Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Охрименко Л.В. ВЛАДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС

Охрименко Людмила Владимировна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Степновская средняя общеобразовательная школа", Кемеровская область, Новокузнецкий район, п. Степной

Библиографическое описание: Охрименко Л.В. Владение информационными технологиями учителя начальных классов в условиях перехода на ФГОС // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.

Задачей современной системы образования является подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях. Поэтому информатизация образования и внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс – составная часть современной школы. Информационные технологии обучения – процесс подготовки и передачи информации, средством осуществления, которого является компьютер. Использование информационных технологий - это обновление роли учителя, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. И поэтому в первую очередь должен быть подготовлен учитель для грамотного использования компьютера в преподавании того или иного предмета. В статье говорится об использовании информационных технологий, которые необходимы для успешного обучения на уроках в начальной школе.

«Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется большего…..».

Содержательные инновации являются наиболее сложным и вместе с тем наиболее продуктивным уровнем как профессиональной компетентности учителя в целом, так и ИКТ-компетентности. На сегодняшний день профессиональное совершенствование современного учителя в сфере ИКТ становится необходимым с учетом перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты.

Информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Основной задачей внедрения новых образовательных стандартов в начальной школе является формирование универсальных учебных действий, которые наиболее эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде.

В условиях перехода на ФГОС младших школьников необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить грамотно применять эти технологии в свой деятельности.

При освоении личностных действий необходимо формировать критическое отношение к информации и умение выбрать нужное.

При освоении регулятивных универсальных учебных действий важно учить детей правильно использовать найденную и обработанную ими информацию, создавать цифровое портфолио учебных достижений учащегося.

При освоении познавательных универсальных учебных действий учителю необходимо учить детей:

· поиску и записи информации, в том числе – с помощью аудио- и видео- записи, цифрового измерения, оцифровки;

· созданию гипермедиа сообщения и подготовке выступления с аудио-визуальной поддержкой;

Формирование ИКТ-компетентности учащихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов, а его результат представляет собой интегративный результат обучения младших школьников.

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях.

Учащейся начальных классов нашей школы уже несколько лет разрабатывают собственные проекты с применением ИКТ. Ежегодно наши ребята на районных научно-практических конференциях занимают призовые места.

Во время работы над проектами защита и представление работы в виде компьютерной презентации уже вошли в практику. Презентация помогает сконцентрировать внимание на наиболее важных, актуальных проблемах исследования, дает возможность ярче и нагляднее выразить свою позицию по исследуемой проблеме. Только компьютерные технологии позволяют сделать презентацию яркой и впечатляющей.

В нашей школе появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями с приобретением передвижной интерактивной доски. Интерактивная доска проста в использовании, а её применение на уроках выводит процесс обучения на новый уровень. Применение интерактивной доски позволяет преподавателю «оживить» урок, захватить внимание и экономить время, что помогает создавать динамические уроки.

Сегодня издательства предлагают различные виды электронных учебников, библиотеки электронных наглядных пособий, анимационные сюжеты, подборки видеоматериалов, позволяющих изучить новый материал и проверить полученные знания. Эти пособия предназначены для учителей, учащихся, а также их родителей. В своей работе мы используем детские энциклопедии “Кирилл и Мефодий”, наглядное пособие по естествознанию «Мир природы», тренажёры по математике к учебнику М.И. Моро и др.

Специфика ИКТ-компетентности сказывается и в том, что зачастую сам учитель не обладает достаточным уровнем профессиональной ИКТ-компетентности. Тем самым естественным образом создается контекст, в котором учитель сам осуществляет универсальные учебные действия и демонстрирует обучающимся, «как это делается».

При формировании и применении ИКТ-компетентности обеспечивается:

· естественная мотивация, цель обучения;

· контроль результатов освоения ИКТ;

· повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете;

· формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оценивания результатов освоения этого предмета.

Включение в урок ИКТ, позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность учеников. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету, ведь известно, что в памяти человека остается:

· 1/4 часть услышанного

· 1/3 часть увиденного,

· 1/2 часть увиденного и услышанного,

· 3/4 части, если ученик привлечен вактивные действияв процессе обучения.

Внедрение ИКТ в нашей школе осуществляется по принципам:

· создание презентаций к уроку;

· работа с ресурсами Интернета;

· использование готовых обучающих программ;

· разработка и использование собственных авторских программ.

Разумное использование информационных технологий в начальной школе способствует повышению компетентности как учителя так и младших школьников, расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности, обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, а в общем, способствует повышению качества образования.

Литература

1. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев // - М.: Политиздат, 1975.- 168c.

2. Молоков, Ю.Г., Молокова, А.В. Актуальные вопросы информатизации образования [Текст] / Ю.Г. Молоков, А.В. Молокова //Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1./Под ред. И.М. Бобко.- Новосибирск: СИОТ РАО, 1997. – 57с.