Высшая школа делового администрирования
Конференции
Апрель 2023

ПРОЕКТ «ОГОРОД НА ОКНЕ» КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Пестрикова Ирина Владимировна
воспитатель
МАДОУ "ЦРР-детский сад № 11", Пермский край, г. Кунгур

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Экологическое воспитание имеет огромное значение в развитии ребенка, так как размышляя о природе с помощью взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Дошкольный возраст- самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях для их роста, их интерес к познавательно-исследова-тельской деятельности недостаточно развит.

Образовательная деятельность по экологическому воспитанию позволяет дошкольникам понять тесную взаимосвязь всего живого на планете. Игры по экологическому воспитанию предотвращают агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе и направляют активность ребенка в положительное русло.

Задача, которая стоит перед воспитателями и родителями - это научить ребенка жить в мире с окружающей средой. Поддерживая детский интерес, используя доступные для детей методы, создаем условия для детей в создании своего маленького «Огорода на окне». Когда ребенок сам действует с объектами, он активно познает окружающий мир.

«Огород на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности. Таким методом дети лучше познают растительную жизнь. У детей расширяются представления о растениях, как живых организмах. Развивается эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда. Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и, если он попробует сделать это сам.

Тема данного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский проект, ориентированный на приобретение детьми опыта через посильную трудовую деятельность, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, формирования представлений о растениях. Проектная деятельность подразумевает посадку, наблюдение и выращивание таких растений, как лук, горох, бобы, помидоры, цветы.

Цель: Создание условий для развития интереса у детей младшего дошкольного возраста к познавательной, трудовой деятельности в процессе выращивания огородных растений.

На подготовительном этапе организовали предметно-пространстве-нную среду, внеся необходимые дидактические игры, пособия.

На этапе реализации проекта беседы познавательного характера «Что такое огород и что на нем растет», «Польза овощей» (лука, помидор, огурцов и т.д.) способствовали развитию познавательного интереса у детей.

Чтение детям художественной литературы: В. Коркин стихотворение «Что растет на нашей грядке», «Хозяйка однажды с базара пришла», сказка «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых» оказало влияние на формирование пространственно-образного мышления, чувственного восприятия, развитие речи. Чтение сказок позволило обогатить знания детей о растениях и посильном труде взрослых.

Дети совместно с педагогом рассматривали иллюстрации с изображением овощей, цветов, огорода, обращая внимание на их форму, цвет, значение для человека и на то, что растениям нужен свет, тепло, вода.

Особый интерес у детей вызвала практическая деятельность - совместная с педагогом посадка семян: лука, гороха, бобов, помидоров и цветов. Дети наблюдали за ростом растений, и появление первых росточков не заставило ждать. Уже после выходных ребята заметили первые всходы. И радости детей не было придела. Когда ребенок видит, как формируется растение, усваивает логическую последовательность: семечко, росток, цветок, плод. С большим удовольствием выполняли трудовые поручения педагога: полив растений, рыхление земли. Так ребята узнали о том, что вода необходима для роста растений, и насколько растения нуждаются в уходе за ними человеком. А для того, чтобы «Огород на окне привлекал внимание дети совместно с воспитателем, использовали для оформления различные атрибуты (заборчик, пугало, домик; игрушки: дед, бабка, курочка, петушок, уточка; зеленая дорожка, озеро). В процессе трудовой деятельности у дошкольников обогатился активный словарный запас, т.к. все действия по посадке и уходу за растениями педагог с детьми проговаривает. Ухаживая за всходами культурных растений, у воспитанников развивается любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

Разучивание стихотворения «Посадили огород», поговорку «Баба сеяла горох» оказало положительное влияние на речевое развитие детей.

Дети отражали свои представления о росте овощей и цветов, впечатления в продуктивных видах деятельности по художественно-эстетическому развитию - рисовали «Лучок», лепили «Морковки большие и маленькие», выполнили аппликацию «Клумба с цветами».

Формированию познавательного интереса у детей содействовала деятельность в Центре «Познавайка». Играя в дидактические игры: «Найди пару», «Четвертый лишний», «Разрезные картинки», «Доскажи словечко», «Картинки – половинки», «Один много», «Разложи овощи по образцу», «Что где растет?», «Подбери пару», «Шнуровки овощи», «Посади овощи на грядку», «Большой, маленький», «Подбери овощи по форме» и др., у детей формировалось представление об овощах, о том месте, где они растут, обогащался словарный запас, умение правильно произносить названия овощей, развивалась мелкая моторика рук.

Сюжетно-ролевые игры «Овощной магазин», «Маленькие поварята» способствовали совершенствованию знаний об овощах, формированию социального опыта у детей, воспитанию уважения к труду взрослых, дружеское отношение к друг другу; подвижные игры «Овощи в корзину», «Кто быстрее?», «Съедобное не съедобное» позволили упражнять детей во время игры различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

На заключительном этапе проекта организовали развлечение с детьми «Что в корзиночке моей?». Во время игры дети продолжали обогащать знания об овощах, цветах, развивали мыслительную деятельность и внимание.

Подводя итоги деятельности по реализации проекта «Огород на окне», отмечаем, что это яркий, интересный, познавательный и притягивающий внимание детей уголок природы. С помощью которого, они познакомились с культурными растениями, получили представление о труде взрослых, получили представления о том, что из маленького семечка вырастает растение. Приобщение воспитанников к посильному труду по уходу за растениями способствует развитию таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. У детей формируется бережное отношение к растительному миру, уважительное отношение к труду взрослых.

Таким образом, можно сделать вывод, что проект «Огород на окне» является эффективной формой познавательного развития и экологического воспитания младших дошкольников.