Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Манушарова О.В. КЛАССНЫЙ ЧАС «БУДЬТЕ ДЛЯ ВСЕХ СОЛНЫШКОМ!»

Манушарова Ольга Владимировна
учитель начальных классов, Государственное бюджетное образовательное учреждение Республиканский физико-математический лицей-интернат, РСО-Алания г. Владикавказ

Библиографическое описание: Манушарова О.В. Классный час «Будьте для всех солнышком!» // Современная начальная школа. 2020. № 14. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/14.pdf.

Цель: акцентировать внимание учащихся на том, как важно уметь понимать состояние другого человека и откликаться на его беды и горести;

Приобщать учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе через понятия: доброжелательность, тактичность, любовь к ближнему.

Ход классного часа.

1.Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня наш классный час не простой, а волшебный. Вы будете волшебниками!

- Что же волшебного делают волшебники в сказках? (они творят добро)

- В чём это выражается? (помогают хорошему человеку)

- А вы можете помочь человеку? Как?

- А помешать злому? Как?

- Значит вы тоже волшебники!

2. Притча «Дружба, счастье и богатство»

(На фоне музыки.)

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое. – Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух. – Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам! Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

– Ребята, какая проблема стояла перед пастухом? (Кому открыть дверь.)

– Какое решение он принял? (Пустить на ночлег дружбу.)

– Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О дружбе)

- Назовите тему классного часа.

- Чему сегодня вы будете учиться?

- Я думаю, что творить добрые дела тоже нужно учиться, и, наверное, это не менее, а может быть, и более важно в нашей жизни, чем умение хорошо считать и правильно писать. Мы с вами поразмышляем о важнейших в жизни каждого из нас понятиях: о сострадании, милосердии, желании помочь другому, сочувствии, любви к ближнему.

– Сегодня мы скажем лучшие слова о дружбе, друзьях. Ответим на вопросы: Кто такой друг? Легко ли найти друга? Как стать настоящим другом?

3. Стихотворение о дружбе.

«Как возникло слово друг»

Когда еще никто не знал ни слова -

Ни “здравствуйте”, ни “солнце”, ни “корова”,

– Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи, (что одно и тоже),

Но, словом стал гортанный звук,

Осмысленней лицо, умнее руки,

И человек придумал слово “друг”,

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей – людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю!

4.Беседа с учащимися

- Да, слово друг известно давно. Но всех ли людей, которые нас окружают можно назвать друзьями?

- Кого мы называем другом?

- Какие качества у него будут главными?

- Каких друзей нам хотелось бы иметь?

- Давайте сейчас это выясним.

5. Упражнение «Каким должен быть друг?»

Цель: Выделить основные положительные качества друга.

Инструкция: На доске вывешиваются картинки с изображением героев из мультипликационных фильмов, внизу написаны качества. (Веселый, умный, жадный, хитрый, честный и т.д.). Ребятам необходимо выбрать из всех качеств те качества, каким должен обладать их друг.

Материал: Демонстрационные картинки А4 с изображением героев из мультипликационных фильмов.

Ход: Ребята, рассмотрите картинки и выберите те качества, которыми бы вы хотели, чтобы обладал ваш друг.

Вывод: Ребята, все вы хотите, чтобы ваши друзья обладали такими замечательными качествами как доброта, честность, общительность, готов всегда прийти на помощь и др. Но, прежде всего, необходимо, чтобы этими качествами обладали вы. И тогда у вас будет много хороших и добрых друзей.

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской доброты

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.

Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души,

Ты возьми и однажды добро просто так соверши

И тогда на морозе щемяще запахнет весной,

И тогда на земле станет больше улыбкой одной.

6.Игра «Цветик – Семицветик».

Перед вами необыкновенный цветок. Это Цветик-Семицветик. На его лепестках даны пословицы о дружбе, но они не закончены. Закончите пословицы:

Не мил и свет, когда… (друга нет)

Нет друга – ищи, а найдёшь… (береги)

Не имей 100 рублей, а имей… (сто друзей)

С добрым дружись, а лукавых… (берегись)

Старый друг лучше… (новых двух)

Хорошую дружбу топором … (не разрубишь)

Дерево держится корнями, а человек… (друзьями)

Песня «Дружба – это не работа»

7. Поразмышляй над историями.

Ситуация 1

За пять минут до первого урока в класс зашла Оля. У неё был расстроенный вид, заплаканные красные глаза. «Чего ты это плакала?» - громко спросила Катя. «Кто тебя обидел? Давай-давай, рассказывай», - подскочила к ней Наташа. «Что случилось», - закричали все. Оля разрыдалась и выбежала.

- В чём была ошибка ребят? (нужно было подойти и тихонько спросить Олю, помочь, посочувствовать, но не кричать, не выяснять так громко, что случилось).

Ситуация 2

В гости к Тане пришла подруга Ира и увидела в клетке любимого Таниного попугая. «Ничего птичка, симпатичная, - сказала Ира, - но они долго не живут. У меня такая же была, только сдохла». Таня надулась, и Ира уже не смогла её развеселить.

- Какую оплошность допустила Ира? (Ире не стоило так отзываться о любимом попугае подруги, тем более приводить такой пример).

8.Изготовление коллажа. «Волшебная страна»

- Вы мои волшебники! Наша волшебная добрая дружная страна должна быть ясной и прекрасной!

- Давайте сделаем так, чтобы солнце на нашей земле засияло ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца добротой своей согревают нашу Землю. Доброта очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают.

- Первая группа изобразит нам на этом листе солнце. Вашей команде нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их на солнце вместо лучиков.

- Солнце дает жизнь на Земле,значит на Доброй земле должны цвести сады, петь птицы, потому что природа тоже радуется доброте.

- Вторая группа приклеит к дереву корни,на них напишет свои добрые слова, ведь дерево вырастет сильным только тогда,когда у него будут добрые (крепкие) корни.

- Третья группа напишет на цветах добрые мысли.

- Четвертая группа напишет на плодах добрые поступки

- Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

Как дом, так сердце каждодневно

Необходимо выметать.

Оберегать от всякой скверны,

Не помнить зла, не оскорблять.

- Жизнь человека можно сравнить с алмазом – очень твердым драгоценным камнем. Ограненный и отшлифованный алмаз называют бриллиантом. Алмаз так же тверд, как характер сильного человека, и прозрачен, как душа доброго. Но чтобы стать бриллиантом и открыть свою природную красоту, алмаз должен быть обработан мастером. Так поступает со своей жизнью и человек. Он может заботиться о том, чтобы его жизнь лучилась добрыми поступками, но может прожить ее тускло, не вкладывая труда и душевных сил. Человек сам придает ценность своей жизни – поступкам и намерениям. Он сам становится своим мастером. Ребята, хочется пожелать вам, чтобы вы постепенно становились настоящими мастерами добра и любви.

Рефлексия:

- Всякий человек – уникальная личность. И верить в свою исключительность необходимо каждому. У всех много возможностей, много того, что делает каждого уникальным, и того, что всех объединяет. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить.Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем эту речёвку:

Главное вместе!

Главное дружно!

Главное с сердцем, горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

- Чему вы учились?

- Над чем нужно ещё поработать?

Сердечки настроений.

- Ребята, иногда взрослые говорят, что у них легко на сердце или тяжело на сердце. Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Попробуйте определить ваше настроение. Если сегодняшняя встреча вам доставила хоть чуточку радости, принесла чуточку знаний покажите мне красное сердечко.

- Будьте для всех солнышком! Песня «Дорогою добра».



Библиографический список.

1. Анохина Е.Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. М.Флинта, 2015г. – 210стр.

2. Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Просвещение,2014г. – 79стр.