музыкальный руководитель
Маскина Ольга Николаевна
учитель-логопед
МБДОУ д/с № 4 "Ладушки" г. Шумерля Чувашской Республики
Цель: Формирование привычки к здоровому образу жизни, укрепление своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий.
Задачи: Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение. Способствовать совершенствованию психофизических функций; укреплять голосовой аппарат; формировать двигательную активность; развивать чувство темпа и ритма через стихотворные произведения; развивать умение сочетать пение – речь – движение; развивать эмоциональность; воспитывать доброжелательность.
Предварительная работа: слушание музыкальных произведений, разучивание песен, использование на занятиях пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, валеологических распевок, дыхательных упражнений, речевых игр.
Музыкальный материал: Песенка-распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро» сл. и муз. О Арсеневской, «Октябрь» – «Осенняя песня» из цикла «Времена года» музыка П. И. Чайковского, «Осенний хоровод» муз. и сл. Курячий Е. А., «Огородная-хороводная» муз. Б. Можжевелова, Оркестр «Краски Осени» на мотив песни «На ярмарке» музыка и слова Е. Шаламоновой.
Оборудование: музыкальный центр, осенние листья по количеству детей, шумовые музыкальные инструменты, дидактическая игра «Овощи и фрукты».
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Тип занятия: музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий.
Используемые в рамках деятельности здоровьесберегающие приемы:
• Валеологические песенки;
• Двигательные игры;
• Динамические упражнения;
• Игровой массаж;
• Фонопедические упражнения;
• Речевые игры с жестами;
• Упражнения на релаксацию;
«Осенний хоровод» муз. и сл. Курячий Е. А.
Ход занятия
Учитель-логопед: Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте поздороваемся со всеми и пожелаем всем доброго утра.
Песенка-распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро» сл. и муз. О. Арсеневской
1. Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка
Улыбнись скорее! кланяются друг другу
И сегодня весь день "пружинка"
Будет веселее. поднимают ручки вверх
2. Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому
Как в саду цветочки! плечу поочередно
3. Разотрем ладошки движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем Смелее, смелее!
4. Ушки мы теперь потрем, и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, Будьте все здоровы! разводят руки в стороны
Муз.руководитель: Вот какие мы молодцы! Я предлагаю отправится со мной в осенний лес. А на чем же мы отправимся, как вы думаете? (Ответы детей)
Муз.руководитель: Ребята я предлагаю отправиться на поезде.
Движение-игра под музыку «Паровозик»
Муз.руководитель: Ну вот мы и приехали, ребята, посмотрите, как красиво в осеннем лесу. Ребята послушайте музыку осенней природы.
Звучит «Октябрь» – «Осенняя песня» из цикла «Времена года», музыка И. Чайковского
Муз.руководитель: Понравилась вам эта музыка? Что вы можете о ней сказать? Какое настроение у этого произведения? (ответы детей)
Недаром Осень называют грустная пора. Я сейчас вас развеселю.
Мимическая зарядка:
Здесь живёт Хмурилка
Здесь живёт Дразнилка
Здесь живёт Смешилка
Здесь живёт Страшилка
Это носик – бибка!
Где твоя улыбка?
Ведущая: А чтобы совсем развеселиться, споем песню про Осень.
Песня «Осенний хоровод» муз. и сл. Курячий Е. А.
Учитель-логопед: Ребята, как же здорово оказаться в осеннем лесу. Мы видим, как здесь красиво, сколько разноцветных листочков на деревьях. Давайте покажем, как ветерок дует на листья.
Дети выполняют фонопедическое упражнение «Осенние листья».
Осенние листочки на дереве висят
Как только ветер дунет, они зашелестят (дети качают кистями рук, произносят коротко ш-ш-ш)
А ветерок рассердится и дунет посильней (активные взмахи руками, произносить на выдохе фффффффффффффффффф)
А ветви закачаются сильней, сильней, сильней (глиссандо голосом вверх-вниз на звуке ааа, руки пластичные)
Потом начнется листопад, листочки на землю летят (коротко произносят п-п-п-п, движение ладошек вниз, к полу)
Учитель-логопед: А мы листочки соберем с ними петь, плясать пойдем.
«Осенний вальс»
Учитель-логопед: Молодцы ребята! Посмотрите, какие разноцветные листья у меня. Мы сейчас с вами поиграем повторяйте за мной.
Пальчиковая игра «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. (букет).
Муз.руководитель: А теперь давайте поиграем, ловкий кто из вас узнаем.
Игра «Собери листочки»
Учитель-логопед: Дети, посмотрите сколько красивых разноцветных листьев. А какой красивый осенний букет! Здесь хватит листьев на всех (Логопед раздаёт детям индивидуальные листья и предлагает их назвать)
- Посмотри, Лиза, у тебя лист с дуба. Значит он какой? (Дубовый)
Аналогично каждый ребёнок приговаривает свой лист
– Дети, внимательно посмотрите на свои листья. Они по цвету одинаковые или разные? (Разные)
- Какой у тебя по цвету лист, Коля? (Красный)
- А у тебя, Маша (Жёлтый)
- А как мы скажем по-другому, какие у нас листья? (Разноцветные)
Муз.руководитель: Молодцы, ребята! Ребята, скажите за что вы любите Осень? (Ответы детей). Правильно за ее щедрые дары. За овощи и фрукты.
Ребята давайте с вами исполним песню про овощи «Огородная-хороводная».
Дети исполняют «Огородная-хороводная» муз. Б. Можжевелова
Учитель-логопед: Ребята у меня есть корзинка с осенними дарами осени, ваша задача, разделить их на овощи и фрукты. Овощи положить на грядку, а фрукты поместить на дерево.
Игра «Овощи и Фрукты»
Муз.руководитель: Пусть Осень и называют грустной порой, но это не всегда так. В давние времена на Руси праздник Осени справлялся очень широко, играли, пели, плясали. Вот и мы сейчас с вами не будем скучать и поиграем на музыкальных инструментах.
Оркестр «Краски Осени» на мелодию «На ярмарке», музыка и слова Е. Шаламоновой.
Муз.руководитель: А нам пора возвращаться в детский сад.
Динамическое упражнение «По дорожке», модель В. И. Ковалько, «Азбука физкультминуток»
По дорожке, по дорожке подскоки на правой ноге
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке подскоки на левой ноге
Скачем мы на левой ножке
Не сутультесь, грудь вперед. Выравнивание осанки
Замечательный народ!
По тропинке побежим, легкий бег на носочках
и до сада добежим!
Учитель-логопед: После такого трудного путешествия надо немного отдохнуть.
Упражнение на Релаксацию
(Звучит тихая, спокойная музыка, движения согласно тексту)Мы шагали, мы шагали, очень мы в пути устали.
А сейчас вот отдохнём, глазки крепко мы сомкнём.
Ровно, ровно дышим, что вокруг – не слышим.
Наши ножки отдыхают, ручки – тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают, отдыхают, засыпают…
А теперь пора просыпаться.
В погожий осенний денек, мы ездили в лесок.
Мы пели и плясали, гостей встречали.
А теперь пора прощаться нам. И гостям говорим: «До свидания вам!»