Библиографическое описание:
Гребенщикова Ю.А. Приемы развития интеллектуальных умений у младших школьников // Современная начальная школа. 2021. № 27. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/27.pdf.
На современном этапе происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иные подходы, иное содержание, иные отношения, реализуются иные цели. Требованием сегодняшнего времени является ориентация на приоритет развивающей функции обучения. В качестве оценки эффективности обучения должны выступать не только показатели знаний, умений и навыков, но и, в частности, уровень сформированности определенных интеллектуальных качеств, характеризующих разные стороны развития интеллекта школьника.
Актуальность задачи интеллектуального развития личности, важнейшим компонентом которой является формирование интеллектуальных умений, обусловлена рядом причин. Качество усвоения знаний во многом зависит от уровня развития мышления учащихся: логически развитое мышление позволяет легче усвоить знания и в большем объеме. Владение приемами организации умственного труда, а это чаще всего приемы мыслительных операций, помогают восприятию объяснения учителя, участию в беседе, выполнению упражнений, практических работ, решению задач, самостоятельной работе с книгой на уроке и при выполнении домашних заданий.
Заметим, что для отстающих учащихся характерно именно неумение организовать свою умственную деятельность. Неумение анализировать, сравнивать, выделять главное, недостаточно развитые память (особенно, логическая) мешают ребенку полноценно воспринимать и понимать изучаемый материал.
В психолого-педагогических исследованиях и практике логической подготовки детей младшего школьного возраста экспериментально доказано, что «младший школьный возраст является сенситивным к усвоению обобщенных средств и способов умственной деятельности; содержанием логической подготовки является формирование интеллектуальных умений в процессе обучения школьным дисциплинам на всех его ступенях…» [2].
Умение совершать логические действия не является врожденным. По мнению многих авторов и, в частности П.П. Блонского, мыслительная деятельность успешно активизируется и развивается там, где «учащиеся осознают новые вопросы, включаются в поиски ответов на них, сначала в сотрудничестве с учителем, а затем самостоятельно, постепенно переходя от простых к все более усложняющимся вопросам» [1].
Учитель начальных классов обязательно должен целенаправленно развивать интеллектуальные умения, потому что содержание обучения уже с первого класса включает в себя, кроме предметных знаний и умений, логическую составляющую.
С позиции теории деятельности педагогике логический прием мышления понимается как совокупность действий, направленных на выполнение логической операции или логического закона.
Внутри логических приемов мышления существует последовательность, при которой один прием строится над другим. Исходными, входящими в состав остальных приемов являются сравнение, анализ, синтез.
К.Д. Ушинский считал, что «сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления» [3].
Сравнение – это логический прием, лежащий в основе суждения о сходстве и различии объектов. С помощью сравнения выполняются количественные и качественные характеристики объектов, классификации, упорядочивание. Сравнивая, например, операции сложения и вычитания, умножения и деления, ученик глубже познает особенности данных предметов и явлений.
Важны условия логического сравнения:
1) Сравнение имеет смысл только в совокупности «однородных» предметов, образующих класс.
2) Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения.
Определен состав логического действия сравнения, который необходимо учитывать при выполнении действий с объектами:
· выделение признаков в объекте;
· установление общих признаков у объектов;
· установление существенных признаков у объектов.
4) Выделение основания для объекта (признак, по которому выполнено сравнение).
5) Сопоставление объектов по выделенному основанию и формулировка суждения об отношении сходства или различия между сравниваемыми объектами.
В обучении младших школьников мы придерживаемся следующего алгоритмадействия сравнения:
· назови признак, по которому сравниваешь предметы;
· назови или покажи, как этот признак проявляется в каждом предмете;
· сделай вывод: одинаковы или различны предметы по данному признаку;
· при сравнении по величине уточни, какой предмет больше по данному признаку, какой меньше (длиннее-короче, выше-ниже и т.п.) [4].
Наблюдения показали, что младшие школьники более успешно находят сходство между предметами, если при сравнении им давать дополнительный предмет, отличный от сравниваемых. Если продемонстрировать три картинки – корову, овцу и собаку, то учащиеся находят гораздо больше сходных признаков у коровы и овцы.
В начальных классах также используется сериация (упорядочение) – логический прием, заключающийся в упорядочении предметов по степени интенсивности выделенного признака.
В состав действия сериации входят операции:
1) выделение основания для сериации;
2) сравнение объектов по выделенному основанию;
3) построение ряда непрерывно увеличивающихся или уменьшающихся по данному основанию объектов.
В работе с младшими школьниками эффективен следующий алгоритм выполнения действия сериации (упорядочения):
1) выбери самый большой по данному признаку предмет (сравнивая его с каждым из оставшихся), поставь его первым в ряду;
2) выбери самый большой по данному признаку предмет из оставшихся (путем непосредственного сравнения), поставь его вторым в ряду и т.д. пока не будет построен весь ряд [4].
В процессе обучения в начальных классах используется классификация – логический прием, заключающийся в распределении предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов.
Для овладения данным приемом обучающимся необходимы предварительные знания и умения: находить для нескольких видовых понятий родовое; находить видовые понятия для данного родового; определять, принадлежит видовое понятие данному родовому или нет; определять родовой и видовой признаки понятия.
Пример приема классификации.
Цель: формировать у детей умение выбирать основание для классификации.
Задание: какой из числовых рядов лишний?
Папа дал Сереже бумажку, на которой было зашифровано число. Это число надо было поставить, чтобы открыть известный Сереже ящик автоматической камеры хранения и взять из него вещи. Давая это поручение, папа сказал: «Ряд чисел, который здесь «лишний» (не похож на остальные) дает число, которое надо поставить, чтобы открыть ящик». Подошел Сережа к ящику и задумался. Помогите ему, ребята, узнать число, с помощью которого он сможет открыть ящик и взять вещи из камеры хранения. Для этого найдите на рисунке «лишний» ряд, укажите, чем он отличается от других. Какой шифр ящика?
1 2 4 8 16
3 6 12 24 48
5 10 20 40 80
2 6 18 54 162
7 14 28 56 112
Следующий прием - прием аналогии. Понятие «аналогичный» в переводе с греческого языка означает «сходный», «соответственный», понятие аналогия - сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями, способами действий.
В процессе обучения математики учитель довольно часто говорит детям: «Сделайте по аналогии» или «Это аналогичное задание». Обычно такие задания даются с целью закрепления тех или иных действий [6].
Формирование у младших школьников умения выполнять умозаключения по аналогии, необходимо иметь в виду следующее:
· аналогия основывается на сравнении, поэтому успех ее применения зависит от того, насколько ученики умеют выделять признаки объектов и устанавливать сходство и различие между ними;
· для использовании аналогии необходимо иметь два объекта, один из которых известен, второй сравнивается с ним по каким-либо признакам. Отсюда, применение приема аналогии способствует повторению изученного и систематизации знаний и умений;
· для ориентации школьников на использование аналогии необходимо в доступной форме разъяснить им суть этого приема, обратив их внимание на то, что в математике нередко новый способ действий можно открыть по догадке, вспомнив и проанализировав известный способ действий и данное новое задание;
· для правильных действий по аналогии сравниваются признаки объектов, существенные в данной ситуации. В противном случае вывод может быть неверным [6].
Примеры заданий по аналогии:
Цель: учить детей строить умозаключение по аналогии.
Задание:
1. Вставьте пропущенное слово
123452
РАКЕТА
321452
?
2. Поставьте нужное слово вместо знака вопроса.
ПОРТРЕТ
4
ПОРТ
ЛЕСКА
3
?
Для овладения логическими приемами мышлениямладшим школьникам важно дать основы логических знаний, например, ученик должен знать и понимать, что сравнить два предмета, значит определить, чем они похожи и чем они отличаются, упорядочить объекты – знать и понимать, что значит расположить предметы в ряд по определенному признаку и т.д.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, каждое действие, совершаемое с объектами, следует отрабатывать в материальном и материализованном плане с обязательным проговариванием каждой операции. На материальном этапе отработки нового действия дети должны быть включены в практическую деятельность с предметами. Эта деятельность обеспечивается многообразием демонстрационного и раздаточного материала. В материализованном плане действия отрабатываются не с предметами, а с их заместителями – моделями. Для этого дети должны познакомиться с деятельностью моделирования.
При организации деятельности учащихся полезно использовать различные формы: самостоятельная деятельность каждого ребенка с последующей проверкой ответа каждого или коллективного обсуждение результатов; работа парами, группами.
На первых уроках по усвоению нового действия необходим пооперационный контроль, затем контроль должен стать эпизодическим, и, наконец, контролем результата действия.
Необходимо, чтобы в процессе овладения логическими приемами учащийся был субъектом учебной деятельности, отношения строились на основе сотрудничества.
В результате целенаправленного использования логических операций в единстве у обучающихся вырабатываются следующие умения:
· выделять в объектах отличительные и общие свойства;
· указывать, называть, перечислять предметы, обладающие данными признаками или совокупностью признаков;
· сравнивать объекты по каким-либо признакам: находить их общие и различные признаки;
· располагать предметы в ряд по какому-либо признаку (по убыванию или возрастанию величины признака);
· составлять описания объектов путем перечисления их существенных признаков;
· распознавать предметы по описаниям;
· выполнять классификацию по выделенным признакам [5].
Главным механизмом развития интеллектуальных умений также может стать обучающий эксперимент (Л.С. Выготский). Педагогический механизм развития интеллектуальных умений должен включать как обязательные следующие элементы: самостоятельное выполнение задания (несколько превышающие уровень доступности для ребёнка); выполнение задания с помощью взрослого; перенос усвоенных навыков в новые условия (выполнение аналогичного задания).
При этом необходимо использовать следующие педагогические методы: знакомить детей с элементами формальной логики; разъяснять сущность той или иной операции, показывать образцы деятельности, знакомить со способами сравнения, обобщения и т.п., использовать специальные упражнения, проводимые по алгоритму: найти отличительные и сходные признаки объектов; сопоставить их и определить существенные; выделить из них наиболее общие.
Таким образом, использование приемов в образовательном процессе, способствуют развитию интеллектуальных умений у младших школьников.
1. Блонский П.П. Психология младшего школьника / Под редакцией А.И. Липкиной и Т. Д. Марцинковской. – М.: Издательство "Институт практической психологии". – 1997. – 575 с.
2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: Владос-Пресс, 2005. – 159с.
3. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 2006.
4. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет / А.З. Зак. – М.: Новая жизнь, 1996. – 285 с.
5. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математики в школе: Учителю математики о пед. психологии. - М., 2008. – 160
6. Шелехова Л.В. Сюжетные задачи по математике: учебно-методическое пособие / Л. В. Шелехова. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 148 с.
Гребенщикова Ю.А. Приемы развития интеллектуальных умений у младших школьников // Современная начальная школа. 2021. № 27. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/27.pdf.
На современном этапе происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иные подходы, иное содержание, иные отношения, реализуются иные цели. Требованием сегодняшнего времени является ориентация на приоритет развивающей функции обучения. В качестве оценки эффективности обучения должны выступать не только показатели знаний, умений и навыков, но и, в частности, уровень сформированности определенных интеллектуальных качеств, характеризующих разные стороны развития интеллекта школьника.
Актуальность задачи интеллектуального развития личности, важнейшим компонентом которой является формирование интеллектуальных умений, обусловлена рядом причин. Качество усвоения знаний во многом зависит от уровня развития мышления учащихся: логически развитое мышление позволяет легче усвоить знания и в большем объеме. Владение приемами организации умственного труда, а это чаще всего приемы мыслительных операций, помогают восприятию объяснения учителя, участию в беседе, выполнению упражнений, практических работ, решению задач, самостоятельной работе с книгой на уроке и при выполнении домашних заданий.
Заметим, что для отстающих учащихся характерно именно неумение организовать свою умственную деятельность. Неумение анализировать, сравнивать, выделять главное, недостаточно развитые память (особенно, логическая) мешают ребенку полноценно воспринимать и понимать изучаемый материал.
В психолого-педагогических исследованиях и практике логической подготовки детей младшего школьного возраста экспериментально доказано, что «младший школьный возраст является сенситивным к усвоению обобщенных средств и способов умственной деятельности; содержанием логической подготовки является формирование интеллектуальных умений в процессе обучения школьным дисциплинам на всех его ступенях…» [2].
Умение совершать логические действия не является врожденным. По мнению многих авторов и, в частности П.П. Блонского, мыслительная деятельность успешно активизируется и развивается там, где «учащиеся осознают новые вопросы, включаются в поиски ответов на них, сначала в сотрудничестве с учителем, а затем самостоятельно, постепенно переходя от простых к все более усложняющимся вопросам» [1].
Учитель начальных классов обязательно должен целенаправленно развивать интеллектуальные умения, потому что содержание обучения уже с первого класса включает в себя, кроме предметных знаний и умений, логическую составляющую.
С позиции теории деятельности педагогике логический прием мышления понимается как совокупность действий, направленных на выполнение логической операции или логического закона.
Внутри логических приемов мышления существует последовательность, при которой один прием строится над другим. Исходными, входящими в состав остальных приемов являются сравнение, анализ, синтез.
К.Д. Ушинский считал, что «сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления» [3].
Сравнение – это логический прием, лежащий в основе суждения о сходстве и различии объектов. С помощью сравнения выполняются количественные и качественные характеристики объектов, классификации, упорядочивание. Сравнивая, например, операции сложения и вычитания, умножения и деления, ученик глубже познает особенности данных предметов и явлений.
Важны условия логического сравнения:
1) Сравнение имеет смысл только в совокупности «однородных» предметов, образующих класс.
2) Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения.
Определен состав логического действия сравнения, который необходимо учитывать при выполнении действий с объектами:
· выделение признаков в объекте;
· установление общих признаков у объектов;
· установление существенных признаков у объектов.
4) Выделение основания для объекта (признак, по которому выполнено сравнение).
5) Сопоставление объектов по выделенному основанию и формулировка суждения об отношении сходства или различия между сравниваемыми объектами.
В обучении младших школьников мы придерживаемся следующего алгоритмадействия сравнения:
· назови признак, по которому сравниваешь предметы;
· назови или покажи, как этот признак проявляется в каждом предмете;
· сделай вывод: одинаковы или различны предметы по данному признаку;
· при сравнении по величине уточни, какой предмет больше по данному признаку, какой меньше (длиннее-короче, выше-ниже и т.п.) [4].
Наблюдения показали, что младшие школьники более успешно находят сходство между предметами, если при сравнении им давать дополнительный предмет, отличный от сравниваемых. Если продемонстрировать три картинки – корову, овцу и собаку, то учащиеся находят гораздо больше сходных признаков у коровы и овцы.
В начальных классах также используется сериация (упорядочение) – логический прием, заключающийся в упорядочении предметов по степени интенсивности выделенного признака.
В состав действия сериации входят операции:
1) выделение основания для сериации;
2) сравнение объектов по выделенному основанию;
3) построение ряда непрерывно увеличивающихся или уменьшающихся по данному основанию объектов.
В работе с младшими школьниками эффективен следующий алгоритм выполнения действия сериации (упорядочения):
1) выбери самый большой по данному признаку предмет (сравнивая его с каждым из оставшихся), поставь его первым в ряду;
2) выбери самый большой по данному признаку предмет из оставшихся (путем непосредственного сравнения), поставь его вторым в ряду и т.д. пока не будет построен весь ряд [4].
В процессе обучения в начальных классах используется классификация – логический прием, заключающийся в распределении предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов.
Для овладения данным приемом обучающимся необходимы предварительные знания и умения: находить для нескольких видовых понятий родовое; находить видовые понятия для данного родового; определять, принадлежит видовое понятие данному родовому или нет; определять родовой и видовой признаки понятия.
Пример приема классификации.
Цель: формировать у детей умение выбирать основание для классификации.
Задание: какой из числовых рядов лишний?
Папа дал Сереже бумажку, на которой было зашифровано число. Это число надо было поставить, чтобы открыть известный Сереже ящик автоматической камеры хранения и взять из него вещи. Давая это поручение, папа сказал: «Ряд чисел, который здесь «лишний» (не похож на остальные) дает число, которое надо поставить, чтобы открыть ящик». Подошел Сережа к ящику и задумался. Помогите ему, ребята, узнать число, с помощью которого он сможет открыть ящик и взять вещи из камеры хранения. Для этого найдите на рисунке «лишний» ряд, укажите, чем он отличается от других. Какой шифр ящика?
1 2 4 8 16
3 6 12 24 48
5 10 20 40 80
2 6 18 54 162
7 14 28 56 112
Следующий прием - прием аналогии. Понятие «аналогичный» в переводе с греческого языка означает «сходный», «соответственный», понятие аналогия - сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями, способами действий.
В процессе обучения математики учитель довольно часто говорит детям: «Сделайте по аналогии» или «Это аналогичное задание». Обычно такие задания даются с целью закрепления тех или иных действий [6].
Формирование у младших школьников умения выполнять умозаключения по аналогии, необходимо иметь в виду следующее:
· аналогия основывается на сравнении, поэтому успех ее применения зависит от того, насколько ученики умеют выделять признаки объектов и устанавливать сходство и различие между ними;
· для использовании аналогии необходимо иметь два объекта, один из которых известен, второй сравнивается с ним по каким-либо признакам. Отсюда, применение приема аналогии способствует повторению изученного и систематизации знаний и умений;
· для ориентации школьников на использование аналогии необходимо в доступной форме разъяснить им суть этого приема, обратив их внимание на то, что в математике нередко новый способ действий можно открыть по догадке, вспомнив и проанализировав известный способ действий и данное новое задание;
· для правильных действий по аналогии сравниваются признаки объектов, существенные в данной ситуации. В противном случае вывод может быть неверным [6].
Примеры заданий по аналогии:
Цель: учить детей строить умозаключение по аналогии.
Задание:
1. Вставьте пропущенное слово
123452
РАКЕТА
321452
?
2. Поставьте нужное слово вместо знака вопроса.
ПОРТРЕТ
4
ПОРТ
ЛЕСКА
3
?
Для овладения логическими приемами мышлениямладшим школьникам важно дать основы логических знаний, например, ученик должен знать и понимать, что сравнить два предмета, значит определить, чем они похожи и чем они отличаются, упорядочить объекты – знать и понимать, что значит расположить предметы в ряд по определенному признаку и т.д.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, каждое действие, совершаемое с объектами, следует отрабатывать в материальном и материализованном плане с обязательным проговариванием каждой операции. На материальном этапе отработки нового действия дети должны быть включены в практическую деятельность с предметами. Эта деятельность обеспечивается многообразием демонстрационного и раздаточного материала. В материализованном плане действия отрабатываются не с предметами, а с их заместителями – моделями. Для этого дети должны познакомиться с деятельностью моделирования.
При организации деятельности учащихся полезно использовать различные формы: самостоятельная деятельность каждого ребенка с последующей проверкой ответа каждого или коллективного обсуждение результатов; работа парами, группами.
На первых уроках по усвоению нового действия необходим пооперационный контроль, затем контроль должен стать эпизодическим, и, наконец, контролем результата действия.
Необходимо, чтобы в процессе овладения логическими приемами учащийся был субъектом учебной деятельности, отношения строились на основе сотрудничества.
В результате целенаправленного использования логических операций в единстве у обучающихся вырабатываются следующие умения:
· выделять в объектах отличительные и общие свойства;
· указывать, называть, перечислять предметы, обладающие данными признаками или совокупностью признаков;
· сравнивать объекты по каким-либо признакам: находить их общие и различные признаки;
· располагать предметы в ряд по какому-либо признаку (по убыванию или возрастанию величины признака);
· составлять описания объектов путем перечисления их существенных признаков;
· распознавать предметы по описаниям;
· выполнять классификацию по выделенным признакам [5].
Главным механизмом развития интеллектуальных умений также может стать обучающий эксперимент (Л.С. Выготский). Педагогический механизм развития интеллектуальных умений должен включать как обязательные следующие элементы: самостоятельное выполнение задания (несколько превышающие уровень доступности для ребёнка); выполнение задания с помощью взрослого; перенос усвоенных навыков в новые условия (выполнение аналогичного задания).
При этом необходимо использовать следующие педагогические методы: знакомить детей с элементами формальной логики; разъяснять сущность той или иной операции, показывать образцы деятельности, знакомить со способами сравнения, обобщения и т.п., использовать специальные упражнения, проводимые по алгоритму: найти отличительные и сходные признаки объектов; сопоставить их и определить существенные; выделить из них наиболее общие.
Таким образом, использование приемов в образовательном процессе, способствуют развитию интеллектуальных умений у младших школьников.
1. Блонский П.П. Психология младшего школьника / Под редакцией А.И. Липкиной и Т. Д. Марцинковской. – М.: Издательство "Институт практической психологии". – 1997. – 575 с.
2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: Владос-Пресс, 2005. – 159с.
3. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 2006.
4. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет / А.З. Зак. – М.: Новая жизнь, 1996. – 285 с.
5. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математики в школе: Учителю математики о пед. психологии. - М., 2008. – 160
6. Шелехова Л.В. Сюжетные задачи по математике: учебно-методическое пособие / Л. В. Шелехова. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 148 с.