Библиографическое описание:
Буторина К.С. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМ-МЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ «ОРЛЯТА РОССИИ» // Современная начальная школа. 2023. № 5 (48). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/48.pdf.
В рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся начальных классов с 1 сентября 2022/2023 учебного года в модуль «Детские общественные объединения» добавлен раздел «Развитие социальной активности обучающихся начальных классов» «Орлята России». Разработка и реализация данной программы воспитания обучающихся позволяет создать образовательную и воспитательную среду, которая учитывает законодательную базу и нормативные документы.
Отдельное внимание при разработке и реализации программы социальной активности детей уделяется существующим запросам современного ребенка, профилактике негативного влияния информационной социализации и цифрового пространства, социальной разобщенности детей и взрослых, росту числа детей с поведенческими нарушениями.
Особенности содержания всех модулей Программы развития, а также использование в качестве базовой методику коллективно-творческой деятельности в сочетании с учётом возрастных особенностей развития личности, позволяет педагогам выстраивать воспитательный процесс, устраняя обозначенные риски.
Представленные методические рекомендации предназначены педагогам начального образования, учителям, реализующим курсы внеурочной деятельности.
В основу рекомендаций положен опыт реализации программы развития социальной активности обучающихся 1 класса «А».
Стратегические цели системы образования и воспитания призваны обеспечить «создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, утверждение её статуса как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики» (Национальная доктрина развития образования в РФ до 2025г.).
Одной из задач образования является становление гражданской позиции, развитие самостоятельности и ответственности, формирование потребности приносить пользу обществу. Развитие социальной активности обучающихся является одним из актуальных запросов общества к школе.
В МАОУ СОШ с. Быньги организованы и действуют детские объединения: ученическое самоуправление, Центр детских инициатив, под руководством советника директора, первичное отделение Российского Движения Детей и Молодежи, военно-патриот-ический клуб «Медведи», бригады Юных Инспекторов Дорожного Движения, Дружина Юных пожарных. Работа с обучающимися по указанным направлениям способствует формированию у детей нашей школы навыков самостоятельности, активности, инициативности в социально-значимой деятельности не только на школьном уровне, но и на уровне Невьянского городского округа. Однако детские объединения охватывают обучающихся в основном средней и старшей школы, в то время, когда дети начальных классов не вовлечены в данную деятельность.
Особенность Программы «Орлята России» заключается в том, что к участию привлечены обучающиеся начальной школы, а конкретно ученики 1 класса. И это имеет важное значение, так как именно младший школьный возраст – это наиболее благоприятный период развития, в котором закладывается установка на позитивное преобразование мира, это первая ступень на пути к гражданственности, ответственному отношению к обществу, к нашей Родине.
Именно в младшем школьном возрасте создаются предпосылки для развития инициативности и исполнительности как основы формирования социальной активности человека.
Включение младших школьников в позитивное преобразование мира определяет их жизненную позицию, ориентированную на определенную линию поведения, в основе которой лежат нравственные ценности, качества личности, отражающие субъективное отношение к обществу проявляющиеся в реальном поведении человека.
Новизна Программы заключается в том, что в МАОУ СОШ с. Быньги не было организовано детских объединений в 1 классе. Следует отметить и то, что данная программа входит в модуль программы развития школы, в соответствие с реализацией мероприятий в рамках Проекта «Школы Минпросвещения России», в модуле проекта «Воспитание».
Всероссийская программа «Орлята России» направлена на взаимодействие с окружающими людьми, познание окружающего мира.
Программа воспитания, задавая целевые ориентиры и требования к результатам воспитания детей в образовательных учреждениях, обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
Таким образом, включение младших школьников в реализацию данной программы будет способствовать решению следующих задач:
Ø осуществить преемственность между уровнями образования в достижении целей, задач, результатов воспитания и социализации обучающихся;
Ø выстроить систему социального взросления школьников за счет включения их в разнообразные формы социальной активности;
Ø формировать разновозрастные коллективы социально-активных детей и института наставничества среди подростков и молодежи.
Значимость участия в Программе определяется принципом – всё делать вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное приключение!
Внедрение программы «Орлята России» в практику решает одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России.
Содержание.
Занятия по Программе «Орлята России» проводятся во второй половине дня, во внеурочное время с первоклассниками. Занятия проводятся в учебном кабинете 1 класса. Для проведения занятий используется оборудование, которым оснащен кабинет: компьютер, мультимедийное оборудование, канцелярские принадлежности.
Программа развития социальной активности обучающихся «Орлята России», в соответствие с которой проводятся занятия в обучающимися, разработана Министерством просвещения Российской Федерации, Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением Всероссийским детским центром «Орленок» (Приложение 1). Программа размещена на официальном сайте Российского Движения Детей и Молодежи.
Состав учащихся: 19 человек, 1 класс.
Количество занятий: 1 - 2 часа в неделю, в зависимости от сроков сдачи отчета по треку.
Примерная структура занятия:
1. Организационно- мотивационный момент (3-5 мин).
2. Этап целеполагания (1 – 2 мин.)
3. Этап организации совместной деятельности (25-30 мин).
4. Этап рефлексии, обсуждение результатов. (3-5 мин.)
5. Эмоциональное завершение занятия. (3 – 5 мин.)
С 1 сентября 2022/2023 учебного года в 1 «А» классе МАОУ СОШ с. Быньги реализуется программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России».
Данная программа реализуется во внеурочной время, направлена на работу в команде со взрослыми и социальное взаимодействие с окружающей средой. Вся программа разбита на 7 треков, которые в свою очередь включают 5 занятий. После прохождения трека обязательно предоставление отчета о проведенных занятиях. Отчет отправляется в личном кабинете педагога на сайте Российского Движения Детей и Молодежи.
Первый трек «Орлёнок – Эрудит» был посвящен знакомству с понятием «эрудит», созданию копилки, в которую ребята складывали полученные знания, учились рассуждать и добывать знания из различных источников (книг, интернета, взаимодействия с родителями, учителями, старшеклассниками и др.). Была организована экскурсия в сельскую и школьную библиотеки.
На первом занятии данного трека учились сравнивать и сопоставлять определенные факты с использованием характеристики героев из мультфильмов.
Игровой момент для лексического понимания слова «Эрудит».
Игрек — типичный мыслитель и теоретик. Он интеллектуален, спокоен, точен, рассудителен и достаточно сосредоточен в учёбе. Он серьёзно относится к образованию. Он предпочитает подумать, прежде чем начинать действия. Он много читает. По знанию теории Игрек опережает всех фиксиков в классе.
Лосяш — интеллигентный лось-учёный, один из главных героев мультсериала «Смешарики». Интересуется многими науками: химией, астрономией, биологией, физикой и другими.
Знайка очень любознательный (иногда до занудства). Он бывает осторожен с выводами. Знайка носит чёрный костюм и очки, а также имеет большой авторитет среди коротышек. По профессии учёный.
Умный, рассудительный,
Спокойный и решительный:
Книжек много он читает,
Его Дедус уважает.
В учебе он сосредоточен,
И в ответах всегда точен.
Над действиями размышляет,
Хорошо всё объясняет.
И в починках он умен,
И в теории силен,
В этом всех опережает,
Ему Шпуля помогает.
Перед нами дом зелёный
Он такой из-за травы,
Проживает там учёный,
Он ценитель красоты!
В этом доме много книжек,
И планеты сей муляж,
Называет его глобус
Ну конечно же – Лосяш!
Взяли теста мы кадушку,
Изготовили ватрушку.
Кто ватрушку эту ел,
Сразу очень поумнел.
Лишь не ел ватрушку Знайка –
Стал он глупый, как Незнайка.
Но за книжки он засел –
Скоро снова поумнел.
Пусть узнают все детишки,
Что читать полезно книжки.
Николай Носов
Дети учились рассуждать и давать развернутые ответы на вопрос «Желают ли обучающиеся быть эрудированными?». И при помощи кого или чего можно стать таковым? Свои ответы ребята выражали рисунками или, по возможности, записывали. Проводились игры интеллектуальной направленности, детям предлагались групповые и коллективные задания на сплочение коллектива - это необходимое условие проведения занятий. В ходе занятий дети учатся слышать и слушать собеседника.
В конце трека обязательное подведение итогов, что узнали и чему научились, а также заполнение опорной схемы своих результатов за прохождение трека.
В течение одного занятия решается много разных задач, используется много познавательных заданий, поэтому занятие проходит интересно и насыщенно.
После проверки отчета ребятам приходят сертификаты о прохождении данного трека.
Второй, пройденный нами трек, назывался «Орлёнок – Доброволец». В данном треке ребята знакомились с понятиями «доброволец», «волонтёр», «волонтёрское движение». В прохождении данного трека нам помогали родители. При взаимодействии с родителями дети узнали о Тимуровском движении, посмотрели фильм «Тимур и его команда».
Ребята сделали вывод, что добрым нужно быть всегда и безвозмездно. В этот период наш класс принял участие в благотворительном концерте, посвященному СВО на Украине. Вспомнили всех, кто ушел защищать Родину. Создали свой «Круг добра», этой теме посвятили классный час «Добрые слова», провели занятие в цикле внеурочных занятий «Разговоры о важном» - «Волонтеры России», была организована встреча с волонтерским движением г. Невьянска.
Следующий трек назывался «Орлёнок – Мастер». На этих занятиях ребята познакомились с различными профессиями и узнали, что можно быть мастером своего дела. При помощи инсценировки сказок, они попробовали воплотить свою мечту, показали себя в роли мастера. Совместно с ребятами готовились к встрече Нового года, создавали свои неповторимые елочные игрушки, изготовили гирлянду и нарядили оригинальную ёлочку. Каждый день посвящали определенному празднику и изготавливали продукт. Сотворили свою Шкатулку – символ трека, и сохранили все полученные знания в ней.
Пятый трек «Орленок – Спортсмен». На этих занятиях мы с ребятами познакомились со значением нового слова, ответили на главные вопросы: «Почему нужно быть здоровым?», «Почему важно по утрам выполнять зарядку?», составили свое меню правильного питания, выучили игры, в которых можно усилить двигательную активность и выяснили, для чего это нужно, научились играть вместе. Совместно с работниками Дома культуры села Быньги были проведены «Веселые старты», в которых ребята активно приняли участие. Играли в зимние игры на свежем воздухе, поучаствовали в школьных «Лыжных гонках». Это наш первый опыт, где «Один за всех и все за одного», то есть мы можем смело сказать, что мы действуем как одна команда. А в этом нам помогал неизменный символ трека «ЗОЖик».
Мы уже так сильно погрузились в эту программу, что и не заметили, как прошли ровно половину.
И вот мы смело вступаем в следующий трек «Орлёнок – хранитель исторической памяти». В данный момент мы только познакомились с понятиями «Хранитель», «История», «Память». Постарались ответить на вопросы: «Кто может быть хранителем?», «Что хранить?» и «Зачем хранить память?». Второй этап — это создание альбома «Хранителей исторической памяти», на основе воспоминаний родителей, учеников, педагогов нашей школы. А на следующих занятиях этого трека мы посетим музей г. Невьянска.
Работа с обучающимися по реализации Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» будет продолжена. Но уже сейчас можно сказать, что мероприятия, проводимые в рамках этой программы, имеют важное значение для развития детей, сплочения классного коллектива, оказывают благотворное влияние на нравственное становление личности обучающегося начальной школы.
Буторина К.С. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМ-МЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ «ОРЛЯТА РОССИИ» // Современная начальная школа. 2023. № 5 (48). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/48.pdf.
В рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся начальных классов с 1 сентября 2022/2023 учебного года в модуль «Детские общественные объединения» добавлен раздел «Развитие социальной активности обучающихся начальных классов» «Орлята России». Разработка и реализация данной программы воспитания обучающихся позволяет создать образовательную и воспитательную среду, которая учитывает законодательную базу и нормативные документы.
Отдельное внимание при разработке и реализации программы социальной активности детей уделяется существующим запросам современного ребенка, профилактике негативного влияния информационной социализации и цифрового пространства, социальной разобщенности детей и взрослых, росту числа детей с поведенческими нарушениями.
Особенности содержания всех модулей Программы развития, а также использование в качестве базовой методику коллективно-творческой деятельности в сочетании с учётом возрастных особенностей развития личности, позволяет педагогам выстраивать воспитательный процесс, устраняя обозначенные риски.
Представленные методические рекомендации предназначены педагогам начального образования, учителям, реализующим курсы внеурочной деятельности.
В основу рекомендаций положен опыт реализации программы развития социальной активности обучающихся 1 класса «А».
Стратегические цели системы образования и воспитания призваны обеспечить «создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, утверждение её статуса как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики» (Национальная доктрина развития образования в РФ до 2025г.).
Одной из задач образования является становление гражданской позиции, развитие самостоятельности и ответственности, формирование потребности приносить пользу обществу. Развитие социальной активности обучающихся является одним из актуальных запросов общества к школе.
В МАОУ СОШ с. Быньги организованы и действуют детские объединения: ученическое самоуправление, Центр детских инициатив, под руководством советника директора, первичное отделение Российского Движения Детей и Молодежи, военно-патриот-ический клуб «Медведи», бригады Юных Инспекторов Дорожного Движения, Дружина Юных пожарных. Работа с обучающимися по указанным направлениям способствует формированию у детей нашей школы навыков самостоятельности, активности, инициативности в социально-значимой деятельности не только на школьном уровне, но и на уровне Невьянского городского округа. Однако детские объединения охватывают обучающихся в основном средней и старшей школы, в то время, когда дети начальных классов не вовлечены в данную деятельность.
Особенность Программы «Орлята России» заключается в том, что к участию привлечены обучающиеся начальной школы, а конкретно ученики 1 класса. И это имеет важное значение, так как именно младший школьный возраст – это наиболее благоприятный период развития, в котором закладывается установка на позитивное преобразование мира, это первая ступень на пути к гражданственности, ответственному отношению к обществу, к нашей Родине.
Именно в младшем школьном возрасте создаются предпосылки для развития инициативности и исполнительности как основы формирования социальной активности человека.
Включение младших школьников в позитивное преобразование мира определяет их жизненную позицию, ориентированную на определенную линию поведения, в основе которой лежат нравственные ценности, качества личности, отражающие субъективное отношение к обществу проявляющиеся в реальном поведении человека.
Новизна Программы заключается в том, что в МАОУ СОШ с. Быньги не было организовано детских объединений в 1 классе. Следует отметить и то, что данная программа входит в модуль программы развития школы, в соответствие с реализацией мероприятий в рамках Проекта «Школы Минпросвещения России», в модуле проекта «Воспитание».
Всероссийская программа «Орлята России» направлена на взаимодействие с окружающими людьми, познание окружающего мира.
Программа воспитания, задавая целевые ориентиры и требования к результатам воспитания детей в образовательных учреждениях, обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
Таким образом, включение младших школьников в реализацию данной программы будет способствовать решению следующих задач:
Ø осуществить преемственность между уровнями образования в достижении целей, задач, результатов воспитания и социализации обучающихся;
Ø выстроить систему социального взросления школьников за счет включения их в разнообразные формы социальной активности;
Ø формировать разновозрастные коллективы социально-активных детей и института наставничества среди подростков и молодежи.
Значимость участия в Программе определяется принципом – всё делать вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное приключение!
Внедрение программы «Орлята России» в практику решает одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России.
Содержание.
Занятия по Программе «Орлята России» проводятся во второй половине дня, во внеурочное время с первоклассниками. Занятия проводятся в учебном кабинете 1 класса. Для проведения занятий используется оборудование, которым оснащен кабинет: компьютер, мультимедийное оборудование, канцелярские принадлежности.
Программа развития социальной активности обучающихся «Орлята России», в соответствие с которой проводятся занятия в обучающимися, разработана Министерством просвещения Российской Федерации, Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением Всероссийским детским центром «Орленок» (Приложение 1). Программа размещена на официальном сайте Российского Движения Детей и Молодежи.
Состав учащихся: 19 человек, 1 класс.
Количество занятий: 1 - 2 часа в неделю, в зависимости от сроков сдачи отчета по треку.
Примерная структура занятия:
1. Организационно- мотивационный момент (3-5 мин).
2. Этап целеполагания (1 – 2 мин.)
3. Этап организации совместной деятельности (25-30 мин).
4. Этап рефлексии, обсуждение результатов. (3-5 мин.)
5. Эмоциональное завершение занятия. (3 – 5 мин.)
С 1 сентября 2022/2023 учебного года в 1 «А» классе МАОУ СОШ с. Быньги реализуется программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России».
Данная программа реализуется во внеурочной время, направлена на работу в команде со взрослыми и социальное взаимодействие с окружающей средой. Вся программа разбита на 7 треков, которые в свою очередь включают 5 занятий. После прохождения трека обязательно предоставление отчета о проведенных занятиях. Отчет отправляется в личном кабинете педагога на сайте Российского Движения Детей и Молодежи.
Первый трек «Орлёнок – Эрудит» был посвящен знакомству с понятием «эрудит», созданию копилки, в которую ребята складывали полученные знания, учились рассуждать и добывать знания из различных источников (книг, интернета, взаимодействия с родителями, учителями, старшеклассниками и др.). Была организована экскурсия в сельскую и школьную библиотеки.
На первом занятии данного трека учились сравнивать и сопоставлять определенные факты с использованием характеристики героев из мультфильмов.
Игровой момент для лексического понимания слова «Эрудит».
Игрек — типичный мыслитель и теоретик. Он интеллектуален, спокоен, точен, рассудителен и достаточно сосредоточен в учёбе. Он серьёзно относится к образованию. Он предпочитает подумать, прежде чем начинать действия. Он много читает. По знанию теории Игрек опережает всех фиксиков в классе.
Лосяш — интеллигентный лось-учёный, один из главных героев мультсериала «Смешарики». Интересуется многими науками: химией, астрономией, биологией, физикой и другими.
Знайка очень любознательный (иногда до занудства). Он бывает осторожен с выводами. Знайка носит чёрный костюм и очки, а также имеет большой авторитет среди коротышек. По профессии учёный.
Умный, рассудительный,
Спокойный и решительный:
Книжек много он читает,
Его Дедус уважает.
В учебе он сосредоточен,
И в ответах всегда точен.
Над действиями размышляет,
Хорошо всё объясняет.
И в починках он умен,
И в теории силен,
В этом всех опережает,
Ему Шпуля помогает.
Перед нами дом зелёный
Он такой из-за травы,
Проживает там учёный,
Он ценитель красоты!
В этом доме много книжек,
И планеты сей муляж,
Называет его глобус
Ну конечно же – Лосяш!
Взяли теста мы кадушку,
Изготовили ватрушку.
Кто ватрушку эту ел,
Сразу очень поумнел.
Лишь не ел ватрушку Знайка –
Стал он глупый, как Незнайка.
Но за книжки он засел –
Скоро снова поумнел.
Пусть узнают все детишки,
Что читать полезно книжки.
Николай Носов
Дети учились рассуждать и давать развернутые ответы на вопрос «Желают ли обучающиеся быть эрудированными?». И при помощи кого или чего можно стать таковым? Свои ответы ребята выражали рисунками или, по возможности, записывали. Проводились игры интеллектуальной направленности, детям предлагались групповые и коллективные задания на сплочение коллектива - это необходимое условие проведения занятий. В ходе занятий дети учатся слышать и слушать собеседника.
В конце трека обязательное подведение итогов, что узнали и чему научились, а также заполнение опорной схемы своих результатов за прохождение трека.
В течение одного занятия решается много разных задач, используется много познавательных заданий, поэтому занятие проходит интересно и насыщенно.
После проверки отчета ребятам приходят сертификаты о прохождении данного трека.
Второй, пройденный нами трек, назывался «Орлёнок – Доброволец». В данном треке ребята знакомились с понятиями «доброволец», «волонтёр», «волонтёрское движение». В прохождении данного трека нам помогали родители. При взаимодействии с родителями дети узнали о Тимуровском движении, посмотрели фильм «Тимур и его команда».
Ребята сделали вывод, что добрым нужно быть всегда и безвозмездно. В этот период наш класс принял участие в благотворительном концерте, посвященному СВО на Украине. Вспомнили всех, кто ушел защищать Родину. Создали свой «Круг добра», этой теме посвятили классный час «Добрые слова», провели занятие в цикле внеурочных занятий «Разговоры о важном» - «Волонтеры России», была организована встреча с волонтерским движением г. Невьянска.
Следующий трек назывался «Орлёнок – Мастер». На этих занятиях ребята познакомились с различными профессиями и узнали, что можно быть мастером своего дела. При помощи инсценировки сказок, они попробовали воплотить свою мечту, показали себя в роли мастера. Совместно с ребятами готовились к встрече Нового года, создавали свои неповторимые елочные игрушки, изготовили гирлянду и нарядили оригинальную ёлочку. Каждый день посвящали определенному празднику и изготавливали продукт. Сотворили свою Шкатулку – символ трека, и сохранили все полученные знания в ней.
Пятый трек «Орленок – Спортсмен». На этих занятиях мы с ребятами познакомились со значением нового слова, ответили на главные вопросы: «Почему нужно быть здоровым?», «Почему важно по утрам выполнять зарядку?», составили свое меню правильного питания, выучили игры, в которых можно усилить двигательную активность и выяснили, для чего это нужно, научились играть вместе. Совместно с работниками Дома культуры села Быньги были проведены «Веселые старты», в которых ребята активно приняли участие. Играли в зимние игры на свежем воздухе, поучаствовали в школьных «Лыжных гонках». Это наш первый опыт, где «Один за всех и все за одного», то есть мы можем смело сказать, что мы действуем как одна команда. А в этом нам помогал неизменный символ трека «ЗОЖик».
Мы уже так сильно погрузились в эту программу, что и не заметили, как прошли ровно половину.
И вот мы смело вступаем в следующий трек «Орлёнок – хранитель исторической памяти». В данный момент мы только познакомились с понятиями «Хранитель», «История», «Память». Постарались ответить на вопросы: «Кто может быть хранителем?», «Что хранить?» и «Зачем хранить память?». Второй этап — это создание альбома «Хранителей исторической памяти», на основе воспоминаний родителей, учеников, педагогов нашей школы. А на следующих занятиях этого трека мы посетим музей г. Невьянска.
Работа с обучающимися по реализации Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» будет продолжена. Но уже сейчас можно сказать, что мероприятия, проводимые в рамках этой программы, имеют важное значение для развития детей, сплочения классного коллектива, оказывают благотворное влияние на нравственное становление личности обучающегося начальной школы.