Высшая школа делового администрирования
Конференции
Июль 2023

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Филиппова Светлана Анатольевна
воспитатель
ЛОГБУ "Волховский КЦСОН "Береника", г. Волхов, Ленинградская область

Значительная часть детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания.

В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом. Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами (отсталость от паспортных норм возраста). Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе.

Целью реабилитации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь воспитаннику максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Игровые технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса.

Цель использования технологии: Расширение образовательного пространства, развитие мотивационных процессов, познавательной активности, усиление работоспособности воспитанников.

Результат использования технологии: Преодоление трудностей в усвоении знаний.

Повышение мотивации и познавательного интереса, активизация познавательных процессов, развитие коммуникационных процессов.

Особенности игровых технологий.

Игра представляет собой «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического характера. Коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а, следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно также и то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности умений продуктивно сотрудничать.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.



Действуя с предметами и познавая через игру, воспитанники учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов.

В процессе игр с природным материалом формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и наряду с этим воспитывается любовь к природе бережное отношение к ней.

Настольно-печатные игры - способствуют упорядочению деятельности, стимулируют формирование мышления, внимания, работоспособности, развивают память.

Словесные игры учат играющих опираясь на имеющиеся представления о предметах, использовать приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия, алогизмы и суждения. Эти игры развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, применять знания в соответствии поставленной задачей. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легче.

Игры и игровые упражнения для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

У детей с ТМНР игровые действия без специального обучения не возникают. Действуя с игрушкой, ребёнок совершает простейшие однообразные манипуляции, которые не имеют игрового содержания.

У ребёнка оказываются:

Не сформирован потребностно-мотивационный компонент игры, то есть он не обнаруживает потребности в игре. Даже будучи включенным в игру, он не проявляет интереса ни к игрушкам, ни к самому игровому процессу. Ребёнок действует пассивно, безразлично, не получая удовольствия от выполняемых действий, только подчиняясь требованиям взрослого.

Неустойчив интерес к игрушкам, не наблюдается даже кратковременного поглощения игрой.

Случайные раздражители быстро отвлекают его внимание, после чего игра прекращается.

Целевой компонент, поэтому действия ребёнка не имеют осмысленного и целенаправленного характера. Действия с игрушками производятся на уровне манипуляций, нередко неспецифических.

Сами по себе игрушки не стимулируют ребёнка к началу игры. Он не знает, особенно в начале обучения, как можно с ними действовать.

Дети с ТМНР не могут осуществлять перенос действий с одной игрушки на другую, сходную или аналогичную.

У детей с ТМНР имеются разнообразные нарушения двигательной сферы, в частности, у них плохо развита координация движений и зрительно-двигательная координация. Это затрудняет овладение операционно-технической стороной игры. Поэтому, прежде чем осуществить какое-либо игровое действие, мы учим ребенка выполнять необходимые движения для последующего адекватного действия с игрушкой.

Для того чтобы игрушки стимулировали ребенка к действиям, он должен уметь их использовать, знать, что и как можно с их помощью делать или изображать. Поэтому необходимо демонстрировать всевозможные варианты выполнения действий с той или иной игрушкой. Каждая новая игрушка, которая предлагается ребёнку для игр, должна быть обязательно обыграна.

Без соответствующего обучения дети просто кидают, кусают или рвут и ломают игрушки. При специальном обучении у детей формируются действия с игрушками по подражанию, по образцу, понимание детьми названий используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий, наличие адекватных эмоциональных реакций на игрушки и выполняемые с ними действия.

Исходя из игровой задачи, воспитанники осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают её более привлекательной и интересной.

При отборе игры для того или иного занятия необходимо опираться на следующие принципы.

• Доступность содержания детям с ТМНР.

• Познавательная значимость игры.

• Возможность формирования на их основе коммуникативных навыков.

Для воспитанников с ТМНР очень важен эмоциональный отклик на игру. Предмет, с которым предлагается поиграть может вызвать страх или неприятные ощущения у ребенка. В таком случае, игрушку лучше заменить.

В качестве основных психологических механизмов коррекции нарушений познавательной сферы воспитанников с ТМНР через игру можно выделить:

•моделирование системы социальных отношений в наглядно – действенной форме в особых игровых условиях, исследование их ребенком и ориентировка в этих отношениях;

•изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций;

•стимулирование интереса к познанию, развитие внимания, памяти;

•организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в учебных и жизненных ситуациях, их интериоризация и усвоение;

•организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний, обеспечение их осознания, смысла проблемной ситуации и формирование ее новых значений;

•формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой ситуации.

В своей практике я использую игровые упражнения, дидактические игры разной направленности, подвижные игры средней и малой подвижности, компьютерные игры, народные забавы и игры - квесты.

Игровые упражнения представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с той или иной целью, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий.

Ребенок, попадая в занимательные ситуации, при каждом успехе получает мощное эмоциональное подкрепление. При этом у него формируется устойчивая установка на самостоятельный поиск, критическое отношение к окружающему и самому себе, на желание узнать новое.

Для ребенка с ТМНР важно научиться фиксировать и концентрировать внимание на заданных целях. Для этого проводятся игры на поддержание устойчивости внимания. Много внимания уделяется играм на развитие и коррекцию нарушений памяти.

Умственно отсталый ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшее впечатление.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования воспитанников к обучению.

Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по таким основным направлениям:

-дидактическая цель ставится перед воспитанниками в форме игровой задачи; -обучающая деятельность подчиняется правилам игры;

-обучающий материал используется в качестве ее средства, в обучающую деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Наиболее эффективным методом усвоения учебного материала детьми с ТМНР показала себя дидактическая игра. Она дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Любая игра имеет две цели: одна обучающая, которую преследует педагог, другая игровая, ради которой действует ребенок.

При выборе дидактической игры необходимо помнить, что игра должна быть простой (доступной) для ребенка, контактной, чтобы ребенок мог потрогать все элементы игры и многофункциональной. Игра должна вызывать у ребенка положительные эмоции.

При подготовке к занятиям и выборе игр, я столкнулась с тем, что многие предлагаемые развивающие, дидактические игры сложны для понимания детям с ТМНР. Поэтому многие игры нужно было адаптировать.

В связи с плохо развитой мелкой моторикой, детям очень трудно справиться с заданием, но сама конструкция и оформление игры достаточно интересны.

Специально для игры – конструктора «Липучка» было создано поле из темного материала, на которое легко закрепляются детали. Это игра на развитие мелкой моторики и используется мной на разных занятиях. Например, на занятии «Конструирование» на поле мелом рисуются фигуры, цифры и ребенок по контору «прикрепляет» детали конструктора. На занятии «Ознакомление с окружающим миром», рисуются овощи, фрукты, растения, снежинки и т.д. На занятии «Рисование» игру можно использовать для изучения и закрепления названия и начертания предметов. Так же можно делать объёмные фигуры.

Детали готовых дидактических игр, например, «Какого цвета?», «Кто где живет?», я усиливаю магнитами, для работы на магнитной доске, либо липкой лентой, для работы за столом. Это делается для того, чтобы детали игры хорошо фиксировалась.

Любой окружающий предмет может стать игрой. Все, что интересует ребенка: прищепки, замочки, ключи, веревочки и т.д., можно превратить в развивающее пособие. Так была создана серия предметных игр – самоделок.

Важно целенаправленное обучение самой процедуре игры, объяснение ее содержания, правил, способов действий, приучение детей к самоконтролю в ходе проведения игры.

Неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие, и внимание ребенка направлено именно на него. Поэтому дидактические игры представляются детям интересным, необычным занятием, а уже в процессе игры ребенок незаметно для себя начинает выполнять обучающую задачу.

В итоге - развиваются познавательные процессы у детей с ТМНР (восприятие, внимание, память, наблюдательность и психомоторика), формируются положительные личностные качества.