преподаватель
ГБПОУ "Сахалинский промышленно-экономический техникум"
Аннотация:внастоящей статье патриотическое воспитание рассматривается в качестве элемента гражданского воспитания, которое направленно на формирование гражданской культуры личности. Раскрывается структура, методы и формы патриотического воспитания, а также типология патриотического воспитания по сферам жизнедеятельности с указанием примеров ее реализации на занятиях по истории.
Ключевые слова: гражданская культура, гражданское воспитание, патриотизм, патриотическое воспитание, технологии патриотического воспитания, патриотическое воспитание по сферам жизнедеятельности.
В динамично меняющихся социально-экономических и политических условиях развития России, высокую значимость приобретает формирование у обучающихся таких качеств личности, которые позволят стать активным, сознательным, полезным членом общества, участвовать в общегосударственных процессах, сохраняя собственную индивидуальность, внутреннюю свободу и т.д. В современной терминологии это может означать воспитание личности, способной эффективно функционировать в правовом государстве как представитель гражданского общества. В числе внутренних личностных детерминантов воспитания подобной личности можно выделить гражданскую культуру. Формирование гражданской культуры российских граждан обосновано сегодня как важнейшее направление государственной политики, вызванное к жизни особенностями современных мировых политических процессов.
Гражданская культура - это особое состояние, которое отражает уровень воплощения и развития общественно-политического, исторического и социально-правового опыта, который выражается в определенных стереотипах правомерного поведения и соответствует идеалам и целям правового государства и гражданского общества [12].
Гражданская культура, наряду с культурой жизненного самоопределения, интеллектуальной, нравственной, экологической, эстетической, физической культурой, культурой семейных отношений, культурой межнационального общения, культурой труда и экономической культурой личности, является элементом базовой культуры личности, которая отображает уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований [4, с.219].
Гражданственность выступает определяющей чертой общественно необходимого правового сознания и правового поведения людей. Гражданственность - это нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, соблюдение и уважение законодательства государства, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения [7, с.330].
Гражданская культура и гражданственность – результат гражданского воспитания, которое представляет собой процесс формирования уважения к закону и беспрекословного подчинения ему, нормам коллективной жизни, развития гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, культуры межнациональных отношений, гражданских чувств и качеств: патриотизма, интернационализма, национальной и расовой терпимости, чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать свое Отечество, отстаивать свои убеждения.
Составными компонентами гражданского воспитания являются:
1) Политическое воспитание - формирование политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, и умений разбираться в них с духовно-нравственных позиций.
Политическое сознание отображает основы политической культуры, а именно: знание политической реальности на теоретическом и обыденном уровнях; политические ценности, ценностные ориентации и общепринятые оценки состояния и перспектив развития политической системы и ее отдельных элементов; политическая вера, убежденность в истинности своих знаний и обоснованности ценностей; определенные модели, общепринятые образцы политического поведения [2, с.360].
2) Правовое воспитание — процесс формирования правовой культуры и правового поведения, заключающийся в осуществление правового всеобуча, развитии правового сознания и законопослушного поведения, преодолении правового нигилизма.
Правовая культура личности — это знание, понимание и сознательное выполнение требований права в жизнедеятельности человека. Личность служит закономерным носителем ценностей правовой культуры общества.
Индивидуальная правовая культура предполагает, прежде всего, правовую образованность человека, знание им действующего законодательства, наличие минимума практических навыков по умению ими пользоваться в конкретных жизненных ситуациях. Юридическая образованность не приходит сама собой. Для ее формирования создаются системы, как общего, так и специального среднего и высшего образования. Существуют и иные формы юридического просвещения населения. Знание права, понимание его требований, запретов, дозволений приобретает важное значение в правовом обществе. В современном мире, когда значительно расширились возможности людей по автономному, самостоятельному участию в гражданском обороте, конституционных и административных правоотношениях, роль юридической грамотности получает несравнимый с предыдущими временами смысл [10, с.243].
3) Патриотическое воспитание - это процесс, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения учащимися опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически-ориентированной активности в процессе учебной и внеурочной деятельности [6].
В содержательной структуре патриотического воспитанияможно выделить следующие направления:
· расширение теоретических знаний о патриотизме;
· развитие патриотизма как нравственного качества через аксиологическое, герменевтическое отражение действительности, в процессе которого происходит формирование патриотических чувств, поскольку нераздельно сознание и чувство патриотизма, сознание и чувство долга, сознание и чувство принадлежности к российскому народу;
· формирование гражданской позиции личности через общественно-полезную деятельность, способствующую развитию патриотизма.
Патриотическое воспитание как неотъемлемая часть воспитания личности способствует развитию и совершенствованию патриотических чувств, нравственных качеств. К.Д. Ушинский считал, что «нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [11].
Неразрывно с патриотическим воспитанием связано понятие патриотизма.
Патриотизм в лексическом значении означает «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу» [8]. По словарю В.И. Даля «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник» [5]. Символично определение С.И. Ожегова: «Патриот - человек, одушевленный патриотизмом» [9]. Оно подчеркивает особенности формирования патриотизма, его нравственные основы.
В современной педагогической науке патриотизм определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины [7, с.330].
Патриотическое сознание – это совокупность прогрессивных идей, взглядов, нацеленных на улучшение жизни в конкретном отечестве в рамках мирового сообщества. Включая в себя знания, мотивы поведения, оно воздействует на общественное бытие, являясь не только стимулятором общественного развития, но и хранителем культуры, направления деятельности человека и общества на прогрессивные преобразования.
Безусловно, патриотическое сознание является основой национального самосознания, укреплению которого служили примеры ратной доблести народа в борьбе с недругами. Героическое прошлое и сегодня способствует возвышению человеческой личности и формированию патриотизма. Важным средством патриотического воспитания служит, в первую очередь, история Отечества. Поэтому целью изучения отечественной истории должно быть познание нравственных начал российской жизни, исторических традиций российского народа.
Исторические знания оказывают важнейшее воздействие на формирование патриотизма, способствует развитию широты взглядов на окружающее, помогает выработать толерантное отношение к действительности, способствует повышению уровня политической культуры. Прогрессивная историческая наука способна облегчить решение многих современных политических проблем и способствовать развитию общества.
История служит и средством воспитания патриотических чувств, поскольку богатство сюжетов оказывает воздействие на духовный мир. Историческая достоверность выступает в качестве не только научной, но и своеобразной эстетической категории. Используя это, педагог может воздействовать на развитие патриотических чувств, формирование патриотической позиции обучающихся.
В педагогической науке выделяются следующие методы воспитания, которые полностью применимы и к патриотическому воспитанию посредством обучения истории:
1. Формирование сознания индивидуальной личности (диалог; рассказ; доклад; дискуссия; дебаты; беседы; семинары) – данный метод выражен в обмене информацией патриотического толка, просвещении.
2. Стимулирование специфичной деятельности и формирование определенной модели поведения (конкуренция; состязание; поощрение; похвала) – содержит социальное одобрение, чувство принадлежности к группе и обществу в целом.
3. Контроль, оценка, в т.ч. самостоятельные (оценка деятельности индивида социумом; наличие конкретных целей и понятных задач, к которым можно стремиться) – отображает наличие поддерживаемых социумом стимулов для соответствия патриотической модели поведения, а также порицаемых поведенческих паттернов.
4. Организация деятельности и сознательное формирование конкретного опыта (поручения; указания; направления к действию; инструкции; упражнения) – включает в себя выполнение конкретных задач, одобряемое обществом и наглядно демонстрирующее преимущества патриотичной модели поведения.
5. Самостоятельная работа и самообразование (изучение литературы на определенную тему; интервью; поиск информации) – следует понимать, что хаотичный поиск информации может привести индивида к недостоверным источникам, которые приведут к формированию порочной картины мира, не соответствующей объективной действительности – в т.ч. может противоречить идеям патриотизма, требует педагогической координации.
Необходимо выделить некоторые социальные технологии патриотической направленности, которые могут считаться педагогическими методами:
- лекции и занятия по истории страны (выражено в изучении объективных причин для уважения и любви к Отечеству);
- внеклассные занятия, посвященные проблемам домашнего региона (выражено в изучении и обсуждению проблем, которые могут относиться или не относиться к проблемам всей страны);
- кинофильм патриотической направленности, знакомящий зрителей с определенными трудностями, которые были преодолены их народом в прошлом (выражено в изучении объективных причин для уважения и любви к Отечеству) [1].
Среди форм организации патриотического воспитания следует выделить: классные часы, экскурсии, военно-спортивные игры, конкурсы, викторины, встречи с героями, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины, празднование памятных дат, просмотры видеофильмов, обращение к государственной символике, сбор материала о судьбе своих предков, родственников-участников ВОВ, локальных войн, знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ, социальные акции и др.
В педагогической науке существуют различные типологии направлений работы по патриотическому воспитанию, одна из которых предполагает осуществление патриотического воспитания по сферам жизнедеятельности, в рамках которых и происходит непосредственная воспитательная работа: духовно-нравственное; культурно-истори-ческое; гражданско-правовое; экологическое; краеведческое; миротворческое; военно-патриотическое [1]. Каждая из этих сфер в той или иной степени имеет непосредственное значение для формирования личности полноценного гражданина и члена общества, обладающего патриотическим сознанием и в полной мере идентифицирующего себя со своей Родиной, Отечеством, народом, его обычаями и традициями, территорией, качеством жизни на этой территории и т.д.
Рассмотрим реализацию данной типологии на примере обучения истории студентов старших курсов ГБПОУ «СПЭТ», которая в соответствии с программой, хронологически направлена на изучение истории периода после окончания Второй мировой войны.
Духовно-нравственное направление патриотического воспитания заключается в формировании чувства ответственности за судьбу своей Родины; воспитании любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков; привитии обучающимся понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей; формировании у обучающихся собственной позиции по отношению к тем или иным историческим и политическим событиям.
В основе нравственного воспитания лежат общечеловеческие ценности, моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества. Качествами, которые необходимо привить студентам, прежде всего, являются честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность.
Культурно-историческое направление патриотического воспитания представляет собой систему мероприятий, направленных на изучение истории и культуры страны, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, ощущение причастности к величию этой страны. Данное направление ориентировано и на формирование у личности социально-значимых и культурно-эстетических ценностей. Оно предусматривает воспитание высокой духовной культуры, удовлетворение культурных потребностей, что необходимо для формирования патриотического сознания.
Высокую патриотическую значимость имеет обращение в рамках тематических занятий к произведениям искусства различных направлений, а именно: повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и В. Быкова «Сотников»; стихотворения А. Тарковского «Русь моя, Россия, дом, земля и матерь», А. Евтушенко «Идут белые снеги…», А. Дементьева «Какое прекрасное имя – Россия!»; картины художников М. Савицкого («Партизаны», «Цифры на сердце»), К. Васильева («Прощание Славянки»), В. Харламова («Победа»); фильмы С. Бондарчука «Они сражались за Родину», Л. Шепитько «Восхождение»; песни А. Розенбаума, В. Третьякова.
Военно-патриотическое направление - это составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие любви к русской военной истории и на понимание необходимости в наличии способности к защите границ государства; готовность объединиться с другими гражданами для защиты общих интересов [3, с.131].
В рамках данного направления используются следующие формы работы:
- презентации и рефераты: «Триптих Победы», «Мемориалы героям Великой Отечественной войны», «Города-Герои», «Бессмертный полк»; сообщения о памятниках погибшим в боях за Южный Сахалин и Курильские острова;
- исследовательская деятельность обучающихся направленная на изучение боевого пути и мужественного проявления участников локальных и региональных конфликтов (подготовка сообщения, презентации о героях и участниках войн);
- исследование исторических документов в ходе выполнения практических работ;
-изучение на занятиях мемориальной литературы (книги памяти, письма и воспоминания участников локальных и региональных конфликтов, в том числе и офицеров российской армии); периодической печати прошлых лет.
- изучение карт военных действий, просмотр документальной хроники;
-проведение викторины «Военная история России»;
- проведение уроков мужества с участием ветеранов боевых действий;
- знакомство с творчеством ветеранов боевых действий;
- проведение единых уроков истории;
- участие во Всероссийских олимпиадах по истории (онлайн);
-возложение цветов к мемориалу памяти погибших воинов-сахалинцев в Афганистане и Чечне;
- посещение музеев.
Миротворческое направление патриотического воспитания преследует цель формирования толерантной, миролюбивой личности, обладающей знаниями о других культурах и народах, умениями руководствоваться в поведении гуманистическими принципами, понимания важности борьбы с терроризмом, сохранения мира и ценности человеческой жизни и благополучия мирной жизни [1].
В рамках данного направления обучающиеся готовят презентаций о традиционной культуре многонационального народа России, коренных народов Сахалинской области; выступают с рефератами о борьбе с терроризмом, на примерах террористических актов в России.
Гражданско-патриотическое направление это - воспитание правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга. К направлениям, по которым необходимо вести процесс гражданско-патриотического воспитания, следует отнести формирование чувства собственного достоинства, нравственных идеалов, правовой культуры, дисциплинированности, активной социальной позиции, готовности к выполнению своего конституционного долга; формирование навыков оценки и ценности политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве.
На занятиях по истории уделяется особое внимание анализу международных договоров, Декларации от 12.06.1990 г. №22-1 «О государственном суверенитете РСФСР», конституционному развитию России, процессу подготовки и принятия Конституции Российской Федерации, изучение ее основных положений. Исследуется структура государственного аппарата России, в историческом ключе рассматриваются референдумы и свободные выборы, символика государства и Сахалинской области.
Эколого-патриотическое направление подразумевает пониманиеценности природных ресурсов страны; необходимость сохранения и защиты редкой флоры и фауны; влияние природных процессов на качество жизни, проблемы загрязнения окружающей среды.
В рамках данного направления исследуется влияние, как на экологию, так и на внутреннюю и внешнюю политику государства ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Чернобыльской катастрофы, аварии на АЭС Факусима-1. Не остаются в забвении трагические события в п. Нефтегорске Сахалинской области.
Краеведческое направление патриотического воспитания формирует ощущение единения малой родины со всем государством; повышение чувство причастности, как к родному краю, так и ко всей стране; отображает участие региона в жизни государства.
Следует отметить, что каждое из вышеуказанных направлений патриотического воспитания, прочно связано между собой, включая краеведческое.
Среди обучающихся был проведен опрос по выявлению воздействия изучения истории на уровень патриотизма личности, состоящий из четырех вопросов. В опросе приняло участие 20 человек.
На вопрос: «Какой вид деятельности повлиял на уровень Вашего патриотизма?» 10 человек ответили – изучение исторического документа; 7 – просмотр документальной хроники; 3 – исследовательская деятельность, посвященная героическому пути участников войн.
На вопрос: «Какие формы воспитания повлияли на уровень Вашего патриотизма?» 9 человек ответили – встреча с ветераном боевых действий; 7 – возложение цветов к мемориалу памяти погибших воинов-сахалинцев; 4 – защита презентации о судьбе Героев России.
На вопрос: «Вырос ли Ваш уровень патриотизма после изучения истории в техникуме?» 12 человек ответили – да; 5 – незначительно; 3 – нет.
На вопрос: «Какое направление патриотического воспитания, на Ваш взгляд, самое важное на занятиях?» 7 человек ответили – культурно-историческое; 7 – военно-патриотическое; 4 – миротворческое; 2 – экологическое.
По результатам опроса можно сделать вывод, что патриотическому воспитанию обучающихся, необходимо уделять особое внимание. Для повышения качества патриотического воспитания обучающихся, оно должно проводиться систематически, посредством использования различных педагогических форм, методов, технологий. Следует отметить, что не всегда речь может идти о воспитании патриотизма «по восходящей», в некоторых случаях, его предварительно необходимо «пробудить» в обучающемся.
В настоящее время существует ряд проблем, влияющих на патриотическое воспитание на занятиях по истории. Прежде всего, необходимо отметить низкий уровень нравственной культуры молодежи, которая является фундаментом формирования личности. Нельзя не сказать о «Западной культуре», которая порой, неся собой, сомнительные ценности, негативно влияет на сознание молодежи, в том числе и патриотическое. Интернет, на сегодняшний день, является основным ресурсом для получения информации обучающимися, в котором, как известно, достаточное большое количество недостоверной или спорной информации, именно она зачастую принимается в качестве истины представителями молодого поколения.
Таким образом, эрозия духовно-нравственных ориентиров, негативное воздействие макро- и микросреды, пробелы в исторических знаниях, низкий уровень патриотизма, являются источником проблем формирования гражданской культуры личности, которая оказываясь включенной в политико-правовые процессы, синтезируя ценностно-правовые и культурные представления и стремления граждан, способствует тем самым консолидации российского общества, его стабильному и конструктивному развитию в соответствии с ценностями и идеалами.
Поскольку гражданская культура обуславливают процесс формирования личности, ей свойственны регулятивные и социализирующие свойства, которые являются составляющими механизма гражданской активности личности, основанного на личностных регуляторах значимого, социально-полезного поведения.
Исторические преобразования отечественной государственности всегда сопровождались глубокой трансформацией общественного сознания, основанного на единении русского народа, на основании национальной идеи, воспитания и привития чувства духовного единства России. На современном этапе развития российского общества такой идеей выступает патриотизм.
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, взаимная ответственность государства и личности в данном процессе является неотъемлемым компонентом и напрямую зависит от уровня сформированности гражданской культуры в обществе.
Список используемых источников:
1. Блошко В.В., Капустин В.В., Классификация методов патриотического воспитания молодежи в аспекте сферы их применения [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikat siya-metodov-patrioticheskogo-vospitaniya molodezhi-v-aspekte-sfery-ih-primeneniya
2. Батурин В.К., Политология: учебник для студентов вузов /под ред. В.К. Батурина. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 567с.
3. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
4. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для вузов / Н.Ф. Голованова. – 2-е изд., переаб. и доп. – Москва: Издательский дом Юрайт, 2023. – 372 с.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t olkovyj-slovar-zhivogo-velikorusskogo-jazyka-v-i-dalja/
6. Ёлкин С.М., Косова А.А., О содержании понятий «Патриотизм» и «Патриотическое воспитание» [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-soderzhanii-ponyatiy-patriotizm-i-patrioticheskoe-vospitanie
7. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для вузов / Г.М. Коджаспирова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 711с.
8. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1984. Т.З. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/S pravochniki/slovar-russkogo-jazyka-v-4-tomah-malyj-akademicheskij-slovar/
9. Словарь русского языка. Сост. СИ. Ожегов. [Электронный ресурс]. – URL: https://ozhegov.info/slovar/
10. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – 640с.
11. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.2 Педагогические статьи 1857 – 1861 гг. [Электронный ресурс]. – URL: http://elib.gnpbu.ru/tex t/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948/go,2;fs,0/
12. Яковлев Е.В., Гражданская культура в правовом развитии современной России: поиск оптимальной модели [Электронный ресурс]. – URL: file:///C:/Users/HP/Downloads/grazhdanskaya-kultura-v-pravovom-razvitii-sovremennoy-rossii-poisk-optimalnoy-modeli.pdf