Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Чернышева С.В. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ НА МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Чернышева Светлана Валентиновна
учитель музыки, бюджетное общеобразовательное учреждение Вологодской области "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху", г. Грязовец

Библиографическое описание: Чернышева С.В. Развитие творческого потенциала у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху на музыкально-ритмических занятиях // Современная начальная школа. 2020. № 12. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/12.pdf.

Музыка, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыкальные произведения передают динамику эмоционально-психологических состояний: смену чувств, настроений, переживаний. Музыка может изображать конкретные явления окружающей жизни с помощью звукоподражания

Музыкально-ритмические занятия являются составной частью образовательно-коррекционного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха, направленного на всестороннее развитие обучающихся, их социальную адаптацию. Музыкально-ритмические занятия способствуют развитию у слабослышащих детей эмоционально-волевой сферы, совершенствованию двигательной сферы, расширению познавательных интересов, автоматизации произносительных навыков, развитию слухового восприятия, эстетических вкусов, развитию творческих способностей и личностному становлению.

На музыкально-ритмических занятиях слабослышащие дети учатся воспринимать музыку, правильно, выразительно и ритмично исполнять под музыку танцы и гимнастические упражнения, декламировать или петь под музыкальное сопровождение песни, играть на музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле, знакомятся с классической и современной музыкой, композиторами, исполнителями, музыкальными театрами и концертными залами. Тем самым, для обучающихся с нарушением слуха расширяются границы познания прекрасного в жизни и искусстве, что важно для приобщения детей с нарушениями слуха к духовной культуре общества.

Особенностью музыкально-ритми-ческих занятий является положительный эмоциональный фон всей деятельности слабослышащих обучающихся, который обеспечивается тщательным подбором музыкального репертуара, умелым планированием занятий, правильным отношением педагога к достижениям каждого ребёнка. В деятельности, связанной с музыкой, происходит эмоциональное развитие обучающихся с нарушением слуха, чему способствуют разнообразные виды деятельности, в которые вовлекает учитель слабослышащих школьников, используя существующие педагогические методы.

Наглядный метод позволяет в конкретных художественных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и деятельности людей. Этот метод включает в себя слуховую наглядность, зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями.

Словесный метод обращен к сознанию ребенка и способствует осмысленности и содержательности его деятельности. Рассказ педагога о музыке помогает детям понять ее содержание, побуждает воображение, творчество. Этот метод предусматривает объяснения, рассказы о музыке, беседы, ответы на вопросы педагога.

Метод практической деятельности предполагает проведение систематических целенаправленных упражнений в процессе слушания музыки, пения, выполнения ритмических движений, игры на музыкальных инструментах. К основным задачам, реализуемым на музыкально-ритмических занятиях можно отнести следующие:

- развитие активного интереса и любви к музыке;

- развитие музыкальности у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку;

- нравственно-эстетическое воспитание в процессе приобщения к музыкальному искусству;

- обогащение музыкальных впечатлений детей в процессе их знакомства с разнообразными произведениями;

- приобщение детей к различным видам музыкально - исполнительской деятельности;

- воспитание музыкального вкуса детей, оценочного отношения к прослушанным произведениям, к собственной музыкально-исполнительской деятельности;

- развитие у детей творческого потенциала музыкальных способностей, побуждения к самостоятельным творческим действиям.

В наше время обществу необходимы творчески мыслящие люди, способные активно взаимодействовать с окружающей средой в самом широком смысле, творчески реализовывать себя в личной жизни и профессиональной деятельности.

Сложность развития творческого потенциала у ребенка с нарушением слуха заключается в ограниченных возможностях его взаимодействия с окружающим миром. И это становится главной задачей грамотного, неравнодушного педагога.

Становится очевидным, что нужно создавать условия для развития всех компонентов творческого потенциала, не только творческих способностей. Методика обучения и воспитания должна строиться в соответствии с законами развития интеллекта и характера ребенка, его эмоций, мотиваций и самосознания.

Творчество детей носит глубоко личностный характер. Оно определяется неповторимостью личности, накопленного опыта деятельности. Поэтому, процесс творчества чрезвычайно индивидуален и его развитие требует тщательного учета индивидуальных способностей ребенка. Следует выделить одну важную особенность процесса творчества детей – он всегда насыщен яркими положительными эмоциями и благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой и притягательной силой для детей, познавших радость первых своих, маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построек и т.д.

Музыкальное искусство - яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребенка. Музыкально-ритмические занятия являются как раз той необходимой основой, на которой, при условии правильной организации, может развиваться творческий потенциал слабослышащего ребенка. Музыкально-ритмическое занятие для детей с нарушением слуха объединяет три направления работы: развитие движений, формирование произносительной стороны речи и развитие слухового восприятия. Обязательным элементом музыкального занятия является музыкальная игра, выполняя условия которой обучающиеся находятся в русле музыкальных видов деятельности, изучают, осваивают и закрепляют их.

Ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Для того чтобы разучить песню, ее надо сначала услышать, а выучив, прислушаться выразительно ли она спета, как звучит. Двигаясь под музыку, надо слушать ее постоянно, следить за развитием, передавая настроение и характер произведения. Музыка прежде всего язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркого характера, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном. В представлении детей музыка всегда о чем-то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки, проявляют живой интерес к программным пьесам, поэтическим текстам песен.

Для развития умения слушать и воспринимать музыку важную роль играет музыкально - сенсорное воспитание ребенка. Идет работа по развитию слухового восприятия. Предлагается развитие у детей восприятия звуков различной окраски и высоты в их простейших сочетаниях. Сенсорные способности развиваются в процессе проведения различных музыкальных дидактических игр. В них находят место звуковые сочетания, выражающие эмоционально - смысловое содержание произведения. Высотные, ритмические, тембровые и динамические свойства звука являются средствами музыкальной выразительности.

Музыкально-дидактические игры иногда объединяют музыку с движением. Игровые действия диктуются развитием художественного образа и литературным текстом. Такие игры сходны с обычными хороводными, подвижными, сюжетно-ролевыми, но в их основе лежат учебные задания, которые решаются ребенком в ходе интересной увлекательной игры.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведения, умелое использование слова и наглядных средств, помогающих раскрыть его содержание. Рассказывая детям о содержании произведения, необходимо очень осторожно указывать на связь музыки с теми явлениями жизни, которые в ней отражены. Содержание музыки хорошо воспринимается детьми, если привлекается художественная литература – короткий рассказ, сказка, стихотворение. Слушая находящегося рядом исполнителя или грамзапись, ребенок с недостатками слуха воспринимает музыку по-разному. Общение с исполнителем облегчает понимание, идет ощущение вибрации инструмента, исполнитель может делать специально акценты на определенных звуках, которые трудны для восприятия ребенка. Но и грамзапись имеет свои достоинства: прослушав несколько раз в исполнении педагога какую-либо фортепьянную пьесу, дети затем с радостью воспринимают знакомую им музыку в оркестровом или камерно-ансамблевом звучании. Благодаря такому сопоставлению они получают наглядное представление о разном характере звучания одного и того же произведения.

Слабослышащим обучающимся необходимо научиться дифференцировать на слух громкую и тихую музыку, уметь определить характер произведения, различать низкие и высокие регистры, плавное и отрывистое звучание, веселая или грустная музыка, вверх или вниз идет мелодия. Произведение прослушивается неоднократно и учитель делает некоторые замечания, останавливается на отдельных эпизодах, помогая тем самым детям проанализировать мелодию. Руководство процессом слушания (восприятия) детьми музыки требует от педагога инициативы и творчества.

К заданиям развивающим творческую инициативу, относят и такие, которые формируют умения ставить вопросы. Подобные задания важны для развития речи, обогащения их словарного запаса. К концу обучения уже в основном все дети могут составить подробную описательную характеристику, например, груша спелая, свежая, вкусная, ароматная, сочная и т.д. При выполнении этих и многих других творческих заданий педагогу необходимо подчеркнуть индивидуальный стиль работы детей, не разрушать его

Слабослышащие дети на музыкально-ритмических занятиях развиваются нравственно-эстетически, физически, эмоционально, приобщаются к различным видам музыкально-исполнительской деятельности, совершенствуют произносительные навыки, развивают слуховую и слухо-зрительную память, расширяют словарный запас. Восприятие слабослышащими музыки основывается на использовании и развитии сохранной функции слухового анализатора. Для этого используются произведения песенного характера, небольшие и несложные музыкальные пьесы, русские народные песни. В содержание работы над песней и музыкальными пьесами входит их прослушивание, небольшая беседа об авторах, определения характера музыкального произведения (быстрая, медленная, грустная, веселая, тихая, громкая). Эту работу можно сочетать с рассматриванием картинки, портрета, раскрывающих эмоциональную сторону восприятия музыки, с подбором соответствующих к определенным выразительным частям музыкальной пьесы.

На музыкально-ритмическом занятии осуществляется взаимодействие с речью, речедвигательным анализатором, так как обучающиеся не только слушают музыку, но и разучивают песенки, которые затем исполняют речетативом. Для этого они знакомятся с содержанием песни, прослушивают его в исполнении учителя в музыкальном сопровождении, отрабатывают произносительную сторону песни, воспроизводят ритмический рисунок, а затем разучивают с учителем и исполняют речетативом под музыку. Это имеет большое значение для формирования правильной ритмико-интонационной структуры устной речи детей с нарушением слуха, позволяет проникать в эмоциональное содержание песни, развивать навыки выразительного и коллективного ее исполнения.

Таким образом, определив понимание творческого потенциала современными педагогами и психологами, можно сделать вывод. Действительно, музыкально-ритмические занятия в школе для детей с нарушением слуха имеют все необходимые компоненты, способствующие развитию творческого потенциала, при их эффективном и правильном сочетании.

Библиографический список

1. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд., М.: Просвещение, 1991.

2. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. — М.: Просвещение, 1957.

3. Речицкая Е. Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. — М.: Владос, 2005.

4. Кенеман А. В. Музыкальная игра как одно из средств музыкального воспитанияв советском детском саду / Автореф. канд. дисс. М., 1955.

5. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности. — М., 2000.

6. Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: пособие для студентов деф. фак-тов: допущено УМО по спец. пед обр. Министерства образования РФ – М.: ВЛАДОС, 2003