Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Казак Н.А. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Казак Наталья Анатольевна
учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 67, г. Томск

Библиографическое описание: Казак Н.А. Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для младших школьников // Современная начальная школа. 2020. № 9. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/09.pdf.

Новые времена ставят перед нами новые задачи, так с приходом рыночной экономики объективной необходимостью для российского общества стало повышение финансовой грамотности, как ключ к развитию финансовых рынков и повышению конкурентоспособности экономики. Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от политической, правовой, экономической и нравственной грамотности молодого поколения. Несомненно, финансовый аспект затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Более того, каждый гражданин должен осознавать, что в первую очередь он сам в ответе за защиту своих интересов от финансового мошенничества, от него зависит его будущее финансовое благополучие.

Проанализировав Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования, выявили, что в число требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования входят требования к предметным, метапредметным, личностным результатам [7]. Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции… [8]. Реализация данной компетенции способствует формированию личности социально развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны.

Необходимость экономического воспитания младших школьников, внедрения занятий по финансовой грамотности в начальной школе обусловлена тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности. Считаем, что сегодняшнего ученика начальной школы как финансово грамотного человека должна отличать присущая ему культура потребительского и финансового поведения, а вовсе не знание специальных терминов и понятий [6].

В МАОУ СОШ №67 г.Томска разработана и эффективно внедряется программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности». Ее актуальность объясняется направленностью на формирование экономического образования подрастающего поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.

Цель программы: создание условий для формирования экономического образа мышления младших школьников.

Задачи программы:

· воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье;

· формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

· формировать ответственное отношение к денежным операциям;

· формировать навыки ответственного поведения за собственные финансовые решения.

Центральным направлением реализации данной программы в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования является общеинтеллектуальное развитие личности.

Преобладающим видом внеурочной деятельности в рамках реализации программы является познавательная деятельность.

Программа направлена на работу с разными группами обучающихся, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так как позволяет выстроить каждому участнику внеурочной деятельности индивидуальную траекторию развития, основанную на разнообразных видах активной деятельности.

Реализация программы данного курса наличие УМК не предусматривает. В основу программы положены программа по финансовой грамотности для 2–4 классы общеобразовательных учреждений. / Ю. Н. Корлюгова, Г.Д.Гловели — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению») [1].

Преемственность программы курса «Основы финансовой грамотности» обеспечивается тесной связью с содержанием других предметных областей, прежде всего «Математика» и «Окружающий мир». Кроме того, программа курса направлена на реализацию принципов образования в интересах устойчивого развития, что определяет «сквозной» характер работы по изучению «зелёных аксиом» в рамках модели внеурочной деятельности школы в целом.

Приоритетные формы проведения занятий курса:

- творческие работы;

- проекты;

- круглые столы;

- диспуты;

- поисковые и научные исследования.

Рабочая программа, учитывая необходимость реализации во внеурочной деятельности метапредметной функции, направлена на достижение планируемых личностных и метапредметных результатов, включающих межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения; формирование внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости экономических знаний в современном обществе, освоение обучающимися успешного опыта элементарных экономических расчётов.

На основании учебного плана МАОУ СОШ № 67 г. Томска на реализацию данной программы отводится 34 часа в год (из них аудиторных занятий - 17 часов, неаудиторных занятий – 17 часов), 1 час в неделю.

Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» предназначена для обучающихся 4 класса.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования содержание рабочей программы направлено на достижение метапредметных личностных результатов освоения курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности».

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий:

Познавательные УУД:

· использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

· овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

· овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Обучающийся получит возможность научиться:

· осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

· осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

· фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

Регулятивные УУД:

· понимание цели своих действий;

· составление простых планов с помощью учителя;

· оценка правильности выполнения действий;

· адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

· Обучающийся получит возможность научиться:

· проявлять познавательную и творческую инициативу;

· преобразовывать практическую задачу в познавательную;

· самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

· Коммуникативные УУД:

· составление текстов в устной и письменной формах;

· умение слушать собеседника и вести диалог;

· умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

· умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

· умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

· осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Обучающийся получит возможность научиться:

· аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;

· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Личностные результаты:

· осознание себя как члена семьи, общества и государства;

· овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

· развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Обучающийся получит возможность для формирования:

· выраженной познавательной мотивации;

· устойчивого познавательного интереса к новым способам познания;

· морального - нравственного сознания, способности к решению морально - нравственных проблем, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Программа позволяет достигнуть воспитательных результатов трёх уровней:

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний, (взаимодействие ученика с педагогами как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта): знает и понимает основные принципы экономической жизни семьи, понимает использование экономических терминов.

Второй уровень результатов - формирование у школьника опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом (равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде): ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, учится их ценить, определяет позитивные и негативные последствия финансовых решений и действий, составляет задачи с денежными расчетами, собственный план расходов и семейный бюджет на условных примерах.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник самостоятельно действует в общественной жизни, взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде, обучающийся разрабатывает социальные проекты, реализующие интересы в сфере экономики семьи, и защищает их.

На четвёртом году обучения программа предусматривает достижение третьего уровня результатов.



Содержание курса внеурочной деятельности. 4 класс (34 часа)

Название раздела

Количество часов (ауд.\неауд.), формы организации деятельности

Основные виды деятельности

Раздел 1.

Что такое деньги и какими они бывают

16 часов

(8 ч.-аудиторные,

8 ч.- неаудиторные)

Формы организации

деятельности:

-творческие работы;

-проекты;

-круглые столы;

-диспуты; поисковые и научные исследования.

-объясняют причины появления монет;

-описывают устройство монеты;

-приводят примеры первых монет;

-описывают старинные российские деньги;

-объясняют происхождение названий денег.

Раздел 2.

Из чего складываются доходы семьи

4 часа

(2 ч.-аудиторные,

2 ч.-неаудиторные)

Формы организации

деятельности:

-круглые столы;

-диспуты.

-описывают и сравнивают источники доходов семьи;

-анализируют причины различий в заработной плате;

-анализируют связь профессии и образования;

-анализируют ответственность заёмщика и места займа;

-описывают ситуации, при которых выплачиваются пособия;

-приводят примеры пособий.

Раздел 3.

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

14 часов

(7 ч.-аудиторные,

7 ч.- неаудиторные)

Формы организации

деятельности:

-творческие работы;

-проекты;

-круглые столы;

-диспуты; поисковые и научные исследования.

-анализируют причины, по которым люди делают покупки;

-описывают направления расходов семьи;

-рассчитывают доли расходов на разные товары и услуги;

-сравнивают и оценивают виды рекламы;

-анализируют воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке;

-составляют собственный план расходов;

-составляют семейный бюджет на условных примерах.



Приведем пример разработки одного занятия. Результативность при изучении темы занятия достигается благодаря деятельностному подходу, учащиеся вовлечены в разные виды деятельности (слушание, беседу, работу в группах). Активные методы обучения формируют у учащихся умения самостоятельно приобретать знания, а не получать их в готовом виде. На занятии дети работают с разными источниками (текстовыми, иллюстративными, ИКТ). Кроме предметных умений у учащихся формируются и общеучебные компетенции: работа с текстом, умение сравнивать, обобщать, приводить аргументы. Развивается внимание, память, мышление, речь, кругозор учащихся. Данная разработка позволяет организовать посильную и эффективную деятельность для всех детей. Для каждого ученика на уроке есть возможность создать ситуацию успеха, почувствовать свою значимость.

Тема занятия «Путешествие в страну финансов» связана с часто встречающимися жизненными ситуациями. В результате изучения данной темы, обучающиеся будут учиться разумно распоряжаться деньгами. Прочное усвоение знаний обеспечивается применением наглядности и решением ситуативных задач, без которых невозможно получить полные представления по теме.

Предметные образовательные результаты:

• сформировать представление о роли денег в семье и обществе;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• проведение элементарных финансовых расчётов.

Метапредметные образовательные результаты:

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Цель занятия: воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье.

Задачи занятия:

1) формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

2) развивать речь и внимание детей, учить высказывать своё мнение, аргументировано его выражать;

3) развивать умение работать с информацией презентации.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; раздаточный материал.

Формы и методы обучения:

Методы: частично-поисковый, учебно-проблемная ситуация, репродуктивный.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Использование ИКТ: презентация, выполненная в компьютерной программе PowerPoint.

Структура занятия

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Когда я шла в школу, со мной случилось интересное событие. Около центрального входа меня остановил почтальон и передал детям 4 «А» класса конверты и попросил, перед тем как я отдам вам их загадать загадки.

В кошелек мы их кладем, c ними в магазин идем. (деньги)

Нас, сестер, в рубле сто штук, мы проходим много рук.

Нас теряют и меняют, а, бывало, и ругают.

Пропадет одна сестра, поглядишь – нет и рубля. (копейка)

В древности этим словом называли отрубленные куски слитков из драгоценного металла – серебра. (рубль)

Первые монеты Руси - это небольшой продолговатый слиток серебра. Они были различные: новгородские в виде длинного бруска и весом около 200 грамм, киевские в виде шестиугольного слитка весом около 160 грамм, тверские и полоцкие, весом около 150 грамм. (гривны)

Назови-ка не одну, а три копейки в старину. (алтын)

-Молодцы с загадками справились. Откройте конверты. У каждого из вас в конверте разные монеты, найдите одинаковые и объединитесь в группы.

- Сегодня у нас необычное занятие, как вы думаете, о чем мы будем говорить?

ΙI. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. Задание для групповой работы.

На карточку по питанию (ИНФО школа) мама своей дочери, ученице 4 класса Наташе Ивановой, положила 300 рублей. Обед в школьной столовой стоит 45 рублей. Этих денег Наташе вполне хватит на неделю. Оставшиеся деньги можно потратить на сладости. У Наташи есть друзья Маша и Миша, с которыми он не может не поделиться…

Итак, прошло три дня. В четверг на третьем уроке Наташе стало плохо. У нее заболел живот… она упал в обморок… На помощь сразу поспешила медсестра Марья Ивановна. Первый вопрос, который она задала, был: «Наташа, что случилось?.. Ты обедала?.. Почему?…».

Оказывается, Наташа сегодня не ела, у нее еще вчера закончились деньги, потому что она их все потратила… на сладости …

- Правильно ли поступила Наташа? Как нужно было поступить?

Задание: создать памятку: рекомендации и советы по умению планировать свои финансы.

ΙΙI. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы.

-Отложите памятки, посмотрите на доску и поставьте буквы в правильном порядке.

ПОВОСИЛЦЫ

-Что получилось?

-У вас на столах лежат слова, которые нужно выложить в правильном порядке и получатся……? (пословицы)

-Как вы понимаете смысл этих пословиц? Какие из них подойдут к ситуации, которая случилась с Наташей? А с вами случались такие ситуации?

Приложение. Хлебу мера, деньгам счет.

Купил бы сала, да денег не стало.

Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет.

Деньги любят счет.

Денег палата, да ума-то маловато.

IV. Закрепление и обобщение

Учитель предлагает вернуться к ситуации. Вспомните, какое задание вы выполняли в начале занятия?

-Наташе и ее семье требуется ваша помощь.

Кейс-задание. Наташа Иванова занимается в лыжной секции и мечтает о пластиковых лыжах. Родители Наташи хотят приобрести путевку для отдыха на море.

Помогите семье Ивановых понять, сколько им нужно финансовых вложений, какие им необходимо принять меры, чтобы мечта каждого члена семьи осуществилась.

Первая задача. Наташе нравятся лыжи Fischer Sport за 10000 рублей. Так как родители Наташи копят на путевку и в семье нет свободных денежных средств, то Наташа предложила родителям купить лыжи в рассрочку, для этого четверть стоимости родители оплатят сразу, а остальную сумму семья будет выплачивать следующие 10 месяцев равными частями. Сколько рублей будут выплачивать родители Наташи каждый месяц?

Вторая задача. Ежедневно мама дает Наташе 20 рублей в школу на карманные расходы. Сколько времени потребуется Наташе отказываться от покупок, чтобы накопить на лыжные палки стоимостью 1000 рублей?

Третья задача. Месячный доход семьи Ивановых состоит из зарплаты отца в размере 40000 рублей, мамы - 20000 рублей. Ежемесячно семья тратит 35000 рублей, а остальное экономит. Сколько месяцев им необходимо экономить, чтобы купить путевку стоимостью 110000 рублей?

V. Рефлексия

- Спасибо за вашу помощь.

- Ребята, скажите для чего используют деньги?

- В каких случаях они помогают человеку, а в каких вредят?

- А все ли можно купить за деньги?

-У каждого из вас есть денежная монетка, если на занятии все получилось, положите ее в желтый кошелек. Если получилось, но не все, то положите монетку в зеленый кошелек. Если испытывали затруднение, то положите монетку в красный кошелек

Таким образом, получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.

Библиографический список

1. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2–3 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению» / С.Н.Федин — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 80 с., ил.

3. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

4. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 8 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

5. Методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fmc.hse.ru/2-4forms (дата обращения: 01.07.2020 г.)

6. Концепция формирования финансовой грамотности у обучающихся средствами организации проектной деятельности и других форм интерактивного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fg.mgpu.ru/wp-content/uploads/2018/12/Kontsep tsiya.pdf (дата обращения: 10.07.2020 г.)

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.

8. Планируемые результаты начального общего образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)