Высшая школа делового администрирования
Конференции
Февраль 2023

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГО С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Чернова Татьяна Вячеславовна
учитель-логопед
МБОУ СОШ № 8

II. Описание проекта

Название «Функциональная грамотность как условие социальной успешности обучающего с ограниченными возможностями здоровья»

1. Цель проекта

Цель проекта – формирование и развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устной и письменной речи, коммуникативных способностей как средства взаимодействия между людьми, посредством повышения качества предоставляемых образовательных услуг через использование интерактивных компьютерных технологий и целенаправленной коррекционно-развивающей работы на базе школьной логопедической службы в партнерстве с педагогами и родителями.

2. Задачи проекта

Задачи проекта заключаются в следующем:

· формирование и развитие правильной устной и письменной речи у обучающихся с ограниченными возможностями (ОВЗ) здоровья в возрасте 7-10 лет;

· развитие пространственного восприятия, коммуникативных способностей, моторной функции у обучающихся с ОВЗ;

· создание условий для повышения познавательной активности, работоспособности, мотивации к коррекционно-развивающей деятельности, для развития интегративных компонентов функциональной грамотности с целью успешного обучения и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

3. Календарный план работ

№ п/п

Мероприятие

Срок проведения (календарный месяц, год)

1.

Подготовительный этап

Сентябрь-октябрь 2021 г.

1.1

Материально-техническое обеспечение проекта

Сентябрь 2021

1.2.

Определение уровня сформированности устной и письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Сентябрь 2021

1.3.

Разработка адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Сентябрь 2021

1.4.

Разработка и систематизация интерактивных упражнений для формирования и коррекции устной и письменной у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья;

Сентябрь 2021

2.

Основной этап

Октябрь 2021

-май 2022

2.1.

Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ с использованием коррекционно-развивающего оборудования «Логомер 2»

Сентябрь-май 2022

2.2.

Повышение уровня родительской грамотности в вопросах преодоления нарушений чтения и письма. Родительский он-лайн клуб «Успешное чтение»

Сентябрь-май 2022

2.3.

Информ-дайджест: повышение профессионального уровня учителей по вопросам преодоления нарушений устной и письменной речи «Формирование и развитие коммуникативных способностей как средства взаимодействия между людьми в процессе обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

Октябрь 2021

2.4.

Логопедическая неделя «Страна чистой речи» с проведением квеста для обучающихся с ОВЗ

Ноябрь 2021

2.5.

Экскурсия в интеллект-центр «Книжная планета»

Декабрь 2021

2.6.

Родительский университет «Азбука речи»

Январь 2022

Мастер-класс «ГОВОРИ! ЧИТАЙ! РАЗМЫШЛЯЙ!» Использование интерактивных компьютерных технологий в коррекционной работе с обучающимися с тяжёлыми нарушениями речи.

Февраль 2022

«Ярмарка педагогических идей» (представление практических материалов и рекомендаций, по функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ)

Март 2022

Открытое индивидуальное логопедическое занятие с использованием интерактивного оборудования «Логомер 2»

Апрель 2022

3.

Заключительный этап

Май 2022

3.1.

Подведение итогов реализации проекта, подготовка отчётных документов

2022



4. Сроки реализации проекта.

Сентябрь 2021 г. - сентябрь 2022 г.

5. Ожидаемые результаты, перспективы.

В процессе реализации проекта планируется не только формирование и развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья правильной устной и письменной речи, коммуникативных способностей, но и предполагается активное взаимодействие учителей и родителей с целью формирования социальной успешности обучающего с ограниченными возможностями здоровья

Среди ожидаемых результатов реализации проекта предполагается:

Обучающиеся:

- совершенствование навыков устной и письменной речи. Выход на оптимальный уровень развития речи для успешного освоения учебного материала, рост уровня качественной успеваемости;

- положительная динамика повышения познавательной активности, работоспособности, мотивации к коррекционно-развивающей деятельности.

Родители и педагоги:

- повышение уровня родительских представлений и умений по формированию навыков устной и письменной речи, коммуникативных способностей как средства взаимодействия между людьми у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- повышение профессионализма педагогов в вопросах формирования функциональной грамотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- повышение эффективности организации коррекционной работы учителей, логопеда МБОУ СОШ и родителей учащихся по преодолению нарушений устной и письменной речи, развитию коммуникативных способностей у обучающихся с ОВЗ;

-рост удовлетворенности результатами коррекционной работы со стороны обучающихся и их родителей.

В рамках обеспечения проекта планируется формирование и пополнение методического обеспечения коррекционного процесса по преодолению нарушений устной и письменной речи с использованием интерактивных компьютерных технологий; создание необходимого консультирования для учителей и родителей по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ.

Ожидаемые результаты

Достижение полученных результатов обладает следующими перспективами:

- Создание условий для успешного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- Повышение социальной успешности обучащихся с ОВЗ.

- Привлечение родителей, учителей к коррекционно-развивающей деятельности.

Перспективы реализации проекта «Фукциональная грамотность как условие социальной успешности обучающего с ограниченными возможностями здоровья» заключаются в следующем:

1. Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Осуществление коррекции нарушений устной и письменной речи в более короткие сроки.

3. Повышение качества образовательной и коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, развитие мотивации и предотвращение утомляемости у детей во время занятий.

4. Формирование функциональной грамотности помогает достичь к выпускному классу приемлемых результатов в итоговой государственной аттестации, социальной успешности обучающего с ограниченными возможностями.

5. Систематизация методического, педагогического и организационного опыта по формированию и развитию устной и письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

6. Стабильное существование инновационного проекта в школе.

7. Проведение практических мероприятий с большинством членов педагогического коллектива, родителей обучающихся.

8. Трансляция наработанного опыта в учебном учреждении, на районных общественно-образовательных мероприятиях, в СМИ.

6. Территория реализации проекта.

Территория реализация проекта охватывает муниципальное учреждение г. Ноябрьск МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8».

7. На какие группы населения направлен проект.

Проект «Функциональная грамотность как условие социальной успешности обучающего с ограниченными возможностями здоровья» направлен на обучающихся школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, на родителей и педагогов МБОУ СОШ №8.

8. Описание видов работ

1. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы по коррекции устной и письменной речи, развитию коммуникативных способностей, реализуемой на базе логопедической службы МБОУ СОШ №8.

2. Управление проектом.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» имеет достаточный опыт для организации заявленного содержания проекта на следующих уровнях: теоретическом, методическом и социально-педагогическом.

Теоретическая подготовленность МБОУ СОШ №8 определяется систематическим прохождением курсов повышения квалификации среди преподавателей, специалистов МБОУ СОШ №8 напрямую связанными обучением детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, непосредственными исполнителями проекта теоретическим осмыслена сущность коррекционно-развивающего обучения с целью успешного формирования функциональной грамотности как необходимого фактора успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современном мире.

Методическая подготовленность МБОУ СОШ №8 для реализации содержания проекта подтверждается достаточным уровнем обеспечения содержательных и технологическим основ для обучающихся и педагогов системы общего образования.

На социально-педагогическом уровне подготовленность МБОУ СОШ №8 для реализации содержания проекта определяется необходимостью формирования функциональной грамотности у младших школьников с ОВЗ, Практической реализацией данного запроса современными средствами и формами в практике коррекционно-развивающей деятельности, в том числе в выборе педагогических условий в коррекционно-образовательном процессе.

Теоретическая, методическая и социально-педагогическая подготовленность МБОУ СОШ №8 для реализации содержания проекта подкреплена, кроме выше перечисленного, стабильной организационно-хозяйственной деятельностью, сложившимися связями по взаимодействию с органами государственной власти, наличием собственных материально-технических ресурсов. В совокупности это позволяет сделать вывод о том, что МБОУ СОШ №8 способна выполнить поставленные задачи, поскольку системная подготовленность учреждения направлена на повышение учебно-познавательной мотивации, на обеспечение социальной успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья,

III. Информация о деятельности организации.

1. Опыт работы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» является социально-направленной организацией и преследует достижение наиболее важных социальных, культурных целей, а также выполняет задачу осуществления коррекционно-образовательного процесса на территории города Ноябрьск.

С момента своего образования в сентябре 1985 года коллективом МБОУ СОШ №8 разработан и реализован ряд мероприятий по коррекционно-развивающей деятельности, направленных на успешное обучение детей с ОВЗ. В настоящее время реализуются адаптированные программы по комплексному психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

- МБОУ СОШ №8 на постоянной основе организует ведет деятельность по осуществлению коррекционно-развивающих мероприятий с обучающимися с ОВЗ их родителями и педагогами. Среди них можно выделить мастер-класс для коррекционных педагогов (2018г.) «Использование технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» в коррекционной работе с обучающимися с тяжёлыми нарушениями речи»

- Учреждение также организовало педагогическую мастерскую по теме:

«Успешный старт» - создание вариативной модели предшкольной подготовки», в рамках городской августовской конференции по теме «От задач к решениям - ключевые ориентиры развития муниципальной системы образования», 2018 г., а так же методический тренинг по теме: «Коммуникативная компетенция» в рамках городского семинара «Профессиональные компетенции педагога инклюзивного образования», - 2019 г.

С 1 января 2018 года МБОУ СОШ №8 получила статус Федеральной инновационной площадкой на тему «Сетевое партнёрство школы, вузов и бизнеса в профессиональной ориентации молодежи». Статус Федеральной инновационной площадки – это качественно более высокий уровень организации учебно-образовательного процесса в русле профессиональной ориентации обучающихся. Это специально организованная образовательная среда для профильного обучения школьников по физико-математическому и химическому направлениям.

IV. Заключение

Реализация проекта «Функциональная грамотность как условие социальной успешности обучающего с ограниченными возможностями здоровья» позволит достичь поставленной цели и решить задачи, которые приведут к позитивным изменениям:

- повышение эффективности организации коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ;

- внедрение современных форм работы в рамках функциональной грамотности, начиная с уровня начального общего образования;

- повышение качества образовательной и коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, развитие мотивации и предотвращение утомляемости у детей во время занятий;

- формирование функциональной грамотности помогает достичь к выпускному классу приемлемых результатов в итоговой государственной аттестации, социальной успешности обучающего с ограниченными возможностями;

- согласованность подходов учителей, логопеда и родителей учащихся, участвующих в коррекционном процессе по проблеме преодоления нарушений устной и письменной речи;

- формирование профессиональной, информационной, коммуникативной компетентностей;

- диссеминация опыта по формированию функциональной грамотности у обучающего с ограниченными возможностями здоровья по итогам работы.

Проект имеет практическую значимость для развития муниципальной коррекционно-развивающей деятельности, так как связан с совершенствованием организации коррекционно-развивающего обучения с целью формировании социальной успешности обучающихся с ОВЗ.