Высшая школа делового администрирования
Конференции
Ноябрь 2022

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В УЧРЕЖДЕНИИ КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Котарева Наталья Ивановна
методист
Косинова Анастасия Павловна
педагог-организатор
Косухина Ирина Викторовна
методист
МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Одаренность»

Аннотация. В статье рассмотрены различные аспекты организации методической работы в образовательном учреждении: определены основные направления и формы организации в свете модернизации современного образования. Обоснована необходимость направленности методической работы на решение актуальных проблем и использование ее как средства управления образовательным учреждением.

Ключевые слова: методическая работа, методическая служба, профессиональная компетентность, саморазвитие, инновационная деятельность, образовательная деятельность.

Приоритетной государственной задачей в области образования является обеспечение качества образования. Одним из действенных способов организации управления качеством образования в любом учреждении разрабатывается управленческая модель научно-методического сопровождения региональной системы оценки качества образования. Методическая работа в образовательном учреждении является организационной службой для создания условий по управлению качеством образования, повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной педагогической деятельности, создания определенной инновационной сферы.

Деятельность методической службы в МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Одаренность» направлена на: обновление содержания образования, повышение профессионального мастерства педагогических работников через организацию деятельности педагогического совета, методического совета, самообразование, посещение открытых занятий, своевременное оказание методической помощи педагогам, через аттестацию и курсовое повышение квалификации; способствует повышению качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, росту уровня образованности и воспитанности обучающихся; организацию работы по изучению новых нормативных документов; выявление, изучение и распространение наиболее ценного педагогического опыта; подготовку методических материалов для осуществления образовательного процесса: программ, рекомендаций, памяток; формирование практических навыков реализации основных компетенций в предметных областях; организацию мониторинга как основу управления качеством образования.

Научно-методическое обеспечение образовательной деятельности в МБУ ДО «ЦДО «Одаренность» реализуется одновременно по нескольким значимым направлениям: научно-практическое обеспечение содержания обучения, подготовка и реализация дополнительных общеразвивающих программ, апробация новых педагогических технологий, мониторинг образовательного процесса.

Разнонаправленность деятельности МБУ ДО «ЦДО «Одаренность» накладывает отпечаток и на осуществление методического сопровождения.

Прежде всего, это образовательная деятельность, включающая в себя организацию занятий с обучающимися в объединениях по интересам, разработку и корректировку дополнительных общеразвивающих программ, индивидуальных учебных планов; оказание консалтинговой помощи педагогам по вопросам планирования и организации образовательной деятельности; мониторинг качества образовательной деятельности.

Основной целью методической работы в учреждении дополнительного образования является развитие творческого потенциала педагога, совершенствование его профессионально-педагогической культуры.

Педагог должен быть в постоянном развитии: пополнять знания и повышать свою профессиональную компетентность. Педагогическая деятельность определяется не только наличием профессиональных знаний, развитых способностей к общению, эмпатии и рефлексии. Для педагога очень важно обладать потребностью и способностями к саморазвитию, самовоспитанию [1].

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной и научно-практической деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество процесса образовательной деятельности и на ее результативность [2].

С целью развития инновационной деятельности, совершенствования информационно-методического сопровождения образовательного процесса в начале учебного года нами ежегодно определяются этапы и план действий по развитию инновационного потенциала педагогического коллектива Центра «Одаренность».

В рамках выполнения Программы методической поддержки педагогических работников в учреждении одной из самых важных составляющих методической деятельности в 2021/2022 учебном году стала работа с молодыми специалистами и наставниками.

Для создания условий, способствующих профессиональному росту и формированию потребности у молодого педагога в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании знаний, умений и навыков, полученных в Вузе, в учреждении организована работа наставников. Под их руководством молодые педагоги составляют индивидуальный план профессионального становления, включающий основные направления:

- повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки;

- глубокое изучение и освоение общеразвивающих программ, современные требований к занятиям; научную и методическую литературы по направлению;

- должностные обязанности, работа с документацией.

С целью определения сформированности профессионально значимых качеств педагогов методической службой проводится диагностическая работа, позволяющая определить профессиональные достижения и затруднения, возникшие в процессе работы за прошедший период, профессиональные потребности молодых педагогов. Данный мониторинг проводится так же для того, чтобы в следующем учебном году все указанные вопросы отразить в плане работы с молодыми педагогами.

Следующим направлением методической деятельности, предусмотренной Программой методической поддержки педагогических работников, является обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Работа по данному вопросу предполагает изучение инновационного опыта, систематизация и обобщение материалов собственного опыта инновационной деятельности, оформление результатов исследования, презентация, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, мастер-классы, педагогические мастерские, выступления на педсоветах, участие в семинарах, создание информационной базы о передовом инновационном опыте [3].

Постоянное самообразование, поиск новых технологий и приемов педагогической деятельности, так или иначе, влияют на содержание и методы научно-методической работы в системе дополнительного образования. И хотя значение внутренней системы повышения квалификации, деятельности методических служб учреждений дополнительного образования никто не оспаривает, ограничиваться только их возможностями в обеспечении профессионального саморазвития педагогов уже невозможно [4]. Все большее внимание уделяется различным моделям повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических работников учреждений дополнительного образования.

На сегодняшний день в учреждении нет педагогов, не прошедших курсовую подготовку.

Определяя содержание повышения квалификации педагогических работников МБУ ДО «ЦДО «Одаренность» в организационно-управленческом контексте, необходимо исходить из комплекса современных требований к их профессионализму, профессиональной компетентности.

Одним из главных критериев, характеризующих профессионализм педагога, является аттестация педагогических кадров.

Следующим важным критерием при управлении образовательной деятельностью является участие педагогов Центра «Одаренность» в конференциях, семинарах, форумах, стажировочных площадках, педагогических чтениях, педсоветах. Авторы докладов и сообщений не только делятся своими наработками, но и знакомятся с опытом своих коллег.

Участие в конкурсах для педагогов – это своеобразный экзамен профессионального мастерства. Педагоги нашего учреждения активно участвуют в конкурсах различного уровня. Так, в 2021/2022 учебном году 82,3% педагогов приняли результативное участие в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах.

Одним из способов распространения опыта педагогической деятельности является публикация материалов. Педагоги МБУ ДО «ЦДО «Одаренность» активно представляют свои наработки в различных печатных и электронных сборниках статей, журналах.

Таким образом, завершая краткую характеристику основных организационных форм методической деятельности, проводимой в МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Одаренность», следует подчеркнуть, что, эффект их зависит от индивидуальных, групповых или коллективных потребностей и возможностей.

Методическая работа, несомненно, способствует повышению профессиональной компетентности и самосовершенствованию педагогов,

но только тех, кто заинтересован в своем профессиональном росте. Современному обществу нужен педагог, готовый к восприятию инноваций и умеющий действовать по-новому.

ЛИТЕРАТУРА1. Буйлова, Л.Н. Организация методической службы дополнительного образования детей [Текст] / Л.Н. Буйлова, С.В. Кончева. – М.: «Владос», 2001. – 160 с.

2. Винокурова, Т.С. Методическое сопровождение как фактор повышения профессионализма педагога дополнительного образования / Т.С. Винокурова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 56-60. [Электронный ресурс] / URL: http://e-koncept.ru/2015/95296.htm (дата обращения: 13.09.2019 г.).

3. Глинский, А.А. Методическая работа в общеобразовательном учреждении: Учеб. метод. Пособие [Текст] / А.А. Глинский / Академия последипломного образования. – 2-е изд., – Мн., 2014. – 128 с.

4. Дружинин, В.И. Методическая работа в образовательной организации: учебно-методическое пособие (6-е издание, перераб., дополн.) [Текст] / В.И. Дружинин; ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган, 2018. – 204 с.