Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ДОУ

Степанова Инна Игоревна,
воспитатель,
МДОУ «Детский сад № 11»,
г. Луга Ленинградской области
Ранняя профориентация в ДОУ
Ранняя профориентация в ДОУ. Да, тема, так сказать, не избитая. Я задала вопрос родителям моих воспитанников, нужна ли ранняя профориентация в детском саду. Сложно передать выражение их лиц. А, между тем, вопрос: «Кем станет мой ребенок?» волнует каждую маму, и папу, и бабушку. И каждый из них видит в ребенке возможность воплощения своих несбывшихся надежд или, в лучшем случае, своего преемника. Ведь так хорошо бабушка устроилась бухгалтером: тепло, рабочий день нормированный, заработная плата достойная. Вот внученька подрастет, выучится и займет бабушкино место. А Василий Васильевич – риэ-э-элтор. Вот оно, к чему стремиться надо! Учись сынок, тоже будешь на хорошей машине ездить! Несомненно, все они желают своему малышу достойного уровня жизни в будущем. И оглядываясь по сторонам пытаются построить его путь по образу и подобию наиболее удачных, по их мнению, примеров. А, между тем, данные профессии уже зачислены в ряд профессий-пенсионеров, которые будут заменены компьютерными программами.
Вопрос ранней профориентации меня, маму троих детей, тоже не смог обойти стороной. Как часто мы говорим школьнику: «Учись хорошо, сможешь выбрать себе хорошую работу» или «Математика тебе точно пригодится в будущем», хотя порою малыш еще не способен понять, что же такое – бу-у-удущее… Но мы-то уже все решили, уж мы-то точно знаем, что ему пригодится в будущем! Улыбнусь в этом месте, вспоминая свои потуги в обучении сына английскому языку. В результате, скачав какую-то программку, за пару месяцев он получил такой уровень знания языка, какой ему не смог обеспечить репетитор! Но это так, лирическое отступление. Помните, как говорил Жан Лабрюйер: «У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим», поэтому вместо того, чтобы вещать ребенку о каком-то заоблачном будущем, нам необходимо создать для него его настоящее, и тогда будущее точно будет достойным. Но как заглянуть в будущее? Как дать ребенку ту базу, которая станет отправной точкой? Видимо, эта тема назревала в обществе давно и вылилась, я бы сказала, в глобальную исследовательскую работу. Уже на протяжении двух с половиной лет функционирует сайт, разработчики и эксперты которого отслеживают изменения на рынке труда и дают нам возможность пользоваться этой информацией. Для предприятий и образовательных учреждений разработаны различные системы применения: это и профориентационные игры, и конкурсы для абитуриентов, и даже мультсериал про профессии настоящего и будущего. Но как применить это в дошкольном образовании? Мы помним, что семья ребенка – это некая константа, и, конечно, мы будем отталкиваться именно от нее. Я, как воспитатель не смогу помочь ребенку, если не обзаведусь поддержкой его семьи. Соответственно, поддержку я смогу получить, только, если мы будем мыслить в одном ключе. А для этого я должна поделиться доступной информацией, да так, чтобы это выглядело легко и ненавязчиво, так как мы все понимаем, что родители работают, устают, страдают нехваткой времени, и порой не способны воспринимать нашу «очень важную информацию». Поиграем? Нам не раз напоминали, что взрослые – это те же дети…ну и концовка бывает разной. Зацепимся за первую половину высказывания, проверим, так сказать, в очередной раз теорию. Не будем изобретать велосипед и обратимся к сайту http://atlas100.ru. Я выбрала для себя профориентационный урок: «Мой путь к профессии». Конечно, для детского сада его пришлось немного подредактировать, но нам, педагогам, к этому не привыкать. Назначаем день встречи, рисуем красочный плакат, раздаем пригласительные билеты, готовим угощение, а как же без пути через желудок, готовим необходимые атрибуты и материалы. Здесь хочу сделать отступление. Дело в том, что еще не подозревая, что нужно будет описывать подобную работу, тема ранней профориентации была выбрана на нашей группе проектной на этот учебный год. Воспитатели и родители трудились, чтобы дать интересные занятия для деток, заинтересовать их той или иной профессией. Обговаривали, какие качествами должен обладать человек, работающий в той или иной отрасли. Разбирали с ребятами, кто из них хотел бы работать, к примеру, врачом, а кто не только хотел бы, но и обладает необходимыми качествами, а кому бы нужно поработать над собой, а кому неплохо присмотреться к другой профессии. Например, Грише очень хотелось бы работать врачом и носить белый халат. Мама хихикает, какой из него врач, одни конструкторы на уме. Как же донести до мамы, что, развивая определенные задатки, возможно, в будущем мы получим отличного архитектора медоборудования. Ну вот мы и добрались до цели и задач нашей «игры» с родителями. Во-первых, в интересной форме познакомиться с новыми профессиями. Во-вторых, разобраться, какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованным специалистом в новом мире? А также, узнать, какие отрасли будут активно развиваться, в каких отраслях будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Поскольку за два месяца участия в проекте «Детям о профессиях» родители уже подготовились к следующей ступени, то с радостью и интересом принимают приглашения на игру «Мы приехали в Россию», так мы назвали наш эксперимент. Особенно радует факт, что предварительной подготовки не нужно, и все необходимые материалы будут предоставлены. Они даже не подозревают истинной цели, но мы, педагоги, понимаем необходимость развития в ребенке ЕГО личных качеств. Ведь именно мы находимся с малышом, вы только вслушайтесь, по 10,5, а то и по 12 часов в день! Еще 8 часов на сон, пол часа на ужин, пол часа на подготовку ко сну, отнимем время на дорогу в детский сад и обратно…. Посчитали? Догадались, на ком лежит негласная ответственность за то, чтобы рассмотреть в ребенке его индивидуальность и развивать ее? Но, повторюсь, необходимо заручиться поддержкой семьи, иначе недовольный вашей инициативой родитель способен в отведенные ему пару часов сломать все, что вы с таким трудом, а составить индивидуальный маршрут развития по ранней профориентации – это труд, созидали.
Итак, сама «игра», разработанная профессионалами и адаптированная под конкретных родителей, конечно, проходит интересно. Форма эссе не подразумевает описание данной работы. Скорее это материал для «Ярмарки инноваций». Но нам необходимо знать, достигли ли мы той цели, ради которой все это затевалось. Или все это «Сизифов труд»? Хотите узнать, что я услышала от одной из бабушек после нашего «эксперимента»? «Надо бы подумать, к чему у нашей девочки способностей больше!» О, небо! Она уже не мечтает о внучке-бухгалтере! А во время игры она неслучайно оказалась в группе людей, которые представляли отрасль экономики «Информатика». И здорово рассуждала, что половину бухгалтеров можно сократить, что программы делают отчеты в считанные часы, и, если бы изобрели программу, которая делает то-то и то-то, то бухгалтеры вообще были бы не нужны. И вот пусть молодые сидят и разрабатывают такие программы уж, если без гаджетов жить не могут! Улыбаюсь. Представляю какую речь я услышала бы от той же бабушки, если бы все ее предыдущие слова были бы сказаны мною в режиме, так сказать, традиционного родительского собрания по теме. А теперь мои уважаемые родители как никогда заинтересованы и готовы мне помогать. Эксперимент не заканчивается, плавно перетекаем в группу и в оживленной беседе за завязыванием шарфов договариваемся о взаимном домашнем задании. Я – готовлю индивидуальные листы областей, которые у ребеночка более развиты или, наоборот, западают; родители – готовят список тех качеств, без наличия которых легко можно справиться в их профессии. Торопиться не будем. Дадим на размышление… неделю. Конечно, со своим домашним заданием я схитрила. В группе висит большой лист ватмана, на котором напротив каждой фамилии сделаны пометки после каждого занятия. Это очень удобно, я сразу могу видеть, какой вид занятия подойдет тому или иному ребеночку, могу организовать их в группы по интересам, знаю, на какую область обратить внимание. Но домашнее задание, которое было дано родителям, заинтересовало меня не меньше. Я стала размышлять. Без каких качеств я, воспитатель, легко обхожусь или могла бы обойтись? Первое, что пришло на ум - теперь мне совершенно не приходится писать. Мою врожденную грамотность и каллиграфический почерк, которыми я когда-то гордилась, легко заменяет Word и программа правописания. Я умею быстро читать тексты. Но в моей профессии важно читать их не быстро, а выразительно, вызывая нужные эмоции. И вот какой вывод созрел в голове. Данные качества очень часто отсутствуют, либо совсем слабо развиты у детей-дислексиков и дисграфиков. Мне кажется, сейчас эта проблема встала как-то особо остро. Родители, замечая трудности запоминания графических знаков, неспособность ребенка к быстрому осмысленному чтению, зеркальное написание, впадают в какой-то шок, пытаясь выжать из малыша то, на что его организм не способен. Но дислексия или дисграфия – не болезнь и, соответственно, лечению не поддаются. Есть ряд логопедических упражнений, дающих неплохие результаты, но повторюсь – эта особенность ребенка останется с ним на всю жизнь. Но еще одна сторона проявления этих особенностей – сильное творческое начало. Эти дети просто одареныши какие-то, их мозг кипит идеями, они сочиняют сказки, превосходно лепят и рисуют. А сколько знаменитых людей вышло из их числа: В.В.Маяковский, Генри Форд, Квентин Тарантино, Г.Х.Андерсен, Уолт Дисней, Билл Гейтс, Леонардо да Винчи, Альбберт Эйнштейн. Как вы понимаете, список не полный. Вот о чем нужно говорить родителям таких детей. Не циклиться на скорости чтения и не зарождать в ребенке комплексы, а развивать его начало, не дать зачахнуть творческому семечку!
Вот такие мысли витали в моей голове в тот вечер. Как никогда остро я понимала, что рассмотреть задатки каждого ребенка необходимо именно в дошкольном возрасте. Именно на нас, воспитателей, ложится эта сложная, неизмеримо важная, но, я бы сказала, почетная ответственность – рассмотреть, не пропустить, вовремя помочь ребеночку найти начало его собственного успешного пути. И, если мы будем работать в тандеме с родителями, представляете, насколько мы облегчим этот путь. Грамотный родитель, который оповещен об изменениях на рынке труда, имеющий представление о качествах, преобладающих в его ребенке, либо требующих определенной дополнительной работы, отдающий себе отчет о возможности получения его ребенком того или иного образования, отдавая ребенка в школу, уже не будет метаться, в какой кружок определить свое чадо. Вело, фото, петь охота? У него будет четкий план, как скорректировать внеурочное время малыша с пользой. А мы, воспитатели, через энное количество лет, пересматривая фотографии, и следя в социальных сетях за профессиональными успехами своих воспитанников, будем тихонько радоваться, что наши труды не прошли даром. Уж мы-то знаем, что все зарождается в ДОУ!