Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Ларионова А.А., Мукина К.С. МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Ларионова А.А., Мукина К.С. Методика работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе // Современная начальная школа. 2022. № 9 (40). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/40.pdf.

Новые образовательные стандарты ставят главной целью школьного обучения – формирование личности ученика. Федеральный государственный стандарт начального общего образования предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. [1, с. 22]

Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность.

К теме методики работы со сказкой мы обратилась, потому что в наше время у детей младшего школьного возраста отсутствует интерес к чтению и эта проблема является наиболее актуальной. Причины ослабляющего интереса к книге кроются во многих аспектах современной жизни. Если рассматривать работу с книгой именно в школьной практике, то тут нередко причина кроется в однообразии уроков литературного чтения.

Изучение сказок в начальной школе является важным компонентом обучения. Сказка является для детей необходимой духовной потребностью, сказка воспитывает, сказка учить. Задача учителя – привлечь, заинтересовать детей изучением сказок, как в школе, так и дома.

Сказка - один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или реже в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера [с. 186].

В словаре В.И. Даля сказка определяется как "вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание".

Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов и также традиционными зачинами и концовками. Зачин уводит слушателей в мир сказки из действительности, а концовка возвращает их обратно. Она шутливо подчеркивает, что сказка – вымысел.

Мы увидели, что сказка для ребенка является не просто фантазией, но особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем - мир жизненных смыслов. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами.

Рассмотрев классификацию сказок, можно сделать вывод, что огромный мир сказок представлен народными и литературными – авторскими сказками. По стилистике и тематике их можно разделить на несколько групп: сказки о животных, волшебные сказки, бытовая (сатирическая) сказка, сказки смешанного типа, кумулятивные сказки, небылицы, докучные сказки.

Работа над сказкой во многом проходит по определенному алгоритму, т.е. устойчивому порядку взаимодействий учителя и учащихся. В зависимости от цели и задач, которые ставит перед собой учитель, работа может быть организована разными методами и приемами. Существует огромное количество методов и приемов работы со сказкой. Рассмотрим некоторые из них:

1. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Данный метод развивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в другие обстоятельства.

2. Прием воспроизведения последовательности событий по иллюстрациям. Работа ведется после прочтения сказки. Обучающимся предлагается объединиться в группы и расположить предложенные иллюстрации по сюжету сказки и сравнить правильность сюжетных цепочек. Пересказать сказку по правильному варианту.

3. Пересказ произведения по предложенным иллюстрациям. Работать с этим приёмом лучше всего после прочтения литературной сказки. Работа может строиться следующим образом: после прочтения литературной сказки, учащимся предлагаются сюжетные картинки по произведению, выстроенные в порядке следования событий сказки, и дается задание пересказать сказку, опираясь на изображенное на картинках, пользоваться текстом при реализации данного приема не рекомендуется.

4. Составление плана по тексту. Обучающиеся в парах читают сказку, разбивают текст на части и озаглавливают каждую часть. Такая работа может проводиться, как индивидуально, так и в парах, группах.

5. Перепутанные логические цепи. Учитель разрезает фрагмент текст на несколько эпизодов и предлагает обучающимся в группах восстановить сюжет и обосновать своё мнение.

6. Прием чтения по ролям. Работа ведется с уже прочитанным произведением. Прежде чем читать по ролям, обучающиеся проводят подготовку к такому чтению: устно подробно описывают героев, предметы их одежды, интерьер или пейзаж, на фоне которых разворачиваются события произведения и т.д.

Таким образом, педагогу следует выбирать и использовать систему методов соответственно поставленным целям, поскольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности ребенка. Также при работе надо выбирать только те методы, с которыми педагог знаком, которыми владеет.

Сказки имеют огромное педагогическое и воспитательное значение. Они формируют устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, являются наглядной школой изумительного искусства слова. Сказки способствуют развитию у детей воображения и литературно-творческих способностей. Изучение сказок повышает интерес и мотивацию школьников к изучению литературы.

Учителю необходимы глубокие знания методики работы над сказкой, ведь именно от мастерства учителя зависит осмысление этого жанра учащимися. Умения дают возможность избежать стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009). Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2018 – 31 с.

2. Арзамасцева И. Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. за ведений – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.

3. Воюшина М. П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 288 с.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великого языка. М.: Эскимо, 2020. – 814 с.

5. Львов М. Р., Методика преподавания русского языка в начальных классах. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 464 с.