Библиографическое описание:
Изотова М.В. УРОК МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТИ ЧИСЛА И ЧИСЛА ПО ЕГО ЧАСТИ» // Современная начальная школа. 2022. № 11 (42). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/42.zip.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.
Цель: Продолжить формировать умение решать задачи на нахождение целого по его части и части от целого.
Задачи урока:
1.Образовательные (формирование познавательных УУД):
Обеспечить условия для закрепления и совершенствования умений:
Применять алгоритм решения задач на нахождение части числа и числа по его части. Решать задачи практического содержания. Читать, записывать, понимать смысл обыкновенной дроби. Совершенствовать устные вычисления учащихся. Анализировать полученные результаты
2. Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УДД):
Способствовать воспитанию:
· Познавательного интереса и навыка самоконтроля, взаимопроверки
· Коммуникативных способностей во время работы в парах
· Пониманию ответственности за индивидуальную деятельность и деятельность работы в паре
· Положительного эффекта настойчивости для достижения цели
3.Развивающие (формирование регулятивных УУД:
Содействовать развитию умения:
· Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы
· Участвовать во взаимоконтроле, самоконтроле, вносить предложения.
· Осуществлять рефлексию своей деятельности
Планируемые результаты обучения:
личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, независимость и критичность мышления;
предметные: способность решать задачи на нахождение части от целого и целого по его части;
метапредметные: регулятивные: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие внимания, умения понимать сущность алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, построение в паре продуктивного взаимодействия, воспитание ответственности и аккуратности;
познавательные: продолжить формировать умения использовать алгоритм решения задач на нахождение части от целого и целого по его части в процессе реальной ситуации
Формы урока: фронтальная и индивидуальная работа, работа в парах
Методы обучения: наглядные, коммуникационные, частично-поисковые, проблемные.
Технологии: элементы технологии проблемного обучения.
Оборудование: рабочий лист, мультимедийный проектор, карточки, презентация.
Ход урока.
Организационный этап. (1 минута)
Приветствие. Нацеливание на работу.
Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Хочу всем пожелать хорошего настроения и успехов.
Актуализация опорных знаний. (4 мин)
25, 342, 3/7, 42, 3/4, 5/7
- На какие две группы можно разделить числа? (Целые числа и дроби)
- Назовите целые числа.
- Назовите дроби.
- А что такое дробь? (Дробью называют одну или несколько равных долей целого)
Каждый может за версту
Видеть дробную ….
Над чертой – …., знайте,
Под чертою – …..
Дробь такую, непременно,
Назовём – ……
-Дайте понятие обыкновенной дроби.
-Приведите пример обыкновенной дроби. Какая это дробь? Почему? Сравни с 1.
(правильная/неправильная, если неправильная выделить целую часть)
-Какие еще дроби бывают? (правильная/неправильная) Приведите примеры. Сравни с 1. - ---Сравните дроби 5/7 и 3/7 и ¾, объясните.
-Вспомните правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, смешанных чисел.
Постановка учебной проблемы. Формулирование темы и цели урока. (5 мин)
-Какие типы задач на дроби вы знаете?
-Сформулируйте тему и цели урока.
Тема: «Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части»
Цели: На уроке продолжим закреплять умения анализировать и решать задачи данных типов, применяя алгоритмы; будем совершенствовать навыки устного счета, умения работать с обыкновенными дробями.
Первичное закрепление в знакомой ситуации (10 мин)
Определить тип задачи, проанализировать и решить.
На прилавке буфета было 28 пирожков. На перемене продали 5/7 всех пирожков. Сколько пирожков продали?
Чему равны 7/10 часа?
Найдите отрезок, 3/40 которого составляют 15 дм?
Площадь дома занимает 1/3 площади земельного участка на котором он построен. Чему равен участок, если площадь дома 120 кв.м.?
Чему равна масса всего картофеля, если 7/8 составляют 56 кг?
Книга стоила 800 рублей, сегодня на нее скидка 20%. Чему равна скидка?
Физ. минутка. (2 мин)
Глаза вправо, глаза влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глаза закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глаза заставляй моргать.
А сейчас расслабились
Решать задачи отправились.
6.Первичное закрепление в измененной ситуации (14 мин)
После ремонта, в комнату решили купить новый комплект мебели.
Стоимость дивана 8000 рублей. Это составляет 2/3 стоимости шкафа. Цена стола составляет 3/8 от стоимости дивана. На всю покупку предоставляется скидка в размере 10% от всей суммы за комплект мебели. Какую сумму потратят на покупку мебели.
- О чем говорится в задаче?
-Что надо узнать?
-Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?
-Как найти стоимость комплекта мебели? какие данные нужны?
-Что необходимо узнать в первом действии? Какое правило используем?
-Что необходимо узнать во втором действии? Какое правило используем?
-Что необходимо узнать в третьем действии?
-Какую часть от 100% составляет 10 %?
-Как найти скидку?
-Можем ли теперь ответить на главный вопрос задачи?
-Ответ: …
Заполните таблицу в ходе решения задачи.
1) 8000: 2 ∙ 3= 12000 (руб.)
Стоимость шкафа
2) 8000: 8 ∙ 3 = 3000 (руб.)
Стоимость стола
3) 8000+12000+3000=23000(руб.)
Общая стоимость мебели
4) 23000: 10 = 2300 (руб.)
Скидка
5) 23000-2300=20700 (руб.)
Сумма, потраченная на покупку мебели со скидкой
Реши задачу (в парах) 8 мин
Если тебе 12 лет, и ты покупаешь у меня всех поросят, то их столько, сколько тебе лет, да еще 2/3 твоих лет.
Плати! Цена одного поросёнка – полтина с алтыном, да 4 гроша.
Подсказка:
Итог урока.
Добились ли мы целей, которые поставили на урок?
7 Рефлексия. Таблица для самоанализа
Д/з. с.96 №77
ПРИЛОЖЕНИЕ. РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ
Ф.И._____________________________________________________________________
Реши примеры
Реши задачу
После ремонта, в комнату решили купить новый комплект мебели.
Стоимость дивана 8000 рублей. Это составляет 2/3 стоимости шкафа. Цена стола составляет 3/8 от стоимости дивана. На всю покупку предоставляется скидка в размере 10% от всей суммы за комплект мебели. Какую сумму потратят на покупку мебели.
Заполни таблицу в ходе решения задачи
1)
Стоимость шкафа
2)
Стоимость стола
3)
Общая стоимость мебели
4)
Скидка
5)
Сумма, потраченная на покупку мебели со скидкой
Реши задачу
Если тебе 12 лет, и ты покупаешь у меня всех поросят, то их столько, сколько тебе лет,
да еще 2/3 твоих лет. Плати! Цена одного поросёнка – полтина с алтыном, да 4 гроша.
Решение:________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица для самоанализа
Утверждения
«+» или «–»
перечисление ошибок, темы для доработки
Я умею находить сумму и разность обыкновенных дробей.
Я умею сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями и разными числителями
Я умею сравнивать дроби с одинаковыми числителями и разными знаменателями
Я умею работать с процентами
Я умею находить число по его части
Я умею находить часть от числа
Мне необходимо поработать над… (перечислить темы)
Изотова М.В. УРОК МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТИ ЧИСЛА И ЧИСЛА ПО ЕГО ЧАСТИ» // Современная начальная школа. 2022. № 11 (42). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/42.zip.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.
Цель: Продолжить формировать умение решать задачи на нахождение целого по его части и части от целого.
Задачи урока:
1.Образовательные (формирование познавательных УУД):
Обеспечить условия для закрепления и совершенствования умений:
Применять алгоритм решения задач на нахождение части числа и числа по его части. Решать задачи практического содержания. Читать, записывать, понимать смысл обыкновенной дроби. Совершенствовать устные вычисления учащихся. Анализировать полученные результаты
2. Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УДД):
Способствовать воспитанию:
· Познавательного интереса и навыка самоконтроля, взаимопроверки
· Коммуникативных способностей во время работы в парах
· Пониманию ответственности за индивидуальную деятельность и деятельность работы в паре
· Положительного эффекта настойчивости для достижения цели
3.Развивающие (формирование регулятивных УУД:
Содействовать развитию умения:
· Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы
· Участвовать во взаимоконтроле, самоконтроле, вносить предложения.
· Осуществлять рефлексию своей деятельности
Планируемые результаты обучения:
личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, независимость и критичность мышления;
предметные: способность решать задачи на нахождение части от целого и целого по его части;
метапредметные: регулятивные: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие внимания, умения понимать сущность алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, построение в паре продуктивного взаимодействия, воспитание ответственности и аккуратности;
познавательные: продолжить формировать умения использовать алгоритм решения задач на нахождение части от целого и целого по его части в процессе реальной ситуации
Формы урока: фронтальная и индивидуальная работа, работа в парах
Методы обучения: наглядные, коммуникационные, частично-поисковые, проблемные.
Технологии: элементы технологии проблемного обучения.
Оборудование: рабочий лист, мультимедийный проектор, карточки, презентация.
Ход урока.
Организационный этап. (1 минута)
Приветствие. Нацеливание на работу.
Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Хочу всем пожелать хорошего настроения и успехов.
Актуализация опорных знаний. (4 мин)
25, 342, 3/7, 42, 3/4, 5/7
- На какие две группы можно разделить числа? (Целые числа и дроби)
- Назовите целые числа.
- Назовите дроби.
- А что такое дробь? (Дробью называют одну или несколько равных долей целого)
Каждый может за версту
Видеть дробную ….
Над чертой – …., знайте,
Под чертою – …..
Дробь такую, непременно,
Назовём – ……
-Дайте понятие обыкновенной дроби.
-Приведите пример обыкновенной дроби. Какая это дробь? Почему? Сравни с 1.
(правильная/неправильная, если неправильная выделить целую часть)
-Какие еще дроби бывают? (правильная/неправильная) Приведите примеры. Сравни с 1. - ---Сравните дроби 5/7 и 3/7 и ¾, объясните.
-Вспомните правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, смешанных чисел.
Постановка учебной проблемы. Формулирование темы и цели урока. (5 мин)
-Какие типы задач на дроби вы знаете?
-Сформулируйте тему и цели урока.
Тема: «Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части»
Цели: На уроке продолжим закреплять умения анализировать и решать задачи данных типов, применяя алгоритмы; будем совершенствовать навыки устного счета, умения работать с обыкновенными дробями.
Первичное закрепление в знакомой ситуации (10 мин)
Определить тип задачи, проанализировать и решить.
На прилавке буфета было 28 пирожков. На перемене продали 5/7 всех пирожков. Сколько пирожков продали?
Чему равны 7/10 часа?
Найдите отрезок, 3/40 которого составляют 15 дм?
Площадь дома занимает 1/3 площади земельного участка на котором он построен. Чему равен участок, если площадь дома 120 кв.м.?
Чему равна масса всего картофеля, если 7/8 составляют 56 кг?
Книга стоила 800 рублей, сегодня на нее скидка 20%. Чему равна скидка?
Физ. минутка. (2 мин)
Глаза вправо, глаза влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глаза закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глаза заставляй моргать.
А сейчас расслабились
Решать задачи отправились.
6.Первичное закрепление в измененной ситуации (14 мин)
После ремонта, в комнату решили купить новый комплект мебели.
Стоимость дивана 8000 рублей. Это составляет 2/3 стоимости шкафа. Цена стола составляет 3/8 от стоимости дивана. На всю покупку предоставляется скидка в размере 10% от всей суммы за комплект мебели. Какую сумму потратят на покупку мебели.
- О чем говорится в задаче?
-Что надо узнать?
-Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?
-Как найти стоимость комплекта мебели? какие данные нужны?
-Что необходимо узнать в первом действии? Какое правило используем?
-Что необходимо узнать во втором действии? Какое правило используем?
-Что необходимо узнать в третьем действии?
-Какую часть от 100% составляет 10 %?
-Как найти скидку?
-Можем ли теперь ответить на главный вопрос задачи?
-Ответ: …
Заполните таблицу в ходе решения задачи.
1) 8000: 2 ∙ 3= 12000 (руб.)
Стоимость шкафа
2) 8000: 8 ∙ 3 = 3000 (руб.)
Стоимость стола
3) 8000+12000+3000=23000(руб.)
Общая стоимость мебели
4) 23000: 10 = 2300 (руб.)
Скидка
5) 23000-2300=20700 (руб.)
Сумма, потраченная на покупку мебели со скидкой
Реши задачу (в парах) 8 мин
Если тебе 12 лет, и ты покупаешь у меня всех поросят, то их столько, сколько тебе лет, да еще 2/3 твоих лет.
Плати! Цена одного поросёнка – полтина с алтыном, да 4 гроша.
Подсказка:
Итог урока.
Добились ли мы целей, которые поставили на урок?
7 Рефлексия. Таблица для самоанализа
Д/з. с.96 №77
ПРИЛОЖЕНИЕ. РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ
Ф.И._____________________________________________________________________
Реши примеры
Реши задачу
После ремонта, в комнату решили купить новый комплект мебели.
Стоимость дивана 8000 рублей. Это составляет 2/3 стоимости шкафа. Цена стола составляет 3/8 от стоимости дивана. На всю покупку предоставляется скидка в размере 10% от всей суммы за комплект мебели. Какую сумму потратят на покупку мебели.
Заполни таблицу в ходе решения задачи
1)
Стоимость шкафа
2)
Стоимость стола
3)
Общая стоимость мебели
4)
Скидка
5)
Сумма, потраченная на покупку мебели со скидкой
Реши задачу
Если тебе 12 лет, и ты покупаешь у меня всех поросят, то их столько, сколько тебе лет,
да еще 2/3 твоих лет. Плати! Цена одного поросёнка – полтина с алтыном, да 4 гроша.
Решение:________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица для самоанализа
Утверждения
«+» или «–»
перечисление ошибок, темы для доработки
Я умею находить сумму и разность обыкновенных дробей.
Я умею сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями и разными числителями
Я умею сравнивать дроби с одинаковыми числителями и разными знаменателями
Я умею работать с процентами
Я умею находить число по его части
Я умею находить часть от числа
Мне необходимо поработать над… (перечислить темы)