Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Качалова С.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Качалова Светлана Владимировна
учитель начальных классов, Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа № 35 имени 46-го Гвардейского орденов Красного Знамени и Суворова 3-й степени ночного бомбардировочного авиационного полка», Краснодарский край, Динский район, ст-ца Новотитаровская

Библиографическое описание: Качалова С.В. Организация проектной деятельности в начальной школе // Современная начальная школа. 2020. № 9. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/09.pdf.

Аннотация. В данной работе представлен опыт по формированию универсальных учебных действий у обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности школьников на основе проектной и проектно-исследовательской деятельности.

Актуальность заключается в том, что сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, возникает необходимость сделать акцент на организации проектной деятельности школьников, как эффективного метода, формирующего умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышении эффективности процесса обучения учащихся начальной школы через эффективное использование технологии проектной деятельности, создание системы работы по развитию познавательной деятельности школьников.

Диапазон опыта представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в учебный процесс – «занятия + индивидуальная работа + детское экспериментирование, практические упражнения».

Метод проектов – одно из инновационных направлений в современной дидактике, которому в последнее время уделяется всё больше внимания [3].

Проектная деятельность – форма продуктивной деятельности. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Педагог организует проблемную ситуацию для детей, но не предлагает свои варианты решения, т.е. уходит от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу. Ведь проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удерживать проблемную ситуацию [2].

Проблема познавательной активности издавна привлекала внимание философов, психологов, педагогов от Сократа до учёных наших дней (Л.С. Выготский, А.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.).

Я считаю, что умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагог, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

Целью является создание системы работы по развитию познавательной деятельности школьников на основе проектного метода.

Гипотеза. Система формирования основ проектной деятельности будет эффективной если:

ü она включает изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;

ü направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью;

ü характеризуется наличием системности в образовательном процессе.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

ü увеличить мотивационно-разви-вающее пространство через подбор стимулирующего, дидактического и развивающего материала соответственно сенситивным периодом детского развития;

ü детально разработать и апробировать образовательное содержание предполагаемой модели;

ü формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества класса и семьи;

ü провести экспериментальную проверку эффективности использования (проведения) проектной деятельности в данном классе.

Работа над опытом состоит из трёх этапов:

1 этап – аналитико-диагностиче-ский: сбор информации по проблеме, изучение и анализ исследовательских трудов учёных; проведение диагностики познавательных, творческих способностей у детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций, формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности.

2 этап – практический: методическая работа, разработка и реализация семейных, творческих, социальных и познавательных проектов, проведение занятий и индивидуальной работы с детьми по развитию способностей к познавательной деятельности, корректива методов и средств достижения поставленных задач.

3 этап – аналитико-обобщающий: итоговая диагностика способностей детей, оценка результатов, создание методических рекомендаций для внедрения данной модели в практике работы школьных учреждений [1].

На первом этапе работы возникло предположение, что проектная деятельность имеет законное право на существование. Прежде всего, я сочла нужным пополнить предметно-развивающую среду в классе дидактическими, наглядно-иллюстрированными пособиями для занятий, игр. Изучив и проанализировав труды учёных, отметила необходимость разумного сочетания поощрения детской инициативы и контроля со стороны учителя на основе возрастной дифференциации.

Педагогическая диагностика развития познавательных способностей детей в 1 классе осуществлялась при помощи игровых тестовых заданий: «Найди лишнюю картинку», «Назови одним словом», «Разложи по полочкам», (автор М,В,Крулехт); диагностика развития способностей к исследовательской деятельности со 2 -4 класс осуществлялась по тестам, разработанным профессором А.И.Савенковым: «Угадай предмет», «Развитие навыков экспериментирования», «Развитие умений задавать вопросы».



Критерии диагностики познавательной и исследовательской деятельности в %

1 класс

В

С

Н

Развитие познавательных способностей

18,3

43

38,7

Скорость ответа на уточняющий вопрос

19,8

54,9

25,3

Скорость ответа на восполняющий вопрос

17,5

44,1

38,4

Умение задавать вопрос

17,8

42,4

39,8

Быстрое решение задач. Нахождение новых способов решения задач (вместе с педагогом)

18,5

55,2

26,3

Реакция на помощь в решении задач

15,8

57

27,2

Предпосылки поисковой деятельности (практ.опыты)

19,7

37,5

42,8



Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы), анализировать, сравнивать, группировать. У детей отмечалось бедное творческое мышление, воображение, слабо развиты коммуникативные умения, навыки. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо.

С целью изменения сложившейся ситуации был осуществлён второй этап работы – практический. Чтобы помочь ребятам достигнуть более высокого уровня, изучив методику работы с вопросами, было принято решение применить в работе, поделив сами вопросы на две группы: уточняющие (Правда ли, что у тебя дома живёт кошка? Почему весной снег тает?) и восполняющие (Где можно построить нарисованный тобою дом? Кто, когда и где может построить этот дом?).

В соответствии с поставленными целями и задачамии педагогической деятельности в рамках представляемого опыта я использую разнообразные формы, методы и средства учебно – воспитательной, активизирующие развитие познавательно – исследовательской, поисковой деятельности школьников:

- в учебной деятельности: занятия- путешествия, занятия в форме дидактических игр,

- в повседневной деятельности: наблюдения, целевые прогулки и экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры, практические упражнения, опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами, коллекционирование (классификационная работа), совместное творчество детей и родителей, презентация [5].

Основные этапы метода проектов:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу),

- в каких источниках можно найти информацию,

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование),

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Задачи проектной деятельности для каждого возраста различны [2].

В младшем школьном возрасте – это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога),

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом),

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В 1 классе реализуются 2-3 проекта, со 2-4 класс в течение года до пяти проектов, среди которых разнообразные по продолжительности (кратко, средне, долгосрочные), по количеству участников (индивидуальные, парные, групповые, межгрупповые и др.), совместные с родителями и без них. Организовывая проектную деятельность внутри группы, важно, чтобы пошаговое проектирование всегда приводило к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности.

Во 2-3 классах темами совместного проектирования стали: альбомы с рисунками, фотографиями и рассказами на темы: «Моя семья», «Как мы отдыхали летом», «Домашние питомцы» и др., которые дети рассматривают, показывают друзьям; праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья». «Друзья наши меньшие», «Ребёнок и дорога». Проекты: «Друзья наши меньшие», «Лекарственные растения нашего края», «Экологический словарь», «Сочиняем сказки вместе».

К концу 2 класса дети накопили определённый социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования.

Задачами проектной деятельности в 3-4 классах стали:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно,

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов,

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребёнок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Несомненно, положительными моментами использования проектной деятельности стало то, что в процессе исследовательской работы у детей стала проявляться культура мышления, появилось умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезы, умение задавать вопросы, сформировались классификационные умения, навыки исследовательского поведения, появилось умение выдвигать идеи и их оценивать. Дети переходят на развивающий уровень. Это первый опыт общения со сверстниками, опыт совместных переживаний (общие радости, заботы, огорчения). У детей интенсивно формируются все стороны личности ребёнка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, действенно-практическая. В этом возрасте происходит третий – творческий этап развития проектной деятельности.

Итогом методической и практической работы считаю:

- систематизацию содержания работы,

- разработку и реализацию семейных творческих, социальных и исследовательских проектов в условиях данного класса,

- разработку календарно-тематиче-ского планирования,

- составление конспектов занятий к проектам,

- систематизацию взаимодействия с родителями учеников.

Как показывает практика, в процессе проектирования ребята не только стали подражать взрослым, но и передавать опыт сверстникам. Создают игры, сказки, загадки моделируют костюмы, приобретая творческий опыт. При поддержке взрослых ребята стали авторами своих собственных творческих, а также исследовательских проектов, являются активными участниками районной научно-практической конференции, конкурсов.

2014 г., Районная НПК младших школьников «Я познаю мир»:

- секция «Технология» - призёр;

- секция «Моя родословная», «Моя семья» - призёр.

2015 г., Районная НПК младших школьников «Я познаю мир»:

- секция «Животный мир», «Лошадь в жизни современного человека» (экология) – победитель.

2018 г., Районная НПК младших школьников «Я познаю мир»:

- секция «Биология», «Можно ли вырастить сибирский кедр в Краснодарском крае?» - победитель;

- секция «Русский язык», «Сладкая орфография» - призёр.

2019 г., Районная НПК младших школьников «Я познаю мир»:

- «Социально-историческое направление», «История развития художественной гимнастики» - победитель.

Таким образом, участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, ребята проектируют свою жизнь в пространстве школы, района, муниципалитета проявляя свою изобретательность и оригинальность.

Библиографический список

1. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. 2000.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность школьников. М., 2008.

3. Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод в деятельности школьного учреждения. М., 1995.

4. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: книга для педагогов школьных учреждений. М., 1995.

5. Киселёва Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности школьного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М., 2003.

6. Метод проектов // Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. М., 1993.

7. Савинков А.И. Маленький исследователь. Как научить ребёнка приобретать знания: Методическое пособие. Ярославль: Академия развития, 2002.