Библиографическое описание:
Царева Л.Г. Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования // Современная начальная школа. 2021. № 27. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/27.pdf.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Существует множество различных определений понятия творчества. Например, по мнению американского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный полёт мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Большой энциклопедический словарь даёт такое определение творчества: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности». Творчество – постоянный спутник детства. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка, как на партнёра по совместной деятельности. «Учимся, делая и творя», «Меньше обучать - больше взаимодействовать» - эти девизы способствуют созданию условий для развития творческих способностей детей, раскрепощению индивидуально-творческих сил ребёнка.
Система дополнительного образования детей предоставляет возможность заниматься творчеством в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения. Дополнительное образование потенциально располагает богатыми социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей. Оно позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные, зачастую уникальные познавательные интересы личности и при стандартизации общего образования не потерять одаренного и талантливого ребёнка, поднять его на качественно новый уровень индивидуального развития, открыть массу возможностей для самореализации и самовоспитания. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную деятельность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую не имеют возможности проявиться основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, и самое главное, может не бояться неудач.
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Ещё одна важная роль дополнительного образования – расширение культурного пространства школы. В этой сфере знакомство ребенка с ценностями культуры происходит с учётом его личных интересов, национальных особенностей, традиций его микросоциума. Для адаптации школьников в социуме важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, несущую в современных условиях особую ценность: в таких условиях дети могут проявить свою инициативу, фантазию, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
Учитывая интересы школьников и запросы родителей по дополнительным услугам, наш Центр Детского творчества предоставляет услуги в техническом направлении. Это направление представлено детским объединением «Конструкторское бюро». Занятия в объединении формируют творческие способности детей. Какими бы задатками ни обладал ребёнок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Очень важно развивать интерес к познанию и творчеству. Детское объединение «Конструкторское бюро» – это вид моделирующей творческо-конструктивной деятельности. Лего способствует развитию активной деятельной позиции, креативности детей, экспериментирования. Ребёнок не потребляет готовую игрушку, он творит: создаёт свои собственные предметы, мир, жизнь. Работа с Лего-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и…разрушать, что тоже очень важно. Ломая свою собственную постройку из ЛЕГО, ребёнок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся элементов некоторые её части, он выступает в роли творца! Ребёнок активизирует свои мыслительные способности, память, воображение, внимание для создания и осуществления собственных замыслов. Замысел самостоятельной постройки детей формируется на основе ярких впечатлений, переживаний, жизненных событий. В продуктивной деятельности совершенствуется сенсорное восприятие детей, так как активно одновременно включаются в работу зрительные, слуховые, тактильные, двигательные анализаторы. Закрепляется умение выделять в процессе восприятия целостной постройки части из лего-элементов, сравнивать предметы по форме, величине, цвету, строению, положению в пространстве, выделять характерные детали фигур. Совершенствуется координация движений, координация руки и глаза. Развивается мелкая моторика.
Результатами творческого развития детей служат получаемые ими достижения при участии на конкурсах различного уровня, например, таких как областной конкурс моделей транспортных средств, творческих дистанционных конкурсов декоративно-прикладного творчества. Активной формой поощрения детей на занятиях служит одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Похвала в присутствии других детей приносит каждому ребёнку уверенность в своих силах и действиях. Индивидуальный подход к ребёнку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала. В течение учебного года организуются выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей вызывающие огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми. Родители имеют возможность увидеть реальные достижения своего ребёнка. На сегодняшний день актуально отдавать ребенка в учреждение дополнительного образования, потому что очень важно обеспечить ребёнку полноценное развитие. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.
Список литературы:
1. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества/сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2013.
2. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. – М.: МГДД (Ю) Т, 2009.
3. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003.
4. Боровиков Л. И. Как творчески работающему педагогу дополнительного образования подготовить и провести мастер-класс // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. – 2004. – № 1.
Царева Л.Г. Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования // Современная начальная школа. 2021. № 27. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/27.pdf.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Существует множество различных определений понятия творчества. Например, по мнению американского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный полёт мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Большой энциклопедический словарь даёт такое определение творчества: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности». Творчество – постоянный спутник детства. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка, как на партнёра по совместной деятельности. «Учимся, делая и творя», «Меньше обучать - больше взаимодействовать» - эти девизы способствуют созданию условий для развития творческих способностей детей, раскрепощению индивидуально-творческих сил ребёнка.
Система дополнительного образования детей предоставляет возможность заниматься творчеством в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения. Дополнительное образование потенциально располагает богатыми социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей. Оно позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные, зачастую уникальные познавательные интересы личности и при стандартизации общего образования не потерять одаренного и талантливого ребёнка, поднять его на качественно новый уровень индивидуального развития, открыть массу возможностей для самореализации и самовоспитания. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную деятельность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую не имеют возможности проявиться основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, и самое главное, может не бояться неудач.
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Ещё одна важная роль дополнительного образования – расширение культурного пространства школы. В этой сфере знакомство ребенка с ценностями культуры происходит с учётом его личных интересов, национальных особенностей, традиций его микросоциума. Для адаптации школьников в социуме важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, несущую в современных условиях особую ценность: в таких условиях дети могут проявить свою инициативу, фантазию, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
Учитывая интересы школьников и запросы родителей по дополнительным услугам, наш Центр Детского творчества предоставляет услуги в техническом направлении. Это направление представлено детским объединением «Конструкторское бюро». Занятия в объединении формируют творческие способности детей. Какими бы задатками ни обладал ребёнок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Очень важно развивать интерес к познанию и творчеству. Детское объединение «Конструкторское бюро» – это вид моделирующей творческо-конструктивной деятельности. Лего способствует развитию активной деятельной позиции, креативности детей, экспериментирования. Ребёнок не потребляет готовую игрушку, он творит: создаёт свои собственные предметы, мир, жизнь. Работа с Лего-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и…разрушать, что тоже очень важно. Ломая свою собственную постройку из ЛЕГО, ребёнок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся элементов некоторые её части, он выступает в роли творца! Ребёнок активизирует свои мыслительные способности, память, воображение, внимание для создания и осуществления собственных замыслов. Замысел самостоятельной постройки детей формируется на основе ярких впечатлений, переживаний, жизненных событий. В продуктивной деятельности совершенствуется сенсорное восприятие детей, так как активно одновременно включаются в работу зрительные, слуховые, тактильные, двигательные анализаторы. Закрепляется умение выделять в процессе восприятия целостной постройки части из лего-элементов, сравнивать предметы по форме, величине, цвету, строению, положению в пространстве, выделять характерные детали фигур. Совершенствуется координация движений, координация руки и глаза. Развивается мелкая моторика.
Результатами творческого развития детей служат получаемые ими достижения при участии на конкурсах различного уровня, например, таких как областной конкурс моделей транспортных средств, творческих дистанционных конкурсов декоративно-прикладного творчества. Активной формой поощрения детей на занятиях служит одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Похвала в присутствии других детей приносит каждому ребёнку уверенность в своих силах и действиях. Индивидуальный подход к ребёнку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала. В течение учебного года организуются выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей вызывающие огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми. Родители имеют возможность увидеть реальные достижения своего ребёнка. На сегодняшний день актуально отдавать ребенка в учреждение дополнительного образования, потому что очень важно обеспечить ребёнку полноценное развитие. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.
Список литературы:
1. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества/сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2013.
2. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. – М.: МГДД (Ю) Т, 2009.
3. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003.
4. Боровиков Л. И. Как творчески работающему педагогу дополнительного образования подготовить и провести мастер-класс // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. – 2004. – № 1.