Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Светличная Т.В. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Светличная Татьяна Владимировна
учитель начальных классов, Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 2, Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри

Библиографическое описание: Светличная Т.В. Толерантность как основа духовно-нравственного развития личности ребенка // Современная начальная школа. 2020. № 10. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/10.pdf.

За основу создания эффективной воспитательной системы классного коллектива я взяла свою концепцию «Формирование толерантного сознания и поведения младших школьников». В основе этой концепции лежат базовые нравственные ценности, представленные в ФГОС и комплексная программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования. Все эти документы позволяют решать актуальные на сегодняшний день проблемы: такие как большое распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность.

· главные задачи, которые я для себя ставлю:

· воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;

· воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями, стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;

· формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

Разрабатывая систему воспитательной работы, где главным направлением является толерантность, нужно опираться на личностно-ориентированный и деятельностный подход. В своей работе использую Тренинг "Жить в мире с собой и другими". Он может выступать в качестве одной из форм внеклассной работы с учениками и рассчитан на 11 занятий.

Представленный вариант тренинга состоит из трех проблемных блоков:

1. Понятие толерантности

2. Толерантность по отношению к себе и к участникам группы

3. Толерантность по отношению к другим (занятия 7-10).

Занятие «Дружба крепкая».

Обвести левую ладонь, приложить к рисунку правую и дорисовать палец. Перевернуть рисунок. Включаем фантазию, творчество! Проведите вертикальную линию, разделив рисунок на две одинаковые части. Рисуем овал головы себе и своему другу. Дорисовываем детали лица, ладони, элементы одежды, обувь. Вот такие работы у нас получились! Для коллективной работы можно вырезать фигурки по контуру и оформить класс, или наклеить на ватман.

Упражнение «Чем мы похожи»

Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.) ". Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Упражнение «Комплименты»

Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

Упражнение «Эмблема толерантности»

Процедура проведения. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение - 3-5 мин.). Заключительный этап упражнения - презентация эмблем каждой подгруппы.

Упражнение «Пантомима толерантности»

Процедура проведения. Все участники разбиваются на 3-4 подгруппы (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает одно из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. Время на подготовку пантомимы - 5 мин.

Помимо тренингов проводятся беседы. Часы общения «Стремитесь делать добро», «Улыбка и смех приятны для всех», «Необитаемый остров», «Учимся договариваться».

На экскурсии дети выполняют задание: «Найдите два одинаковых листочка, упавших с одного дерева». Ребята приносят листочки, внимательно их рассматривают: у одних форма не очень похожая, у других разные оттенки цвета. Ребята задумываются: «Почему природа даже на одном дереве не создала одинаковых листьев?» Они отвечают на вопрос: «Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас хотя бы двое похожих друг на друга?».

Ожидаемые результаты: толерантная личность- это гуманная личность, которую характеризуют: уважение прав, свобод и достоинств других людей; интерес к людям, общительность; терпимость, умение уживаться с другими; Это творческая личность, которой присущи: стремление к развитию способностей; постоянному обогащению внутреннего мира; это здоровый человек: физически развитый; не имеющий вредных привычек; Это ответственная, добросовестная, порядочная, культурная личность, способная на бескорыстную заботу о других.

Целенаправленная воспитательная работа дает положительные результаты и находит поддержку и одобрение родителей.

Библиографический список

1. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия «толерантность» / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности. – М.: МГУ, 2011. – С. 8-12.

2. Попова, Е.В. Предпосылки и условия формирования толерантности личности на разных возрастных этапах / Е.В. Попова // Науч.-метод. электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 3. – С. 76-80.

3. Рожков, М.И. Воспитание толерантности у школьников / М.И. Рожков – Ярославль, 2014. – 347 с.

4. Сериков, Г.В. Мир различий / Г.В. Сериков // Сборник упражнений для учащихся образовательных школ. – Воронеж, 2014. – 376 с.

5. Чебыкина, О.А. Воспитание толерантности / О.А. Чебыкина // Воспитание школьников. – 2013. – № 1. – С. 57-65.

6. Яшин, М.Ю. Тренинг толерантности / М.Ю. Яшин. – М.: ИПП, 2015