Библиографическое описание:
Паранина Т.В. Обучение эстрадному вокалу в системе дополнительного образования // Современная начальная школа. 2021. № 31. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/31.pdf.
Введение
Эстрадное пение на современном этапе отличается особенным звучанием голоса, специфическими приемами, разнообразным тембром и ритмическими составляющими. Это многообразие манер звукообразования в пении объясняется наличием различных школ пения, которые образуют свободную систему методик обучения.
Анализируя биографию знаменитых певцов, можно заметить, что они столкнулись с этой деятельностью еще в раннем детстве. Некоторые росли в семьях профессиональных певцов, другие были детьми любителей пения, и оно постепенно входило в их жизнь.
Раннее музыкальное образование благоприятно влияет на психику и культурный уровень детей. Пение – одно из самых доступных и понятных видов искусства. Первые впечатления при начале занятий останутся с ребенком навсегда, поэтому важно, чтобы первое занятие было ярким, запоминающимся и правильным по его содержанию. Дети обладают разными голосовыми и психофизическими особенностями, поэтому различается два вида обучения пению: коллективное и индивидуальное. В последнее время наиболее популярным стало эстрадное искусство.
1. Методика обучения эстрадному вокалу в системе дополнительного образования
Вокал (от итальянского слова «воче» - голос). Эстрадное пение – это «легкая и доступная к пониманию музыка, которая сочетает в себе различные направления: поп, рок, соул, R&B, рэп, хип-хоп и другое» [1, c.52].
Эстрадный вокал характеризуется качествами, которые зависят от способа звукообразования и манеры интонирования. Постановка голоса сводится к долговременным тренировкам этих составляющих.
Первые занятия стоит проводить не более 15-20 минут. На этих занятиях необходимо выявить и сделать акцент на положительных певческих навыках ученика. Требования стоит понятными, доступными словами, используя известную терминологию.
Исправление недостатков голосовых данных необходимо поочередно (по одному), чтобы не перегружать сознания ученика. Не стоит акцентировать эти недостатки, так как это сковывает певца. Используйте различные упражнения для корректировки.
Первый этап любого вокала заключается в постановке дыхания и голоса. Далее добавляется микрофон и пение под минус или живое сопровождение. В обучение также входит запись песен на диски, чтобы дети смогли услышать себя со стороны и увидеть труды своих стараний.
Эстрадный вокал является средним между народным и академическим, его отличие заключается в целях и задачах вокалиста. Задача эстрадного пения: поиск своего оригинального звука, собственной манеры поведения и сценического образа, т.е. важно сформировать неповторимый, уникальный голос.
Во время занятий голос приобретает естественный, индивидуальный тембр, становится ярче и мягче.
Запись голоса – важная часть работы над ошибками, совершенствование своего мастерства. Занятия должны быть подчинены только творческим интересам детей.
В эстрадном вокале важное значения имеет внятная дикция, поэтому первым этапом ставиться дыхание и голос. В эстрадных песнях встречаются сложные техники фразы, которые требуют быстрой смены дыхания.
Дыхание и голос развиваются с помощью специальных упражнений. Для детей постарше используются такие приемы:
1) Расщепление – к чистому звуку примешивается доля другого звука;
2) Драйв –прием расщеплениеи;
3) Субтон – пение с придыханием;
4) Обертоновое пение – «горловое пение»;
5) Глиссандо – плавный переход с ноты на ноту;
6) Фальцет – «без опоры»;
7) Йодль – резкий переход с пения «на опоре» на фальцет;
8) Штробас – очень низкие ноты.
Далее изучаются песни из кинофильмов, мультфиьмов, жстрадные песни поп, рок и другие.
После усвоения принципов пения подключается микрофон. Если ребенок научился петь сильным ярким голосом, то микрофон облегчит процесс пения.
Концертные выступления – важный этап в обучении вокалу, так как эстрадный вокал очень популярен. На этом этапе важно уделить внимание сопровождению пения движениями, мимикой и пластикой. Можно создать маленькие шоу, обучая применять сценический опыт.
Голосовой аппарат в певческом звукообразовании
Приобретение умения сознательно руководствоваться процессом фонации называется постановкой голоса. Поставленный голос отличается силой звучания, широтой диапазона, богатством тембрового окраса, культурой звукообразования. Для постановки голоса необходимо познакомить юных вокалистов со строением голоса.
Для начала необходимо понять, как образуется звук голоса. От сигнала нервной системы, голосовые связки плотно смыкаются. Диафрагма посылает струю переработанного воздуха и создается давление снизу на связки.
Они начинают колебаться поперек струи. Струя прорывается в щель и ищет звук, который проходит дыхательными путями гортани, ротовой полости и носоглотки и образует речевой и певческий голос, выходя и воздушного пространства.
На выходе звук пения может достигать 70-100 децибел.
Формирование певческого голоса является главной задачей в которую входит работа над головным и грудным регистрами. При возможности необходимо избегать горловых и форсированных звуков (носовой призвук).
Выработка вокальной техники зависит от дикции и артикуляции певца. Дикция в вокале предполагает четкое и выразительное произношение слов и определяется глубокостью и подвижностью артикуляционного аппарата.
«Дикция и артикуляция непосредственно связаны с певческим звукообразованием, основой которой является свободный объемный звук. Важную роль в звукообразовании играет положение губ, степень раскрытия рта и соблюдение дыхания» [1, c.52].
Дыхание в пении
Профессиональное звучание голоса достигается при любой технике дыхания. Чистые типы практически отсутствуют, так как дыхание у каждого индивидуально.
В пении важен именно момент выдоха, поэтому важно работать над замедленным выдохом из фонации. Для этого необходимо повторять несколько раз трудные фразы и это решит проблему. Ни в коем случае нельзя требовать от ученика набрать больше воздуха и держать дыхание животом.
Упражнения должны легко запоминаться. Это поможет лучше усвоить прием, обеспечивается хватание дыхания, формируется устойчивая интонация и выдерживаются тембр и динамика.
В звукообразовании пения существует ряд процессов, которые связаны с дыханием, вибрато, колебанием связок, которые выработаны в процессе эволюции, поэтому различные педагогические «изменения» и «улучшения» не принесут пользы.
Типы дыхания различают по наиболее активному участию органов в нём: брюшное, грудное, смешанное.
«Грудное дыхание осуществляется за счет расширения и поднятия верхней части грудной клетки; живот при этом втягивается, ключицы, а иногда и плечи заметно поднимаются. При таком дыхании певцу, особенно подростку, не хватает воздуха для пения длинных фраз. Оно неприемлемо для пения и потому, что при подъеме верхней части грудной клетки мышцы шеи испытывают напряжение, что затрудняет свободное движение гортани» [3, c.127].
«В работе с учащимися необходимо приложить максимум усилий для выработки у них нижнереберно-диафрагматического типа дыхания, который наиболее практичен и прост. Сущность его состоит в том, что в работу активно включаются грудная клетка и диафрагма. При вдохе расширяется нижняя часть грудной клетки и вместе с ней живот» [3, c.130]. Это обеспечивает и накопление большого запаса воздуха, необходимого для фразировки. Начинающим певцам очень важно прививать навыки правильного дыхания — активного вдоха и плавного выдоха. Вдох делается одновременно через нос и рот бесшумно и глубоко. Выдох идет равномерно на расслабленных мышцах диафрагмы до окончания музыкальной фразы. Грудная клетка находится во время пения в положении вдоха. Это обеспечивает, опору звука. Чтобы избавиться от привычек грудного дыхания, можно предложить такое упражнение: сесть на стул, опустить руки, свободно взяться за края сиденья, сделать глубокий вдох, не поднимая плеч. Упражнение повторить несколько раз, контролируя свои ощущения.
Певческое дыхание формируется постепенно и ему предшествуют усвоение следующих правил:
- не набирать много воздуха;
- не начинать звукообразование без дыхательной поддержки;
- после вдоха нужно задержать воздух, чтобы сохранить его силу и упругость;
- дыхание необходимо распределять равномерно до конца фазы;
- после фазы выдохнуть лишний воздух
Распевка
Упражнение 1 – пение с нарастанием звука к верхней ноте (до диез), акцентируем её и заканчиваем decrescendo. Петь legato, на средней звучности голоса. Только после внимательного выслушивания педагог указывает на одну-две ошибки и показывает, как их устранить.
Ученик еще раз повторяет. Если получилось, необходимо похвалить, если нет – не стоит делать замечания, а лучше перейти к следующему упражнению.
Упражнение 2 – мягко, на mf, акцентируем первую ноту. Поём на decrescendo от первой ноты. Замечания (получилось или нет) только после полностью спетого упражнения. Второй раз поём приглушённым звуком (показать).
Упражнение 3 - петь вверх, сколько возможно, верхние ноты можно покричать. Дыхание на второй доле, небольшое, диафрагма немного опускается – ощущаем как лёгкое расслабление мышц живота. В триолях
первая нота акцентируется. Получилось – не получилось, замечаний не
делать. Это первые попытки освоения верхнего регистра.
Упражнение 4 - ускоренный темп, с хорошим драйвом. Дыхание менять каждые два такта. Последние три такта исполнить на одном дыхании. Указать ученику что получилось – что не получилось. В подробности не вдаваться.
Упражнение 5 - если ученик свободно идёт вниз, смело идите за
ним. Петь не спешно, Не «нажимать», звук лёгкий, высокий, спокойный.
Используя эти упражнения необходимо всегда исходить из конкретных вокальных данных ученика – диапазон голоса, музыкальная память, способность выполнять рекомендации, особенности характера.
Ученику могут не подходить предложенные упражнения, необходимо менять их, придумывать новые.
Ваша задача: никогда не указывать на ошибки ученика, а работать над ними. Ученику не стоит знать своих недостатков, так как это способно тормозить его развитие.
Это лишь первоначальные знания об этапах постановки голоса в эстрадном пении, остальное зависит от творчества педагога.
Таким образом, Вокально-технические навыки в совокупности являются средством художественной выразительности, поскольку помогают певцу воплотить авторский замысел, передать идейно-художественное содержание вокального произведения. Вырабатываются они с помощью определенных упражнений и закрепляются в процессе работы над вокальным произведением.
Каждый певческий навык формируется путем выполнения специальных упражнений. Однако нельзя строить вокальную работу как работу только по приобретению отдельных навыков, поскольку при этом не будет необходимой связи и координации с другими. В то же время нельзя учить сразу всему, не закрепляя отдельных элементов звукообразования.
Принципы обучения певческим процессам
При обучении пению следует руководствоваться следующими принципами:
Принцип воспитывающего обучения.
Обучение детей пению сопровождается воспитанию любви к искусству, развиваются психические процессы (воображение, память, мышление, внимание). Для данного процесса воспитания будет целесообразным организация мероприятий (концертов, спектаклей), организация прослушивания песенного творчества.
Принцип доступности.
Песенный репертуар подбирается в простой и понятной для ребенка форме и имеет индивидуальный характер. Музыкальные произведения запомнятся лучше, если это яркие и узнаваемые образцы, они имеют яркое и простое выражение и связаны с жизненным опытом человека. Тембровая окраска звучания, выразительность интонации, тактильная чувствительность наиболее знакомы детям, поэтому, создавая образ, участвуют мимика, пластика и интонация. Это способствует сенсорному развитию детей путем усвоения природных и художественных явлений – формы, звука, движения, возможностей слова и речи. Детям нравится упражнения, в которых они действуют от имени персонажа.
Необходимость в различных творческих заданиях состоит в том, что они помогают детям войти в импровизированную ситуацию и вызвать необходимые чувства. Начинается изучение каждого жеста или танцевального движения с описания его значения. Эмоционально-выразительным исполнением движения сопровождается интонированное произнесение слова или фразы, соответствующих этому значению.
Конечно, очень важно, чтобы творческий процесс был сознательным, целенаправленным. Но добиваться управления певческим процессом можно по-разному. Прививая навык дыхания, артикуляция, чистое интонирование.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности.
С начала года необходимо давать детям легкие задания и постепенно переходить от простого к сложному, от знакомого к новому. Это позволяет облегчить детям усвоение знаний и приобрести навыки, придает им уверенности и повысить интерес.
Принцип посильной трудности также опирается на принцип постепенности и последовательности, который заключается в обучении учащегося по мере его обученности и постепенное повышение способностей. Повышение уровня обученности происходит путем усложнения вокально-технических и художественных навыков учеников и постепенного их совершенствования.
Принцип наглядности
При обучении пению используется звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Так, сочетание слухового и зрительного восприятия возможно в том случае, когда во время пения я показываю высоту звуков, поднимая руку вверх на высоких звуках и опуская ее вниз на низких.
Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом. Наглядность в обучении пению повышает интерес детей к занятиям, способствует развитию сознательности, легкости и прочности усвоения песен.
Принцип целостного и систематического подхода к формированию певческих навыков.
Данный принцип заключается в том, что формировать вокальную технику необходимо целостно: дыхание, дикция, плавность звуковедения, фразировка, формирование гласных. Все это необходимо развивать вместе и постепенно совершенствовать.
Заключение
Таким образом, музыкально-эстетическое и вокально-техническое воспитание тесно взаимосвязаны. Ведущее место для развития данных качеств отводится системе дополнительного образования. Научные исследования показывают, что дети которые занимаются пением более отзывчивы, эмоциональны, общительны. Владение голосом дает ребенку выразить свои чувства и эмоции в данную минуту и это заряжает его жизненной энергией. Эффективность использования современных методов для развития певческого мастерства способствуют индивидуальному развитию ребенка, его культурного потенциала и формирует жизненную позици
Словарь-справочник
Упражнения – комбинация интервалов, гаммы, арпеджио для разработки вокальных техник.
Вокальные этюды – небольшие пьесы для развития певческой техники.
Вокальная техника – владение певческим звукообразованием, позволяющее исполнять музыку любой сложности.
Постановка голоса – выработка вокальной техники для безопасного использования певческого голоса.
Начинающему певцу необходимы следующие природные данные: выразительный голос, музыкальный слух, память, эмоциональная отзывчивость на музыку, сценическая внешность.
Основными качествами певческого голоса являются: способность голоса привлечь внимание и завлечь слушателя, тембр и силу голоса даст усилительная аппаратура.
Первые занятия необходимо начинать не с исправления недостатков, а с выявления и развития певческих достоинств.
Каков принцип подбора упражнений для распевки?
Первые упражнения должны быть нетрудными. Они должны стать
привычными и применятся в разной последовательности.
Что такое певческое вибрато?
От колеблющихся голосовых связок, пульсирующий певческий звук меняет свою высоту, силу и тембр. 6-7 пульсаций в секунду – норма стандартного певческого голоса.
При большей частоте колебаний, в голосе отмечается «барашек». При меньшей частоте – «качание».
Вибрационные ощущения в пении, возникают в области губ, низа живота и промежности (Рауль Юссон). В верхней части груди, ближе к гортани, ощущается приятное тепло, щекочет по верней губе, хочется почесать кончик носа… Ученику необходимо уловить и сохранить в мышечной памяти и в своём сознании эти ощущения. Они верный показатель естественного певческого звукообразования в нужной позиции.
Носом или ртом дышать в пении?
Дышать через нос. В коротких паузах приходится дышать ртом или одновременно носом и ртом.
Какой тип дыхания применять?
Деление дыхания на типы весьма условно. Неважно как вы дышите, важно умение «держать» дыхание. Ведь пение это звукообразование на задержанном выдохе.
Можно ли работать над дыханием вне пения?
Можно. Но к пению все эти дыхательные системы не имеют никакого отношения.
Что такое певческая опора звука?
Это такое ощущение, которое воспринимается певцом как устойчивость, звучность пения. Чувство опоры звука – складывается из ряда простых ощущений. Всякие ощущения по своей природе субъективны и поэтому, чувство опоры ощущается и понимается каждым певцом различно.
Атака звука и её разновидности.
Момент начала, зарождения звука и есть атака. Условно различают три вида её – твёрдая – звук рождается после напряжения амбюшюра и мышц живота; мягкая – атака без напряжения, придыхательная – звук на слышимом выдохе.
Что называют регистром голоса?
Певческий регистр – это ряд звуков однородного тембра. В мужских голосах различают два регистра – грудной и головной (фальцет). У женщин определяют три регистра – грудной, средний и головной. В эстрадные певцы в основном поют в натуральном регистре [2, c.85].
Что называют микстом?
Микст – смешанный звук. Например: Слияние грудного и головного звучания.
В хорошо сформированном голосе регистры смешаны (микст) на всём диапазоне голоса певца. При этом доля головного звучания увеличивается по направлению вверх.
Вокальные навыки
Это условные рефлексы, выработанные регулярными, многократными повторами, разделёнными во времени. В постановке голоса это: освоение вокальной артикуляции, певческого дыхания, выработка устойчивой интонации, ощущение позиции, опора звука. Певцы, не учившиеся пению, обладают певческими навыками, которые сложились с детства до начала обучения. Их условно определяют как «натуральные» певцы [2, c.90].
Каждый человек может обладать: врождёнными певческими качествами – тембр, сила, слух и др; приобретёнными самообучением, или у педагога; интуитивным пением – поёт «правильно» от природы, не понимая, как это у него получается.
Вокальная артикуляция
Способ исполнения певческого звука. Основные приёмы:
Legato – связное исполнение звуков, плавно переходящих один в другой
Non legato – выделяется каждый звук не связанный с другим
Portato – звуки подчёркиваются и отделены друг от друга «дыханием»;
В нотной записи – точки или чёрточки под лигой.
Staccato – короткое, раздельное, отрывистое исполнение звуков.
Glissando – «скольжение» от звука к звуку. Указание автора.
Portamento – глиссандо на усмотрение исполнителя.
Как понимать выражение «вокальное исполнение»?
Как усиленное выражение своего эмоционального состояния.
А «голос посажен» или «голос просел»? От долгого пения противоестественным способом, или чрезмерной вокальной нагрузки голос может «просесть» или быть «посажен».
Список использованной литературы
1. Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания: учеб. - М.: Академия, 2013. - 272 с.
2. Дьяченко И.Ю. Теория и методика музыкального воспитания: учебное пособие. - Тюмень, Издательство ТюмГУ, 2014.- 92 с.
3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. М.: Академия, 2004
Паранина Т.В. Обучение эстрадному вокалу в системе дополнительного образования // Современная начальная школа. 2021. № 31. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/31.pdf.
Введение
Эстрадное пение на современном этапе отличается особенным звучанием голоса, специфическими приемами, разнообразным тембром и ритмическими составляющими. Это многообразие манер звукообразования в пении объясняется наличием различных школ пения, которые образуют свободную систему методик обучения.
Анализируя биографию знаменитых певцов, можно заметить, что они столкнулись с этой деятельностью еще в раннем детстве. Некоторые росли в семьях профессиональных певцов, другие были детьми любителей пения, и оно постепенно входило в их жизнь.
Раннее музыкальное образование благоприятно влияет на психику и культурный уровень детей. Пение – одно из самых доступных и понятных видов искусства. Первые впечатления при начале занятий останутся с ребенком навсегда, поэтому важно, чтобы первое занятие было ярким, запоминающимся и правильным по его содержанию. Дети обладают разными голосовыми и психофизическими особенностями, поэтому различается два вида обучения пению: коллективное и индивидуальное. В последнее время наиболее популярным стало эстрадное искусство.
1. Методика обучения эстрадному вокалу в системе дополнительного образования
Вокал (от итальянского слова «воче» - голос). Эстрадное пение – это «легкая и доступная к пониманию музыка, которая сочетает в себе различные направления: поп, рок, соул, R&B, рэп, хип-хоп и другое» [1, c.52].
Эстрадный вокал характеризуется качествами, которые зависят от способа звукообразования и манеры интонирования. Постановка голоса сводится к долговременным тренировкам этих составляющих.
Первые занятия стоит проводить не более 15-20 минут. На этих занятиях необходимо выявить и сделать акцент на положительных певческих навыках ученика. Требования стоит понятными, доступными словами, используя известную терминологию.
Исправление недостатков голосовых данных необходимо поочередно (по одному), чтобы не перегружать сознания ученика. Не стоит акцентировать эти недостатки, так как это сковывает певца. Используйте различные упражнения для корректировки.
Первый этап любого вокала заключается в постановке дыхания и голоса. Далее добавляется микрофон и пение под минус или живое сопровождение. В обучение также входит запись песен на диски, чтобы дети смогли услышать себя со стороны и увидеть труды своих стараний.
Эстрадный вокал является средним между народным и академическим, его отличие заключается в целях и задачах вокалиста. Задача эстрадного пения: поиск своего оригинального звука, собственной манеры поведения и сценического образа, т.е. важно сформировать неповторимый, уникальный голос.
Во время занятий голос приобретает естественный, индивидуальный тембр, становится ярче и мягче.
Запись голоса – важная часть работы над ошибками, совершенствование своего мастерства. Занятия должны быть подчинены только творческим интересам детей.
В эстрадном вокале важное значения имеет внятная дикция, поэтому первым этапом ставиться дыхание и голос. В эстрадных песнях встречаются сложные техники фразы, которые требуют быстрой смены дыхания.
Дыхание и голос развиваются с помощью специальных упражнений. Для детей постарше используются такие приемы:
1) Расщепление – к чистому звуку примешивается доля другого звука;
2) Драйв –прием расщеплениеи;
3) Субтон – пение с придыханием;
4) Обертоновое пение – «горловое пение»;
5) Глиссандо – плавный переход с ноты на ноту;
6) Фальцет – «без опоры»;
7) Йодль – резкий переход с пения «на опоре» на фальцет;
8) Штробас – очень низкие ноты.
Далее изучаются песни из кинофильмов, мультфиьмов, жстрадные песни поп, рок и другие.
После усвоения принципов пения подключается микрофон. Если ребенок научился петь сильным ярким голосом, то микрофон облегчит процесс пения.
Концертные выступления – важный этап в обучении вокалу, так как эстрадный вокал очень популярен. На этом этапе важно уделить внимание сопровождению пения движениями, мимикой и пластикой. Можно создать маленькие шоу, обучая применять сценический опыт.
Голосовой аппарат в певческом звукообразовании
Приобретение умения сознательно руководствоваться процессом фонации называется постановкой голоса. Поставленный голос отличается силой звучания, широтой диапазона, богатством тембрового окраса, культурой звукообразования. Для постановки голоса необходимо познакомить юных вокалистов со строением голоса.
Для начала необходимо понять, как образуется звук голоса. От сигнала нервной системы, голосовые связки плотно смыкаются. Диафрагма посылает струю переработанного воздуха и создается давление снизу на связки.
Они начинают колебаться поперек струи. Струя прорывается в щель и ищет звук, который проходит дыхательными путями гортани, ротовой полости и носоглотки и образует речевой и певческий голос, выходя и воздушного пространства.
На выходе звук пения может достигать 70-100 децибел.
Формирование певческого голоса является главной задачей в которую входит работа над головным и грудным регистрами. При возможности необходимо избегать горловых и форсированных звуков (носовой призвук).
Выработка вокальной техники зависит от дикции и артикуляции певца. Дикция в вокале предполагает четкое и выразительное произношение слов и определяется глубокостью и подвижностью артикуляционного аппарата.
«Дикция и артикуляция непосредственно связаны с певческим звукообразованием, основой которой является свободный объемный звук. Важную роль в звукообразовании играет положение губ, степень раскрытия рта и соблюдение дыхания» [1, c.52].
Дыхание в пении
Профессиональное звучание голоса достигается при любой технике дыхания. Чистые типы практически отсутствуют, так как дыхание у каждого индивидуально.
В пении важен именно момент выдоха, поэтому важно работать над замедленным выдохом из фонации. Для этого необходимо повторять несколько раз трудные фразы и это решит проблему. Ни в коем случае нельзя требовать от ученика набрать больше воздуха и держать дыхание животом.
Упражнения должны легко запоминаться. Это поможет лучше усвоить прием, обеспечивается хватание дыхания, формируется устойчивая интонация и выдерживаются тембр и динамика.
В звукообразовании пения существует ряд процессов, которые связаны с дыханием, вибрато, колебанием связок, которые выработаны в процессе эволюции, поэтому различные педагогические «изменения» и «улучшения» не принесут пользы.
Типы дыхания различают по наиболее активному участию органов в нём: брюшное, грудное, смешанное.
«Грудное дыхание осуществляется за счет расширения и поднятия верхней части грудной клетки; живот при этом втягивается, ключицы, а иногда и плечи заметно поднимаются. При таком дыхании певцу, особенно подростку, не хватает воздуха для пения длинных фраз. Оно неприемлемо для пения и потому, что при подъеме верхней части грудной клетки мышцы шеи испытывают напряжение, что затрудняет свободное движение гортани» [3, c.127].
«В работе с учащимися необходимо приложить максимум усилий для выработки у них нижнереберно-диафрагматического типа дыхания, который наиболее практичен и прост. Сущность его состоит в том, что в работу активно включаются грудная клетка и диафрагма. При вдохе расширяется нижняя часть грудной клетки и вместе с ней живот» [3, c.130]. Это обеспечивает и накопление большого запаса воздуха, необходимого для фразировки. Начинающим певцам очень важно прививать навыки правильного дыхания — активного вдоха и плавного выдоха. Вдох делается одновременно через нос и рот бесшумно и глубоко. Выдох идет равномерно на расслабленных мышцах диафрагмы до окончания музыкальной фразы. Грудная клетка находится во время пения в положении вдоха. Это обеспечивает, опору звука. Чтобы избавиться от привычек грудного дыхания, можно предложить такое упражнение: сесть на стул, опустить руки, свободно взяться за края сиденья, сделать глубокий вдох, не поднимая плеч. Упражнение повторить несколько раз, контролируя свои ощущения.
Певческое дыхание формируется постепенно и ему предшествуют усвоение следующих правил:
- не набирать много воздуха;
- не начинать звукообразование без дыхательной поддержки;
- после вдоха нужно задержать воздух, чтобы сохранить его силу и упругость;
- дыхание необходимо распределять равномерно до конца фазы;
- после фазы выдохнуть лишний воздух
Распевка
Упражнение 1 – пение с нарастанием звука к верхней ноте (до диез), акцентируем её и заканчиваем decrescendo. Петь legato, на средней звучности голоса. Только после внимательного выслушивания педагог указывает на одну-две ошибки и показывает, как их устранить.
Ученик еще раз повторяет. Если получилось, необходимо похвалить, если нет – не стоит делать замечания, а лучше перейти к следующему упражнению.
Упражнение 2 – мягко, на mf, акцентируем первую ноту. Поём на decrescendo от первой ноты. Замечания (получилось или нет) только после полностью спетого упражнения. Второй раз поём приглушённым звуком (показать).
Упражнение 3 - петь вверх, сколько возможно, верхние ноты можно покричать. Дыхание на второй доле, небольшое, диафрагма немного опускается – ощущаем как лёгкое расслабление мышц живота. В триолях
первая нота акцентируется. Получилось – не получилось, замечаний не
делать. Это первые попытки освоения верхнего регистра.
Упражнение 4 - ускоренный темп, с хорошим драйвом. Дыхание менять каждые два такта. Последние три такта исполнить на одном дыхании. Указать ученику что получилось – что не получилось. В подробности не вдаваться.
Упражнение 5 - если ученик свободно идёт вниз, смело идите за
ним. Петь не спешно, Не «нажимать», звук лёгкий, высокий, спокойный.
Используя эти упражнения необходимо всегда исходить из конкретных вокальных данных ученика – диапазон голоса, музыкальная память, способность выполнять рекомендации, особенности характера.
Ученику могут не подходить предложенные упражнения, необходимо менять их, придумывать новые.
Ваша задача: никогда не указывать на ошибки ученика, а работать над ними. Ученику не стоит знать своих недостатков, так как это способно тормозить его развитие.
Это лишь первоначальные знания об этапах постановки голоса в эстрадном пении, остальное зависит от творчества педагога.
Таким образом, Вокально-технические навыки в совокупности являются средством художественной выразительности, поскольку помогают певцу воплотить авторский замысел, передать идейно-художественное содержание вокального произведения. Вырабатываются они с помощью определенных упражнений и закрепляются в процессе работы над вокальным произведением.
Каждый певческий навык формируется путем выполнения специальных упражнений. Однако нельзя строить вокальную работу как работу только по приобретению отдельных навыков, поскольку при этом не будет необходимой связи и координации с другими. В то же время нельзя учить сразу всему, не закрепляя отдельных элементов звукообразования.
Принципы обучения певческим процессам
При обучении пению следует руководствоваться следующими принципами:
Принцип воспитывающего обучения.
Обучение детей пению сопровождается воспитанию любви к искусству, развиваются психические процессы (воображение, память, мышление, внимание). Для данного процесса воспитания будет целесообразным организация мероприятий (концертов, спектаклей), организация прослушивания песенного творчества.
Принцип доступности.
Песенный репертуар подбирается в простой и понятной для ребенка форме и имеет индивидуальный характер. Музыкальные произведения запомнятся лучше, если это яркие и узнаваемые образцы, они имеют яркое и простое выражение и связаны с жизненным опытом человека. Тембровая окраска звучания, выразительность интонации, тактильная чувствительность наиболее знакомы детям, поэтому, создавая образ, участвуют мимика, пластика и интонация. Это способствует сенсорному развитию детей путем усвоения природных и художественных явлений – формы, звука, движения, возможностей слова и речи. Детям нравится упражнения, в которых они действуют от имени персонажа.
Необходимость в различных творческих заданиях состоит в том, что они помогают детям войти в импровизированную ситуацию и вызвать необходимые чувства. Начинается изучение каждого жеста или танцевального движения с описания его значения. Эмоционально-выразительным исполнением движения сопровождается интонированное произнесение слова или фразы, соответствующих этому значению.
Конечно, очень важно, чтобы творческий процесс был сознательным, целенаправленным. Но добиваться управления певческим процессом можно по-разному. Прививая навык дыхания, артикуляция, чистое интонирование.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности.
С начала года необходимо давать детям легкие задания и постепенно переходить от простого к сложному, от знакомого к новому. Это позволяет облегчить детям усвоение знаний и приобрести навыки, придает им уверенности и повысить интерес.
Принцип посильной трудности также опирается на принцип постепенности и последовательности, который заключается в обучении учащегося по мере его обученности и постепенное повышение способностей. Повышение уровня обученности происходит путем усложнения вокально-технических и художественных навыков учеников и постепенного их совершенствования.
Принцип наглядности
При обучении пению используется звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Так, сочетание слухового и зрительного восприятия возможно в том случае, когда во время пения я показываю высоту звуков, поднимая руку вверх на высоких звуках и опуская ее вниз на низких.
Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом. Наглядность в обучении пению повышает интерес детей к занятиям, способствует развитию сознательности, легкости и прочности усвоения песен.
Принцип целостного и систематического подхода к формированию певческих навыков.
Данный принцип заключается в том, что формировать вокальную технику необходимо целостно: дыхание, дикция, плавность звуковедения, фразировка, формирование гласных. Все это необходимо развивать вместе и постепенно совершенствовать.
Заключение
Таким образом, музыкально-эстетическое и вокально-техническое воспитание тесно взаимосвязаны. Ведущее место для развития данных качеств отводится системе дополнительного образования. Научные исследования показывают, что дети которые занимаются пением более отзывчивы, эмоциональны, общительны. Владение голосом дает ребенку выразить свои чувства и эмоции в данную минуту и это заряжает его жизненной энергией. Эффективность использования современных методов для развития певческого мастерства способствуют индивидуальному развитию ребенка, его культурного потенциала и формирует жизненную позици
Словарь-справочник
Упражнения – комбинация интервалов, гаммы, арпеджио для разработки вокальных техник.
Вокальные этюды – небольшие пьесы для развития певческой техники.
Вокальная техника – владение певческим звукообразованием, позволяющее исполнять музыку любой сложности.
Постановка голоса – выработка вокальной техники для безопасного использования певческого голоса.
Начинающему певцу необходимы следующие природные данные: выразительный голос, музыкальный слух, память, эмоциональная отзывчивость на музыку, сценическая внешность.
Основными качествами певческого голоса являются: способность голоса привлечь внимание и завлечь слушателя, тембр и силу голоса даст усилительная аппаратура.
Первые занятия необходимо начинать не с исправления недостатков, а с выявления и развития певческих достоинств.
Каков принцип подбора упражнений для распевки?
Первые упражнения должны быть нетрудными. Они должны стать
привычными и применятся в разной последовательности.
Что такое певческое вибрато?
От колеблющихся голосовых связок, пульсирующий певческий звук меняет свою высоту, силу и тембр. 6-7 пульсаций в секунду – норма стандартного певческого голоса.
При большей частоте колебаний, в голосе отмечается «барашек». При меньшей частоте – «качание».
Вибрационные ощущения в пении, возникают в области губ, низа живота и промежности (Рауль Юссон). В верхней части груди, ближе к гортани, ощущается приятное тепло, щекочет по верней губе, хочется почесать кончик носа… Ученику необходимо уловить и сохранить в мышечной памяти и в своём сознании эти ощущения. Они верный показатель естественного певческого звукообразования в нужной позиции.
Носом или ртом дышать в пении?
Дышать через нос. В коротких паузах приходится дышать ртом или одновременно носом и ртом.
Какой тип дыхания применять?
Деление дыхания на типы весьма условно. Неважно как вы дышите, важно умение «держать» дыхание. Ведь пение это звукообразование на задержанном выдохе.
Можно ли работать над дыханием вне пения?
Можно. Но к пению все эти дыхательные системы не имеют никакого отношения.
Что такое певческая опора звука?
Это такое ощущение, которое воспринимается певцом как устойчивость, звучность пения. Чувство опоры звука – складывается из ряда простых ощущений. Всякие ощущения по своей природе субъективны и поэтому, чувство опоры ощущается и понимается каждым певцом различно.
Атака звука и её разновидности.
Момент начала, зарождения звука и есть атака. Условно различают три вида её – твёрдая – звук рождается после напряжения амбюшюра и мышц живота; мягкая – атака без напряжения, придыхательная – звук на слышимом выдохе.
Что называют регистром голоса?
Певческий регистр – это ряд звуков однородного тембра. В мужских голосах различают два регистра – грудной и головной (фальцет). У женщин определяют три регистра – грудной, средний и головной. В эстрадные певцы в основном поют в натуральном регистре [2, c.85].
Что называют микстом?
Микст – смешанный звук. Например: Слияние грудного и головного звучания.
В хорошо сформированном голосе регистры смешаны (микст) на всём диапазоне голоса певца. При этом доля головного звучания увеличивается по направлению вверх.
Вокальные навыки
Это условные рефлексы, выработанные регулярными, многократными повторами, разделёнными во времени. В постановке голоса это: освоение вокальной артикуляции, певческого дыхания, выработка устойчивой интонации, ощущение позиции, опора звука. Певцы, не учившиеся пению, обладают певческими навыками, которые сложились с детства до начала обучения. Их условно определяют как «натуральные» певцы [2, c.90].
Каждый человек может обладать: врождёнными певческими качествами – тембр, сила, слух и др; приобретёнными самообучением, или у педагога; интуитивным пением – поёт «правильно» от природы, не понимая, как это у него получается.
Вокальная артикуляция
Способ исполнения певческого звука. Основные приёмы:
Legato – связное исполнение звуков, плавно переходящих один в другой
Non legato – выделяется каждый звук не связанный с другим
Portato – звуки подчёркиваются и отделены друг от друга «дыханием»;
В нотной записи – точки или чёрточки под лигой.
Staccato – короткое, раздельное, отрывистое исполнение звуков.
Glissando – «скольжение» от звука к звуку. Указание автора.
Portamento – глиссандо на усмотрение исполнителя.
Как понимать выражение «вокальное исполнение»?
Как усиленное выражение своего эмоционального состояния.
А «голос посажен» или «голос просел»? От долгого пения противоестественным способом, или чрезмерной вокальной нагрузки голос может «просесть» или быть «посажен».
Список использованной литературы
1. Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания: учеб. - М.: Академия, 2013. - 272 с.
2. Дьяченко И.Ю. Теория и методика музыкального воспитания: учебное пособие. - Тюмень, Издательство ТюмГУ, 2014.- 92 с.
3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. М.: Академия, 2004