учитель начальных классов
Жаврова Мария Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 32», г. Астрахань
Знакомство и изучение окружающего мира однозначно оказывает позитивное влияние на всестороннее развитие личности ребёнка. Возможности познания мира вокруг нас, изучение явлений природы, социальных вопросов совершенствуют сенсорные процессы, речь, мышление ребёнка, стимулируют развитие любознательности. Систематически наблюдая явления окружающего мира, находясь в постоянном взаимодействии с его предметами и объектами, ученик приобретает не только богатый опыт, но и учится сравнивать, анализировать, обобщать устанавливать связи, делать выводы.
Мотивом получения знаний являются правильно созданные ситуации вопроса, удивления, предположения. По мнению К.Д. Ушинского, истина самого слова, логическое упражнение мысли рождаются в процессе познания ребенком мира, например мира природы. «Все, что есть в речи логического, − писал великий педагог, − проистекает из наблюдений человека над природой», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».
Изучение предмета «Окружающий мир» помогает развитию познавательных умений. Ученики учатся видеть проблему, находить пути её решения, учатся анализировать, сравнивать, соотносить. Развитие коммуникативных умений существенно повышается, дети пробуют вести диалог, слушать, аргументировать, работать в парах и группах, находить и решать проблемы, совместно проводить опыты и систематизировать результаты.
Именно в начальных классах школьники получают огромный объём знаний из разных образовательных областей, что позволяет говорить, что предмет «Окружающий мир» формирует как эрудицию, так и культуру ученика.
Начальные основы культурологической и экологической грамотности закладываются на уроках окружающего мира в начальной школе. Обучающиеся учатся соблюдать правила здорового образа жизни, правила поведения в обществе и в мире природы, узнают экологические нормы, освоят принципы адекватного культуросообразного поведения в окружающем нас мире.
В программе курса данного предмета выделяется определенный небольшой набор понятий, который ученик начальной школы должен освоить. В наших учебниках обычно даются понятия через показ. Однако по новым направлениям выпускник должен уметь создавать определения не только по аналогии, но и находить их и делать выводы самостоятельно.
З.А. Клепинина и Г.Н. Аквилева предлагают нам в методике преподавания предмета «Окружающий мир» использовать два пути формирования понятий: стихийный и организованный.
Вот некоторые способы раскрытия содержания понятий в учебном курсе «Окружающий мир».
ü Представление понятия как вид и его отличие. Такие понятия принято называть вербальными, здесь одно понятие определяется через другое, которое уже известно. Например, круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью.
ü Конструктивные понятия: указывается ближайшего рода и способа получения. Например, четное число – это натуральное число, которое делится на два.
ü Можно раскрыть содержание понятия, перечисляя объекты из множества. Например, роза, астра, хризантема являются цветочными растениями.
При изучении предмета «Окружающий мир» наибольший эффект приносят такие приёмы: составление таблиц, схем и ментальных карт, опорные конспекты и рисунки, кластеры и чертежи.
Следует отметить, что в современном обучении важным и обязательным условием достижения планируемых результатов является систематическое использование интерактивных технологий. Их появление на уроке по учебному предмету «Окружающий мир» обеспечивает такие виды учебной деятельности: регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Литература
1. Алексеева О.В. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе: учебное пособие / О.В. Алексеева, А.А. Арасланова. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017 – 144 с.
2. Новолодская, Е. Г. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе: учебное пособие / Е.Г. Новолодская; Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2016.
3. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана-Граф.