Высшая школа делового администрирования
Публикации
2019 (№ 1-2)

Иванова И.В. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА ЧЕРЕЗ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание: Иванова И.В. Духовно-нравственное воспитание ребёнка через уроки литературного чтения в начальной школе // Современная начальная школа. 2019. № 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/02.pdf.

«Добрый ребенок не свалится с неба. Его надо воспитывать».

В.А. Сухомлинский


Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. И мы должны подумать о том, как наши дети обогащаются духовно, формируют в себе личные качества в процессе образования, в котором принимают участие государство, семья, образовательные учреждения и Церковь.

Особое место в духовно-нравствен-ном воспитании отведено начальной школе, т.к. в этом возрасте дети открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком. У детей развиваются моральные чувства – товарищество, ответственность, негодование при чьей-то несправедливости. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

Таким образом, для формирования духовно - нравственной сферы ребенка необходима организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Такие возможности заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения в начальной школе. Если на уроке у ребёнка возникает эмоциональная заинтересованность, личностное отношение к героям и ситуациям книги, он способен глубоко и правильно воспринять прочитанное и выразить свое отношение к нему, то это путь к формированию духовно-нравственной личности.

Одной из форм работы по формированию духовно-нравственной сферы ребёнка на уроках литературного чтения, которые предлагаются в курсе «Литература как предмет эстетического цикла» кандидатов психологических наук Г. Н. Кудиной и З. Н. Новлянской (система РО Эльконина - Давыдова) является акцентное вычитывание эпического текста.

Уроки акцентного вычитывания строятся на основе беседы. Учитель, с одной стороны, направляет диалог читателей друг с другом и с автором, а с другой стороны, фиксирует мыслей детей, создаёт модель беседы. Сначала акцентное вычитывание протекает в форме коллективной классной работы, в процессе которой дети постоянно переходят от «прочитывания» текста к его толкованию, интерпретации, пытаются обосновать свое мнение, подтвердить, «доказать» текстом. Позже эта работа переводится в индивидуальную письменную форму. Создавая сочинение-отзыв, то есть, выражая свое читательское мнение, ученик становится в авторскую позицию, которая в данном случае выступает как ведущая. Рассмотрим эту работу на примере произведения А.П. Чехова «Ванька». Начинаем с вопроса о прочитанном, о своих впечатлениях, обсуждаем эмоциональное восприятие произведения. Такое первое впечатление ребёнок может получить, когда сам читает текст дома или на уроке. Но лучше всего чтобы впервые текст прозвучал во «взрослом» чтении (т.к. требует особого эмоционально - духовного настроя). Чтению должно предшествовать «слово учителя» - своеобразная «настройка» детей на предстоящие им грустные впечатления, иначе у них может возникнуть неадекватное авторскому замыслу настроение (н-р, смех при чтении слов «хозяйка взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать»). Затем переходим к восстановлению художественного мира произведения, акцентируем внимание на персонажах, их внешности, действиях, взаимодействии. Этому способствуют следующие вопросы:

-Почему Ванька оказался в городе?

-Почему жизнь в деревне кажется мальчику счастливой?

-Получил ли дедушка письмо Ваньки? И т.д.

Положительный момент беседы в том, что дети в процессе общения друг с другом и с автором достигают понимания, взаимно дополняя друг друга, становятся ближе как в интеллектуальном, так и в духовном, и эмоциональном смыслах.

В заключении мы обсуждаем позицию автора, его ценностные ориентации, идейно-смысловое содержание всего текста и осуществляем рефлексию поступков, совершаемых каждым из нас, соотносим их с действиями персонажей произведения. Детям надо написать отзыв о рассказе А.П. Чехова «Ванька». Прежде им предстоит подумать об авторе, герое и о самом себе.

Автор. Какие мысли и чувства вызывает у Антона Павловича жизнь его героя? Смешно ли автору или грустно? И почему? Какие чувства хотел вызвать автор у нас, читателей? Зачем он вводит в письмо Ваньки просторечные выражения? Смешны ли нам эти неправильные выражения или они вызывают какое-то другое чувство? Что стоит за адресом « на деревню дедушке»?

Герой. Вас что-то взволновало и заинтересовало в главном герое. Какие его мысли? Чувства? Поступки? Черты характера?

Читатель. Вдумались ли вы в собственные ощущения, настроения, вызванные рассказом? Что вы думаете о его героях, об авторе?

На следующем уроке предстоит обсудить сочинения-отзывы, это поможет глубже понять рассказ и его автора. Коллективное обсуждение индивидуальных сочинений-отзывов – это заключительный этап акцентного вычитывания. От ребенка вновь требуется обосновать свою оценку, доказать её текстом произведения.

Главная цель уроков акцентного вычитывания художественного текста заключается в том, чтобы дети получили возможность неограниченного развития и имели активную жизненную позицию. На этих уроках формируется творческий человек, стремящийся к глубокому постижению мира, человеческих отношений, т.е. развивая интеллект ребенка, формируем систему его духовно - нравственных ценностей, что и поможет решить главную задачу обучения и воспитания личности.

В заключение хочется сказать, что уроки литературного чтения должны строиться не только на анализе произведения. Гораздо важнее помочь детям открыть мир, научить их решать нравственные проблемы, развивать у детей проявление духовности, а точнее – уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / М.: «Педагогика –Пресс», 1999.

2. Новлянская З. Н. Кудина Г. Н. Литература как предмет эстетического цикла

/ Библиотека развивающего обучения – Томск: «Пеленг», 2000.

3. Священник Сергий Короткий. Мир Божий: основы православной культуры и нравственности М., 2003.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пос. М., 1998.

Сведения об авторе

Иванова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 5, Россия, Республика Хакасия, г. Саяногорск.