Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Мингатина Л.А. ФОРМИРОВАНИЕ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ

Мингатина Лейсан Ахмадулловна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 84 с углубленным изучением иностранных языков» Советского района г. Казани

Библиографическое описание: Мингатина Л.А. Формирование УУД у младших школьников через использования приемов обучения смысловому чтению // Современная начальная школа. 2020. № 12. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/12.pdf.

Ежедневно человек, и взрослый, и ребенок, получает из разных источников огромное количество информации. Если говорить о ребенке, то основной объем информации он получает в школе с помощью учителя.

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Смысловая:

· понимание содержания и смысла читаемого.

Техническая:

· способ чтения,

· темп чтения,

· правильность чтения,

· выразительность.

Опыт работы в школе показывает, что учитель начальных классов, раньше обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез, который так и назывался «Проверка техники чтения» (о самом факте его проведения всегда было много споров). При этом многие годы при оценке навыка уделялось первостепенное внимание параметрам «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а параметр «осознанность чтения» рассматривали на самом последнем месте, т.е. первостепенной считалась техническая сторона чтения.

В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её.

Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю. Смысловое чтение – это чтение с мыслью.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех УУД:

Ø в личностные УУД - мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

Ø в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

Ø в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

Ø в познавательные УУД – владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; умение доказывать; выдвижение гипотез и их обоснование.

Внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО идет поэтапно.

Процесс формирования навыков смыслового чтения – очень длительный и трудный путь. Над этой темой я работаю уже не один год.

1 класс. Обучение детей выразительному чтению и его осознанного восприятия. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс. Обучение детей работать с текстом: - правильное, сознательное, выразительное чтение; владение пересказом разного вида (полный, краткий, выборочный); деление на абзацы и составление плана прочитанного текста; составление характеристики героев и их поступков. Создание письменных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение).

3-4 класс. Обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: самостоятельное выделение основной мысли; нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или косвенной форме; выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями; прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; самостоятельное формулирование вопросов по тексту; сравнивание текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.

На уроках русского языка широко применяю:

Ø Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации. Аннотации к прочитанному произведению, запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).

Ø Работа со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память и развивает орфографическую зоркость.

При выполнении учащимися домашних заданий во 2 классе стала применять прием «Каждое задание +». При такой организации домашней работы заметно улучшилось качество выполнения домашних заданий. У многих детей стал проявляться интерес к изучению русского языка, повысилось качество знаний.

На уроках математики проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот. Работе над текстом задачи предаю также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Это позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.

На уроках окружающего мира проводится работа по выделению существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающим – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.

Разнообразие современных педагогических технологий предоставляет мне возможность формировать интересы детей в увлекательной форме. На познавательный интерес влияет отбор материала, организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных методов и приёмов.

Широко использую в своей работе приёмы по формированию смыслового чтения

Ø Антиципация - это предвосхищение, предугадывание содержания, смысловая догадка.

Ø «Верите ли Вы?».

Ø «Задай вопрос».

Ø «Чтение с пометками» или ИНСЕРТ – в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений.

Ø Ромашка Блума.

Ø «Кластер».

Ø «Синквейн».

Ø «Приём тонких и толстых вопросов».

Ø «Читаем и спрашиваем».

Ø «Дневник двойных записей».

Ø «Чтение с остановками».

Ø Задания «на дополнение информации».

Ø Ассоциативный куст.

Ø «Лови ошибку».

Ø «Составление вопросного плана».

Ø Приём таблица «ЗХУ» (Знаем, Хотим узнать, Узнали).

Ø Дерево предсказаний. (Ствол дерева – тема. Ветви – предположения. Предположения по двум направлениям: «возможно» «вероятно» Количество ветвей не ограничено.)

Применение этих приемов и заданий заметно повысили читательский интерес у детей в классе. Помимо улучшения технической стороны чтения у детей:

Ø изменилось отношение к урокам (дети чаще стали посещать библиотеку, чтобы найти материал по изученной теме, с удовольствием находят дополнительный материал к урокам, особенно при подготовке домашнего задания);

Ø повысилось познавательное отношение к прочитанному произведению;

Ø развивается положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.

Научить школьника приёмам работы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться. Важно научить ученика самостоятельно работать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала.

Применяемые мною приемы работы с текстом учебника и художественной литературы обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизирует умственную деятельность учащихся, прививает интерес к изучаемым предметам.

Библиографический список

1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учеб. для студ. учрежд. сред. проф. образования. М.: Академия, 2012.

2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.

3. Бескорская Е. Суть умения школьников учиться. URL: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/1477-sut-uminnja-shkoljariv-uchitisja.html (дата обращения: 5.04.16).

4. Битянова М.Р., Яковлева С.Г. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: рабочая тетрадь. Вариант 1, 2. – Самара, 2014.

5. Быкова Т.Л. Овладение навыками смыслового чтения как метапредметный результат обучения математике//Начальная школа. 2012. № 8.

6. Выготский Л.С. Память и её развитие в детском возрасте. URL:http://pidruchniki.com/10810806/psihologiya/vygotskiy_pamyat_razvitie_detskom_vozraste (дата обращения: 5.04.16).