом требования ФГОС НОО.

Без реализации индивидуального подхода немыслимо обучениедетей ОВЗ в общеобразовательной школе. Так, например, при плохом усвоении материала одному ученику можно предложить дополнительные занятия, а другому дать возможность больше отдыхать. Анализируя ошибки учащихся, допускаемые ими в письменных работах, нужно уметь отделить ошибки, обусловленные недостаточным усвоением правил орфографии, от ошибок, обусловленными последствиями болезни. При определении размера домашних заданий и при повторении учебного материала необходимо знать особенности памяти умственно отсталых детей. Чтобы подготовиться к занятиям, возможно доходчивее объяснить новый учебный материал, подобрать наиболее подходящие наглядные пособия к уроку, следует учесть особенности восприятия умственно отсталых детей.

Более подробно хотелось бы остановиться на принципе системно-деятель-ностного подхода в обучении и воспитании. Как уже говорилось выше, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной, направляемой педагогом.

Системно-деятельностный подход реализуется в зависимости от возраста обучаемых. В начальной школе ведущей для умственно отсталых детей является игровая деятельность (в общем дети ориентированы на дошкольные виды деятельности).

Бывают и такие дети, у которых мотивационный компонент не сформирован. Тогда в своей работе я ищу ту опору, чем можно заинтересовать ребенка, используя мотивацию поощрения или соревнования. Зачастую именно эти 2 вида мотивации только и могут подтолкнуть умственно отсталого ребенка к деятельности.

Очень огромное внимание при работе с детьми ОВЗ 8 вида уделяю развитию мелкой моторики, т.к. ребенок, пришедший в мой класс, характеризуются низким уровнем ее развития. Маргарите трудно координировать движение пальцев рук, манипулировать мелкими предметами, уметь производить точные движения на бытовом уровне (застегивание пуговиц, шнуровка ботинок, застегивание молний и т.д.). Ей трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.

Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам с нормой развития. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Общая моторная ловкость, «уклюжесть» таких детей: способность делать ритмические и координированные движения, марширование, бег на месте, различные виды прыжков, а также умение бросать и ловить мяч, играть в «ладушки» (перекрестные поочередные движения) и т.п. – тоже страдает.

Для развития мелкой моторики в арсенале каждого педагога имеются различные пособия. Пальчиковые игры являются неотъемлемой частью любого урока. Развитию мелкой моторики также способствуют занятия:

· Изготовление бус;

· Собирание пирамидок, матрешек, мозаики;

· Работа с пособиями по застегиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков и т.д.;

· Сухие бассейны;

· Лепка;

· Аппликация;

· Обведение лекал с последующей их штриховой;

· Работа с трафаретами;

· Работа с крупой;

· Работа с нитками, шнурками;

· Работа со счетными палочками;

· Работа с прищепками, со скрепками; с макаронными изделиями и т.д.

О реализации принципа необходимости специального педагогического руководства в работе с умственно отсталыми детьми говорить много не надо. Все педагоги, кто хоть когда - то работал с данной категорией учащихся могут сказать, такие дети нуждаются в постоянной стимулирующей или организующей помощи взрослого.

Таким образом, зная особенность ребенка, определяю индивидуальную образовательную траекторию ребенка, составляя или модифицируя для него программы обучения.

В нашей школе адаптированные рабочие программы по предметам (вариант 8.1) составлены для детей с умеренной умственной отсталостью.

Результатом своей деятельности считаю:

- Положительная динамика в развитии познавательной активности и мотивации в учебной деятельности.

- Развитие памяти мыслительных процессов и внимания.

- Развитие интереса к предметам.

- Развитие творческих способностей обучающихся.

- Способность детей к самооценке.

- Сформированность практических навыков

Результаты своей работы прослеживаю через определённую систему текущего и итогового контроля. Текущий контроль – это самостоятельные, проверочные и контрольные работы, диктанты. Итоговый контроль – это тестовый материал, диагностические работы.

Кроме этого, можно отметить, что у учащихся ОВЗ сформировался интерес к изобразительной деятельности, возросла потребность в детском творчестве, рисунки стали отличаться оригинальностью, обогатился эмоциональный мир ребенка.

Достижения детей с ОВЗ: по итогам всевозможных интеллектуальных конкурсов и дистанционных олимпиад 37 % обучающихся отмечены сертификатами участника, памятными подарками, дипломами и благодарственными письмами. («Новый урок», «Кенгуру», «Инфоурок» «ФГОСТЕСТ», «Учу.ру» и др.)

В работе с ребенком умственной отсталости, в течение трех месяцев, достигнуты следующие результаты:

- ребенок приобрел навыки работы с письменными принадлежностями (научился держать ручку и карандаш);

- ребенок овладел первоначальными навыками чтения;

- научилась идентифицировать цифры, называть их.

Направления развития

Перспективы:

- Продолжать работу с детьми с ОВЗ через педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

- Расширять работу с социумом.

- Продолжать участвовать в конкурсах детского творчества.

- Ребенка 8 вида научить находить соответствие между цифрами и количеством загнутых пальчиков, т.к. неё не развита мелкая моторика.