Библиографическое описание:
Разумейко Д.А., Баева Л.В. Особенности эстетического воспитания на уроках математики в начальной школе // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.
Выполнила Баева Любовь Васильевна, студентка 3 курса
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области Иркутский региональный колледж педагогического образования
Руководитель: Разумейко Дарья Анатольевна, преподаватель педагогики
В требовании общественной жизни сохранять общество как нормально функционирующую систему определяется социальная необходимость воспитания. Воспитание – изначально, это процедура, построенная на совершенствовании индивида. В течение развития ребенка более опытные передают ему свои знания и опыт, который накапливался на протяжении многих столетий. По мнению Пидкасистого П.И. воспитание в широком социальном смысле определяется как система специально организованной деятельности по передаче из поколения в поколение социального опыта и принципов социального поведения человека. [8]
В современных педагогических концепциях воспитание рассматривается как неотъемлемая часть целостного педагогического процесса. По направленности на различные сферы личности определяют умственное, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое воспитание.
Согласно Стандарту начального общего образования, к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования относится формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Поэтому эстетическое воспитание является одной из основных задач по воспитанию гармонически развитой личности. [10]
Достаточно точное и развернутое определение эстетического воспитания сформулировано И.М. Мамедовой. Согласно её определению, эстетическое воспитание - это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни.
Исходя из данного определения, структура эстетического воспитания включает в себя: умение и потребность строить жизнь по законам нравственной чистоты и порядочности, чувственно-эмоциональную отзывчивость на различные аспекты человеческого бытия: комическое и трагическое, героическое и пошлое, возвышенное и низменное и так далее; знание и правильное понимание сущности эстетики, как в искусстве, так и в окружающем нас мире. [5, 791]
Определяя цель эстетического воспитания, мы обратились к исследованию Галины Соломоновны Лабковской. По ее мнению, цель эстетического воспитания заключается в развитии эстетической активности личности не только в художественной деятельности, но прежде всего, в практической жизни - в отношении человека к природе, к другим людям и к самому себе, к обычаям, формам поведения, к миру вещей, окружающих человека, и конечно к искусству.[4]
Таким образом, задачи эстетического воспитания направлены на формирование эстетического сознания, эстетических чувств и приобретение опыта с учетом эстетических норм и потребностей.
В соответствии с пониманием содержания эстетического воспитания Калинина Ю.В. утверждает, что оно не должно ограничиваться только созерцательным контекстом. Эстетическое воспитание должно иметь деятельностную основу. Его реализацию можно считать успешной только в том случае, если осуществляется в двух параллельных направлениях: в рамках первого ребенок созерцает прекрасное, у него трансформируется восприятие себя, окружающих и мира в целом, он научается видеть в них прекрасное; в рамках второго направления ребенок сам на основе увиденного им прекрасного, применив всю свою креативность, старается сам создать нечто прекрасное в любой, произвольно выбранной им области. [2]
При анализе содержания обучения в начальной школе нами были выделены объекты процесса обучения математике в начальной школе, несущие эстетический потенциал и являющиеся средством эстетического воспитания младших школьников:
1. Визуализация математических объектов.
2. Использование наглядности при изучении абстрактных математических понятий.
3. Использование на уроках математики картины художников, фрагменты художественных произведений, отрывки из рассказов, стихотворений, в которых описываются явления, изучаемые на уроках.
4. Практическую значимость организации эстетического воспитания на уроках математики Тышкова А.В. предлагает реализовывать посредством техники оригами, игры в танграм, знакомить детей с понятиями симметрии и асимметрии возможно на примере героев сказок. [3]
5. Для развития воображения младших школьников при изучении математики целесообразно использовать экскурсы в историю математики, раскрывающие взаимосвязь математики и искусства, рассказы о выдающихся математиках, о математических открытиях в истории, предлагать для решения старинные задачи, например, «Сколь он стар?» Некто, будучи вопрошен, сколь он стар, ответствовал: «Когда я проживу еще половину да треть, да четверть моих лет, тогда мне будет сто лет». Сколько лет этому человеку?
Ответ. Предположим, что у каждого человека есть внук, который в 12 раз младше его. Тогда 12 возрастов внука, да еще 6 возрастов внука, да еще 4 возраста внука, да 3 возраста внука составляют, по условию задачи, 100 лет. Другими словами, возраст внука в 25 раз меньше, чем 100 лет, и равен, поэтому 4 годам. Но тогда возраст человека, которому был задан вопрос, равен 48 годам. [9]
6. Решение задач из художественных произведений способствует не только формированию навыка решения текстовых задач, но и формированию познавательного интереса к литературному чтению. Примером может служить задача произведения Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»: 5 землекопов выкопали траншею в 100 погонных метров за 4 дня. Сколько погонных метров выкопал каждый землекоп в течение 2 дней при условии, что все землекопы выполнили одинаковый объём работы?
В научной литературе достаточно полно освещены различные аспекты эстетического воспитания. В работах Ю.В. Борева, А.И. Бурова, Э. А. Верба, А.Н. Зиминой, Д. Б. Кабалевского, Б.Т. Лихачева, Л.П. Печко, В.А. Разумного и др. можно выделить специфику и сущность эстетического воспитания, его основные принципы, формы и методы. Анализ данных источников позволил определить критерии результативности эстетического воспитания:
Критерии
Содержание критериев
Практическая направленность
Включение задач, содержание которых отражает реальные, жизненные ситуации. Практическое участие в создании прекрасного в жизни.
Вариативность в выборе форм и методов эстетического воспитания
Разнообразие форм и методов, предоставление свободы выбора под педагогическим руководством учителя.
Использование наглядных образов
Наглядное подтверждение многих математических законов, положений на примерах окружающего ребенка мира.
Формирование оригинальности мышления
Ученики должны иметь возможность проявить свою инициативу, изобретательность, фантазию, показать свои способности, пусть в самом малом. Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности
Данные критерии, возможно, применить к урокам математики и это подтверждают слова Аристотеля: «Математика выявляет порядок, симметрию, определенность, а это важнейшие виды прекрасного». Такие «виды прекрасного» необходимо осознавать и раскрывать каждому учителю по своему предмету. Обучение математике приобрело ряд нетрадиционных функций, одной из которых является эстетическая функция. Чувство прекрасного можно и необходимо развивать не только на уроках музыки, изобразительного искусства, но и на уроках математического цикла.
Эмоционально-выразительное изложение материала учителем, красивые записи на доске, побуждение учащихся к логически стройным суждениям и ответам на вопросы при проверке знаний также имеют немаловажное значение для формирования эстетической культуры. По мнению Н.И. Киященко, эстетическое воздействие на человека начинается с возникновения у него эстетических эмоций, благодаря которым человек запоминает нечто приятное, красивое. [3] Эмоции могут быть прекрасным средством обучения, отмечает А.Н. Малюков, фиксируя поступающую информацию в образно-эмоциональной памяти ребёнка и выступая как регулятор деятельности. При выделении эстетического потенциала начального курса математики следует отметить признаки эстетической привлекательности математики: упорядоченность; гармония частей и целого; сведение сложности к простоте; неожиданность, оригинальность; соответствие математического объекта его стандартному, стереотипному образу; стройность математических рассуждений; наглядность; обобщённость математических конструкций; значимость и универсальность математических фактов (М.Я. Антоновский, В.Г. Болтянский, Г. Биркгоф,Г.В. Дорофеев, М.А. Родионов,Г.И. Саранцев, А.О. Пуанкаре).
Формами эстетического воспитания, производящими глубокое эмоциональное воздействие являются беседы, круглые столы, использование занимательных примеров, парадоксальных фактов, также использование художественности, образности, яркости, занимательности, удивления, нравственные переживания вызывают эмоциональную приподнятость, которая в свою очередь возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса
Уроки математики эстетической направленности способствуют формированию положительного отношения учащихся к школе, повышению познавательного интереса к новому материалу, развитию умения строить логичные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Таким образом, эстетическое отношение к действительности позволяет формировать познавательные личностные и универсальные учебные действия у обучающихся начальной школы, что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
Литература
1. VI Всероссийская научно-практическая конференция, Екатеринбург «Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития», 11-14 ноябрь 2013 г. [Текст] / Науч. ред. д-р пед. наук, проф. Е.М. Дорожкин; д-р пед. наук, проф. В.А. Федоров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. Том II. 314 с.;
2. Калинина Ю. В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Ю. В. Калинина, Э. В. Прудских // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 52-54;
3. Киященко Н. И Концепт и концепция эстетического воспитания [Текст]/ Н. И. Киященко //
4. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание [Текст] / Г.С. Лабковская. – М.: Просвещение,1983
5. Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников [Текст] / И. М. Мамедова // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 790-792;
6. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс]: / Воспитание в педагогическом процессе Ишалин А. В. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-v-pedagogicheskom-protsesse/viewer, свободный.
7. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс] / возможность уроков математики в эстетическом воспитании учащихся начальной школы Юсупова М.С. –Электрон. дан. Режим доступа- https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhn ost-urokov-matematiki-v-esteticheskom-vospitanii-uchaschihsya-nachalnoy-shkoly/viewer, свободный.
8. Пидкасистый В.И. Педагогика Учебник для студентов педагогических учебных заведений [Текст ] / В. И. Пидкасистый- М:Юрайт, 2011-311с.
9. Теоретическая педагогика [Электронный ресурс]: электронное учебно-методическое пособие для бакалавров: (направление подготовки 050100 - Педагогическое образование) / Сидоров С. В. - Шадринск: ШГПИ, 2013. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM);- Режим доступа: https://sisv.com/Posobiya/teorpedag/Tema_5.htm# :~:text=По%20направленнсти%20на%20различные%20сферы,способности%20мыслить%2C%20самостоятельно%20делать%20умозаключения, Загл. с титул. Экрана
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения).
Разумейко Д.А., Баева Л.В. Особенности эстетического воспитания на уроках математики в начальной школе // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.
Выполнила Баева Любовь Васильевна, студентка 3 курса
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области Иркутский региональный колледж педагогического образования
Руководитель: Разумейко Дарья Анатольевна, преподаватель педагогики
В требовании общественной жизни сохранять общество как нормально функционирующую систему определяется социальная необходимость воспитания. Воспитание – изначально, это процедура, построенная на совершенствовании индивида. В течение развития ребенка более опытные передают ему свои знания и опыт, который накапливался на протяжении многих столетий. По мнению Пидкасистого П.И. воспитание в широком социальном смысле определяется как система специально организованной деятельности по передаче из поколения в поколение социального опыта и принципов социального поведения человека. [8]
В современных педагогических концепциях воспитание рассматривается как неотъемлемая часть целостного педагогического процесса. По направленности на различные сферы личности определяют умственное, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое воспитание.
Согласно Стандарту начального общего образования, к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования относится формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Поэтому эстетическое воспитание является одной из основных задач по воспитанию гармонически развитой личности. [10]
Достаточно точное и развернутое определение эстетического воспитания сформулировано И.М. Мамедовой. Согласно её определению, эстетическое воспитание - это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни.
Исходя из данного определения, структура эстетического воспитания включает в себя: умение и потребность строить жизнь по законам нравственной чистоты и порядочности, чувственно-эмоциональную отзывчивость на различные аспекты человеческого бытия: комическое и трагическое, героическое и пошлое, возвышенное и низменное и так далее; знание и правильное понимание сущности эстетики, как в искусстве, так и в окружающем нас мире. [5, 791]
Определяя цель эстетического воспитания, мы обратились к исследованию Галины Соломоновны Лабковской. По ее мнению, цель эстетического воспитания заключается в развитии эстетической активности личности не только в художественной деятельности, но прежде всего, в практической жизни - в отношении человека к природе, к другим людям и к самому себе, к обычаям, формам поведения, к миру вещей, окружающих человека, и конечно к искусству.[4]
Таким образом, задачи эстетического воспитания направлены на формирование эстетического сознания, эстетических чувств и приобретение опыта с учетом эстетических норм и потребностей.
В соответствии с пониманием содержания эстетического воспитания Калинина Ю.В. утверждает, что оно не должно ограничиваться только созерцательным контекстом. Эстетическое воспитание должно иметь деятельностную основу. Его реализацию можно считать успешной только в том случае, если осуществляется в двух параллельных направлениях: в рамках первого ребенок созерцает прекрасное, у него трансформируется восприятие себя, окружающих и мира в целом, он научается видеть в них прекрасное; в рамках второго направления ребенок сам на основе увиденного им прекрасного, применив всю свою креативность, старается сам создать нечто прекрасное в любой, произвольно выбранной им области. [2]
При анализе содержания обучения в начальной школе нами были выделены объекты процесса обучения математике в начальной школе, несущие эстетический потенциал и являющиеся средством эстетического воспитания младших школьников:
1. Визуализация математических объектов.
2. Использование наглядности при изучении абстрактных математических понятий.
3. Использование на уроках математики картины художников, фрагменты художественных произведений, отрывки из рассказов, стихотворений, в которых описываются явления, изучаемые на уроках.
4. Практическую значимость организации эстетического воспитания на уроках математики Тышкова А.В. предлагает реализовывать посредством техники оригами, игры в танграм, знакомить детей с понятиями симметрии и асимметрии возможно на примере героев сказок. [3]
5. Для развития воображения младших школьников при изучении математики целесообразно использовать экскурсы в историю математики, раскрывающие взаимосвязь математики и искусства, рассказы о выдающихся математиках, о математических открытиях в истории, предлагать для решения старинные задачи, например, «Сколь он стар?» Некто, будучи вопрошен, сколь он стар, ответствовал: «Когда я проживу еще половину да треть, да четверть моих лет, тогда мне будет сто лет». Сколько лет этому человеку?
Ответ. Предположим, что у каждого человека есть внук, который в 12 раз младше его. Тогда 12 возрастов внука, да еще 6 возрастов внука, да еще 4 возраста внука, да 3 возраста внука составляют, по условию задачи, 100 лет. Другими словами, возраст внука в 25 раз меньше, чем 100 лет, и равен, поэтому 4 годам. Но тогда возраст человека, которому был задан вопрос, равен 48 годам. [9]
6. Решение задач из художественных произведений способствует не только формированию навыка решения текстовых задач, но и формированию познавательного интереса к литературному чтению. Примером может служить задача произведения Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»: 5 землекопов выкопали траншею в 100 погонных метров за 4 дня. Сколько погонных метров выкопал каждый землекоп в течение 2 дней при условии, что все землекопы выполнили одинаковый объём работы?
В научной литературе достаточно полно освещены различные аспекты эстетического воспитания. В работах Ю.В. Борева, А.И. Бурова, Э. А. Верба, А.Н. Зиминой, Д. Б. Кабалевского, Б.Т. Лихачева, Л.П. Печко, В.А. Разумного и др. можно выделить специфику и сущность эстетического воспитания, его основные принципы, формы и методы. Анализ данных источников позволил определить критерии результативности эстетического воспитания:
Критерии
Содержание критериев
Практическая направленность
Включение задач, содержание которых отражает реальные, жизненные ситуации. Практическое участие в создании прекрасного в жизни.
Вариативность в выборе форм и методов эстетического воспитания
Разнообразие форм и методов, предоставление свободы выбора под педагогическим руководством учителя.
Использование наглядных образов
Наглядное подтверждение многих математических законов, положений на примерах окружающего ребенка мира.
Формирование оригинальности мышления
Ученики должны иметь возможность проявить свою инициативу, изобретательность, фантазию, показать свои способности, пусть в самом малом. Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности
Данные критерии, возможно, применить к урокам математики и это подтверждают слова Аристотеля: «Математика выявляет порядок, симметрию, определенность, а это важнейшие виды прекрасного». Такие «виды прекрасного» необходимо осознавать и раскрывать каждому учителю по своему предмету. Обучение математике приобрело ряд нетрадиционных функций, одной из которых является эстетическая функция. Чувство прекрасного можно и необходимо развивать не только на уроках музыки, изобразительного искусства, но и на уроках математического цикла.
Эмоционально-выразительное изложение материала учителем, красивые записи на доске, побуждение учащихся к логически стройным суждениям и ответам на вопросы при проверке знаний также имеют немаловажное значение для формирования эстетической культуры. По мнению Н.И. Киященко, эстетическое воздействие на человека начинается с возникновения у него эстетических эмоций, благодаря которым человек запоминает нечто приятное, красивое. [3] Эмоции могут быть прекрасным средством обучения, отмечает А.Н. Малюков, фиксируя поступающую информацию в образно-эмоциональной памяти ребёнка и выступая как регулятор деятельности. При выделении эстетического потенциала начального курса математики следует отметить признаки эстетической привлекательности математики: упорядоченность; гармония частей и целого; сведение сложности к простоте; неожиданность, оригинальность; соответствие математического объекта его стандартному, стереотипному образу; стройность математических рассуждений; наглядность; обобщённость математических конструкций; значимость и универсальность математических фактов (М.Я. Антоновский, В.Г. Болтянский, Г. Биркгоф,Г.В. Дорофеев, М.А. Родионов,Г.И. Саранцев, А.О. Пуанкаре).
Формами эстетического воспитания, производящими глубокое эмоциональное воздействие являются беседы, круглые столы, использование занимательных примеров, парадоксальных фактов, также использование художественности, образности, яркости, занимательности, удивления, нравственные переживания вызывают эмоциональную приподнятость, которая в свою очередь возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса
Уроки математики эстетической направленности способствуют формированию положительного отношения учащихся к школе, повышению познавательного интереса к новому материалу, развитию умения строить логичные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Таким образом, эстетическое отношение к действительности позволяет формировать познавательные личностные и универсальные учебные действия у обучающихся начальной школы, что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
Литература
1. VI Всероссийская научно-практическая конференция, Екатеринбург «Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития», 11-14 ноябрь 2013 г. [Текст] / Науч. ред. д-р пед. наук, проф. Е.М. Дорожкин; д-р пед. наук, проф. В.А. Федоров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. Том II. 314 с.;
2. Калинина Ю. В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Ю. В. Калинина, Э. В. Прудских // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 52-54;
3. Киященко Н. И Концепт и концепция эстетического воспитания [Текст]/ Н. И. Киященко //
4. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание [Текст] / Г.С. Лабковская. – М.: Просвещение,1983
5. Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников [Текст] / И. М. Мамедова // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 790-792;
6. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс]: / Воспитание в педагогическом процессе Ишалин А. В. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-v-pedagogicheskom-protsesse/viewer, свободный.
7. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс] / возможность уроков математики в эстетическом воспитании учащихся начальной школы Юсупова М.С. –Электрон. дан. Режим доступа- https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhn ost-urokov-matematiki-v-esteticheskom-vospitanii-uchaschihsya-nachalnoy-shkoly/viewer, свободный.
8. Пидкасистый В.И. Педагогика Учебник для студентов педагогических учебных заведений [Текст ] / В. И. Пидкасистый- М:Юрайт, 2011-311с.
9. Теоретическая педагогика [Электронный ресурс]: электронное учебно-методическое пособие для бакалавров: (направление подготовки 050100 - Педагогическое образование) / Сидоров С. В. - Шадринск: ШГПИ, 2013. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM);- Режим доступа: https://sisv.com/Posobiya/teorpedag/Tema_5.htm# :~:text=По%20направленнсти%20на%20различные%20сферы,способности%20мыслить%2C%20самостоятельно%20делать%20умозаключения, Загл. с титул. Экрана
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения).