Библиографическое описание:
Осинкина О.В. Исследовательская работа на тему «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе...» // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.
Каллиграфия - это музыка, только обращённая не к слуху, а к глазу.
Вадим Владимирович Лазурский, русский художник книги и шрифта
- Хороший почерк — это одна из самых важных и распространённых школьных проблем. Следует отметить, что неаккуратный почерк — это удел не только младших классов. Порой даже старшеклассники сами не в состоянии прочитать то, что написали. Между тем, освоение письма — это сложный, многоступенчатый процесс.
Дорогие друзья, всем вам хорошо известны строчки детской песни:
"Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе..."
А знаете ли вы, что красивое письмо, которому учат в школе - это искусство, которое называется каллиграфия?
Каллиграфия — это особый вид изобразительного искусства, искусства красивого письма. Как указывает Л. Я. Желтовская (Любовь Яковлевна Желтовская – автор и соавтор многочисленных пособий по русскому языку для учителей и учеников начальной школы.), слово «каллиграфия» пришло к нам из древнегреческого языка и представляет собой сложение двух слов, которые переводятся на русский язык как «красота» и «писать», т. е. дословно «красивописание». Под этим термином понимается умение не только красиво писать, но и обладать способностью писать разборчиво, придерживаясь одинакового наклона и размера букв. Иметь каллиграфический почерк дано не каждому, и это требует регулярных упражнений и усилий. Однако школа значительно ограничена во времени, отведённом на постановку почерка.
Для прогрессивного человека в современном обществе, какого бы он не был возраста, необходимо нести знание о своей культуре. Каллиграфия — как культура письма, как объект изучения и наследия — является ответом на вопрос о ценности этого знания.
Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым днем становится всё больше детей и взрослых, у которых далеко не каллиграфический почерк.
Мы поняли актуальность данной проблемы.
Почему в классе учитель учит писать одинаково, а почерк у всех разный?
Цель исследования: выяснить, может ли у учащихся в современной жизни быть аккуратный и разборчивый почерк?
Задачи исследования:
1. Уточнить значение понятий: письмо, почерк, каллиграфия.
2. Установить, какое значение в жизни человека имеет почерк.
Объект исследования: Школьный проект «Музыка буквы»
Предмет исследования: почерк уч-ся 2- 6 классов
Гипотезы: мы считаем, что в процессе исследовательской и проектной деятельности у учащихся формируется интерес к учёбе, повышается познавательный интерес
Теоретическая и практическая значимость: данную исследовательскую работу мы рекомендуем разместить на сайте школы для проведения классных часов и использовать материал для выступления на МО и пед.совете школы.
Работа над проектом «Музыка буквы».
Цели проекта:
- привлечение внимания к русской письменности как неотъемлемой части русской культуры,
- содействие уважительному отношению к русскому языку, к письму на русском языке как к средству владения языком,
- развитие вкуса к красивому почерку как элементу общей культуры человека,
Задачи:
● определение степени сформированности каллиграфического навыка у обучающихся 2-6 классов;
● развитие творческих способностей школьников;
● развитие умения работать в группе, навыков коммуникации.
Работа велась в три этапа.
1 этап – «История одной буквы» - команде (классу) необходимо было выбрать одну букву, об истории возникновения которой надо узнать и записать интересные факты о происхождении буквы.
Над этим этапом каждый участник работает индивидуально.
«Написанная Буква - это сосуд, наполненный неким содержанием, чем чище и качественнее содержимое сосуда, тем глубже затрагиваются тончайшие струны души человека». (П.П.Чобитько) ЧОБИТЬКО Пётр Петрович
- Выполняя это задание выяснилось:
Лучше с заданием справились уч-ся 6 классов. Они умеют быстро и точно находить информацию в интернете. Оформление работы было более интересной.
Уч-ся 4- 5 классов находили много информации, но приходилось эту информацию прочитывать учителям и выбирать наиболее полезную и понятную для обучающихся.
Учащиеся начальных классов 2-3 могут находить информацию только с родителями.
2 этап - Заглавная буква – командная работа (в группах)
Книги очень ценились на Руси, их старались украсить. И таким украшением служили заглавные буквы, которые рисовались в виде дивных зверей, птиц, даже людей.
Буквица – большая и затейливо оформленная первая буква текста, которая всегда была важной частью искусства украшения книг.
А теперь командам предлагается выполнить еще одно задание: нарисуйте красивую заглавную букву.
-Вывод: Творческое задание очень понравилось всем обучающимся, но с интересом к нему подошли учащиеся 2-5 классов. Ребята не только рисовали красиво буквы, но даже лепили из пластилина, мастерили из конструктора, веточек дерева, вязали.
Ребята учились работать в команде и парами, находить общий язык.
- Никто не рождается с умением писать. Этот навык приобретается позднее. На первых порах каждую букву вырисовывают, а потом этот процесс становится чисто автоматическим. В процессе письма человек не задумывается о том, как он пишет. Все его мысли направлены на то, что он пишет.
- Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов закрепить речь во времени и передавать ее на расстояние. С тех пор как люди изобрели письмо, они стремились совершенствовать его в двух направлениях: научиться писать красивее и быстрее. Так возникли:
• Почерк – свойственная кому-нибудь манера письменного изображения букв; внешний вид письма, характерный для кого-нибудь.
• Каллиграфия (от греч. «kalligraphia» - красивый почерк) – искусство красивого письма.
3 этап – «Почерк – зеркало души» - задание для всех членов семьи – предложить всем членам семьи на бланке проекта написать фразу: «Я пишу красиво!»
Для ребят 2-4 мы подготовили тексты для списывания, а уч-ся 5-6 классов предложили написать сочинение или сказку о букве.
Вывод: Ребятам и родителям 2- 4 классов задание очень понравилось. Принимали участие даже бабушки и дедушки учеников.
Учащиеся 5-6 классов сочиняли сказки самостоятельно, но были и такие, которые списали сказку с интернета.
Работа над проектом была для учащихся и педагогов школы очень увлекательна. По окончании проекта ребятам предлагалось ответить на вопросы: (принимали участие 174 человека)
- Что нового вы узнали, принимая участие в проекте?
Ответы были разнообразными: узнал об истории буквы; узнал, что мой почерк похож на почерк мамы; нашел в классе друга по интересам)
-Какое задание тебе понравилось? (Искать информацию в интернете об истории возникновения буквы- 78 уч-ся; рисовать красиво букву и выполнять работу вместе с мамой- 65 уч-ся; сочинять сказку – 17 уч-ся)
-Какое задание оказалось сложным? (Сочинять сказку про букву- 56 уч-ся.)
- Какое задание для тебя оказалось интересным? (Рисовать красиво букву и выполнять работу вместе с мамой и папой - 78 уч-ся; сочинять сказку – 37 уч-ся; находить информацию про возникновение букв- 43 уч-ся)
- Нужен ли человеку в нашей современной жизни аккуратный и разборчивый почерк? (Да- 171 уч-ся)
По окончании проекта ребята 5- 6 классов написали сочинение на тему: «Зачем нужен человеку в нашей современной жизни аккуратный и разборчивый почерк?».
Вывод, который сделали уч-ся 5-6 классов.
1. Когда мы в тетради пишем чисто, красиво и четко, мы более аккуратны в выполнении и других заданий, мы увереннее, нам легче найти общий язык со сверстниками. Разборчивый почерк повышает оценку учителя и, в результате, - свою самооценку.
2. Когда мы будем учиться в 9, 11 классах, у нас будут государственные экзамены, где нужно писать аккуратно и разборчиво. Так как есть задания, которые выполняются рукописным текстом, и работа, написанная неразборчивым почерком, может быть оценена в «0» баллов.
3.Даже у взрослых людей из-за плохого почерка бывают проблемы - возникают трудности при чтении различных квитанций, справок, классных журналов, медицинских документов.
Заключение:
Данная форма организации материала позволяет привлечь к работе учащихся и их родителей.
Каллиграфическое письмо тесно связано с функционированием психики и мозга, и является мощным инструментом для укрепления внутреннего спокойствия и уверенности в себе – вот, зачем нужна каллиграфия.
«Каллиграфия является источником исцеления очень многих заболеваний»
Генри Као китайский профессор
ПЛЮСЫ
Снятие стрессов, лечение различных заболеваний, является профилактикой многих отклонений.
Улучшение внутреннего состояния, обретение спокойствия, уверенности в себе, укрепление волевых качеств.
Развивает мышление, внимание, влияет на развитие речи, формирует терпение, аккуратность, усердие, точность.
МИНУСЫ
Необходимость периодических занятий, нужно выделять время на красивое письмо.
По нашим наблюдениям:
Ребята стали аккуратнее вести записи в тетради – 112 уч-ся.
На аккуратность ведения тетради стали чаще обращать внимание родители ребят.
Почерк у учащихся 2-6 классов стал лучше, ровнее и дети стараются писать аккуратно и красиво.
Если глаза – зеркало души, то почерк – это рисунок внутреннего мира человека. Наш почерк, как отпечаток наших пальцев - индивидуален. Двух одинаковых почерков не бывает. По нему можно провести анализ личности, узнать особенности характера, некоторые наклонности, эмоциональное состояние, силу воли, самооценку.
«Без сомнения, посредством почерка человек выражает свою индивидуальность».
Зигмунд Фрейд
Литература:
https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2017/07/11/tehnologiya-proektnoy-deyatelnosti
1. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. - М., 2005.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
4. Проектная деятельность в начальной школе: — Москва, Учитель, 2014 г.- 132 с.
5.Новые педагогические и информационные образовательные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. – М., 1999.
6. Гаврилин, А. Организация работы по проектам // Школьная педагогика. – 2004. – № 3.
7. Меняева, И. Н. О методике проектов // Педагогическая мастерская. – 2004. – № 4.
Осинкина О.В. Исследовательская работа на тему «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе...» // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.
Каллиграфия - это музыка, только обращённая не к слуху, а к глазу.
Вадим Владимирович Лазурский, русский художник книги и шрифта
- Хороший почерк — это одна из самых важных и распространённых школьных проблем. Следует отметить, что неаккуратный почерк — это удел не только младших классов. Порой даже старшеклассники сами не в состоянии прочитать то, что написали. Между тем, освоение письма — это сложный, многоступенчатый процесс.
Дорогие друзья, всем вам хорошо известны строчки детской песни:
"Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе..."
А знаете ли вы, что красивое письмо, которому учат в школе - это искусство, которое называется каллиграфия?
Каллиграфия — это особый вид изобразительного искусства, искусства красивого письма. Как указывает Л. Я. Желтовская (Любовь Яковлевна Желтовская – автор и соавтор многочисленных пособий по русскому языку для учителей и учеников начальной школы.), слово «каллиграфия» пришло к нам из древнегреческого языка и представляет собой сложение двух слов, которые переводятся на русский язык как «красота» и «писать», т. е. дословно «красивописание». Под этим термином понимается умение не только красиво писать, но и обладать способностью писать разборчиво, придерживаясь одинакового наклона и размера букв. Иметь каллиграфический почерк дано не каждому, и это требует регулярных упражнений и усилий. Однако школа значительно ограничена во времени, отведённом на постановку почерка.
Для прогрессивного человека в современном обществе, какого бы он не был возраста, необходимо нести знание о своей культуре. Каллиграфия — как культура письма, как объект изучения и наследия — является ответом на вопрос о ценности этого знания.
Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым днем становится всё больше детей и взрослых, у которых далеко не каллиграфический почерк.
Мы поняли актуальность данной проблемы.
Почему в классе учитель учит писать одинаково, а почерк у всех разный?
Цель исследования: выяснить, может ли у учащихся в современной жизни быть аккуратный и разборчивый почерк?
Задачи исследования:
1. Уточнить значение понятий: письмо, почерк, каллиграфия.
2. Установить, какое значение в жизни человека имеет почерк.
Объект исследования: Школьный проект «Музыка буквы»
Предмет исследования: почерк уч-ся 2- 6 классов
Гипотезы: мы считаем, что в процессе исследовательской и проектной деятельности у учащихся формируется интерес к учёбе, повышается познавательный интерес
Теоретическая и практическая значимость: данную исследовательскую работу мы рекомендуем разместить на сайте школы для проведения классных часов и использовать материал для выступления на МО и пед.совете школы.
Работа над проектом «Музыка буквы».
Цели проекта:
- привлечение внимания к русской письменности как неотъемлемой части русской культуры,
- содействие уважительному отношению к русскому языку, к письму на русском языке как к средству владения языком,
- развитие вкуса к красивому почерку как элементу общей культуры человека,
Задачи:
● определение степени сформированности каллиграфического навыка у обучающихся 2-6 классов;
● развитие творческих способностей школьников;
● развитие умения работать в группе, навыков коммуникации.
Работа велась в три этапа.
1 этап – «История одной буквы» - команде (классу) необходимо было выбрать одну букву, об истории возникновения которой надо узнать и записать интересные факты о происхождении буквы.
Над этим этапом каждый участник работает индивидуально.
«Написанная Буква - это сосуд, наполненный неким содержанием, чем чище и качественнее содержимое сосуда, тем глубже затрагиваются тончайшие струны души человека». (П.П.Чобитько) ЧОБИТЬКО Пётр Петрович
- Выполняя это задание выяснилось:
Лучше с заданием справились уч-ся 6 классов. Они умеют быстро и точно находить информацию в интернете. Оформление работы было более интересной.
Уч-ся 4- 5 классов находили много информации, но приходилось эту информацию прочитывать учителям и выбирать наиболее полезную и понятную для обучающихся.
Учащиеся начальных классов 2-3 могут находить информацию только с родителями.
2 этап - Заглавная буква – командная работа (в группах)
Книги очень ценились на Руси, их старались украсить. И таким украшением служили заглавные буквы, которые рисовались в виде дивных зверей, птиц, даже людей.
Буквица – большая и затейливо оформленная первая буква текста, которая всегда была важной частью искусства украшения книг.
А теперь командам предлагается выполнить еще одно задание: нарисуйте красивую заглавную букву.
-Вывод: Творческое задание очень понравилось всем обучающимся, но с интересом к нему подошли учащиеся 2-5 классов. Ребята не только рисовали красиво буквы, но даже лепили из пластилина, мастерили из конструктора, веточек дерева, вязали.
Ребята учились работать в команде и парами, находить общий язык.
- Никто не рождается с умением писать. Этот навык приобретается позднее. На первых порах каждую букву вырисовывают, а потом этот процесс становится чисто автоматическим. В процессе письма человек не задумывается о том, как он пишет. Все его мысли направлены на то, что он пишет.
- Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов закрепить речь во времени и передавать ее на расстояние. С тех пор как люди изобрели письмо, они стремились совершенствовать его в двух направлениях: научиться писать красивее и быстрее. Так возникли:
• Почерк – свойственная кому-нибудь манера письменного изображения букв; внешний вид письма, характерный для кого-нибудь.
• Каллиграфия (от греч. «kalligraphia» - красивый почерк) – искусство красивого письма.
3 этап – «Почерк – зеркало души» - задание для всех членов семьи – предложить всем членам семьи на бланке проекта написать фразу: «Я пишу красиво!»
Для ребят 2-4 мы подготовили тексты для списывания, а уч-ся 5-6 классов предложили написать сочинение или сказку о букве.
Вывод: Ребятам и родителям 2- 4 классов задание очень понравилось. Принимали участие даже бабушки и дедушки учеников.
Учащиеся 5-6 классов сочиняли сказки самостоятельно, но были и такие, которые списали сказку с интернета.
Работа над проектом была для учащихся и педагогов школы очень увлекательна. По окончании проекта ребятам предлагалось ответить на вопросы: (принимали участие 174 человека)
- Что нового вы узнали, принимая участие в проекте?
Ответы были разнообразными: узнал об истории буквы; узнал, что мой почерк похож на почерк мамы; нашел в классе друга по интересам)
-Какое задание тебе понравилось? (Искать информацию в интернете об истории возникновения буквы- 78 уч-ся; рисовать красиво букву и выполнять работу вместе с мамой- 65 уч-ся; сочинять сказку – 17 уч-ся)
-Какое задание оказалось сложным? (Сочинять сказку про букву- 56 уч-ся.)
- Какое задание для тебя оказалось интересным? (Рисовать красиво букву и выполнять работу вместе с мамой и папой - 78 уч-ся; сочинять сказку – 37 уч-ся; находить информацию про возникновение букв- 43 уч-ся)
- Нужен ли человеку в нашей современной жизни аккуратный и разборчивый почерк? (Да- 171 уч-ся)
По окончании проекта ребята 5- 6 классов написали сочинение на тему: «Зачем нужен человеку в нашей современной жизни аккуратный и разборчивый почерк?».
Вывод, который сделали уч-ся 5-6 классов.
1. Когда мы в тетради пишем чисто, красиво и четко, мы более аккуратны в выполнении и других заданий, мы увереннее, нам легче найти общий язык со сверстниками. Разборчивый почерк повышает оценку учителя и, в результате, - свою самооценку.
2. Когда мы будем учиться в 9, 11 классах, у нас будут государственные экзамены, где нужно писать аккуратно и разборчиво. Так как есть задания, которые выполняются рукописным текстом, и работа, написанная неразборчивым почерком, может быть оценена в «0» баллов.
3.Даже у взрослых людей из-за плохого почерка бывают проблемы - возникают трудности при чтении различных квитанций, справок, классных журналов, медицинских документов.
Заключение:
Данная форма организации материала позволяет привлечь к работе учащихся и их родителей.
Каллиграфическое письмо тесно связано с функционированием психики и мозга, и является мощным инструментом для укрепления внутреннего спокойствия и уверенности в себе – вот, зачем нужна каллиграфия.
«Каллиграфия является источником исцеления очень многих заболеваний»
Генри Као китайский профессор
ПЛЮСЫ
Снятие стрессов, лечение различных заболеваний, является профилактикой многих отклонений.
Улучшение внутреннего состояния, обретение спокойствия, уверенности в себе, укрепление волевых качеств.
Развивает мышление, внимание, влияет на развитие речи, формирует терпение, аккуратность, усердие, точность.
МИНУСЫ
Необходимость периодических занятий, нужно выделять время на красивое письмо.
По нашим наблюдениям:
Ребята стали аккуратнее вести записи в тетради – 112 уч-ся.
На аккуратность ведения тетради стали чаще обращать внимание родители ребят.
Почерк у учащихся 2-6 классов стал лучше, ровнее и дети стараются писать аккуратно и красиво.
Если глаза – зеркало души, то почерк – это рисунок внутреннего мира человека. Наш почерк, как отпечаток наших пальцев - индивидуален. Двух одинаковых почерков не бывает. По нему можно провести анализ личности, узнать особенности характера, некоторые наклонности, эмоциональное состояние, силу воли, самооценку.
«Без сомнения, посредством почерка человек выражает свою индивидуальность».
Зигмунд Фрейд
Литература:
https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2017/07/11/tehnologiya-proektnoy-deyatelnosti
1. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. - М., 2005.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
4. Проектная деятельность в начальной школе: — Москва, Учитель, 2014 г.- 132 с.
5.Новые педагогические и информационные образовательные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. – М., 1999.
6. Гаврилин, А. Организация работы по проектам // Школьная педагогика. – 2004. – № 3.
7. Меняева, И. Н. О методике проектов // Педагогическая мастерская. – 2004. – № 4.