Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Иванова Л.Л. СЕМЬЯ И ШКОЛА: ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Библиографическое описание:
Иванова Л.Л. Семья и школа: пути эффективного взаимодействия // Современная начальная школа. 2021. № 23. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/23.pdf.

Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей.
В.А. Сухомлинский

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Ни для кого не секрет, что деятельность школы, тем более школы-интерната, в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь. [1,127]

А.С. Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывают все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”.

Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы-интерната и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Совместно с родителями, педагогический коллектив нашей школы пытается использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы-интерната и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.

Взаимоотношения семьи и школы-интерната очень важны в первые годы пребывания ребенка в школе. Именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.

Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи [2,27].

Перечислю основные направления взаимодействия семьи и школы-интерната, которые я использую в работе с родителями:

1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.

2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4. Взаимодействие с родительским комитетом.

5. Совместная деятельность родителей и учащихся.

6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

Основными формами работы с семьёй в нашей школе-интернате являются групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями, воспитателями, социальным педагогом, психологом и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации.

Консультации для родителей в группах посвящаются конкретным вопросам воспитания и обучения детей данного возраста. Сообщения педагогов носят конкретный характер, являются доступными для родителей, сопровождаются демонстрацией примеров, привлечением различных дидактических средств. Тематикой консультаций бывают такие вопросы, как «Работа по развитию речи в семье», «Использование письменной формы речи», «Работа по развитию слухового восприятия», «Ознакомление детей с природой». Формы работы могут быть разнообразными — как в виде докладов сурдопедагогов, воспитателей, так и в вопросно-ответной форме.

Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи.

К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Классные руководители совместно с воспитателями нашей школы-интерната используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, встречи с администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направлений: врачей, юристов, социального педагога, психологов, инспектора ГИБДД, ПДН, и т.д. В помощь родителям в школе-интернате под руководством педагога-психолога выпускается «Журнал для родителей». Недавно в нём были напечатаны статьи о слуховой функции человека, об игровых приёмах по развитию слуха детей младшего школьного возраста, о возможностях и проблемах кохлеарной имплантации детей с глубоким нарушением слуха.

Традиционные формы взаимодействия семьи и школы-интерната

Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам педагог, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. Я проводила лекции для родителей по темам «Воспитание детей в семье с ОВЗ», «Возрастные особенности младших школьников», «Формирование произношения у детей с нарушениями слуха» и др.

Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Они могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом. Конференции в группе проводим раз в год. К ним обычно готовлю выставки работ воспитанников, книги для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы, которые мы обсудили на конференции: «Права и обязанности родителей», «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения у детей младшего школьного возраста», «Особенности адаптации ребенка в школе-интернате».

Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей, воспитателей. В ходе педагогического практикума я предлагаю найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые занятия в нашей школе обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по воспитанию, методикой воспитательной работы, требованиями педагогов. Я даю возможность родителям присутствовать на открытых занятиях (дидактическая игра по изучению названий птиц родного края и закреплению признаков зимы, предметно-практическая деятельность по изучению правил дорожного движения и др.). Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной и воспитательной деятельности в нашей школе-интернате.

К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся:

Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Конечно, не все родители могут поддержать спор, поэтому эта форма работы с родителями организуется в группе редко.

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями беру следующие: «Воскресный день дома», «День рождения Кости» и др.;

Одной из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний являются классные родительские собрания. На собраниях обсуждаю проблемы жизни класса, задачи учебно-воспитательной работы класса и т.д. Они могут быть организационными, тематическими, итоговыми. Готовясь к собранию, я заранее предлагаю родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы. Заранее продумываю оформление классной комнаты (оформляю выставку творческих работ, выпускаю специальную тематическую газету, подбираю литературу для родителей).

Я всегда задавала себе вопрос: Как сделать так, чтобы собрание было родителям интересно и полезно, носило познавательный и просвещенческий характер? Этого можно достигнуть, если уже с самого начала с классом воспитатель будет формировать традиции проведения родительского собрания.

В нашем классе есть такие традиции:

- приглашение родителей (день и час проведения собрания, тема, телефон, по которому можно позвонить или адрес электронной почты, если не могут принять участие, программа собрания) по электронной почте или объявление в общей группе WhatsApp или Viber;

- выставка детских работ, выполненных во внеклассное время на занятиях кружка «Умелые руки», презентация «Работа кружка»;

- демонстрация грамот и дипломов, которые были получены детьми во время четверти;

- поздравление родителей с праздниками, знаменательными событиями;

- награждение родителей-активистов.

Классное родительское собрание в нашей группе включает в себя шесть обязательных компонентов:

· анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания педагоги класса знакомят родителей с результатами учебной деятельности класса. Мы используем диаграммы, которые отражают картину успеваемости и посещаемости класса; развитие речи вне класса; уровень воспитанности обучающихся;

· знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы;

· психолого-педагогическое просвещение;

· обсуждение организационных вопросов (проведение экскурсий, классных вечеров, и пр.);

· рефлексия. В конце родительского собрания подводится итог всему сказанному;

· личные беседы с родителями;

В тех случаях, когда родители ребенка живут далеко и не могут часто приезжать в учреждение, я организую переписку с ними по электронной почте или общаюсь с ними по телефону, отвечаю на все вопросы, в том числе и прямо не связанные с обучением ребенка, например, о его здоровье, условиях проживания в школе-интернате.

Одной из форм сотрудничества воспитателя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с педагогами класса планирует, готовит и проводит работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Большое значение в воспитательном процессе имеют и совместные мероприятия родителей и детей, такие, как коллективно - творческие дела. В 2019-2020 учебном году, ярким мероприятием для обучающихся и их родителей стало участие в школьном проекте "Весёлый двор". Педагоги и обучающиеся нашего класса защищали два проекта "Хрюшка-цветочница на волшебном пенёчке" и "Лебеди". К защите проекта готовились долго и старательно. При подготовке проекта большую поддержку и помощь ребятам оказывали их родители.

Родители воспитанников принимают активное участие в подготовке к различным конкурсам: «Осенняя композиция», «Цветущий сад на подоконнике» и т.д. Совместно со своими родителями под руководством воспитателя наши дети с удовольствием участвовали во Всероссийских («Победный май», посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне и др.), в республиканских («Катаемся безопасно», «Его величество Картофель», «Голос Эрзи» и в др.), в районных конкурсах. (Весна, весна на улице. Весенние деньки», «День Победы» и др.)

Формирование доверия, общего участия в судьбе ребенка лучше всего обеспечивается в организации таких неформальных событий, как проведение общих праздников, празднование дней рождения детей в школе, организация выставок работ детей, совместных экскурсий и поездок. В течение учебного года внутри класса обычно проводим различные мероприятия: дни именинников («Осенние именины», «Весенние именины»), чаепития, приуроченные к каким-либо праздникам. Подобные мероприятия способствуют сближению детей и родителей, налаживанию контакта между педагогами и родителями.

Я стараюсь приглашать, привлекать родителей к проведению праздников в школе («Лучшая на свете мама», «Золотая волшебница осень», «Школа зажигает звёзды» и др.) Важно, чтобы родители увидели своих детей в праздничной обстановке, оценили результаты работы по музыкальному воспитанию, развитию речи, получили положительные впечатления. Наиболее интересно проходят для детей праздники, когда родители вместе с ними участвуют в играх, танцах, конкурсах (новогодний праздник «Не дадим скучать ёлочке» и др.). Помимо участия в праздниках родителей привлекаем к организации экскурсий, походов, фото и видеосъемке детей. Родители помогают мне в подготовке дидактического материала (буклеты, презентации совместно с детьми, размножении методических материалов).

В своей работе стало традицией использование различных наглядных материалов: выставок детских работ, оформление информационных стендов, так называемых уголков для родителей. В классе мы часто используем этот метод, показываем родителям работы детей выполненные во внеклассное время на занятиях кружка «Умелые руки». Знакомство с результатами творчества производит на родителей положительное впечатление, а советы воспитателя в связи с обсуждением работы ребенка позволяют организовать работу в данном направлении дома. Демонстрация работ детей без комментария воспитателя не дает большого эффекта, так как родители не всегда понимают задачи работы, степень самостоятельности ребенка при ее выполнении. При обсуждении работы я показываю продвижение ребенка, сравниваю ее с предыдущими рисунками или поделками, которые хранятся в группе.

В проведении работы с родителями считаю важными последовательность, систематичность, учет их реальных возможностей. От взаимопонимания педагогов и родителей, совместного участия и активности в проведении развивающей и коррекционной работы зависит общий результат.

Практика работы с родителями показала, что новые формы общения с семьёй помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливает чувство удовлетворённости процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это - залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности в себе. Вместе с родителями мы, педагоги, учимся общению с ребятами: ведь от того, насколько правильно будет построено общение ребёнка и родителей, будет зависеть многое, если не всё его воспитание.

Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней. [3,9]

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители и воспитатели. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья рассматривается как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда помним, что работа с семьями своих воспитанников - важное направление нашей деятельности. Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря: педагогическому такту и этике взаимоотношений; педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры; педагогическому просвещению родителей.

Литература:

1. Левченко, И.Ю. Педагогическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии/И.Ю. Левченко, В.В. Ткачёва. - М.: Просвещение, 2008.127 – 128с.

2. Савинов, Е.С. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения/Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. 25-27с.

3. Ярёменко, Е.О. Родительское собрание/Е.О. Ярёменко, Е.К. Лобачёва. – М.: ЭКЗАМЕН, 2008. 5-11с.