Библиографическое описание:
Кистайкина Н.Н. Значение дидактических игр на уроках в начальной школе // Современная начальная школа. 2022. № 9 (40). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/40.pdf.
«Игра — это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества.
В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».
С.Т. Шацкий
В современной системе начального образования игра занимает важное место на уроках в начальной школе, т.к. дает возможность сделать процесс обучения занимательным и разнообразным. Чтобы детям в школе было интересно, чтобы они уходили из школы не усталыми и понурыми, а бодрыми и веселыми, чтобы каждый день в школе дарил детям праздник, нужно помнить об игре на уроке.
Одной из самых распространённых причин школьной неуспеваемости является отсутствие у детей интереса к учебной информации. Ребёнку, особенно младшего школьного возраста, не всегда понятны цели изучения того или иного материала. Утверждения учителей и родителей, что всё это понадобится им в самостоятельной взрослой жизни, как правило, не помогает. Возникает необходимость найти такие весомые аргументы, которые приведут к тому, что ребёнок САМ ЗАХОЧЕТ найти ответ на вопрос задачи или усвоить правило.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением.
Игра и учёба -это две разные деятельности, между ними имеются значительные, качественные различия. Справедливо замечено ещё Н.К. Крупской, что "школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организацию роли игры. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы".
Начало обучения ребенка в школе – это сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. В это время у них происходит смена ведущего вида деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью: запоминать учебный материал, формулировать ответ, решать задачу. Как помочь ребенку адаптироваться к школе? Этому способствуют игровые методы развивающего обучения, которые обязательно должны быть введены в процесс обучения
Игра -это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Здесь ребёнок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования, те требования, которые к нему предъявляют взрослые в неигровой деятельности.
Формами реализации игрового действия могут выступать:
1. Разнообразные игровые манипуляции с предметами - подбор, складывание и раскладывание;
2. "Зачин", который создает у детей игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебной игрушки, секретного письма);
3. Осуществление поиска и находки нужной игрушки, предмета, числа, звука, слова;
4. Загадывание и отгадывание загадок;
5. Выполнение определенной роли;
6. Соревнование (индивидуальное или коллективное);
7. Особые игровые движения, такие как хлопки в ладоши, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий.
Успех в решении дидактической задачи достигается путем использования разнообразных игровых действий и, как правило, одним из них является соревнование.
Таким образом, дидактическая игра является средством всестороннего воспитания личности. Она представляет очень удачно найденную форму обучения, когда ребенок обучается играя. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, на базе игровых приемов создаются интеллектуальные способности. В дидактической игре ребенок учится самостоятельно мыслить, использовать полученные знания, сравнивать, классифицировать, делать выводы. В формировании интеллектуальной готовности дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью. Увеличение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Педагогу важно умело начать игру. Большое значение при этом имеет заинтересованность и эмоциональность самого учителя, его способность заинтересовать игрой своих учеников, образность и чёткость речи, выразительность жестов, степенные отношения ко всем участникам, желание их объединить.
В процессе игры необходимо особое внимание уделить её темпу. Медленный темп утомляет детей, им подолгу приходится ждать своей очереди. Но и чрезмерно быстрый темп приводит к суете, временами вызывает
Споры между участниками игры.
В ходе игры учитель может выступать и в роли участника, и в роли ведущего, но не забывая о функции педагога: направлять игру репликами, вопросами, незаметно поддерживать отдельных детей, создавать условия для проявления инициативы, давать оценку неправильным ответам или предупреждать их. Серьёзное внимание нужно обращать и на то, как ученики относятся к правилам игры. От соблюдения правил зависит воспитательное значение игры - осознание детьми норм поведения в коллективной деятельности, отношение требовательных и справедливых отношений к ровесникам, умение обратить внимание на мысли товарищей, согласовывать с ними свои желания.
Подбирая игры к урокам, нужно добиваться того, чтобы они были достаточно сложными и в тоже время доступными детям. При организации игры необходимо опираться на опыт и знания детей.
Во многих играх взят принцип соревнования, который усиливает эмоциональный характер. При этом следует иметь в виду, что лучше, когда соревнование проводится не на личное первенство, а на первенство команды учащихся, чтобы дети не только сами стремились выполнить задание, но и побуждали к этому своих товарищей, помогали им.
При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное — её эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю необходимо своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой. Что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.
Из изложенного можно сделать вывод, что дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Её правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к учебному предмету, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Основным в дидактической игре на уроках является обучение предмету, создание игровых ситуаций на уроках повышает интерес, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную деятельность, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Словом, дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводится формально. Чем интереснее игровые действия, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.
Используемая литература:
1. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я [Текст] / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.
2. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности [Текст]/И.А. Зайцева. – Ноябрьск, 2005.- С.12-24.
3. Блинова Т. Л. Имитационные дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике в общеобразовательной школе: Екатеринбург, 2003, - С. 180.
4. Выготский Л.С. «Психология развития ребенка» - М.: Эксмо: Смысл, 2005. - 512 с.
5. Савинов, С.В. нестандартные уроки в начальной школе / С.В. Савинов. - Волгоград: Учитель, 2000. - 89с.
6. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры //Начальная школа -2006.,-№5.,-С.30-31
Кистайкина Н.Н. Значение дидактических игр на уроках в начальной школе // Современная начальная школа. 2022. № 9 (40). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/40.pdf.
«Игра — это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества.
В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».
С.Т. Шацкий
В современной системе начального образования игра занимает важное место на уроках в начальной школе, т.к. дает возможность сделать процесс обучения занимательным и разнообразным. Чтобы детям в школе было интересно, чтобы они уходили из школы не усталыми и понурыми, а бодрыми и веселыми, чтобы каждый день в школе дарил детям праздник, нужно помнить об игре на уроке.
Одной из самых распространённых причин школьной неуспеваемости является отсутствие у детей интереса к учебной информации. Ребёнку, особенно младшего школьного возраста, не всегда понятны цели изучения того или иного материала. Утверждения учителей и родителей, что всё это понадобится им в самостоятельной взрослой жизни, как правило, не помогает. Возникает необходимость найти такие весомые аргументы, которые приведут к тому, что ребёнок САМ ЗАХОЧЕТ найти ответ на вопрос задачи или усвоить правило.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением.
Игра и учёба -это две разные деятельности, между ними имеются значительные, качественные различия. Справедливо замечено ещё Н.К. Крупской, что "школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организацию роли игры. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы".
Начало обучения ребенка в школе – это сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. В это время у них происходит смена ведущего вида деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью: запоминать учебный материал, формулировать ответ, решать задачу. Как помочь ребенку адаптироваться к школе? Этому способствуют игровые методы развивающего обучения, которые обязательно должны быть введены в процесс обучения
Игра -это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Здесь ребёнок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования, те требования, которые к нему предъявляют взрослые в неигровой деятельности.
Формами реализации игрового действия могут выступать:
1. Разнообразные игровые манипуляции с предметами - подбор, складывание и раскладывание;
2. "Зачин", который создает у детей игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебной игрушки, секретного письма);
3. Осуществление поиска и находки нужной игрушки, предмета, числа, звука, слова;
4. Загадывание и отгадывание загадок;
5. Выполнение определенной роли;
6. Соревнование (индивидуальное или коллективное);
7. Особые игровые движения, такие как хлопки в ладоши, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий.
Успех в решении дидактической задачи достигается путем использования разнообразных игровых действий и, как правило, одним из них является соревнование.
Таким образом, дидактическая игра является средством всестороннего воспитания личности. Она представляет очень удачно найденную форму обучения, когда ребенок обучается играя. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, на базе игровых приемов создаются интеллектуальные способности. В дидактической игре ребенок учится самостоятельно мыслить, использовать полученные знания, сравнивать, классифицировать, делать выводы. В формировании интеллектуальной готовности дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью. Увеличение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Педагогу важно умело начать игру. Большое значение при этом имеет заинтересованность и эмоциональность самого учителя, его способность заинтересовать игрой своих учеников, образность и чёткость речи, выразительность жестов, степенные отношения ко всем участникам, желание их объединить.
В процессе игры необходимо особое внимание уделить её темпу. Медленный темп утомляет детей, им подолгу приходится ждать своей очереди. Но и чрезмерно быстрый темп приводит к суете, временами вызывает
Споры между участниками игры.
В ходе игры учитель может выступать и в роли участника, и в роли ведущего, но не забывая о функции педагога: направлять игру репликами, вопросами, незаметно поддерживать отдельных детей, создавать условия для проявления инициативы, давать оценку неправильным ответам или предупреждать их. Серьёзное внимание нужно обращать и на то, как ученики относятся к правилам игры. От соблюдения правил зависит воспитательное значение игры - осознание детьми норм поведения в коллективной деятельности, отношение требовательных и справедливых отношений к ровесникам, умение обратить внимание на мысли товарищей, согласовывать с ними свои желания.
Подбирая игры к урокам, нужно добиваться того, чтобы они были достаточно сложными и в тоже время доступными детям. При организации игры необходимо опираться на опыт и знания детей.
Во многих играх взят принцип соревнования, который усиливает эмоциональный характер. При этом следует иметь в виду, что лучше, когда соревнование проводится не на личное первенство, а на первенство команды учащихся, чтобы дети не только сами стремились выполнить задание, но и побуждали к этому своих товарищей, помогали им.
При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное — её эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю необходимо своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой. Что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.
Из изложенного можно сделать вывод, что дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Её правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к учебному предмету, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Основным в дидактической игре на уроках является обучение предмету, создание игровых ситуаций на уроках повышает интерес, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную деятельность, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Словом, дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводится формально. Чем интереснее игровые действия, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.
Используемая литература:
1. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я [Текст] / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.
2. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности [Текст]/И.А. Зайцева. – Ноябрьск, 2005.- С.12-24.
3. Блинова Т. Л. Имитационные дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике в общеобразовательной школе: Екатеринбург, 2003, - С. 180.
4. Выготский Л.С. «Психология развития ребенка» - М.: Эксмо: Смысл, 2005. - 512 с.
5. Савинов, С.В. нестандартные уроки в начальной школе / С.В. Савинов. - Волгоград: Учитель, 2000. - 89с.
6. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры //Начальная школа -2006.,-№5.,-С.30-31