Библиографическое описание:
Васильева Н.А. УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ЗНАКОМ-СТВО С БУКВОЙ М, М» // Современная начальная школа. 2023. № 11 (54). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/54.pdf.
Цели деятельности педагога:
Организовать работу по ознакомлению с буквой М, м, способом чтения прямого слога, понятием «дружба», научить выполнять звуко – буквенный анализ слов. Читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; создать условия для развития фонематического слуха, рефлексивно – аналитических способностей.
Планируемые результаты образования:
Предметные: узнают букву М, м, научатся выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
Познавательные: общеучебные - осознанность восприятия: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.
Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; освоение способов написания и соединения письменных букв, способа безотрывного написания слов; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Личностные – осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.
Коммуникативные – умение объяснять свои действия (способ написания).
Тип урока: урок открытия нового знания
Структура урока: «дробная» (т.е. включение разных видов деятельности: чтение – печатание – игровая деятельность и др.)
Технологии: коммуникационные технологии, здоровьесберегающие.
1.Самоопределение к деятельности
С добрым утром!
С добрым утром, начат день.
Первым делом гоним лень.
Всем старательно трудиться,
В школу мы пришли учиться.
Повернитесь к гостям, поприветствуйте их улыбкой, садитесь.
2.Мотивация к деятельности
Ребята, вы сказали, что в школу вы пришли учиться, а что это значит – учиться? (получать знания)
Какие шаги учебной деятельности необходимо сделать, чтобы получить новые знания? (I – «что я не знаю», II – «сам найду способ»)
Кто должен делать эти шаги? (все дети, каждый ученик)
А зачем вам нужен учитель? (учитель нам помогает)
3.Актуализация знаний
Вспомните, чему мы учимся на уроках чтения (читать, печатать буквы, правильно произносить звуки и проговаривать слова, выражать свои мысли и чувства, помогать друг другу)
Перед вами на столе цветок самооценки, в течение работы вы сами сможете оценить себя.
4.Постановка проблемы
В гостях у нас сегодня дети Миша и Маша. Между ними возник спор: Маша утверждает, что их имена начинаются с одной и той же буквы, а Миша считает, что с разных.
Кто из них прав, как вы считаете? (ответы детей)
Почему у нас нет однозначного ответа? (мы не знаем, первый шаг учебной деятельности)
5.Определение темы и задач урока
Так какой будет тема урока? (Знакомство с новой буквой)
Какую цель поставим перед собой? (познакомиться с новой буквой, узнать, какие звуки обозначают этой буквой)
Итак, сегодня у нас урок … (открытия новых знаний)
Как мы будем открывать новые знания? (через выполнение учебных заданий и через учебные игры)
! Актуализация
· А с чего начнем? (с повторения изученного)
· Для чего нужно повторять то, что знаем? (закрепление, фундамент для новых знаний)
· Что такое буква? (это значок, которым мы обозначаем звуки)
· Что такое звук? (звуки мы произносим и слышим)
· Какие бывают звуки? (речевые и неречевые)
· На какие группы делятся речевые звуки? (гласные и согласные)
· Как мы распознаем гласные? (гласные произносятся свободно, они тянутся и поются, воздух не встречает преграды, гласные произносятся голосом)
· Сколько в русской речи гласных, перечислите их
· Как распознать согласные звуки? (когда мы произносим согласные, воздух встречает преграду: губы, зубы и язык, они не тянутся и не поются, согласные произносятся голосом и шумом или только шумом)
· САМООЦЕНИВАНИЕ
6.Решение учебной задачи
· Мише и Маше надо разложить картинки на группы. Как вы предлагаете им это сделать? (Миша возьмет картинки, которые начинаются с такого же звука, как и его имя, а Маша - свои) ЗВУКИ В ИМЕНАХ ВЫДЕЛИТЬ
· На картинках мяч, молоток, мост, мишка
· Дети встают с мести развешивают картинки под портреты Миши и Маши.
· Консультанты, проверьте работу. Назовите имя ребенка и перечислите предметы, выделяя в слове первый звук (Миша: мяч, мишка, мел; Маша – мост, машина, молоток)
· А теперь в паре проведите исследование того звука, кто изображен на вашей карточке – Маша или Миша, заполните лист исследования
· Состоит из голоса
· -
· Состоит из голоса и шума
· +
· Состоит из шума
· -
· Тянется
· -
· Поётся
· -
· Воздух встречает преграду?
· +
· Проверка по слайду Вывод: ЗВУКИ [м], [м'] – согласные
· …………………………………………………………………
· Покажите карточку звука [м], а теперь звука [м'].
· Составьте схемы слов Маша – девочки и Миша – мальчики (2 человека у доски)
· Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и произнесите по очереди один человек твердый звук, другой – мягкий звук. Кто вы вдвоем? (пара)
· Вывод: ЗВУКИ [м], [м'] – согласные, парные по твердости и мягкости
· ВЫВОЖУ ЗА РУКУ ДВУХ ДЕТЕЙ (Вадим, Радмила)
· Почему именно эти дети? (в их именах есть новый звук)
· Вадим, возьми карточку своего звука, произнеси имя, выделяя новый звук в своем имени (то же Радмила)
· Где могут находиться звуки [м], [м'] в словах? (в начале, в середине и в конце слов) схема
· …………………………………………………………………
· Исследование на звонкость-глухость
· В листе исследования вы отметили, что звуки состоят из голоса и шума
· Приложите два пальчика к горлу, произнесите согласные звуки [м], [м'].
· Вывод: ЗВУКИ [м], [м'] – согласные, парные по твердости и мягкости, звонкие.
· Каким значком вы бы показали, что звук звонкий? (ответы, правильный – колокольчик, звоночек). Этот значок у вас на партах, Миша и Маша дарят его вам.
· САМООЦЕНИВАНИЕ
! Физминутка
33 родных сестрицы
писаных, красавицы
На одной живут странице,
а повсюду славятся,
К вам они сейчас спешат,
славные сестрицы,
Очень просим всех ребят
с ними подружиться!
АБВГДЕЖ - прикатили на еже.
ЗИКЛМНО - дружно вылезли в окно,
ПРСТУФХ - оседлали петуха,
ЦЧШЩЭЮЯ –буквы все мои друзья!
7.Первичное закрепление
Кого вы в стихотворении назвали друзьями? (буквы)
Для чего нам нужны буквы? (буквами мы на письме обозначаем звуки)
Кто определит, какое следующее учебное задание будем выполнять? (познакомимся с буквами М,м).
Мамина буква, как вы не смотрите,
Самая красивая в нашем алфавите,
Букву М нам надо знать,
Чтобы Маму к нам позвать.
Палочка и палочка,
Между ними – галочка.
И понятно сразу всем -
Получилась буква М.
Почему их две? (заглавная – для имен собственных и в начало предложения, маленькая – в обычных ситуациях).
Два задания параллельно (дифференцированная работа)
Кто запишет под схемами имена детей?
Проверка
………………………………………………………………………
Определим место букве на ленте букв. Она первой заселит «домик» согласных. Поселим букву М на верхнем этаже, тут будут жить все звонкие согласные в комнатке с обоями двух цветов.
………………………………………………………………
Теперь посмотрим, как печатать буквы М,м
Аналогично маленькую, отличается только размером.
8.Проверка усвоения
Дифференцированная работа
У вас на партах карточки розового цвета. Возьмите их, рассмотрите.
На карточках первого уровня ребятам необходимо найти новую букву и обвести ее.
На карточках второго уровня ребятам необходимо разобрать путаницу и найти «спрятавшуюся» букву М
САМООЦЕНИВАНИЕ
9.Включение в систему знаний
Игра – чтение слогов (по интерактивному слайду)
Прибежал веселый А, почитали дети – ма.
Прибежал задорный О, прочитали дети – мо.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – му.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы.
Прибежал крикливый Э, прочитали дети – мэ.
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – мя.
Прибежал проворный Ё, прочитали дети – мё.
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – мю.
Прибежал игривый И, прочитали дети – ми.
Прибежал последним Е, прочитали дети – ме.
ма – мо – мя – мы – ми
му – мё – мю – мэ – ме
10.Итог урока
Какую цель мы ставили в начале урока? (познакомиться с новой буквой, узнать, какие звуки ею обозначают)
С какой новой буквой мы познакомились? (М)
Какие звуки обозначают буквой М? ([м], [м'])
Дайте характеристику звукам [м], [м'] (согласные, парные по твердости и мягкости, звонкие)
САМООЦЕНИВАНИЕ
11. Рефлексия
Так как же ответить Маше и Мише, с одинаковых или разных букв начинаются их имена?
Смогли ли мы помирить ребят?
Так ли значима была причина для ссоры?
Наши ребята в рубрике «Поиграем в театр» приготовили сценку по стихотворению В.Орлова из Букваря («Кто кого обидел первый?»)
Урок подошел к концу, посмотрите, каким стал ваш цветочек, я вижу много красного цвета – вы многое уже знаете и умеете, есть желтый и синий цвета, вы испытываете некоторые затруднения, но ведь вы еще только два месяца назад пришли в первый класс. Все вместе, дружно, мы справимся с любыми трудностями.
Несите ваш цветок на общую полянку, и весь мир станет похож на цветной луг, если рядом окажется готовый прийти на помощь друг.
ПЕСНЯ «Мир похож на цветной луг» и слайд с детьми в цветочках.
Васильева Н.А. УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ЗНАКОМ-СТВО С БУКВОЙ М, М» // Современная начальная школа. 2023. № 11 (54). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/54.pdf.
Цели деятельности педагога:
Организовать работу по ознакомлению с буквой М, м, способом чтения прямого слога, понятием «дружба», научить выполнять звуко – буквенный анализ слов. Читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; создать условия для развития фонематического слуха, рефлексивно – аналитических способностей.
Планируемые результаты образования:
Предметные: узнают букву М, м, научатся выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
Познавательные: общеучебные - осознанность восприятия: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.
Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; освоение способов написания и соединения письменных букв, способа безотрывного написания слов; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Личностные – осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.
Коммуникативные – умение объяснять свои действия (способ написания).
Тип урока: урок открытия нового знания
Структура урока: «дробная» (т.е. включение разных видов деятельности: чтение – печатание – игровая деятельность и др.)
Технологии: коммуникационные технологии, здоровьесберегающие.
1.Самоопределение к деятельности
С добрым утром!
С добрым утром, начат день.
Первым делом гоним лень.
Всем старательно трудиться,
В школу мы пришли учиться.
Повернитесь к гостям, поприветствуйте их улыбкой, садитесь.
2.Мотивация к деятельности
Ребята, вы сказали, что в школу вы пришли учиться, а что это значит – учиться? (получать знания)
Какие шаги учебной деятельности необходимо сделать, чтобы получить новые знания? (I – «что я не знаю», II – «сам найду способ»)
Кто должен делать эти шаги? (все дети, каждый ученик)
А зачем вам нужен учитель? (учитель нам помогает)
3.Актуализация знаний
Вспомните, чему мы учимся на уроках чтения (читать, печатать буквы, правильно произносить звуки и проговаривать слова, выражать свои мысли и чувства, помогать друг другу)
Перед вами на столе цветок самооценки, в течение работы вы сами сможете оценить себя.
4.Постановка проблемы
В гостях у нас сегодня дети Миша и Маша. Между ними возник спор: Маша утверждает, что их имена начинаются с одной и той же буквы, а Миша считает, что с разных.
Кто из них прав, как вы считаете? (ответы детей)
Почему у нас нет однозначного ответа? (мы не знаем, первый шаг учебной деятельности)
5.Определение темы и задач урока
Так какой будет тема урока? (Знакомство с новой буквой)
Какую цель поставим перед собой? (познакомиться с новой буквой, узнать, какие звуки обозначают этой буквой)
Итак, сегодня у нас урок … (открытия новых знаний)
Как мы будем открывать новые знания? (через выполнение учебных заданий и через учебные игры)
! Актуализация
· А с чего начнем? (с повторения изученного)
· Для чего нужно повторять то, что знаем? (закрепление, фундамент для новых знаний)
· Что такое буква? (это значок, которым мы обозначаем звуки)
· Что такое звук? (звуки мы произносим и слышим)
· Какие бывают звуки? (речевые и неречевые)
· На какие группы делятся речевые звуки? (гласные и согласные)
· Как мы распознаем гласные? (гласные произносятся свободно, они тянутся и поются, воздух не встречает преграды, гласные произносятся голосом)
· Сколько в русской речи гласных, перечислите их
· Как распознать согласные звуки? (когда мы произносим согласные, воздух встречает преграду: губы, зубы и язык, они не тянутся и не поются, согласные произносятся голосом и шумом или только шумом)
· САМООЦЕНИВАНИЕ
6.Решение учебной задачи
· Мише и Маше надо разложить картинки на группы. Как вы предлагаете им это сделать? (Миша возьмет картинки, которые начинаются с такого же звука, как и его имя, а Маша - свои) ЗВУКИ В ИМЕНАХ ВЫДЕЛИТЬ
· На картинках мяч, молоток, мост, мишка
· Дети встают с мести развешивают картинки под портреты Миши и Маши.
· Консультанты, проверьте работу. Назовите имя ребенка и перечислите предметы, выделяя в слове первый звук (Миша: мяч, мишка, мел; Маша – мост, машина, молоток)
· А теперь в паре проведите исследование того звука, кто изображен на вашей карточке – Маша или Миша, заполните лист исследования
· Состоит из голоса
· -
· Состоит из голоса и шума
· +
· Состоит из шума
· -
· Тянется
· -
· Поётся
· -
· Воздух встречает преграду?
· +
· Проверка по слайду Вывод: ЗВУКИ [м], [м'] – согласные
· …………………………………………………………………
· Покажите карточку звука [м], а теперь звука [м'].
· Составьте схемы слов Маша – девочки и Миша – мальчики (2 человека у доски)
· Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и произнесите по очереди один человек твердый звук, другой – мягкий звук. Кто вы вдвоем? (пара)
· Вывод: ЗВУКИ [м], [м'] – согласные, парные по твердости и мягкости
· ВЫВОЖУ ЗА РУКУ ДВУХ ДЕТЕЙ (Вадим, Радмила)
· Почему именно эти дети? (в их именах есть новый звук)
· Вадим, возьми карточку своего звука, произнеси имя, выделяя новый звук в своем имени (то же Радмила)
· Где могут находиться звуки [м], [м'] в словах? (в начале, в середине и в конце слов) схема
· …………………………………………………………………
· Исследование на звонкость-глухость
· В листе исследования вы отметили, что звуки состоят из голоса и шума
· Приложите два пальчика к горлу, произнесите согласные звуки [м], [м'].
· Вывод: ЗВУКИ [м], [м'] – согласные, парные по твердости и мягкости, звонкие.
· Каким значком вы бы показали, что звук звонкий? (ответы, правильный – колокольчик, звоночек). Этот значок у вас на партах, Миша и Маша дарят его вам.
· САМООЦЕНИВАНИЕ
! Физминутка
33 родных сестрицы
писаных, красавицы
На одной живут странице,
а повсюду славятся,
К вам они сейчас спешат,
славные сестрицы,
Очень просим всех ребят
с ними подружиться!
АБВГДЕЖ - прикатили на еже.
ЗИКЛМНО - дружно вылезли в окно,
ПРСТУФХ - оседлали петуха,
ЦЧШЩЭЮЯ –буквы все мои друзья!
7.Первичное закрепление
Кого вы в стихотворении назвали друзьями? (буквы)
Для чего нам нужны буквы? (буквами мы на письме обозначаем звуки)
Кто определит, какое следующее учебное задание будем выполнять? (познакомимся с буквами М,м).
Мамина буква, как вы не смотрите,
Самая красивая в нашем алфавите,
Букву М нам надо знать,
Чтобы Маму к нам позвать.
Палочка и палочка,
Между ними – галочка.
И понятно сразу всем -
Получилась буква М.
Почему их две? (заглавная – для имен собственных и в начало предложения, маленькая – в обычных ситуациях).
Два задания параллельно (дифференцированная работа)
Кто запишет под схемами имена детей?
Проверка
………………………………………………………………………
Определим место букве на ленте букв. Она первой заселит «домик» согласных. Поселим букву М на верхнем этаже, тут будут жить все звонкие согласные в комнатке с обоями двух цветов.
………………………………………………………………
Теперь посмотрим, как печатать буквы М,м
Аналогично маленькую, отличается только размером.
8.Проверка усвоения
Дифференцированная работа
У вас на партах карточки розового цвета. Возьмите их, рассмотрите.
На карточках первого уровня ребятам необходимо найти новую букву и обвести ее.
На карточках второго уровня ребятам необходимо разобрать путаницу и найти «спрятавшуюся» букву М
САМООЦЕНИВАНИЕ
9.Включение в систему знаний
Игра – чтение слогов (по интерактивному слайду)
Прибежал веселый А, почитали дети – ма.
Прибежал задорный О, прочитали дети – мо.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – му.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы.
Прибежал крикливый Э, прочитали дети – мэ.
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – мя.
Прибежал проворный Ё, прочитали дети – мё.
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – мю.
Прибежал игривый И, прочитали дети – ми.
Прибежал последним Е, прочитали дети – ме.
ма – мо – мя – мы – ми
му – мё – мю – мэ – ме
10.Итог урока
Какую цель мы ставили в начале урока? (познакомиться с новой буквой, узнать, какие звуки ею обозначают)
С какой новой буквой мы познакомились? (М)
Какие звуки обозначают буквой М? ([м], [м'])
Дайте характеристику звукам [м], [м'] (согласные, парные по твердости и мягкости, звонкие)
САМООЦЕНИВАНИЕ
11. Рефлексия
Так как же ответить Маше и Мише, с одинаковых или разных букв начинаются их имена?
Смогли ли мы помирить ребят?
Так ли значима была причина для ссоры?
Наши ребята в рубрике «Поиграем в театр» приготовили сценку по стихотворению В.Орлова из Букваря («Кто кого обидел первый?»)
Урок подошел к концу, посмотрите, каким стал ваш цветочек, я вижу много красного цвета – вы многое уже знаете и умеете, есть желтый и синий цвета, вы испытываете некоторые затруднения, но ведь вы еще только два месяца назад пришли в первый класс. Все вместе, дружно, мы справимся с любыми трудностями.
Несите ваш цветок на общую полянку, и весь мир станет похож на цветной луг, если рядом окажется готовый прийти на помощь друг.
ПЕСНЯ «Мир похож на цветной луг» и слайд с детьми в цветочках.