Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Васильева Н.А. УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ЗНАКОМ-СТВО С БУКВОЙ М, М»

Библиографическое описание:
Васильева Н.А. УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ЗНАКОМ-СТВО С БУКВОЙ М, М» // Современная начальная школа. 2023. № 11 (54). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/54.pdf.

Цели деятельности педагога:

Организовать работу по ознакомлению с буквой М, м, способом чтения прямого слога, понятием «дружба», научить выполнять звуко – буквенный анализ слов. Читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; создать условия для развития фонематического слуха, рефлексивно – аналитических способностей.

Планируемые результаты образования:

Предметные: узнают букву М, м, научатся выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

Познавательные: общеучебные - осознанность восприятия: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; освоение способов написания и соединения письменных букв, способа безотрывного написания слов; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные – осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Коммуникативные – умение объяснять свои действия (способ написания).

Тип урока: урок открытия нового знания

Структура урока: «дробная» (т.е. включение разных видов деятельности: чтение – печатание – игровая деятельность и др.)

Технологии: коммуникационные технологии, здоровьесберегающие.

1.Самоопределение к деятельности

С добрым утром!

С добрым утром, начат день.

Первым делом гоним лень.

Всем старательно трудиться,

В школу мы пришли учиться.

Повернитесь к гостям, поприветствуйте их улыбкой, садитесь.

2.Мотивация к деятельности

Ребята, вы сказали, что в школу вы пришли учиться, а что это значит – учиться? (получать знания)

Какие шаги учебной деятельности необходимо сделать, чтобы получить новые знания? (I – «что я не знаю», II – «сам найду способ»)

Кто должен делать эти шаги? (все дети, каждый ученик)

А зачем вам нужен учитель? (учитель нам помогает)

3.Актуализация знаний

Вспомните, чему мы учимся на уроках чтения (читать, печатать буквы, правильно произносить звуки и проговаривать слова, выражать свои мысли и чувства, помогать друг другу)

Перед вами на столе цветок самооценки, в течение работы вы сами сможете оценить себя.

4.Постановка проблемы

В гостях у нас сегодня дети Миша и Маша. Между ними возник спор: Маша утверждает, что их имена начинаются с одной и той же буквы, а Миша считает, что с разных.

Кто из них прав, как вы считаете? (ответы детей)

Почему у нас нет однозначного ответа? (мы не знаем, первый шаг учебной деятельности)

5.Определение темы и задач урока

Так какой будет тема урока? (Знакомство с новой буквой)

Какую цель поставим перед собой? (познакомиться с новой буквой, узнать, какие звуки обозначают этой буквой)

Итак, сегодня у нас урок … (открытия новых знаний)

Как мы будем открывать новые знания? (через выполнение учебных заданий и через учебные игры)

! Актуализация

· А с чего начнем? (с повторения изученного)

· Для чего нужно повторять то, что знаем? (закрепление, фундамент для новых знаний)

· Что такое буква? (это значок, которым мы обозначаем звуки)

· Что такое звук? (звуки мы произносим и слышим)

· Какие бывают звуки? (речевые и неречевые)

· На какие группы делятся речевые звуки? (гласные и согласные)

· Как мы распознаем гласные? (гласные произносятся свободно, они тянутся и поются, воздух не встречает преграды, гласные произносятся голосом)

· Сколько в русской речи гласных, перечислите их

· Как распознать согласные звуки? (когда мы произносим согласные, воздух встречает преграду: губы, зубы и язык, они не тянутся и не поются, согласные произносятся голосом и шумом или только шумом)

· САМООЦЕНИВАНИЕ

6.Решение учебной задачи

· Мише и Маше надо разложить картинки на группы. Как вы предлагаете им это сделать? (Миша возьмет картинки, которые начинаются с такого же звука, как и его имя, а Маша - свои) ЗВУКИ В ИМЕНАХ ВЫДЕЛИТЬ

· На картинках мяч, молоток, мост, мишка

· Дети встают с мести развешивают картинки под портреты Миши и Маши.

· Консультанты, проверьте работу. Назовите имя ребенка и перечислите предметы, выделяя в слове первый звук (Миша: мяч, мишка, мел; Маша – мост, машина, молоток)

· А теперь в паре проведите исследование того звука, кто изображен на вашей карточке – Маша или Миша, заполните лист исследования

· Состоит из голоса

· -

· Состоит из голоса и шума

· +

· Состоит из шума

· -

· Тянется

· -

· Поётся

· -

· Воздух встречает преграду?

· +

· Проверка по слайду Вывод: ЗВУКИ [м], [м'] – согласные

· …………………………………………………………………

· Покажите карточку звука [м], а теперь звука [м'].

· Составьте схемы слов Маша – девочки и Миша – мальчики (2 человека у доски)

· Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и произнесите по очереди один человек твердый звук, другой – мягкий звук. Кто вы вдвоем? (пара)

· Вывод: ЗВУКИ [м], [м'] – согласные, парные по твердости и мягкости

· ВЫВОЖУ ЗА РУКУ ДВУХ ДЕТЕЙ (Вадим, Радмила)

· Почему именно эти дети? (в их именах есть новый звук)

· Вадим, возьми карточку своего звука, произнеси имя, выделяя новый звук в своем имени (то же Радмила)

· Где могут находиться звуки [м], [м'] в словах? (в начале, в середине и в конце слов) схема

· …………………………………………………………………

· Исследование на звонкость-глухость

· В листе исследования вы отметили, что звуки состоят из голоса и шума

· Приложите два пальчика к горлу, произнесите согласные звуки [м], [м'].

· Вывод: ЗВУКИ [м], [м'] – согласные, парные по твердости и мягкости, звонкие.

· Каким значком вы бы показали, что звук звонкий? (ответы, правильный – колокольчик, звоночек). Этот значок у вас на партах, Миша и Маша дарят его вам.

· САМООЦЕНИВАНИЕ

! Физминутка

33 родных сестрицы

писаных, красавицы

На одной живут странице,

а повсюду славятся,

К вам они сейчас спешат,

славные сестрицы,

Очень просим всех ребят

с ними подружиться!

АБВГДЕЖ - прикатили на еже.

ЗИКЛМНО - дружно вылезли в окно,

ПРСТУФХ - оседлали петуха,

ЦЧШЩЭЮЯ –буквы все мои друзья!

7.Первичное закрепление

Кого вы в стихотворении назвали друзьями? (буквы)

Для чего нам нужны буквы? (буквами мы на письме обозначаем звуки)

Кто определит, какое следующее учебное задание будем выполнять? (познакомимся с буквами М,м).

Мамина буква, как вы не смотрите,

Самая красивая в нашем алфавите,

Букву М нам надо знать,

Чтобы Маму к нам позвать.

Палочка и палочка,

Между ними – галочка.

И понятно сразу всем -

Получилась буква М.

Почему их две? (заглавная – для имен собственных и в начало предложения, маленькая – в обычных ситуациях).

Два задания параллельно (дифференцированная работа)

Кто запишет под схемами имена детей?

Проверка

………………………………………………………………………

Определим место букве на ленте букв. Она первой заселит «домик» согласных. Поселим букву М на верхнем этаже, тут будут жить все звонкие согласные в комнатке с обоями двух цветов.

………………………………………………………………

Теперь посмотрим, как печатать буквы М,м

Аналогично маленькую, отличается только размером.

8.Проверка усвоения

Дифференцированная работа

У вас на партах карточки розового цвета. Возьмите их, рассмотрите.

На карточках первого уровня ребятам необходимо найти новую букву и обвести ее.

На карточках второго уровня ребятам необходимо разобрать путаницу и найти «спрятавшуюся» букву М

САМООЦЕНИВАНИЕ

9.Включение в систему знаний

Игра – чтение слогов (по интерактивному слайду)

Прибежал веселый А, почитали дети – ма.

Прибежал задорный О, прочитали дети – мо.

Прибежал упрямый У, прочитали дети – му.

Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы.

Прибежал крикливый Э, прочитали дети – мэ.

Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – мя.

Прибежал проворный Ё, прочитали дети – мё.

Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – мю.

Прибежал игривый И, прочитали дети – ми.

Прибежал последним Е, прочитали дети – ме.

ма – мо – мя – мы – ми

му – мё – мю – мэ – ме

10.Итог урока

Какую цель мы ставили в начале урока? (познакомиться с новой буквой, узнать, какие звуки ею обозначают)

С какой новой буквой мы познакомились? (М)

Какие звуки обозначают буквой М? ([м], [м'])

Дайте характеристику звукам [м], [м'] (согласные, парные по твердости и мягкости, звонкие)

САМООЦЕНИВАНИЕ

11. Рефлексия

Так как же ответить Маше и Мише, с одинаковых или разных букв начинаются их имена?

Смогли ли мы помирить ребят?

Так ли значима была причина для ссоры?

Наши ребята в рубрике «Поиграем в театр» приготовили сценку по стихотворению В.Орлова из Букваря («Кто кого обидел первый?»)

Урок подошел к концу, посмотрите, каким стал ваш цветочек, я вижу много красного цвета – вы многое уже знаете и умеете, есть желтый и синий цвета, вы испытываете некоторые затруднения, но ведь вы еще только два месяца назад пришли в первый класс. Все вместе, дружно, мы справимся с любыми трудностями.

Несите ваш цветок на общую полянку, и весь мир станет похож на цветной луг, если рядом окажется готовый прийти на помощь друг.

ПЕСНЯ «Мир похож на цветной луг» и слайд с детьми в цветочках.