Библиографическое описание:
Павлова М.В. Работа над выразительностью речи слабослышащих обучающихся на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи // Современная начальная школа. 2021. № 28. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/28.pdf.
Общение - одна из важнейших сторон жизни человека. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой речи необходимо для каждого человека, несмотря на наличие или отсутствие каких-либо ограничений (слуховых, речевых, двигательных).
Воспитание речевого поведения является центральной задачей и предполагает формирование речевой активности слабослышащего школьника.
Одной из важнейших проблем слабослышащих обучающихся является недостаточная выразительность их речи, которая связана как с ее восприятием на слух, так и с ее воспроизведением.
Основной задачей обучения произношению является формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи обучающихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.
Начальная школа является важным этапом в процессе формирования выразительности речи детей, поэтому данная работа приобретает особую значимость и актуальность.
Для обеспечения успешности каждого ученика важны: поэтапность проводимой работы, усвоение материала на основе многократной, последовательной его проработки, использование различных опор (зрительных, слухо-зрительных, вибрационно-тактильных), сочетание учительского контроля и оценки умений и навыков с самооценкой и самоконтролем, создание благоприятного психологического климата и ситуации успеха.
В состав выразительности речи можно отнести: словесное ударение, орфоэпические нормы, речевое дыхание, логическое ударение, интонацию, темп.
В речевом потоке звуки объединяются в слова за счет наличия слогов и словесного ударения. Каждое слово имеет свою ритмическую структуру.
Обучающиеся учатся правильно воспроизводить ритм новых слов. Предлагаемый ритм отхлопывается, при этом ударный слог слова выделяется хлопком большей интенсивности. Кроме отхлопывания, применяется отстукивание и дирижирование.
Орфоэпические нормы являются неотъемлемой частью выразительности речи. Соблюдение орфоэпических норм желательно с чисто эстетической стороны: речь глухого становится благозвучнее.
При обучении слабослышащих нормам орфоэпии необходимо решать две основные задачи: дать обучающимся знание правил, научить сознательно применять их в устной речи.
На первом этапе работы используются надстрочные знаки с буквенным обозначением. Расстановка знаков производится педагогом. На втором этапе расстановку надстрочных знаков предлагается выполнить обучающемуся. С начала эта работа проводится на слух, при затруднении - повторяется на слухо-зрительной основе.
Восприятие чужой речи слабослышащими обучающимися затруднено. Громкость звучания, темп, паузы речи они определяют посредством остаточного слуха, зрительных и тактильно – вибрационных ощущений. Важно научить слабослышащих обучающихся: слитно произносить слова, словосочетания и короткие фразы; воспринимать паузы и выражать их в речи; развивать умение группировать слова в синтагмы, выделяя паузой смысловые единицы.
Работа над формированием умением членить речь на синтагмы делится на три этапа:
I этап – восприятие пауз в речи на слух и их воспроизведение. На данном этапе обучающемуся предлагается прослушать диалог, определить и обозначить паузы, повторить предложения, соблюдая паузы.
II этап – членение речи на синтагмы, восприятие на слух и воспроизведение пауз в речи. Здесь подчеркивается главное во фразе, ее смысл.
III этап – восприятие пауз в речи окружающих людей и воспроизведение пауз в самостоятельной речи. Обучающемуся предлагается составить ответную реплику и проанализировать расстановку пауз.
Такая система работы позволяет научить слабослышащих детей не только улавливать на слух связи слов в речи окружающих людей, но и способствует выразительности речи и формированию словесно-логического мышления.
Речь слабослышащих детей не модулирована, монотонна, лишена логического ударения, интонационно не окрашена.
Работа над речевой интонацией предполагает формирование у глухих детей все более дифференцированного восприятия и воспроизведения основных интонационных структур. Также развитие у учащихся умений передавать смысл и эмоциональное содержание высказывания сочетанием речевых и неречевых средств, способствующих коммуникации, - соответствующим выражением лица, позой, естественными жестами, принятыми в речевом этикете.
Подготовительная работа по обучению основным элементам интонации включает упражнения по развитию восприятия на слух и воспроизведения модуляций голоса по высоте, силе, по формированию слитности речи и пауз, изменений темпа, ударения (словесного и логического).
При работе над интонацией большое внимание уделяется формированию у учеников умений произносить один и тот же речевой материал, придавая ему разное эмоциональное звучание в соответствии и новой ситуацией (весело, грозно, строго, печально, радостно). Также дети учатся на материале одной фразы по-разному комбинировать элементы интонации: изменять логическое ударение, темп речи, менять интонационную конструкцию.
Доступным средством выразительной речи для обучающихся с нарушенным слухом является восприятие и воспроизведение темпа речи. Темп произнесения и восприятия слов у слабослышащих замедлен по сравнению со слышащими и имеет прямую зависимость от степени сохранности функции слухового анализатора.
Система работы проходит в два этапа. На первом этапе обучающиеся с нарушенным слухом учатся определять темп речи, т.е. отличать медленный, быстрый, нормальный. После различений ряда предложений, произнесенных в быстром и медленном темпе, можно перейти к различению предложений, произнесенных в нормальном темпе, и сопоставлению их с быстрым и медленным темпом. На следующем этапе зрение учащихся изолируется экраном и проводится аналогичная работа на слух.
Более сложным для восприятия на слух и воспроизведения является логическое ударение. При обучении логическому ударению важно придать речи обучающихся выразительность, облегчить овладение сознательным чтением, научить подчеркивать главный элемент высказываемой мысли.
Овладение логическим ударением предполагает умение выделять его с помощью усиления громкости произнесения соответственного слова. Выделение ударного слова во фразе достигается тем же способом, который используется над словесным ударением. В обоих случаях огромная роль принадлежит остаточному слуху глухих школьников, с помощью которого они легко усваивают усиление громкости произношения слов, несущих на себе логическое ударение. Кроме того, учащиеся могут воспринимать логическое ударение и с помощью тактильно-вибрационных ощущений.
Во время упражнений полезно выделять ударные слова не только голосом, но и подчеркиванием их в тексте. Дети чисто практически, следуя указаниям педагога, произносят те или иные фразы, руководствуясь готовым образцом. Постоянно опираясь на слух, учитель отмечает логическое ударение при помощи дирижирования и подчеркивания ударных слов в тексте или выделения их на табличках более ярким шрифтом.
Хорошим приемом работы над логическим ударением является постановка вопросов к разным словам фразы с последующим на них ответом. Слова, на которые падает логическое ударение, могут выделяться голосом учителя в вопросе и учеников в ответе.
Обучение логическому ударению иметь целью сообщить речи глухих элементарную выразительность и отчасти облегчить им владение сознательным чтением, поскольку, приучившись отыскивать в предложение ударное слово, они легче улавливают смысл читаемого.
Таким образом, целенаправленная работа над выразительностью речи способствует формированию речевой активности обучающихся с нарушением слуха, желания и умения вступать в контакт с окружающими, воспринимать информацию и реагировать на неё на основе словесной речи.
Список литературы.
1. Зыков С.А. "Методика обучения глухих детей языку". – М., Просвещение, 1977.
2. Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей. – М.: Просвещение. 1981.
3. Е. П. Кузьмичева, О.В. Шевцова, Е.З. Яхнина. Развитие устной речи у глухих школьников. – М., 2000.
Павлова М.В. Работа над выразительностью речи слабослышащих обучающихся на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи // Современная начальная школа. 2021. № 28. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/28.pdf.
Общение - одна из важнейших сторон жизни человека. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой речи необходимо для каждого человека, несмотря на наличие или отсутствие каких-либо ограничений (слуховых, речевых, двигательных).
Воспитание речевого поведения является центральной задачей и предполагает формирование речевой активности слабослышащего школьника.
Одной из важнейших проблем слабослышащих обучающихся является недостаточная выразительность их речи, которая связана как с ее восприятием на слух, так и с ее воспроизведением.
Основной задачей обучения произношению является формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи обучающихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.
Начальная школа является важным этапом в процессе формирования выразительности речи детей, поэтому данная работа приобретает особую значимость и актуальность.
Для обеспечения успешности каждого ученика важны: поэтапность проводимой работы, усвоение материала на основе многократной, последовательной его проработки, использование различных опор (зрительных, слухо-зрительных, вибрационно-тактильных), сочетание учительского контроля и оценки умений и навыков с самооценкой и самоконтролем, создание благоприятного психологического климата и ситуации успеха.
В состав выразительности речи можно отнести: словесное ударение, орфоэпические нормы, речевое дыхание, логическое ударение, интонацию, темп.
В речевом потоке звуки объединяются в слова за счет наличия слогов и словесного ударения. Каждое слово имеет свою ритмическую структуру.
Обучающиеся учатся правильно воспроизводить ритм новых слов. Предлагаемый ритм отхлопывается, при этом ударный слог слова выделяется хлопком большей интенсивности. Кроме отхлопывания, применяется отстукивание и дирижирование.
Орфоэпические нормы являются неотъемлемой частью выразительности речи. Соблюдение орфоэпических норм желательно с чисто эстетической стороны: речь глухого становится благозвучнее.
При обучении слабослышащих нормам орфоэпии необходимо решать две основные задачи: дать обучающимся знание правил, научить сознательно применять их в устной речи.
На первом этапе работы используются надстрочные знаки с буквенным обозначением. Расстановка знаков производится педагогом. На втором этапе расстановку надстрочных знаков предлагается выполнить обучающемуся. С начала эта работа проводится на слух, при затруднении - повторяется на слухо-зрительной основе.
Восприятие чужой речи слабослышащими обучающимися затруднено. Громкость звучания, темп, паузы речи они определяют посредством остаточного слуха, зрительных и тактильно – вибрационных ощущений. Важно научить слабослышащих обучающихся: слитно произносить слова, словосочетания и короткие фразы; воспринимать паузы и выражать их в речи; развивать умение группировать слова в синтагмы, выделяя паузой смысловые единицы.
Работа над формированием умением членить речь на синтагмы делится на три этапа:
I этап – восприятие пауз в речи на слух и их воспроизведение. На данном этапе обучающемуся предлагается прослушать диалог, определить и обозначить паузы, повторить предложения, соблюдая паузы.
II этап – членение речи на синтагмы, восприятие на слух и воспроизведение пауз в речи. Здесь подчеркивается главное во фразе, ее смысл.
III этап – восприятие пауз в речи окружающих людей и воспроизведение пауз в самостоятельной речи. Обучающемуся предлагается составить ответную реплику и проанализировать расстановку пауз.
Такая система работы позволяет научить слабослышащих детей не только улавливать на слух связи слов в речи окружающих людей, но и способствует выразительности речи и формированию словесно-логического мышления.
Речь слабослышащих детей не модулирована, монотонна, лишена логического ударения, интонационно не окрашена.
Работа над речевой интонацией предполагает формирование у глухих детей все более дифференцированного восприятия и воспроизведения основных интонационных структур. Также развитие у учащихся умений передавать смысл и эмоциональное содержание высказывания сочетанием речевых и неречевых средств, способствующих коммуникации, - соответствующим выражением лица, позой, естественными жестами, принятыми в речевом этикете.
Подготовительная работа по обучению основным элементам интонации включает упражнения по развитию восприятия на слух и воспроизведения модуляций голоса по высоте, силе, по формированию слитности речи и пауз, изменений темпа, ударения (словесного и логического).
При работе над интонацией большое внимание уделяется формированию у учеников умений произносить один и тот же речевой материал, придавая ему разное эмоциональное звучание в соответствии и новой ситуацией (весело, грозно, строго, печально, радостно). Также дети учатся на материале одной фразы по-разному комбинировать элементы интонации: изменять логическое ударение, темп речи, менять интонационную конструкцию.
Доступным средством выразительной речи для обучающихся с нарушенным слухом является восприятие и воспроизведение темпа речи. Темп произнесения и восприятия слов у слабослышащих замедлен по сравнению со слышащими и имеет прямую зависимость от степени сохранности функции слухового анализатора.
Система работы проходит в два этапа. На первом этапе обучающиеся с нарушенным слухом учатся определять темп речи, т.е. отличать медленный, быстрый, нормальный. После различений ряда предложений, произнесенных в быстром и медленном темпе, можно перейти к различению предложений, произнесенных в нормальном темпе, и сопоставлению их с быстрым и медленным темпом. На следующем этапе зрение учащихся изолируется экраном и проводится аналогичная работа на слух.
Более сложным для восприятия на слух и воспроизведения является логическое ударение. При обучении логическому ударению важно придать речи обучающихся выразительность, облегчить овладение сознательным чтением, научить подчеркивать главный элемент высказываемой мысли.
Овладение логическим ударением предполагает умение выделять его с помощью усиления громкости произнесения соответственного слова. Выделение ударного слова во фразе достигается тем же способом, который используется над словесным ударением. В обоих случаях огромная роль принадлежит остаточному слуху глухих школьников, с помощью которого они легко усваивают усиление громкости произношения слов, несущих на себе логическое ударение. Кроме того, учащиеся могут воспринимать логическое ударение и с помощью тактильно-вибрационных ощущений.
Во время упражнений полезно выделять ударные слова не только голосом, но и подчеркиванием их в тексте. Дети чисто практически, следуя указаниям педагога, произносят те или иные фразы, руководствуясь готовым образцом. Постоянно опираясь на слух, учитель отмечает логическое ударение при помощи дирижирования и подчеркивания ударных слов в тексте или выделения их на табличках более ярким шрифтом.
Хорошим приемом работы над логическим ударением является постановка вопросов к разным словам фразы с последующим на них ответом. Слова, на которые падает логическое ударение, могут выделяться голосом учителя в вопросе и учеников в ответе.
Обучение логическому ударению иметь целью сообщить речи глухих элементарную выразительность и отчасти облегчить им владение сознательным чтением, поскольку, приучившись отыскивать в предложение ударное слово, они легче улавливают смысл читаемого.
Таким образом, целенаправленная работа над выразительностью речи способствует формированию речевой активности обучающихся с нарушением слуха, желания и умения вступать в контакт с окружающими, воспринимать информацию и реагировать на неё на основе словесной речи.
Список литературы.
1. Зыков С.А. "Методика обучения глухих детей языку". – М., Просвещение, 1977.
2. Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей. – М.: Просвещение. 1981.
3. Е. П. Кузьмичева, О.В. Шевцова, Е.З. Яхнина. Развитие устной речи у глухих школьников. – М., 2000.