учитель-логопед
МБОУ СОШ № 8
II. Описание проекта
Название «Функциональная грамотность как условие социальной успешности обучающего с ограниченными возможностями здоровья»
1. Цель проекта
Цель проекта – формирование и развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устной и письменной речи, коммуникативных способностей как средства взаимодействия между людьми, посредством повышения качества предоставляемых образовательных услуг через использование интерактивных компьютерных технологий и целенаправленной коррекционно-развивающей работы на базе школьной логопедической службы в партнерстве с педагогами и родителями.
2. Задачи проекта
Задачи проекта заключаются в следующем:
· формирование и развитие правильной устной и письменной речи у обучающихся с ограниченными возможностями (ОВЗ) здоровья в возрасте 7-10 лет;
· развитие пространственного восприятия, коммуникативных способностей, моторной функции у обучающихся с ОВЗ;
· создание условий для повышения познавательной активности, работоспособности, мотивации к коррекционно-развивающей деятельности, для развития интегративных компонентов функциональной грамотности с целью успешного обучения и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3. Календарный план работ
№ п/п
Мероприятие
Срок проведения (календарный месяц, год)
1.
Подготовительный этап
Сентябрь-октябрь 2021 г.
1.1
Материально-техническое обеспечение проекта
Сентябрь 2021
1.2.
Определение уровня сформированности устной и письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Сентябрь 2021
1.3.
Разработка адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Сентябрь 2021
1.4.
Разработка и систематизация интерактивных упражнений для формирования и коррекции устной и письменной у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья;
Сентябрь 2021
2.
Основной этап
Октябрь 2021
-май 2022
2.1.
Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ с использованием коррекционно-развивающего оборудования «Логомер 2»
Сентябрь-май 2022
2.2.
Повышение уровня родительской грамотности в вопросах преодоления нарушений чтения и письма. Родительский он-лайн клуб «Успешное чтение»
Сентябрь-май 2022
2.3.
Информ-дайджест: повышение профессионального уровня учителей по вопросам преодоления нарушений устной и письменной речи «Формирование и развитие коммуникативных способностей как средства взаимодействия между людьми в процессе обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
Октябрь 2021
2.4.
Логопедическая неделя «Страна чистой речи» с проведением квеста для обучающихся с ОВЗ
Ноябрь 2021
2.5.
Экскурсия в интеллект-центр «Книжная планета»
Декабрь 2021
2.6.
Родительский университет «Азбука речи»
Январь 2022
Мастер-класс «ГОВОРИ! ЧИТАЙ! РАЗМЫШЛЯЙ!» Использование интерактивных компьютерных технологий в коррекционной работе с обучающимися с тяжёлыми нарушениями речи.
Февраль 2022
«Ярмарка педагогических идей» (представление практических материалов и рекомендаций, по функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ)
Март 2022
Открытое индивидуальное логопедическое занятие с использованием интерактивного оборудования «Логомер 2»
Апрель 2022
3.
Заключительный этап
Май 2022
3.1.
Подведение итогов реализации проекта, подготовка отчётных документов
2022
4. Сроки реализации проекта.
Сентябрь 2021 г. - сентябрь 2022 г.
5. Ожидаемые результаты, перспективы.
В процессе реализации проекта планируется не только формирование и развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья правильной устной и письменной речи, коммуникативных способностей, но и предполагается активное взаимодействие учителей и родителей с целью формирования социальной успешности обучающего с ограниченными возможностями здоровья
Среди ожидаемых результатов реализации проекта предполагается:
Обучающиеся:
- совершенствование навыков устной и письменной речи. Выход на оптимальный уровень развития речи для успешного освоения учебного материала, рост уровня качественной успеваемости;
- положительная динамика повышения познавательной активности, работоспособности, мотивации к коррекционно-развивающей деятельности.
Родители и педагоги:
- повышение уровня родительских представлений и умений по формированию навыков устной и письменной речи, коммуникативных способностей как средства взаимодействия между людьми у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение профессионализма педагогов в вопросах формирования функциональной грамотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение эффективности организации коррекционной работы учителей, логопеда МБОУ СОШ и родителей учащихся по преодолению нарушений устной и письменной речи, развитию коммуникативных способностей у обучающихся с ОВЗ;
-рост удовлетворенности результатами коррекционной работы со стороны обучающихся и их родителей.
В рамках обеспечения проекта планируется формирование и пополнение методического обеспечения коррекционного процесса по преодолению нарушений устной и письменной речи с использованием интерактивных компьютерных технологий; создание необходимого консультирования для учителей и родителей по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ.
Ожидаемые результаты
Достижение полученных результатов обладает следующими перспективами:
- Создание условий для успешного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Повышение социальной успешности обучащихся с ОВЗ.
- Привлечение родителей, учителей к коррекционно-развивающей деятельности.
Перспективы реализации проекта «Фукциональная грамотность как условие социальной успешности обучающего с ограниченными возможностями здоровья» заключаются в следующем:
1. Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Осуществление коррекции нарушений устной и письменной речи в более короткие сроки.
3. Повышение качества образовательной и коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, развитие мотивации и предотвращение утомляемости у детей во время занятий.
4. Формирование функциональной грамотности помогает достичь к выпускному классу приемлемых результатов в итоговой государственной аттестации, социальной успешности обучающего с ограниченными возможностями.
5. Систематизация методического, педагогического и организационного опыта по формированию и развитию устной и письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
6. Стабильное существование инновационного проекта в школе.
7. Проведение практических мероприятий с большинством членов педагогического коллектива, родителей обучающихся.
8. Трансляция наработанного опыта в учебном учреждении, на районных общественно-образовательных мероприятиях, в СМИ.
6. Территория реализации проекта.
Территория реализация проекта охватывает муниципальное учреждение г. Ноябрьск МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8».
7. На какие группы населения направлен проект.
Проект «Функциональная грамотность как условие социальной успешности обучающего с ограниченными возможностями здоровья» направлен на обучающихся школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, на родителей и педагогов МБОУ СОШ №8.
8. Описание видов работ
1. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы по коррекции устной и письменной речи, развитию коммуникативных способностей, реализуемой на базе логопедической службы МБОУ СОШ №8.
2. Управление проектом.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» имеет достаточный опыт для организации заявленного содержания проекта на следующих уровнях: теоретическом, методическом и социально-педагогическом.
Теоретическая подготовленность МБОУ СОШ №8 определяется систематическим прохождением курсов повышения квалификации среди преподавателей, специалистов МБОУ СОШ №8 напрямую связанными обучением детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, непосредственными исполнителями проекта теоретическим осмыслена сущность коррекционно-развивающего обучения с целью успешного формирования функциональной грамотности как необходимого фактора успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современном мире.
Методическая подготовленность МБОУ СОШ №8 для реализации содержания проекта подтверждается достаточным уровнем обеспечения содержательных и технологическим основ для обучающихся и педагогов системы общего образования.
На социально-педагогическом уровне подготовленность МБОУ СОШ №8 для реализации содержания проекта определяется необходимостью формирования функциональной грамотности у младших школьников с ОВЗ, Практической реализацией данного запроса современными средствами и формами в практике коррекционно-развивающей деятельности, в том числе в выборе педагогических условий в коррекционно-образовательном процессе.
Теоретическая, методическая и социально-педагогическая подготовленность МБОУ СОШ №8 для реализации содержания проекта подкреплена, кроме выше перечисленного, стабильной организационно-хозяйственной деятельностью, сложившимися связями по взаимодействию с органами государственной власти, наличием собственных материально-технических ресурсов. В совокупности это позволяет сделать вывод о том, что МБОУ СОШ №8 способна выполнить поставленные задачи, поскольку системная подготовленность учреждения направлена на повышение учебно-познавательной мотивации, на обеспечение социальной успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья,
III. Информация о деятельности организации.
1. Опыт работы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» является социально-направленной организацией и преследует достижение наиболее важных социальных, культурных целей, а также выполняет задачу осуществления коррекционно-образовательного процесса на территории города Ноябрьск.
С момента своего образования в сентябре 1985 года коллективом МБОУ СОШ №8 разработан и реализован ряд мероприятий по коррекционно-развивающей деятельности, направленных на успешное обучение детей с ОВЗ. В настоящее время реализуются адаптированные программы по комплексному психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- МБОУ СОШ №8 на постоянной основе организует ведет деятельность по осуществлению коррекционно-развивающих мероприятий с обучающимися с ОВЗ их родителями и педагогами. Среди них можно выделить мастер-класс для коррекционных педагогов (2018г.) «Использование технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» в коррекционной работе с обучающимися с тяжёлыми нарушениями речи»
- Учреждение также организовало педагогическую мастерскую по теме:
«Успешный старт» - создание вариативной модели предшкольной подготовки», в рамках городской августовской конференции по теме «От задач к решениям - ключевые ориентиры развития муниципальной системы образования», 2018 г., а так же методический тренинг по теме: «Коммуникативная компетенция» в рамках городского семинара «Профессиональные компетенции педагога инклюзивного образования», - 2019 г.
С 1 января 2018 года МБОУ СОШ №8 получила статус Федеральной инновационной площадкой на тему «Сетевое партнёрство школы, вузов и бизнеса в профессиональной ориентации молодежи». Статус Федеральной инновационной площадки – это качественно более высокий уровень организации учебно-образовательного процесса в русле профессиональной ориентации обучающихся. Это специально организованная образовательная среда для профильного обучения школьников по физико-математическому и химическому направлениям.
IV. Заключение
Реализация проекта «Функциональная грамотность как условие социальной успешности обучающего с ограниченными возможностями здоровья» позволит достичь поставленной цели и решить задачи, которые приведут к позитивным изменениям:
- повышение эффективности организации коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ;
- внедрение современных форм работы в рамках функциональной грамотности, начиная с уровня начального общего образования;
- повышение качества образовательной и коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, развитие мотивации и предотвращение утомляемости у детей во время занятий;
- формирование функциональной грамотности помогает достичь к выпускному классу приемлемых результатов в итоговой государственной аттестации, социальной успешности обучающего с ограниченными возможностями;
- согласованность подходов учителей, логопеда и родителей учащихся, участвующих в коррекционном процессе по проблеме преодоления нарушений устной и письменной речи;
- формирование профессиональной, информационной, коммуникативной компетентностей;
- диссеминация опыта по формированию функциональной грамотности у обучающего с ограниченными возможностями здоровья по итогам работы.
Проект имеет практическую значимость для развития муниципальной коррекционно-развивающей деятельности, так как связан с совершенствованием организации коррекционно-развивающего обучения с целью формировании социальной успешности обучающихся с ОВЗ.