Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Изотова М.В. УРОК МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТИ ЧИСЛА И ЧИСЛА ПО ЕГО ЧАСТИ»

Библиографическое описание:
Изотова М.В. УРОК МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТИ ЧИСЛА И ЧИСЛА ПО ЕГО ЧАСТИ» // Современная начальная школа. 2022. № 11 (42). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/42.zip.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.

Цель: Продолжить формировать умение решать задачи на нахождение целого по его части и части от целого.

Задачи урока:

1.Образовательные (формирование познавательных УУД):

Обеспечить условия для закрепления и совершенствования умений:

Применять алгоритм решения задач на нахождение части числа и числа по его части. Решать задачи практического содержания. Читать, записывать, понимать смысл обыкновенной дроби. Совершенствовать устные вычисления учащихся. Анализировать полученные результаты

2. Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УДД):

Способствовать воспитанию:

· Познавательного интереса и навыка самоконтроля, взаимопроверки

· Коммуникативных способностей во время работы в парах

· Пониманию ответственности за индивидуальную деятельность и деятельность работы в паре

· Положительного эффекта настойчивости для достижения цели

3.Развивающие (формирование регулятивных УУД:

Содействовать развитию умения:

· Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы

· Участвовать во взаимоконтроле, самоконтроле, вносить предложения.

· Осуществлять рефлексию своей деятельности

Планируемые результаты обучения:

личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, независимость и критичность мышления;

предметные: способность решать задачи на нахождение части от целого и целого по его части;

метапредметные: регулятивные: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие внимания, умения понимать сущность алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, построение в паре продуктивного взаимодействия, воспитание ответственности и аккуратности;

познавательные: продолжить формировать умения использовать алгоритм решения задач на нахождение части от целого и целого по его части в процессе реальной ситуации

Формы урока: фронтальная и индивидуальная работа, работа в парах

Методы обучения: наглядные, коммуникационные, частично-поисковые, проблемные.

Технологии: элементы технологии проблемного обучения.

Оборудование: рабочий лист, мультимедийный проектор, карточки, презентация.

Ход урока.

Организационный этап. (1 минута)

Приветствие. Нацеливание на работу.

Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Хочу всем пожелать хорошего настроения и успехов.

Актуализация опорных знаний. (4 мин)

25, 342, 3/7, 42, 3/4, 5/7

- На какие две группы можно разделить числа? (Целые числа и дроби)

- Назовите целые числа.

- Назовите дроби.

- А что такое дробь? (Дробью называют одну или несколько равных долей целого)

Каждый может за версту

Видеть дробную ….

Над чертой – …., знайте,

Под чертою – …..

Дробь такую, непременно,

Назовём – ……

-Дайте понятие обыкновенной дроби.

-Приведите пример обыкновенной дроби. Какая это дробь? Почему? Сравни с 1.

(правильная/неправильная, если неправильная выделить целую часть)

-Какие еще дроби бывают? (правильная/неправильная) Приведите примеры. Сравни с 1. - ---Сравните дроби 5/7 и 3/7 и ¾, объясните.

-Вспомните правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, смешанных чисел.

Постановка учебной проблемы. Формулирование темы и цели урока. (5 мин)



-Какие типы задач на дроби вы знаете?

-Сформулируйте тему и цели урока.

Тема: «Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части»

Цели: На уроке продолжим закреплять умения анализировать и решать задачи данных типов, применяя алгоритмы; будем совершенствовать навыки устного счета, умения работать с обыкновенными дробями.

Первичное закрепление в знакомой ситуации (10 мин)

Определить тип задачи, проанализировать и решить.

На прилавке буфета было 28 пирожков. На перемене продали 5/7 всех пирожков. Сколько пирожков продали?

Чему равны 7/10 часа?

Найдите отрезок, 3/40 которого составляют 15 дм?

Площадь дома занимает 1/3 площади земельного участка на котором он построен. Чему равен участок, если площадь дома 120 кв.м.?

Чему равна масса всего картофеля, если 7/8 составляют 56 кг?

Книга стоила 800 рублей, сегодня на нее скидка 20%. Чему равна скидка?

Физ. минутка. (2 мин)

Глаза вправо, глаза влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глаза закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глаза заставляй моргать.

А сейчас расслабились

Решать задачи отправились.

6.Первичное закрепление в измененной ситуации (14 мин)

После ремонта, в комнату решили купить новый комплект мебели.

Стоимость дивана 8000 рублей. Это составляет 2/3 стоимости шкафа. Цена стола составляет 3/8 от стоимости дивана. На всю покупку предоставляется скидка в размере 10% от всей суммы за комплект мебели. Какую сумму потратят на покупку мебели.

- О чем говорится в задаче?

-Что надо узнать?

-Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?

-Как найти стоимость комплекта мебели? какие данные нужны?

-Что необходимо узнать в первом действии? Какое правило используем?

-Что необходимо узнать во втором действии? Какое правило используем?

-Что необходимо узнать в третьем действии?

-Какую часть от 100% составляет 10 %?

-Как найти скидку?

-Можем ли теперь ответить на главный вопрос задачи?

-Ответ: …

Заполните таблицу в ходе решения задачи.

1) 8000: 2 ∙ 3= 12000 (руб.)

Стоимость шкафа

2) 8000: 8 ∙ 3 = 3000 (руб.)

Стоимость стола

3) 8000+12000+3000=23000(руб.)

Общая стоимость мебели

4) 23000: 10 = 2300 (руб.)

Скидка

5) 23000-2300=20700 (руб.)

Сумма, потраченная на покупку мебели со скидкой

Реши задачу (в парах) 8 мин

Если тебе 12 лет, и ты покупаешь у меня всех поросят, то их столько, сколько тебе лет, да еще 2/3 твоих лет.

Плати! Цена одного поросёнка – полтина с алтыном, да 4 гроша.

Подсказка:



Итог урока.

Добились ли мы целей, которые поставили на урок?

7 Рефлексия. Таблица для самоанализа

Д/з. с.96 №77

ПРИЛОЖЕНИЕ. РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ

Ф.И._____________________________________________________________________

Реши примеры



Реши задачу

После ремонта, в комнату решили купить новый комплект мебели.

Стоимость дивана 8000 рублей. Это составляет 2/3 стоимости шкафа. Цена стола составляет 3/8 от стоимости дивана. На всю покупку предоставляется скидка в размере 10% от всей суммы за комплект мебели. Какую сумму потратят на покупку мебели.

Заполни таблицу в ходе решения задачи

1)

Стоимость шкафа

2)

Стоимость стола

3)

Общая стоимость мебели

4)

Скидка

5)

Сумма, потраченная на покупку мебели со скидкой

Реши задачу

Если тебе 12 лет, и ты покупаешь у меня всех поросят, то их столько, сколько тебе лет,

да еще 2/3 твоих лет. Плати! Цена одного поросёнка – полтина с алтыном, да 4 гроша.

Решение:________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Таблица для самоанализа

Утверждения

«+» или «–»

перечисление ошибок, темы для доработки

Я умею находить сумму и разность обыкновенных дробей.

Я умею сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями и разными числителями

Я умею сравнивать дроби с одинаковыми числителями и разными знаменателями

Я умею работать с процентами

Я умею находить число по его части

Я умею находить часть от числа

Мне необходимо поработать над… (перечислить темы)