воспитатель,
ГБДОУ детский сад № 9 комбинированного вида
Приморского р-на Санкт-Петербурга
Создание автодидактических материалов для детей дошкольного возраста
Одними из важнейших принципов ФГОС дошкольного образования, сегодня выступают: «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования», а так же «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности». В свою очередь, педагог здесь выступает как лицо, обеспечивающее реализацию этих принципов на практике.
В условиях современного подхода к организации образовательного процесса в ДОУ большое значение, сегодня, имеет создание развивающей предметно -пространственной среды в группах детского сада. Одной из составляющих этого процесса является создание педагогами современных развивающих материалов, отвечающих потребностям детей и требованиям ФГОС, которыми он наполняет образовательное пространство своей группы.
Среди множества игровых и дидактических материалов, которые мы ставим на полки своей группы, особую ценность несут автодидактические материалы и пособия. Автодидактические материалы обязательно должны включать в себя контроль ошибок – некую подсказку, позволяющую ребенку контролировать свои действия, самостоятельно находить и исправлять свои ошибки во время работы. Работа с каждым из этих материалов начинается с его презентации. Под презентацией здесь понимается короткий урок, на котором педагог показывает этот материал, правила обращения с ним и его место расположения в группе. В Монтесоори - педагогике подробнейшим образом описаны автодидактичекие материалы для детей дошкольного возраста. В настоящий момент такие материалы не редкость, но они достаточно дорогостоящие. Вместе с тем, благодаря развитию информационных технологий, обилию товаров для рукоделия и своему творческому потенциалу, мы имеем возможность создавать автодидактические материалы своими руками.
Одним из важнейших правил создания автодидактического материала является его актуальность. Актуальность мы оцениваем с точки зрения возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также их зоны ближайшего развития. Мы непрерывно наблюдаем за детьми и обращаем внимание на то, к чему в данный момент времени они проявляют набольший интерес. Часто мы создаем материалы в соответствии с темой образовательной деятельности, а так же создавая в группе новые центры развития, или в рамках проектной деятельности. Так, например, в рамках проекта «Космос» для детей старшего возраста был создан материал «Планеты Солнечной системы». Цель материала – изучить названия и порядок планет Солнечной системы. Этот материал включает в себя макет Солнечной системы, созданный своими руками и набор карточек, которые изготовлены с помощью компьютерных технологий, распечатаны и заламинированы. Важно то, что этот макет дети могут свободно брать и манипулировать с его составляющими самостоятельно (он очень легкий, его можно легко снять с полки и перенести на столик или на рабочий коврик). Макет создан из пенопластовой основы и картона, на горизонтальной основе расположены шпажки с небесными телами. Каждая шпажка свободно вынимается и вставляется обратно в отверстия. Небесные тела выполнены из пенопластовых шаров и с помощью воздушного пластилина, который имеет свойство застывать. Окрашен макет акриловыми красками. Контроль ошибок в этом материале нанесен на основу макета - это иллюстрации планет, расположенные по порядку. Ребенок может самостоятельно, вынуть фигурки планет и, сравнивая их с рисунками на основе макета, расставить на свои места. Названия планет ребенок тоже может разложить, сравнивая написания слов (ребенок сравнивает знаки), а со временем, прочитывая их названия. Таким образом, обеспечивается полифункциональность данного материала – работая с ним, дети могут совершать первые шаги к осознанному чтению.
Второе правило, которое следует соблюдать в работе над материалами – это их внешняя эстетичность и привлекательность. Данный материал, буквально манит ребят к себе. Мы наблюдаем, за тем, как дети хотят его взять в руки, потрогать и рассмотреть каждую планету, разобрать по частям и снова привести в порядок, при этом, лишний раз, не привлекая к себе внимания со стороны взрослых.
Практика показывает, что обычные вещи из нашей повседневной жизни особо привлекательны для детей младшего дошкольного возраста. Не так часто можно встретить родителей, которые могут доверить трех-четырех - летнему ребенку сервировать стол. И эта ситуация пришлась нам как нельзя кстати. Большой популярностью в группе пользуется материал «Сервировка». Цель материала – научить детей правильной расстановке предметов посуды на столе. Он состоит из настоящей посуды, а не скучных пластмассовых тарелочек. Основа материала – салфетка, на которой прошиты очертания чайной посуды и столовых приборов. Так же в него входит настоящая чайная пара, чайная ложка и розетка (тарелка для варенья). Важно отметить, что рисунок на такой салфетке должен быть исполнен только с одной стороны. В данном случае, рисунок прошит с помощью швейной машинки, поэтому мне пришлось пришить дополнительный слой без рисунка. Это сделано потому, что ребенок может разложить салфетку не той стороной и тогда сервировка произойдет не верно. Контроль ошибок включен здесь в сам материл - салфетку, которая показывает порядок расстановки столовых приборов. Диаметр каждого круга на салфетке соответствует диаметру посуды.
По моему мнению, не стоит лишать детей возможности упражняться с предметами из реальной жизни, более того, я считаю это даже вредным с точки зрения развития детей. Пользуясь стеклянными атрибутами, наши дети могут научиться аккуратности гораздо быстрее, чем дети, играющие с пластмассовыми игрушками.
В старшем дошкольном возрасте, особенно в подготовительной к школе группе, очень часто в своей работе мы используем развивающие карточки на разные темы. Необходимо отметить, что для создания автодидактического материала на основе карточек, одного набора карточек часто бывает недостаточно. Создавая такой материал, в первую очередь, необходимо сформулировать его цель. Согласно поставленной цели, сначала создаются контрольные карточки или одна большая контрольная карта для самопроверки (контроль ошибок), а затем рабочие карточки к ней. Контрольная карта служит для сравнительного анализа в ходе познавательной деятельности, рабочие карточки – карточки для непосредственной манипуляции. Сначала в своей работе дети активно используют оба вида карточек, затем начинают пользоваться только рабочими картами и карточками, а необходимость в контрольных картах постепенно сводится на нет. Таким образом, после многократных манипуляций, во время свободной работы, дети осваивают новые знания, достигая цели, которая была поставлена при разработке конкретного материала, практически без помощи взрослого.
Рассмотрим, например, материал «Комнатные растения». Цель материала – освоить правила ухода за комнатными растениями. Материал включает в себя все наименования растений, которые находятся в нашей группе. К каждому из них создан следующий набор карточек:
Рис.1 Контрольная карта
Рис.2 Рабочая карта
Рис. 3 – Рабочие карточки
Рис. 1 - Контрольная карта, которая содержит название растения и ключевую информацию об уходе за ним (в нашей группе контрольные карты развешены возле соответствующих цветов).
Рис.2 – Рабочая карта и карточки – располагаются в корзинке (коробочке), которая находится на полке в уголке природы в свободном доступе для детей. Пустые клетки рабочей карты необходимо заполнить маленькими карточками по образцу контрольной карты. Большие рабочие и контрольные карты распечатаны в формате А5, размер маленьких карточек соответствует пустующим окошкам на большой рабочей карте.
Данное упражнение предлагает ребенку найти цветок в группе, рассмотреть контрольную карту рядом с ним и в соответствии с ней расставить карточки на места. На карточках мы видим условные обозначения, которые иллюстрируют план действий по уходу за растением. Работа с материалом происходит многократно, во время самостоятельной деятельности. Располагая свое рабочее место на некотором расстоянии от цветка, ребенку нужно подойти к нему и запомнить контрольную карту, чтобы правильно отобразить правила обращения с ним на рабочей карте. Таким образом, у ребят развиваются не только социальные навыки, но и внимание и память. При условии организации цветоводства в группе, дежурным цветоводам материал служит подсказкой к действию – дети на практике воспроизводят правила ухода за растениями, что особенно ценно в дошкольном возрасте.
С помощью карточек мы создаем упражнения на классификацию животных и растений, предметов быта, явлений природы и т.д. Контроль ошибок в этих упражнениях можно осуществлять разными способами – все зависит от целей и творческого потенциала педагога.
В заключении я хочу еще раз выделить три основных принципа, которыми я руководствуюсь в процессе создания автодидактических материалов для образовательной среды своей группы:
1. Актуальность материала.
2. Его эстетичность и внешняя привлекательность.
3. Наличие в материале контроля ошибок.
После появления нового материала в группе и его презентации, необходимо внимательно следить за тем, как дети работают с ним. Нужно обратить внимание на то, как часто дети выбирают этот материал. Со стороны следить за тем, насколько правильно он используется детьми в своей работе. Если материал пользуется популярностью и выполняет свою функцию – значит, он был создан не зря. Если же на протяжении долгого времени дети редко используют материал во время самостоятельной деятельности – значит, он не работает. В этом случае нужно выявить причины его непопулярности и устранить их. Возможно, была неудачно проведена презентация новой материала – значит нужно продумать новую. А может быть он слишком сложен для детей на данном этапе – тогда его следует упростить или убрать и через некоторое время снова презентовать детям.
Создание автодидактических материалов – очень увлекательный процесс. Особенно приятно создавать материалы, которые нравятся детям и помогают им самостоятельно добывать новые знания.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
2. дошкольного образования.
3. Е.А. Хилтунен «Практическая Монтессори-педагогика» серия из 5 книг Издательство: «Альта-Принт», «ЮНИОН-паблик», 2005г.