Библиографическое описание:
Трошина Е.С. Валяние из шерсти на уроках в начальных классах // Современная начальная школа. 2021. № 22. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/22.pdf.
Валяние из шерсти или фелтинг (от англ. felt — войлок) - особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти создаются картины, объемные игрушки, декоративные предметы, одежда, аксессуары, шерстяное полотно, рисунок на шёлке или войлоке. В основе это техники лежит свойство натуральной шерсти «сваливаться» или образовывать войлок. Валяние шерсти - это техника создания из непряденой шерсти игрушек, одежды или других декоративных предметов. Согласно легенде, возникновение первого валяного изделия датируется 8000 летним возрастом, и связано оно было с Великим потопом. Помещенные в Ноев Ковчег овцы роняли свою шерсть на пол, а затем взбивали её копытами. Таким образом, был создан первый валяный ковер. [2, с. 36 ]
В Средние века получила распространение легенда о покровителе валяльщиков Святом Клементе. По легенде, его долго преследовали враги. От продолжительной ходьбы его ноги отекли и устали. Заметив на одном из кустарников клочья шерсти, Клемент обмотал ими ноги поверх сандалий. По окончании своего пути он обнаружил, что мягкая податливая шерсть превратилась в прочный материал, который принял форму ступни.
Валяние на Руси известно прежде всего валенками. Изготавливали их из грубой овечьей шерсти вручную. Первые ремесленные мастерские по производству войлока возникли в 16 веке, а в 19 веке изобрели машины для валяния [1, с. 55 ]
Предметы, которые изготавливают в технике валяния, перечислять можно бесконечно. Одна из популярных тем в мокрое валяние или рисование шерстью. Полет фантазии не ограничен; возможности импровизации с материалом, цветом и фактурой широки; готовое изделие многофункционально - может быть хоть брошкой, хоть заколкой, хоть интерьерной безделушкой. Изготовить войлок в домашних условиях очень просто.
Учебно-воспитательный процесс базируется на обучении основным приемам и технологии изготовления различных изделий из природного материала, сочетающих в себе эстетические и практические качества. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с природным материалом, учащиеся создают не только полезные, но и красивые изделия, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в художественное произведение. В процессе работы с природным материалом у детей развиваются чувства цвета, ритма; тренируются пальцы рук, глазомер; воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира; формируются понятие о красоте вещей, созданных своими руками, знание природных качеств материала и его применение, любовь и бережное отношение к природе.
На занятии создается атмосфера радости, удовольствия, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребность активной творческой отдачи при выполнении практических заданий. Широко используются различные физкультминутки.
В процессе обучения могут решаться следующие задачи:
• развитие познавательных интересов, учащихся;
• обучение самообразованию;
• овладение методами и приемами самостоятельной работы;
• развитие изобретательских способностей;
• развитие творческих способностей;
• формирование умений работать в коллективе, выполнять коллективные работы (задания);
• выявление уровня знаний и умений учащихся.
Выбор методов обучения определяется также с учетом возможностей учащихся: возрастные особенности детей; с учетом специфики изучения данного учебного предмета; направления образовательной деятельности.Существует две техники валяния: сухое и мокрое валяние. Сухое валяние имеет другое название – фильцевание. Это многократное прокалывание заготовки из шерсти специальной иглой с засечками на конце до сваливания заготовки в плотный однородный материал. В процессе прокалывания при помощи засечек происходит изменение структуры волокна. Волокна спутываются между собой, образуя плотный неразрывный материал. Сухое валяние используют для создания объёмных трёхмерных изделий (игрушек, кукол, цветов), нанесения узоров на фетр или предварительно свалянные поделки.
Для сухого валяния нужны:
1. Шерсть для валяния разного цвета
2. Иглы для валяния
3. Губка (как основа-держатель для изделия во время валяния)
Как разновидность сухого валяния рассматривают создание картин. Но при этом не используются иглы, шерсть не сваливается и не меняет структуры. Происходит создание картин следующим образом. На подрамник выкладывается ворсистая ткань по размеру. На ткань плотно укладываются вытянутые пряди шерсти так, чтобы полностью закрыть основу – это фон. Затем из прядей разного цвета, длины и плотности выкладываются поэтапно разные элементы композиции: стебли, листья, тычинки, пестики, лепестки. Затем поверх картины кладут стекло и помещают картину в раму.
Мокрое валяние - это процесс сваливания шерсти с применением тёплого мыльного раствора, в результате чего появляются изделия из нетканого материала (валенки, сумки, шарфы, шапки). Он равномерно распределяется по плоскостной заготовке (например, с помощью пульверизатора). Затем валяльщик начинает тереть и раскатывать заготовку, в процессе чего шерстяные волокна теряют эластичность и сваливаются. Этот вид валяния используется для плоских изделий: картин, полотен, одежды, одеял и др.
Для мокрого валяния нужны:
1. Шерсть для валяния разных цветов/оттенков;
2. Тёплый мыльный раствор (вода и несколько капель средства для мытья посуды);
3. Пульверизатор (для распределения раствора по изделию);
4. Сетка или пупырчатая плёнка (для трения);
5. Органза (чтобы узор на ткани не сместился во время трения).
В последнее время получил распространение ещё один вид валяния – нанофелтинг (от англ.nunofelting). Это создание узоров, изображений из шерсти на шёлковой ткани. Достигается это способом мокрого валяния, так что скорее нанофелтинг – это разновидность мокрого валяния. Шерсть в процессе сваливания уменьшается в размерах, что ведёт к сжатию шёлка и интересным эффектам. В результате можно получить революционно новую натуральную ткань, которую можно использовать для изготовления аксессуаров и предметов одежды.
В процессе всех видов валяния изделие даёт усадку на 30-40 процентов. Это надо учитывать при создании заготовки.
Декоративно-прикладное творчество позволяет детям увидеть плоды своего труда и почувствовать признание значимости своей деятельности. Ценность занятий заключается в том, что это не эксперимент на детях, а внесение в жизнь ребёнка разнообразной, интересной, насыщенной деятельности, влияющей на развитие личности ребёнка, на его эмоциональное благополучие.
Список литературы1. Всё о войлоке и фильцевании; изд-во Астрея, 2005 г., в электронном виде.
2. Ксения Шинковская Вещици из войлока; изд-во АСТ – Пресс Книга, 2008 г., в электронном виде.
3. Люцкевич Я. Игрушки в технике фильц, в электронном виде.
4. Маргарет Зеевальд Домашний уют своими руками, изд-во «Burda», 1996 г.
5. Шьём. Вяжем. Комбинируем. Пер. с англ. – М.: «Ниола-Пресс»; 1997 г., 128 стр.
Трошина Е.С. Валяние из шерсти на уроках в начальных классах // Современная начальная школа. 2021. № 22. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/22.pdf.
Валяние из шерсти или фелтинг (от англ. felt — войлок) - особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти создаются картины, объемные игрушки, декоративные предметы, одежда, аксессуары, шерстяное полотно, рисунок на шёлке или войлоке. В основе это техники лежит свойство натуральной шерсти «сваливаться» или образовывать войлок. Валяние шерсти - это техника создания из непряденой шерсти игрушек, одежды или других декоративных предметов. Согласно легенде, возникновение первого валяного изделия датируется 8000 летним возрастом, и связано оно было с Великим потопом. Помещенные в Ноев Ковчег овцы роняли свою шерсть на пол, а затем взбивали её копытами. Таким образом, был создан первый валяный ковер. [2, с. 36 ]
В Средние века получила распространение легенда о покровителе валяльщиков Святом Клементе. По легенде, его долго преследовали враги. От продолжительной ходьбы его ноги отекли и устали. Заметив на одном из кустарников клочья шерсти, Клемент обмотал ими ноги поверх сандалий. По окончании своего пути он обнаружил, что мягкая податливая шерсть превратилась в прочный материал, который принял форму ступни.
Валяние на Руси известно прежде всего валенками. Изготавливали их из грубой овечьей шерсти вручную. Первые ремесленные мастерские по производству войлока возникли в 16 веке, а в 19 веке изобрели машины для валяния [1, с. 55 ]
Предметы, которые изготавливают в технике валяния, перечислять можно бесконечно. Одна из популярных тем в мокрое валяние или рисование шерстью. Полет фантазии не ограничен; возможности импровизации с материалом, цветом и фактурой широки; готовое изделие многофункционально - может быть хоть брошкой, хоть заколкой, хоть интерьерной безделушкой. Изготовить войлок в домашних условиях очень просто.
Учебно-воспитательный процесс базируется на обучении основным приемам и технологии изготовления различных изделий из природного материала, сочетающих в себе эстетические и практические качества. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с природным материалом, учащиеся создают не только полезные, но и красивые изделия, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в художественное произведение. В процессе работы с природным материалом у детей развиваются чувства цвета, ритма; тренируются пальцы рук, глазомер; воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира; формируются понятие о красоте вещей, созданных своими руками, знание природных качеств материала и его применение, любовь и бережное отношение к природе.
На занятии создается атмосфера радости, удовольствия, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребность активной творческой отдачи при выполнении практических заданий. Широко используются различные физкультминутки.
В процессе обучения могут решаться следующие задачи:
• развитие познавательных интересов, учащихся;
• обучение самообразованию;
• овладение методами и приемами самостоятельной работы;
• развитие изобретательских способностей;
• развитие творческих способностей;
• формирование умений работать в коллективе, выполнять коллективные работы (задания);
• выявление уровня знаний и умений учащихся.
Выбор методов обучения определяется также с учетом возможностей учащихся: возрастные особенности детей; с учетом специфики изучения данного учебного предмета; направления образовательной деятельности.Существует две техники валяния: сухое и мокрое валяние. Сухое валяние имеет другое название – фильцевание. Это многократное прокалывание заготовки из шерсти специальной иглой с засечками на конце до сваливания заготовки в плотный однородный материал. В процессе прокалывания при помощи засечек происходит изменение структуры волокна. Волокна спутываются между собой, образуя плотный неразрывный материал. Сухое валяние используют для создания объёмных трёхмерных изделий (игрушек, кукол, цветов), нанесения узоров на фетр или предварительно свалянные поделки.
Для сухого валяния нужны:
1. Шерсть для валяния разного цвета
2. Иглы для валяния
3. Губка (как основа-держатель для изделия во время валяния)
Как разновидность сухого валяния рассматривают создание картин. Но при этом не используются иглы, шерсть не сваливается и не меняет структуры. Происходит создание картин следующим образом. На подрамник выкладывается ворсистая ткань по размеру. На ткань плотно укладываются вытянутые пряди шерсти так, чтобы полностью закрыть основу – это фон. Затем из прядей разного цвета, длины и плотности выкладываются поэтапно разные элементы композиции: стебли, листья, тычинки, пестики, лепестки. Затем поверх картины кладут стекло и помещают картину в раму.
Мокрое валяние - это процесс сваливания шерсти с применением тёплого мыльного раствора, в результате чего появляются изделия из нетканого материала (валенки, сумки, шарфы, шапки). Он равномерно распределяется по плоскостной заготовке (например, с помощью пульверизатора). Затем валяльщик начинает тереть и раскатывать заготовку, в процессе чего шерстяные волокна теряют эластичность и сваливаются. Этот вид валяния используется для плоских изделий: картин, полотен, одежды, одеял и др.
Для мокрого валяния нужны:
1. Шерсть для валяния разных цветов/оттенков;
2. Тёплый мыльный раствор (вода и несколько капель средства для мытья посуды);
3. Пульверизатор (для распределения раствора по изделию);
4. Сетка или пупырчатая плёнка (для трения);
5. Органза (чтобы узор на ткани не сместился во время трения).
В последнее время получил распространение ещё один вид валяния – нанофелтинг (от англ.nunofelting). Это создание узоров, изображений из шерсти на шёлковой ткани. Достигается это способом мокрого валяния, так что скорее нанофелтинг – это разновидность мокрого валяния. Шерсть в процессе сваливания уменьшается в размерах, что ведёт к сжатию шёлка и интересным эффектам. В результате можно получить революционно новую натуральную ткань, которую можно использовать для изготовления аксессуаров и предметов одежды.
В процессе всех видов валяния изделие даёт усадку на 30-40 процентов. Это надо учитывать при создании заготовки.
Декоративно-прикладное творчество позволяет детям увидеть плоды своего труда и почувствовать признание значимости своей деятельности. Ценность занятий заключается в том, что это не эксперимент на детях, а внесение в жизнь ребёнка разнообразной, интересной, насыщенной деятельности, влияющей на развитие личности ребёнка, на его эмоциональное благополучие.
Список литературы1. Всё о войлоке и фильцевании; изд-во Астрея, 2005 г., в электронном виде.
2. Ксения Шинковская Вещици из войлока; изд-во АСТ – Пресс Книга, 2008 г., в электронном виде.
3. Люцкевич Я. Игрушки в технике фильц, в электронном виде.
4. Маргарет Зеевальд Домашний уют своими руками, изд-во «Burda», 1996 г.
5. Шьём. Вяжем. Комбинируем. Пер. с англ. – М.: «Ниола-Пресс»; 1997 г., 128 стр.