Библиографическое описание:
Зайцева М.Г. Методические приемы формирования личностных универсальных учебных действий обучающихся возраста в ходе работы со связным текстом на уроках русского языка на уровне начального общего образования // Современная начальная школа. 2022. № 2 (33). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/33.pdf.
Аннотация: в статье раскрывается важность личностных универсальных учебных действий для детей младшего школьного возраста, показывается роль связных текстов в формировании этих действий, дается методических приемов работы с текстами, которые помогают овладеть личностными действиями.
Ключевые слова: личностные универсальные учебные действия, действие самообразования, действие самоопределения, действие нравственно-этической ценности, русский язык, связный текст.
METHODOLOGICAL TECHNIQUES FOR THE FORMATION OF PERSONAL UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF STUDENTS OF THE AGE IN THE COURSE OF WORKING WITH A COHERENT TEXT IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS AT THE LEVEL OF PRIMARY GENERAL EDUCATION
Zaitseva Marina Gennadievna,
student of the Kursk State University
Abstract: the article reveals the importance of personal universal educational actions for primary school children, shows the role of coherent texts in the formation of these actions, gives methodological techniques for working with texts that help to master personal actions.
Keywords: personal universal educational actions, self-education action, self-determination action, moral and ethical value action, Russian language, coherent text.
Значение личностных универсальных учебных действий (личностных УУД) для детей младшего школьного возраста трудно переоценить – благодаря им дети ориентируются в ценностях, смыслах, социальных ролях и взаимоотношениях с окружающими людьми [1]. Личностные действия самоопределения, смыслообразования, нравственно-этической ценности дети усваивают постепенно, по мере овладения программным содержанием [3].
Русский язык как один из важнейших предметов, изучаемых на уровне начального общего образования, обладает широкими возможностями для формирования у обучающихся личностных УУД. Тексты, изучаемые на уроках русского языка, способствуют овладению детьми указанными действиями. В содержательном аспекте в уроки русского языка включаются тексты морально-нравственной, гражданско-патриотической, познавательной, эстетической тематики, которые показывают детям, как устроен мир, каковы законы жизни в социуме, нормы морали и идеалы нравственности, в чем красота и уникальность окружающего мира, какое место занимает в нем каждый человек, какую ценность имеет учение [2].
Однако сами по себе связные тексты не могут полноценно формировать личностное УУД у детей. Необходима последовательная, целенаправленная и систематическая работа в ходе знакомства с ними.
Эта работа представлена комплексом методических приемов, которые условно объединяются в три блока в соответствии с видами личностных УУД [2; 3; 4; 5; 6].
1-й блок – приемы формирования УУД самоопределения.
Среди этих приемов следует выделить, в первую очередь, прием привлечения детей к открытию новых зданий в процессе работы с текстом. Суть приема состоит в обсуждении с детьми содержания текста, той новой информации, которую они из него почерпнули, а также того, в каких жизненных ситуациях они будет им полезна. Благодаря такой работе дети постепенно приходят к осознанию важности и ценности учения. Особенно полезны в этом отношении тексты, которые в учебнике по русскому языку представлены в рубрике «Сведения о языке».
Аналогичные задачи позволяет решить беседа по содержанию текста, последние вопросы которой формулируются таким образом, чтобы обучающиеся, отвечая на них, пришли к мысли о важности и ценности учения.
Прием создания и разрешения проблемной ситуации с опорой на текст помогает обучающимся овладеть действием аргументации собственной точки зрения. При этом важно четко формулировать проблему и просить обучающихся обосновать свое мнение после прочтения текста.
Прием работы над текстом по подгруппам результативен в формировании действий самоопределения, поскольку в ходе группового прочтения текста и обсуждения задания дети учатся договариваться, приходить к единому мнению.
Прием выполнения заданий и упражнений с текстами повышенной сложности помогает сформировать следующие личностные действия: адекватные представления о себе, о своих способностях, понимание способов поддержки своей самооценки. Для этого могут использоваться тексты из учебника, помеченные соответствующим условным знаком. Учитель, предлагая обучающимся тексты повышенной сложности, акцентирует их внимание на сложности задания, на необходимости реально оценить свои возможности и на том, что их правильное выполнение дает дополнительную высокую оценку. Указанный прием предполагает обязательный самоанализ: дети высказываются о том, почему они решили выполнить сложное задание, испытывали ли трудности и какие именно, верно ли оценили свои силы, получили ли ожидаемый результат.
Выполнение разных творческих заданий на создание текстов, их озаглавливание, составление плана текста, выделение главной мысли благоприятно сказывается на таких действиях, как формулирование мыслей и аргументация своего мнения [2; 3; 4; 5; 6].
2-й блок – приемы формирования УУД смыслообразования.
В работе над действием смыслообразования особенно эффективны тексты на познавательные темы, по которым проводятся беседы в целях повышения познавательной мотивации и познавательной активности. От беседы по содержанию текста учитель переходит к вопросам более обобщенного характера типа: что нового вы узнали из этого текста? из каких источников можно узнавать новую и полезную информацию? для чего нужны книги? какую книгу вы читаете сейчас?
Прием работы с деформированным текстом направлен на развитие мотивации овладения новыми умениями. Обучающиеся, читая текста, в котором нарушена последовательность абзацев, вникают в хронологию событий, определяют верную последовательности частей текста, проверяют верность своего решения.
Прием работа с текстами, отражающими правила социальной жизни, благоприятен для развития социальных мотивов и действий по применению правил общественной жизни. Для этого могут применяться тексты, рассказывающие о правилах поведения на проезжей части, в лесу, ухода за животными и растениями. После прочтения теста и выполнения основного задания учитель просит обучающихся еще раз сформулировать правила, о которых говорится в тексте, подумать и ответить, почему их важно соблюдать в жизни.
С этим приемом тесно связан прием демонстрации связи с жизнью информации, отраженной в тексте. Благодаря такой работе обучающиеся лучше понимают суть жизненных явлений, а закономерности жизни, о которых они прочитали в тексте, становятся для них личностно значимыми и ценными [2; 3; 4; 5; 6].
3 блок – приемы формирования действий нравственно-этической ценности.
Прием побуждения обучающихся к нравственному выбору в рамках работы с ценностным материалом в тексте и его анализом позволяет развивать умение ориентироваться на морально-нравственные нормы. Для этого используются тексты нравственно-этической тематики, после прочтения которых учитель побуждает детей высказаться о том, как они поступили бы, оказавшись в подобной ситуации. Благодаря этому обучающиеся овладевают умением смотреть на ситуацию под разными углами зрения и делать правильный нравственный выбор.
Беседа также эффективна для формирования действий нравственно-этической ценности, однако здесь речь идет о такой разновидности беседы, как этическая. Учитель после прочтения текста беседует по той этической проблеме, которая затронута в связном тексте, а потом с помощью вопросов предлагает детям перенести эту проблему в реальную жизнь.
Связь с жизнь описываемого в тексте помогает установить и такой прием, как сопоставление жизненной позиции героя текста с жизненной позицией ребенка. Применяя данный прием, учитель выясняет у детей, какие качества присущи герою текста и каково их влияние на поведение героя. После учитель предлагает детям оценить наличие или отсутствие данных качеств у себя, привести примеры совершенных ими поступков под влиянием этих качеств.
В формировании действий нравственно-этической ценности учитель может привлекать детей к нравственной оценке поступка героя текста. Этот прием применим в случает наличия в тексте описании нравственного или, напротив, безнравственного поступка героя. Обучающиеся отвечают на вопросы о том, правильно ли поступил герой, как можно оценить его поступок.
Активность в овладении действиями нравственно-этической ценности обеспечивает прием выражения личных нравственных ценностей в собственных текстах (устных по картинкам, в изложениях, сочинениях). Такие задания в большом количестве представлены в программе по русскому языку – это создание текстов по картинам художников, сочинения на заданные и свободные темы, изложения с элементами сочинения составляющей, в которых обучающиеся уделяют внимание описанию героев, их качеств, своего отношения к ним) [2; 3; 4; 5; 6].
Таким образом, связные тексты, включаемые в упражнения по русскому языку на уровне начального общего образования, могут использоваться в работе по формированию у детей младшего школьного возраста личностных УУД при условии, что учителем будет применяться многообразие приемов формирования этих УУД на текстовом материале: привлечение детей к открытию новых знаний, беседы (познавательные, этические), создание проблемных ситуаций, работа с текстами по подгруппам, работа с текстами повышенной сложности, творческие задания по текстам, работа с деформированным текстом, установление связи содержания текста с жизнью, побуждение к нравственному выбору, нравственная оценка поступка героя, отражение значимых ценностей в своих текстах.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014. – 152 с.
2. Жадан О.С. Формирование у учащихся личностных УУД на уроке русского языка, 2016 [Электронный ресурс] https://videouroki.net/razrabotki/stat-ia-formirovaniie-u-uchashchikhsia-lichnostnykh-uud-na-urokie-russkogho-iazy.html (дата обращения: 04.02.2022).
3. Колчина Т.А. Формирование личностных УУД средствами учебного предмета «Русский язык» в начальных классах (из опыта работы), 2018 [Электронный ресурс] https://infourok.ru/opit-raboti-formirovanie-lichnostnih-uud-sredstvami-uchebnogo-predmeta-russkiy-yazik-v-nachalnih-klassah-2568090.html (дата обращения: 03.02.2022).
4. Молодец И.И., Тиригулова Р.Х. Роль учебника русского языка в формировании личностных качеств учащихся начальных классов (на примере УМК «Школа России») // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2016 [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/rol-uchebnika-russkogo-yazyka-v-formirovanii-lichnostnyh-kachestv-uchaschihsya-nachalnyh-klassov-na-primere-umk-shkola-rossii (дата обращения: 03.02.2022).
5. Морозова Е.И. Формирование личностных УУД на уроках русского языка, 2016 [Электронный ресурс] https://infourok.ru/referat-formirovanie-lichnostnih-uud-na-urokah-russkogo-yazika-973453.html (дата обращения: 04.02.2022).
6. Рогачева Н.А. Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся средствами предметной области «Русский язык и литература» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 39. С. 61 – 63 [Электронный ресурс] http://e-koncept.ru/2016/76602.htm (дата обращения: 03.02.2022).
Зайцева М.Г. Методические приемы формирования личностных универсальных учебных действий обучающихся возраста в ходе работы со связным текстом на уроках русского языка на уровне начального общего образования // Современная начальная школа. 2022. № 2 (33). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/33.pdf.
Аннотация: в статье раскрывается важность личностных универсальных учебных действий для детей младшего школьного возраста, показывается роль связных текстов в формировании этих действий, дается методических приемов работы с текстами, которые помогают овладеть личностными действиями.
Ключевые слова: личностные универсальные учебные действия, действие самообразования, действие самоопределения, действие нравственно-этической ценности, русский язык, связный текст.
METHODOLOGICAL TECHNIQUES FOR THE FORMATION OF PERSONAL UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF STUDENTS OF THE AGE IN THE COURSE OF WORKING WITH A COHERENT TEXT IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS AT THE LEVEL OF PRIMARY GENERAL EDUCATION
Zaitseva Marina Gennadievna,
student of the Kursk State University
Abstract: the article reveals the importance of personal universal educational actions for primary school children, shows the role of coherent texts in the formation of these actions, gives methodological techniques for working with texts that help to master personal actions.
Keywords: personal universal educational actions, self-education action, self-determination action, moral and ethical value action, Russian language, coherent text.
Значение личностных универсальных учебных действий (личностных УУД) для детей младшего школьного возраста трудно переоценить – благодаря им дети ориентируются в ценностях, смыслах, социальных ролях и взаимоотношениях с окружающими людьми [1]. Личностные действия самоопределения, смыслообразования, нравственно-этической ценности дети усваивают постепенно, по мере овладения программным содержанием [3].
Русский язык как один из важнейших предметов, изучаемых на уровне начального общего образования, обладает широкими возможностями для формирования у обучающихся личностных УУД. Тексты, изучаемые на уроках русского языка, способствуют овладению детьми указанными действиями. В содержательном аспекте в уроки русского языка включаются тексты морально-нравственной, гражданско-патриотической, познавательной, эстетической тематики, которые показывают детям, как устроен мир, каковы законы жизни в социуме, нормы морали и идеалы нравственности, в чем красота и уникальность окружающего мира, какое место занимает в нем каждый человек, какую ценность имеет учение [2].
Однако сами по себе связные тексты не могут полноценно формировать личностное УУД у детей. Необходима последовательная, целенаправленная и систематическая работа в ходе знакомства с ними.
Эта работа представлена комплексом методических приемов, которые условно объединяются в три блока в соответствии с видами личностных УУД [2; 3; 4; 5; 6].
1-й блок – приемы формирования УУД самоопределения.
Среди этих приемов следует выделить, в первую очередь, прием привлечения детей к открытию новых зданий в процессе работы с текстом. Суть приема состоит в обсуждении с детьми содержания текста, той новой информации, которую они из него почерпнули, а также того, в каких жизненных ситуациях они будет им полезна. Благодаря такой работе дети постепенно приходят к осознанию важности и ценности учения. Особенно полезны в этом отношении тексты, которые в учебнике по русскому языку представлены в рубрике «Сведения о языке».
Аналогичные задачи позволяет решить беседа по содержанию текста, последние вопросы которой формулируются таким образом, чтобы обучающиеся, отвечая на них, пришли к мысли о важности и ценности учения.
Прием создания и разрешения проблемной ситуации с опорой на текст помогает обучающимся овладеть действием аргументации собственной точки зрения. При этом важно четко формулировать проблему и просить обучающихся обосновать свое мнение после прочтения текста.
Прием работы над текстом по подгруппам результативен в формировании действий самоопределения, поскольку в ходе группового прочтения текста и обсуждения задания дети учатся договариваться, приходить к единому мнению.
Прием выполнения заданий и упражнений с текстами повышенной сложности помогает сформировать следующие личностные действия: адекватные представления о себе, о своих способностях, понимание способов поддержки своей самооценки. Для этого могут использоваться тексты из учебника, помеченные соответствующим условным знаком. Учитель, предлагая обучающимся тексты повышенной сложности, акцентирует их внимание на сложности задания, на необходимости реально оценить свои возможности и на том, что их правильное выполнение дает дополнительную высокую оценку. Указанный прием предполагает обязательный самоанализ: дети высказываются о том, почему они решили выполнить сложное задание, испытывали ли трудности и какие именно, верно ли оценили свои силы, получили ли ожидаемый результат.
Выполнение разных творческих заданий на создание текстов, их озаглавливание, составление плана текста, выделение главной мысли благоприятно сказывается на таких действиях, как формулирование мыслей и аргументация своего мнения [2; 3; 4; 5; 6].
2-й блок – приемы формирования УУД смыслообразования.
В работе над действием смыслообразования особенно эффективны тексты на познавательные темы, по которым проводятся беседы в целях повышения познавательной мотивации и познавательной активности. От беседы по содержанию текста учитель переходит к вопросам более обобщенного характера типа: что нового вы узнали из этого текста? из каких источников можно узнавать новую и полезную информацию? для чего нужны книги? какую книгу вы читаете сейчас?
Прием работы с деформированным текстом направлен на развитие мотивации овладения новыми умениями. Обучающиеся, читая текста, в котором нарушена последовательность абзацев, вникают в хронологию событий, определяют верную последовательности частей текста, проверяют верность своего решения.
Прием работа с текстами, отражающими правила социальной жизни, благоприятен для развития социальных мотивов и действий по применению правил общественной жизни. Для этого могут применяться тексты, рассказывающие о правилах поведения на проезжей части, в лесу, ухода за животными и растениями. После прочтения теста и выполнения основного задания учитель просит обучающихся еще раз сформулировать правила, о которых говорится в тексте, подумать и ответить, почему их важно соблюдать в жизни.
С этим приемом тесно связан прием демонстрации связи с жизнью информации, отраженной в тексте. Благодаря такой работе обучающиеся лучше понимают суть жизненных явлений, а закономерности жизни, о которых они прочитали в тексте, становятся для них личностно значимыми и ценными [2; 3; 4; 5; 6].
3 блок – приемы формирования действий нравственно-этической ценности.
Прием побуждения обучающихся к нравственному выбору в рамках работы с ценностным материалом в тексте и его анализом позволяет развивать умение ориентироваться на морально-нравственные нормы. Для этого используются тексты нравственно-этической тематики, после прочтения которых учитель побуждает детей высказаться о том, как они поступили бы, оказавшись в подобной ситуации. Благодаря этому обучающиеся овладевают умением смотреть на ситуацию под разными углами зрения и делать правильный нравственный выбор.
Беседа также эффективна для формирования действий нравственно-этической ценности, однако здесь речь идет о такой разновидности беседы, как этическая. Учитель после прочтения текста беседует по той этической проблеме, которая затронута в связном тексте, а потом с помощью вопросов предлагает детям перенести эту проблему в реальную жизнь.
Связь с жизнь описываемого в тексте помогает установить и такой прием, как сопоставление жизненной позиции героя текста с жизненной позицией ребенка. Применяя данный прием, учитель выясняет у детей, какие качества присущи герою текста и каково их влияние на поведение героя. После учитель предлагает детям оценить наличие или отсутствие данных качеств у себя, привести примеры совершенных ими поступков под влиянием этих качеств.
В формировании действий нравственно-этической ценности учитель может привлекать детей к нравственной оценке поступка героя текста. Этот прием применим в случает наличия в тексте описании нравственного или, напротив, безнравственного поступка героя. Обучающиеся отвечают на вопросы о том, правильно ли поступил герой, как можно оценить его поступок.
Активность в овладении действиями нравственно-этической ценности обеспечивает прием выражения личных нравственных ценностей в собственных текстах (устных по картинкам, в изложениях, сочинениях). Такие задания в большом количестве представлены в программе по русскому языку – это создание текстов по картинам художников, сочинения на заданные и свободные темы, изложения с элементами сочинения составляющей, в которых обучающиеся уделяют внимание описанию героев, их качеств, своего отношения к ним) [2; 3; 4; 5; 6].
Таким образом, связные тексты, включаемые в упражнения по русскому языку на уровне начального общего образования, могут использоваться в работе по формированию у детей младшего школьного возраста личностных УУД при условии, что учителем будет применяться многообразие приемов формирования этих УУД на текстовом материале: привлечение детей к открытию новых знаний, беседы (познавательные, этические), создание проблемных ситуаций, работа с текстами по подгруппам, работа с текстами повышенной сложности, творческие задания по текстам, работа с деформированным текстом, установление связи содержания текста с жизнью, побуждение к нравственному выбору, нравственная оценка поступка героя, отражение значимых ценностей в своих текстах.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014. – 152 с.
2. Жадан О.С. Формирование у учащихся личностных УУД на уроке русского языка, 2016 [Электронный ресурс] https://videouroki.net/razrabotki/stat-ia-formirovaniie-u-uchashchikhsia-lichnostnykh-uud-na-urokie-russkogho-iazy.html (дата обращения: 04.02.2022).
3. Колчина Т.А. Формирование личностных УУД средствами учебного предмета «Русский язык» в начальных классах (из опыта работы), 2018 [Электронный ресурс] https://infourok.ru/opit-raboti-formirovanie-lichnostnih-uud-sredstvami-uchebnogo-predmeta-russkiy-yazik-v-nachalnih-klassah-2568090.html (дата обращения: 03.02.2022).
4. Молодец И.И., Тиригулова Р.Х. Роль учебника русского языка в формировании личностных качеств учащихся начальных классов (на примере УМК «Школа России») // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2016 [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/rol-uchebnika-russkogo-yazyka-v-formirovanii-lichnostnyh-kachestv-uchaschihsya-nachalnyh-klassov-na-primere-umk-shkola-rossii (дата обращения: 03.02.2022).
5. Морозова Е.И. Формирование личностных УУД на уроках русского языка, 2016 [Электронный ресурс] https://infourok.ru/referat-formirovanie-lichnostnih-uud-na-urokah-russkogo-yazika-973453.html (дата обращения: 04.02.2022).
6. Рогачева Н.А. Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся средствами предметной области «Русский язык и литература» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 39. С. 61 – 63 [Электронный ресурс] http://e-koncept.ru/2016/76602.htm (дата обращения: 03.02.2022).