Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Гладкова И.А. МОНИТОРИНГ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ЗАДАЧНУЮ ТЕХНОЛОГИЮ

Библиографическое описание:
Гладкова И.А. Мониторинг уровня сформированности УУД младших школьников через проектно-задачную технологию // Современная начальная школа. 2021. № 21. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/21.pdf.

Мониторинг уровня сформированности УУД младших школьников является неотъемлемой частью процесса освоения новых образовательных стандартов и одной из самых актуальных и значимых проблем, стоящих сегодня перед педагогами.

В рамках ОЭР с 2013 года проблемная группа занималась про блемой развития и диагностирования комплекса УУД учащихся. Данные умения мы рассматриваем как показатель функциональной гра мотности, которая проявляется в готовности успешно решать различ ные жизненные задачи, используя все освоенные учеником знания, умения, навыки.

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга:

• Трехуровневые задачи – оценка уровней овладения учащимися основных предметных способов действий (средств);

• Проектные задачи - оценка формирования ключевых компетентностей и социального опыта;

• Диагностические задачи – оценка операционального состава действия и его коррекция

• Анкетирование - установление контекстных факторов, влияющих на качество образования;

• Проверочные работы (задачи) по линиям - оценка формирования контрольно-оценочной деятельности, планирования учебной деятельности ребенка.

Система соответствующих заданий, предложенная авторским коллективом (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.), изложена в пособии для учителя «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли». В ней описывается часть методик, как новых, так и разработанных значительно ранее, которые можно применить для оценки уровня УУД [1].

Личные наблюдения показывают, что подавляющее большинство ограничивается контролем предметных ЗУН. Иногда, внепредметную диагностику организовывают классные руководители совместно с психологом, но, как правило, делают это один раз, когда берут новый класс – в порядке знакомства. Редко бывает так, что педагогический мониторинг проводится с соблюдением правильной технологической цепочки:1.входная диагностика; 2. анализ состояния системы; 3.планирование; 4. действия, направленные на изменение состояния системы; 5.выходная диагностика;6. анализ результатов [2].

Именно поэтому, значительную часть ОЭР мы посвятили разработке диагностического комплекса, который позволяет отслеживать динамику развития УУД, как отдельных детей, так и всей группы в целом.

Анализ критериев оценки УУД и алгоритм оценочных систем позволил предположить, что такая активная технология обучения как метод проектных задач разной дидактической направленности может стать основой метаметодики по оцениванию сформированности УУД согласно заявленным целям и задачам. Данный вид деятельности можно считать надежным и эффективным инструментом формирования и измерения УУД младших школьников [1].

Члены проблемной группы занимались разработкой и апробацией системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся, формированием банка проектных задач по предметам для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования и подготовкой схем анализа результатов решения проектных задач. Одним из ожидаемых результатов деятельности группы было создание системы внутреннего и внешнего оценивания результатов работы педагогов по формированию УУД учащихся.

Весь учебный год разбивался на три фазы, в каждой из которой проводились проектные задачи. Структура учебного года представлена на рис.2:



Рис 2. Структура учебного года

Неоднократное проведение диагностики даёт возможность отслежи вать развитие УУД у каждого учащегося.

Основной оценочной процедурой при решении проектной задачи учащимися может стать встроенная экспертная оценка внешнего наблюдателя (другого учителя, старшеклассников, роди телей и т. п.). Оценивание со стороны экспертов происходит че рез разные аспекты деятельности младших школьников в малой группе в ходе непосредственного решения проектной задачи.

Для оценки УУД мы разработали оценочные листы по каждому виду УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные (см. приложение). По каждому типу УУД определили критерии, прописали шкалу оценивания от 0-5 баллов и определили уровни: высокий – 5 б (умение выражено), средний: 3-4 б, низкий: 1-2 б.

Баллы, полученные каждым учеником, не переводятся в отметки и не выставляются в классный журнал. Для учителя и родителей они являются показателем того, на каком уровне развития находится соответствующее умение у ученика и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении. Увидеть уровень развития можно путём со поставления результатов каждого ученика с его собственными преды дущими результатами. Для этого надо произвести расчёты в нижних строках схемы анализа, следуя указанным там формулам. Данные карты использовались на всех этапах ОЭР.

Для включение проектно-задачной технологии в образовательный процесс необходимо учебно-методическое обеспечение.

Нами разработано УМК по внедрению проектно-задачной технологии. Наше УМК состоит из авторской программы, учебно-методического пособия для учителя, рабочих тетрадей «Проектные задачи по информатике и ИКТ». Данное УМК было включено в образовательный процесс предмета информатики и успешно прошло апробацию.



В ходе опытно-экспериментальной работы мы добились следующих результатов: учащиеся правильно и самостоятельно выделяют проблему задачи; активно высказывают свое мнение и задают вопросы одноклассникам; учащиеся увереннее используют персональный компьютер и мультимедийные технологии для решения проектной задачи; повысилась учебная мотивация и интерес к предмету «Информатика и ИКТ»; учащиеся достигают договоренности и согласование общих решений; адекватно реагируют на свой успех или неуспех в учебной деятельности; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Таким образом, метод проектных задач можно использовать как инструмент для оценивания УУД школьников при условии разработки единой критериальной базы на ступени начального обучения в образовательном пространстве школы.

Список литературы

1. Воронцов, А.Б. и др. Проектные задачи в начальной школе / А.Б. Воронцов. - М.: Просвещение, 2011.-176 с.

2. Сафонова Т.В., Чумакова И.А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников/ Т.В. Сафонова // Интеграция образования. - 2012. - №2. - С.21-26.