Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ЛЕПКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Дедловская Юлия Павловна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад N 177»
г.о. Самара
Лепка как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А.Сухомлинский «истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». И сегодня мы будем говорить о лепке, ведь именно лепка способствует не только развитию мелкой моторики рук, но и помогает дошкольнику раскрывать свой творческий потенциал.
Лепка – одно из любимейших занятий детей дошкольного возраста. Дошкольники очень любят работать с пластилином. Из этого материала можно сделать столько всего интересного, волшебного и разнообразного, что ребёнок себя чувствует волшебником, создающим свой мир. А для ребёнка с нарушенным зрением вылепить предмет проще, чем его нарисовать, именно в лепке, ребенок развивает тактильную чувствительность, ощущая объем предмета, в лепке ребенок отражает самые яркие и характерные признаки предмета (объекта), таким образом процесс познания более успешен. Работая в специализированной группе для детей с нарушениями зрения (амблиопия - стойкое снижение остроты зрения без видимой анатомической причины и косоглазие - нарушение содружественного движения глаз), необходимо учитывать особенности их развития.
Дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения. В связи с этим, в своей работе мы уделяем большое внимание развитию мелкой моторики.
В ходе совместной деятельности с детьми с нарушениями зрения, ребята, прежде всего, учатся последовательному зрительному выделению, анализу основных постоянных признаков исследуемого объекта. Необходимо изучать предметы окружающего мира с опорой на полисенсорную основу, в этом и помогает лепка из различных материалов.
Первичный сенсорный дефект зрения обуславливает появление иерархического комплекса вторичных отклонений.
Дети с амблиопией и косоглазием испытывают серьезные трудности в процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой, учебной). Например, в определении цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов, в овладении графическими и измерительными навыками выполнения конкретных действий, ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, пространстве.
Кроме того, недостатки зрительного восприятия, способствуя формированию нечетких, недифференцированных образов-представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) детей с нарушениями зрения. В ходе различных видов деятельности наши дети испытывают трудности, связанные как с темпом работы, так и с качеством выполнения заданий.
Использование лепки, как ведущего вида детской деятельности для детей, имеющих зрительный дефект и соответствующие вторичные отклонения практически неоспоримо.
Одним из вторичных нарушений чаще всего бывает нарушение речи, вследствие чего ребенку сложно социализироваться и выражать себя, а изодеятельность (в первую очередь лепка) помогает ему преодолевать эти сложности.
Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и:
- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
- разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);
- возможность создания объемных поделок;
- умение планировать работу и доводить ее до конца;
- богатое воображение.
- развитие речи в процессе обыгрывания поделок
Способы лепки для изображения объемной формы:
- Конструктивный способ:
Лепить можно из отдельных кусочков материала, соединяя их в единое целое. Разделить материал на нужное количество частей. Продумать последовательность работы. Начинать с самых крупных деталей, присоединяя к ним более мелкие.
- Пластический или скульптурный:
Лепка из целого куска, постепенно изменяя его – вытягивая, оттягивая, загибая, вдавливая необходимые части.
- Комбинированный способ
Это способ, объединяющий лепку из отдельных частей и целого куска, т. е. «скульптурный + конструктивный».
Также в работе с детьми дошкольного возраста можно лепить не скульптуры, а картины. Для этого необходимо подготовить основу (картонную, деревянную или керамическую, покрыть ее тонким слоем пластилина, процарапать на ней задуманный рисунок или сделать эскиз на бумаге. А затем можно лепить детали по порядку и прикреплять их – придавливать, примазывать, разглаживать.
Виды лепки:
- предметная лепка
- сюжетная
- декоративная
В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребёнка с нарушенным зрением является более простым, чем в рисовании, так как в лепке ребёнок имеет дело с реальным объёмом и ему не надо прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных, а при лепке этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остаётся обобщённой. Поэтому главной задачей является – обучение детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.
Сюжетная лепка требует от детей большого объёма работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его, дополнить лепку деталями. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.
Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.
Основные задачи при обучении сюжетной лепке:
- научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов;
- учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное;
- использовать различные приёмы лепки.
Декоративная лепка - это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек, выполнение небольших украшений (бусы, броши).
Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребёнку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки. Эта работа учит детей обращению с инструментом, различным приёмам лепки, красивому декоративному заполнению пространства. Элементы узоров можно наносить стекой, печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника, использовать винты разной формы.
Для успешного овладения навыками декоративной лепки в детском саду используют предметы декоративно – прикладного искусства, художественные изделия народных умельцев. Детей увлекает простота формы, содержание игрушек, яркость оформления, ощущение гладкой, приятной для руки поверхности.
В группах для детей с косоглазием и амблиопией мы включаем элементы лепки практически во все виды детской деятельности (НОД, свободная деятельность, деятельность на прогулке и др.). Ведь лепка помогает ощутить объем и форму, здесь нет такой детальной прорисовки, а вылепливаются самые яркие и характерные признаки предмета (объекта).
Помимо воспитателя и учитель - логопед в своей работе также использует лепку. На этапе формирования первичных произносительных умений и навыков дети лепят буквы. В процессе лепки они произносят те звуки, которые лепили, выбирают для них цвет, поют гласные. В процессе автоматизации и дифференциации звука лепят героев рассказов, стихов, предметы, элементы, целую сказку, текст. Ребята составляют самостоятельные рассказы по заданию учителя-логопеда, по предложенным фигуркам, сделанным ранее.
Тифлопедагог подготавливает детей к восприятию того материала, который преподносится на общеобразовательных занятиях, к самостоятельному участию в других видах деятельности. В занятия по развитию осязания и мелкой моторики тифлопедагог также включает лепку. На занятиях по развитию зрительного восприятия, формируя представление о цвете, форме, величине предметов окружающего мира, дети лепят объект изучения. На занятиях по ориентировке в пространстве – находят правильное местонахождение предмета.
Именно поэтому в своей работе мы особое внимание уделяем лепке, с помощью которой, дети усваивают схожесть форм некоторых предметов. Например, лепя ягоды, яблоки, снеговика, ребенок поймет, что для всех них используется один основной элемент – шар. Таким образом, постигается обобщение предметов и форм. Лепкой можно заниматься в дошкольном учреждении в ходе непосредственно - образовательной деятельности, в утреннее время, вечерние часы, на прогулках.
Утром это - индивидуальные занятия (отработка приемов лепки из теста, пластилина, кинетического песка).
На прогулке - обучение и закрепление умений и навыков лепки из песка – летом, и снега – зимой.
В ходе непосредственно образовательной деятельности - подгрупповые занятия (закрепление умений и навыков лепки из теста, пластилина).
В вечерние часы - индивидуальные и мини-подгрупповые занятия (отработка приемов лепки из теста, пластилина, кинетического песка).
Материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела: глина, гипс, пластилин, тесто, снег, песок и другие. В своей работе? чаще всего, мы используем тесто, пластилин, кинетический песок, снег и песок.
Алгоритм включения лепки в ОД в течение тематической недели:
Понедельник – обследование предмета (объекта, явления), по теме недели тифлопедагогом;
Вторник – изодеятельность – лепка (формируем представления об объеме и форме предмета, объекта, явления, подбираем цвет);
Среда – рисование (ориентировка в микропространстве, детализация, оттенки цвета);
Четверг – знакомим с окружающим миром (ориентировка в макропространстве, расширение кругозора);
Пятница – оречевление изученного материала (обыгрывание, в том числе с помощью пластилиновых поделок)
Подводим итоги тематической недели, по желанию детей, в виде организации выставки сюжетных или предметных поделок из пластилина, которые чаще всего делают дома с родителями, посвященными в тему недели.
Чтобы развивалось образное мышление, лучше всего лепить с ребенком после прочтения сказки или после просмотра мультфильма. Тогда ребенку будет от чего отталкиваться в своих фантазиях.
Наши дети с большим удовольствием лепят поделки из различных материалов и играют с ними. Полученные умения и навыки, доставляют не только эстетическое удовольствие и развивают творческие способности ребят, но и несут неизмеримую ценность в коррекции зрения, и являются важным звеном в обеспечении оптимальных условий для системного, комплексного развития детей с нарушениями зрения в период созревания зрительной системы наших воспитанников.

Август 2021