Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Гурожапова М.П. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ИГРА-ГОЛОВОЛОМКА СВОИМИ РУКАМИ «ТАНГРАМ ОРИГАМИ»

Библиографическое описание:
Гурожапова М.П. Геометрическая игра-головоломка своими руками «Танграм оригами» // Современная начальная школа. 2021. № 17. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/17.pdf.

В настоящее время вопросы развития способностей привлекают все больше внимания. И стало очевидным, что расширившееся (иногда избыточно) поле знаний, умений и навыков, которыми владеют современные дети, при обучении в школе не приносят желаемых результатов. Следовательно, необходимо позаботиться о создании условий для формирования у ребенка активности в познании окружающего мира, решении познавательных задач, подготовить его к сознательному получению знаний.

Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление ребёнка об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет) различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Если говорить о ребенке, то основную информацию он получает в школе с помощью учителя. Поэтому, мы оригамисты - активисты предлагаем изготовить развивающую игру «Танграм оригами». Замечено, что игры – самоделки вызывают у детей неподдельный интерес, ими чаще играют. Такие игры станут для педагогов хорошими помощниками в совместной игровой деятельности с детьми на переменках, а также на уроках математики, технологии, внеурочной деятельности и др.

На полках магазинов сегодня можно отыскать множество игр, но ведь и можно сделать настольную игру самостоятельно на занятиях внеурочной деятельности,как наши учащиеся в кружке «Загадочный мир оригами». Например, сегодня мы «прокачаем» геометрию. Вспомним основные геометрические фигуры и создадим сами популярную головоломку "Танграм", но не простое вырезание из бумаги или картона, а чуть усложним работу путём складывания 7 модулей из этих геометрических фигур.

Понятие «Танграм» (кит.七巧板, пиньинь qī qiǎo bǎn, букв. «семь дощечек мастерства») — это головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга.

При выполнении поделок оригами у детей развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, внимание, точность движения пальцев рук. Такие занятия способствуют общему психическому развитию детей. А игра с Танграмом развивает воображение, стимулирует мыслительные процессы и детей, и взрослых.

Всем своим коллегам учителям, воспитателям рекомендуем: «Попробуйте создать свой Танграм - оригами!» Какие необходимы материалы? Всего лишь 4 квадратных листа бумаги 15*15см, ножницы и свои руки!

Данная игра поможет сформировать знание об основных геометрических фигурах и умении создавать свою игру, складывая самостоятельно бумагу или по схеме для игры «Танграм».

Целью игры является развитие зрительного внимания, логического мышления, мелкой моторики рук, развитие связной речи.

Задачи:

- Расширять представления детей о геометрии, об основных геометрических фигурах

- Активизировать в речи новые слова;

- Воспитывать любознательность, активность, интерес к складыванию как форме познания искусства оригами.

Существует несколько легенд происхождения этой китайской головоломки, детям она понравилась больше всех. Её можно рассказать ребенку при знакомстве с такой замечательной игрой.

Как три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю».

Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по годам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов. Один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

Для начала ребенка следует познакомить с танграмом, дать ему рассмотреть их. Затем научить его составлять простейшие фигуры из 2-4 частей танграма, например, домик, ёлочку, квадрат.

Дальнейшее освоение игры танграм проходит в 4 этапа:

1.Составление фигур методом наложения на схему танграма. Ребенку дается схема фигуры танграма, он должен наложить все элементы танграма на неё.

2.Составление фигур по образцу. Ребенку дается схема танграма, но он уже должен сложить фигуру из элементов рядом на столе.

3.Составление фигур по контурному изображению. Ребенок должен сложить фигуру танграма по ее контуру.

4. Составление фигур по собственному замыслу. На этом этапе ребенок самостоятельно придумывает фигуры для составления, что очень хорошо развивает воображение.

Танграм для игры легко сделать своими руками. Использовать для этого можно разные материалы: вырезать из картона, выпилить из фанеры или дощечек, вырезать из коробок для дисков или папки с файлами с жесткой обложкой. Причем сделать детали можно как одного цвета, так и разного. Но мы усложним работу, складывая фигуры. Они будут дольше использоваться и очень удобно держаться в руках.

Итак, начинаем практическую работу.

Задание: вырезать из бумаги 4 квадрата (размер 15х15см или по своему усмотрению). Далее по порядку:

1.) Из 4 квадратных листов бумаги делаем заготовки для семи элементов.



Фото 1



Фото 2

Разрезаем пополам два квадрата, как показано на 2 фото. Получатся прямоугольники.

Затем разрезаем пополам один из четырёх получившихся прямоугольников.

2.) Получаем: 2 больших квадрата, 2 маленьких квадрата, 3 прямоугольника.

3.) Из квадратов складываем треугольники, по одной схеме. Получаем 2 больших треугольника и 2 маленьких. Подробное описание можно посмотреть по ссылке: https://vk.com/club196555103



Правила игры.

Дисциплинарные правила. Не нарушать последовательность игры, не ссориться, не кричать. Играть дружно и слушать товарищей.

Варианты игры:

Вариант 1. В игре могут участвовать от 2х до более 6 игроков. Детям раздаются карточки с изображением схем. Выбирают ведущего игры с помощью считалочки. Далее, ведущий наугад поднимает карточку, называет, что изображено на картинке. Сначала дает детям посмотреть на схему, а затем ребята складывают (можно по памяти). Этот вариант надо давать только после того, как дети несколько раз потренировались в складывании фигурок по готовым схемам.

Вариант 2. Игра может быть командной. Дети делятся на две группы, выбирают карточки. Выигрывает та команда, которая быстрее собрала свои карточки.

Для того чтобы игра прослужила дольше карточки со схемами лучше заламинировать.

Приложение 1. Готовые схемы, образцы





Интересное:

Писатель и математик Льюис Кэрролл считается энтузиастом танграма. У него хранилась китайская книга с 323 задачами.

У Наполеона во время его изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма и книга, содержащая задачи и решения. Фотографии этого набора содержатся в книге Джерри Слокума The Tangram Book.

Книга Сэма Лойда «Восьмая книга Тан», вышедшая в 1903 году, содержит вымышленную историю танграма, согласно которой эта головоломка была изобретена 4 тысячи лет назад божеством по имени Тан. Книга включает 700 задач, некоторые из которых неразрешимы.

Библиографический список

1. Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7лет. Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012 – 128 с.

2. Афонькин С Игрушки из бумаги. – СПб.: Литера: Виан, 1998 г

3. Гайдаенко Е.А. / Е.А.Гайдаенко – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 153 с., ил. – (Городмастеров)

4. Гайдаенко Е.А. 100 идей для детей, родителей и классных руководителей /Е.А. Гайдаенко - Ростов н/Д:,Феникс, 2008. – 184 с., ил. – (Городмастеров)

Полезные ссылки:

1) Гурожапова М.П. «Оригами в каждую семью» https://vk.com/public70283790

2) Гурожапова М.П. «Все сложится» https://vk.com/club196555103

3) Самонова Л. «Крафт – студия» https://vk.com/craftandorigami

4) Марина И.Ю. Школа математического развития «Плюс, минус» https://vk.com/ club195705268

5) Международный конкурс открыток оригами "С днём рождения, Дед Мороз!" https://vk.com/origamivu

6) Хлямова Т.В. Геометрия. Учебная группа. Оригами https://vk.com/club200564489

7) ОРИГАМИ - МИР БЕЗГРАНИЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ https://vk.com/ club26162475

8) https://neposed.net/training-games/razvitie-mishleniya/tangram-svoimi-rukami.html