Библиографическое описание:
Ивлютина Е.Н., Соломатина Н.Г. ПОЛЁТ ПЕРВОЙ ЖЕНЩИНЫ В.ТЕРЕШКОВОЙ В КОСМОС. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ // Современная начальная школа. 2023. № 4 (47). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/47.pdf.
Тема: «Ура! В космосе-женщина!»
Цель: создание условий для формирования у обучающихся представления о первой женщине Земли, поднявшейся в космос.
Планируемые результаты
Личностные:
-принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения;
-способность к рефлексивной самооценке собственных действий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-самостоятельное формулирование цели урока после предварительного обсуждения;
-составлять план и последовательность действий.
Познавательные УУД:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-находить и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные УУД:
-объяснять свой выбор, отвечая на поставленные вопросы, аргументировать;
-сотрудничать в поиске и сборе информации.
Предметные результаты:
-формировать читательскую компетентность;
-уметь выполнять устно и письменно арифметический действия с числами, исполнять и строить алгоритм, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
-уметь пользоваться календарём для определения продолжительности событий, переводы единиц времени и действий с мерами времени.
Оборудование: глобус
Дидактический материал: портреты космонавтов Ю.А. Гагарина, А.Н. Шкаплерова, Г.С.Титова, В.В. Терешковой; рассказ из повести В.П. Бороздина «Звездолётчики»; календарь; маршрутный лист; листы самооценивания.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Любите ли вы путешествовать?
Сегодня нам предстоит отправиться в научную экспедицию. Мы совершим полёт вокруг Земли. А помогут нам в этом две науки: математика и литературное чтение.
Чего вы ждёте от сегодняшнего урока?
Каждый урок – это новая встреча. С кем или чем можно встретиться?
Впрочем, вы сейчас все узнаете (открываются портреты Ю.А. Гагарина, А.Н. Шкаплерова, Г.С.Титова)
Кто изображён на этих портретах? (Космонавты). Узнали ли вы этих людей?
Что их объединяет? (Космос)
Портрет какого известного человека можно разместить в этом ряду?
Давайте решим примеры и расшифруем фамилию человека, изображённого на следующем портрете.
Ш-37*2
А-1*759
Р-630:70
К-5*18
В-62*10
Е-58:2
Т-111*0
О-200*3
Е-36:12
Расположите результаты в порядке возрастания, сопоставив с соответствующими буквами.
0
3
9
29
74
90
600
620
759
Т
Е
Р
Е
Ш
К
О
В
А
С кем произойдёт наша встреча? (Вписываем фамилию в маршрутный лист)
2. Постановка целей и задач урока.
Ф.И.О.
В.В. Терешкова
Чем прославилась?
Сколько в минутах длился её полёт?
В каком году состоялся полёт?
Назовите дату полёта
В каком городе родилась Терешкова?
Как называется корабль, на котором она совершила полёт?
Каким видом спорта занималась В.В. Терешкова?
Сколько прыжков с парашютом совершила, прежде чем стать космонавтом?
Сможете ли вы заполнить сейчас все остальные колонки? (нет, не владеют информацией)
Ответить на эти вопросу нам предстоит на уроке, выполняя задания.
3. Актуализация знаний
1). Работа с календарём
В каком году состоялся первый полёт В.В. Терешковой, если в этом году наша страна отмечает 60-летие этого исторического события?
2023-60= 1963 (год)
Запишите в маршрутном листе.
2). Перед вами календарь 1963 года, в котором отмечена дата её полёта. Назовите эту дату (16 июня)
Запишите в маршрутном листе.
3). Полёт В.В. Терешковой длился 2 суток 22 часа 50 минут. Вычислите продолжительность полёта в минутах.
2 сут 22 ч 50 мин= 4250 мин
Запишите в маршрутном листе.
О полёте В.В. Терешкова мечтала с самого раннего детства.
4. Работа с текстом
1). Восстановление деформированного текста
Рассказ «Ура! В космосе-женщины!» В.П. Бороздина из повести «Звездолётчики».
Перед вами деформированный текст, который состоит из 3 частей. Необходимо восстановить его последовательность. (Дети собирают текст)
2). Чтение целостного текста и словарная работа.
Типография, поборов страх, захватывало дух, отчаянный.
(По ходу чтения рассказа заполняем маршрутный лист, опираясь на данные текста.)
3). Анализ текста. Работа в группах.
Каждая из групп получает задание:
1гр.- подчеркнуть в тексте слова и словосочетания на тему «Космос» (работает с первой частью текста)
2гр.- подчеркнуть в тексте слова и словосочетания, которые отвечают на вопрос, что чувствовала Валентина Терешкова? (Работает со второй частью текста).
3гр. -подчеркнуть в тексте слова и словосочетания, которые отвечают на вопрос, что видела Валентина Терешкова? (Работает со второй частью текста).
4гр. -подчеркнуть в тексте слова и словосочетания, которые отвечают на вопрос, какие действия выполняла Валентина Терешкова? (Работает со второй частью текста).
3). Анализ текста. Работа в парах.
Подчеркните в третьей части текста восклицательные предложения. Прочитайте, что получилось. Можно ли назвать это текстом?
Используя опорные слова, перескажите последнюю часть текста.
5. Рефлексия учебной деятельности.
Наш урок подошёл к концу, давайте подведём итоги.
Какова была наша цель?
Смогли ли мы ее достичь?
Что нового узнали о В.В. Терешковой и её первом полёте?
6. Итог.
Имя В.В. Терешковой навсегда вошло в историю мировой космонавтики. Она на своём опыте доказала, что на космических кораблях могут летать и женщины.
Соберите фразу, которую произнесла Терешкова перед полетом 16 июня 1963 года.
«Эй! Небо, сними шляпу!»
Демонстрационный материал (3 части текста)
Бороздин Виктор Петрович
ЗВЕЗДОЛЁТЧИКИ
УРА! В КОСМОСЕ — ЖЕНЩИНА!
Не успела типография отпечатать эту книгу о четырёх небесных братьях, как весь мир облетела новая радостная весть: опять советские чудо-корабли в космосе!
В этот раз на корабле «Восток-5» полетел лётчик-космонавт Валерий Быковский. Восемьдесят один раз облетел он вокруг Земли! Ни один человек не был ещё так долго в космосе.
А через день на корабле «Восток-6» полетела первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова.
_________________________________________________________________________
Валя из Ярославля.
Красив этот старинный русский город. Стоит он на высоком волжском берегу, весь в зелени и цветах. И недаром именно в нём выросла первая в мире девушка-космонавт.
Ранним утром, когда солнце только ещё встаёт, выходила Валя на улицу и смотрела, как в чистом небе кружит самолёт.
Вот он высыпал чёрные точки парашютистов. Одно мгновение — и лёгкими облачками вспыхивают купола парашютов.
В хорошую погоду это чудесное зрелище повторялось каждое утро.
«Почему они прыгают? — думала Валя. — Ведь это, наверно, страшно? А может, это необыкновенно хорошо?!»
Она закрывала глаза и пробовала представить себя на их месте.
У неё даже дух захватывало.
А потом пришло время, когда и она прыгнула с самолёта, правда, также с закрытыми глазами. И только на пятом прыжке, поборов страх, прыгнула, не закрывая глаз.
Лететь в воздухе под большим белоснежным зонтом удивительно хорошо. Под тобой весь город как на ладошке. Видны все улицы, дома, машины, люди... А ты спускаешься всё ниже, ниже, стараясь попасть на заданную площадку.
Валя полюбила небо. И до того, как стать космонавтом, сделала 126 прыжков с парашютом.
_________________________________________________________________________
Да, женщина в космосе!
Молодец, Валя! Ты сумела доказать всему миру, что девушки нашей страны готовы и на такой подвиг.
Ну, мальчишки, теперь берегитесь!
До сих пор девочки с завистью посматривали на вас — будущих космонавтов. Потому что каждый мальчишка при желании — потом, когда он вырастет, — может стать космонавтом.
А теперь девочки знают, что и для них путь к звёздам открыт. А ведь девчонки — народ упрямый, отчаянный!
Валентина Терешкова сорок восемь раз облетела вокруг Земли! У звёздных братьев появилась звёздная сестрёнка.
Пожелаем им всем — тем, кто уже летал, и тем, кто готовится к новым космическим полётам, — здоровья, счастья и новых подвигов.
(Из повести В. П. Бороздина «Звездолетчики»)
Библиографический список
1. Бороздин, Виктор Петрович (1915-1994.). Звездолетчики [Текст]: [Рассказы о космонавтах]: [Для старш. дошкольного возраста] / [Ил.: Л. Хайлов]. - Москва: Детгиз, 1963. - 56 с.: ил.; 29 см.
2. Я познаю мир. Космос [Текст]: энциклопедия / авт. - сост. Т. Гонтарук; худ. А.Шабельник и др.. - М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2011. - 398с.: ил.
3. Горьков, Владимир Леонидович. Космическая азбука: научно-художественное издание / В. Л. Горьков, Ю. Ф. Авдеев. – М.: Дет. лит., 1990. – 176 с.: ил. – (Библиотечная серия). – ISBN 5-08-00500-7.
4. Паникова, Елена Анатольевна. Беседы о космосе: метод. пособие / Е. А. Паникова, В. В. Инкина. – М.: Сфера, 2010. – 96 с. – (Вместе с детьми). – ISBN 978-5-9949-0285- 1.
Ивлютина Е.Н., Соломатина Н.Г. ПОЛЁТ ПЕРВОЙ ЖЕНЩИНЫ В.ТЕРЕШКОВОЙ В КОСМОС. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ // Современная начальная школа. 2023. № 4 (47). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/47.pdf.
Тема: «Ура! В космосе-женщина!»
Цель: создание условий для формирования у обучающихся представления о первой женщине Земли, поднявшейся в космос.
Планируемые результаты
Личностные:
-принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения;
-способность к рефлексивной самооценке собственных действий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-самостоятельное формулирование цели урока после предварительного обсуждения;
-составлять план и последовательность действий.
Познавательные УУД:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-находить и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные УУД:
-объяснять свой выбор, отвечая на поставленные вопросы, аргументировать;
-сотрудничать в поиске и сборе информации.
Предметные результаты:
-формировать читательскую компетентность;
-уметь выполнять устно и письменно арифметический действия с числами, исполнять и строить алгоритм, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
-уметь пользоваться календарём для определения продолжительности событий, переводы единиц времени и действий с мерами времени.
Оборудование: глобус
Дидактический материал: портреты космонавтов Ю.А. Гагарина, А.Н. Шкаплерова, Г.С.Титова, В.В. Терешковой; рассказ из повести В.П. Бороздина «Звездолётчики»; календарь; маршрутный лист; листы самооценивания.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Любите ли вы путешествовать?
Сегодня нам предстоит отправиться в научную экспедицию. Мы совершим полёт вокруг Земли. А помогут нам в этом две науки: математика и литературное чтение.
Чего вы ждёте от сегодняшнего урока?
Каждый урок – это новая встреча. С кем или чем можно встретиться?
Впрочем, вы сейчас все узнаете (открываются портреты Ю.А. Гагарина, А.Н. Шкаплерова, Г.С.Титова)
Кто изображён на этих портретах? (Космонавты). Узнали ли вы этих людей?
Что их объединяет? (Космос)
Портрет какого известного человека можно разместить в этом ряду?
Давайте решим примеры и расшифруем фамилию человека, изображённого на следующем портрете.
Ш-37*2
А-1*759
Р-630:70
К-5*18
В-62*10
Е-58:2
Т-111*0
О-200*3
Е-36:12
Расположите результаты в порядке возрастания, сопоставив с соответствующими буквами.
0
3
9
29
74
90
600
620
759
Т
Е
Р
Е
Ш
К
О
В
А
С кем произойдёт наша встреча? (Вписываем фамилию в маршрутный лист)
2. Постановка целей и задач урока.
Ф.И.О.
В.В. Терешкова
Чем прославилась?
Сколько в минутах длился её полёт?
В каком году состоялся полёт?
Назовите дату полёта
В каком городе родилась Терешкова?
Как называется корабль, на котором она совершила полёт?
Каким видом спорта занималась В.В. Терешкова?
Сколько прыжков с парашютом совершила, прежде чем стать космонавтом?
Сможете ли вы заполнить сейчас все остальные колонки? (нет, не владеют информацией)
Ответить на эти вопросу нам предстоит на уроке, выполняя задания.
3. Актуализация знаний
1). Работа с календарём
В каком году состоялся первый полёт В.В. Терешковой, если в этом году наша страна отмечает 60-летие этого исторического события?
2023-60= 1963 (год)
Запишите в маршрутном листе.
2). Перед вами календарь 1963 года, в котором отмечена дата её полёта. Назовите эту дату (16 июня)
Запишите в маршрутном листе.
3). Полёт В.В. Терешковой длился 2 суток 22 часа 50 минут. Вычислите продолжительность полёта в минутах.
2 сут 22 ч 50 мин= 4250 мин
Запишите в маршрутном листе.
О полёте В.В. Терешкова мечтала с самого раннего детства.
4. Работа с текстом
1). Восстановление деформированного текста
Рассказ «Ура! В космосе-женщины!» В.П. Бороздина из повести «Звездолётчики».
Перед вами деформированный текст, который состоит из 3 частей. Необходимо восстановить его последовательность. (Дети собирают текст)
2). Чтение целостного текста и словарная работа.
Типография, поборов страх, захватывало дух, отчаянный.
(По ходу чтения рассказа заполняем маршрутный лист, опираясь на данные текста.)
3). Анализ текста. Работа в группах.
Каждая из групп получает задание:
1гр.- подчеркнуть в тексте слова и словосочетания на тему «Космос» (работает с первой частью текста)
2гр.- подчеркнуть в тексте слова и словосочетания, которые отвечают на вопрос, что чувствовала Валентина Терешкова? (Работает со второй частью текста).
3гр. -подчеркнуть в тексте слова и словосочетания, которые отвечают на вопрос, что видела Валентина Терешкова? (Работает со второй частью текста).
4гр. -подчеркнуть в тексте слова и словосочетания, которые отвечают на вопрос, какие действия выполняла Валентина Терешкова? (Работает со второй частью текста).
3). Анализ текста. Работа в парах.
Подчеркните в третьей части текста восклицательные предложения. Прочитайте, что получилось. Можно ли назвать это текстом?
Используя опорные слова, перескажите последнюю часть текста.
5. Рефлексия учебной деятельности.
Наш урок подошёл к концу, давайте подведём итоги.
Какова была наша цель?
Смогли ли мы ее достичь?
Что нового узнали о В.В. Терешковой и её первом полёте?
6. Итог.
Имя В.В. Терешковой навсегда вошло в историю мировой космонавтики. Она на своём опыте доказала, что на космических кораблях могут летать и женщины.
Соберите фразу, которую произнесла Терешкова перед полетом 16 июня 1963 года.
«Эй! Небо, сними шляпу!»
Демонстрационный материал (3 части текста)
Бороздин Виктор Петрович
ЗВЕЗДОЛЁТЧИКИ
УРА! В КОСМОСЕ — ЖЕНЩИНА!
Не успела типография отпечатать эту книгу о четырёх небесных братьях, как весь мир облетела новая радостная весть: опять советские чудо-корабли в космосе!
В этот раз на корабле «Восток-5» полетел лётчик-космонавт Валерий Быковский. Восемьдесят один раз облетел он вокруг Земли! Ни один человек не был ещё так долго в космосе.
А через день на корабле «Восток-6» полетела первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова.
_________________________________________________________________________
Валя из Ярославля.
Красив этот старинный русский город. Стоит он на высоком волжском берегу, весь в зелени и цветах. И недаром именно в нём выросла первая в мире девушка-космонавт.
Ранним утром, когда солнце только ещё встаёт, выходила Валя на улицу и смотрела, как в чистом небе кружит самолёт.
Вот он высыпал чёрные точки парашютистов. Одно мгновение — и лёгкими облачками вспыхивают купола парашютов.
В хорошую погоду это чудесное зрелище повторялось каждое утро.
«Почему они прыгают? — думала Валя. — Ведь это, наверно, страшно? А может, это необыкновенно хорошо?!»
Она закрывала глаза и пробовала представить себя на их месте.
У неё даже дух захватывало.
А потом пришло время, когда и она прыгнула с самолёта, правда, также с закрытыми глазами. И только на пятом прыжке, поборов страх, прыгнула, не закрывая глаз.
Лететь в воздухе под большим белоснежным зонтом удивительно хорошо. Под тобой весь город как на ладошке. Видны все улицы, дома, машины, люди... А ты спускаешься всё ниже, ниже, стараясь попасть на заданную площадку.
Валя полюбила небо. И до того, как стать космонавтом, сделала 126 прыжков с парашютом.
_________________________________________________________________________
Да, женщина в космосе!
Молодец, Валя! Ты сумела доказать всему миру, что девушки нашей страны готовы и на такой подвиг.
Ну, мальчишки, теперь берегитесь!
До сих пор девочки с завистью посматривали на вас — будущих космонавтов. Потому что каждый мальчишка при желании — потом, когда он вырастет, — может стать космонавтом.
А теперь девочки знают, что и для них путь к звёздам открыт. А ведь девчонки — народ упрямый, отчаянный!
Валентина Терешкова сорок восемь раз облетела вокруг Земли! У звёздных братьев появилась звёздная сестрёнка.
Пожелаем им всем — тем, кто уже летал, и тем, кто готовится к новым космическим полётам, — здоровья, счастья и новых подвигов.
(Из повести В. П. Бороздина «Звездолетчики»)
Библиографический список
1. Бороздин, Виктор Петрович (1915-1994.). Звездолетчики [Текст]: [Рассказы о космонавтах]: [Для старш. дошкольного возраста] / [Ил.: Л. Хайлов]. - Москва: Детгиз, 1963. - 56 с.: ил.; 29 см.
2. Я познаю мир. Космос [Текст]: энциклопедия / авт. - сост. Т. Гонтарук; худ. А.Шабельник и др.. - М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2011. - 398с.: ил.
3. Горьков, Владимир Леонидович. Космическая азбука: научно-художественное издание / В. Л. Горьков, Ю. Ф. Авдеев. – М.: Дет. лит., 1990. – 176 с.: ил. – (Библиотечная серия). – ISBN 5-08-00500-7.
4. Паникова, Елена Анатольевна. Беседы о космосе: метод. пособие / Е. А. Паникова, В. В. Инкина. – М.: Сфера, 2010. – 96 с. – (Вместе с детьми). – ISBN 978-5-9949-0285- 1.