Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Лученок А.В., Мишенина Е.В., Свеженцева Н.В. РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗВИТИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

Библиографическое описание:
Лученок А.В., Мишенина Е.В., Свеженцева Н.В. РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗВИТИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ // Современная начальная школа. 2023. № 2 (45). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/45-1.pdf.

Велика роль исследований в образовании и воспитании учащихся. Исследовательские работы стали неотъемлемой частью организации педагогического процесса. Сферы исследований и методы очень разнообразны.

Участие в исследовательской деятельности позволяет учащимся научиться добывать информацию, анализировать, мыслить.

Под исследовательской работой младших школьников мы понимаем работу учащихся младшего школьного возраста, связанную с научным поиском, проведением исследований, посильными экспериментами с целью расширения имеющихся или получения новых знаний, проверки предположений и гипотез, установления простейших закономерностей, обобщений и обоснований.

История становления исследовательской деятельности имеет давнюю историю. Сократ был одним из первых, кто использовал исследовательский метод для развития умений учащихся критически воспринимать информацию. Его ученик Платон развивал исследовательский метод путем «сократовских бесед». Я.А. Каменский в своей «Великой дидактике» (XVII в.) описывал необходимость мотивации, предваряющей обучение. Дж. Локк доказывал, что недостаточно изучать предмет на словах. Необходимо связывать обучение с практической деятельностью. Развитию исследовательского метода активно способствовали Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, А.Н. Бекетов, А. Любен, А.Я. Герд и др. [1]

Современная педагогика нацелена сегодня на развитие исследовательского подхода в обучении, что ярко отражается в учебниках, рабочих тетрадях и других учебных пособиях для школьников. Многие из них построены с учетом исследовательского метода, где учащийся предстаёт не просто слушателем, а непосредственным участником исследовательской деятельности по изучению нового материала.

В нашей школе учащиеся принимают участие в конкурсах исследовательских работ. Дети младшего школьного возраста склонны к поиску новой информации.

Так Васильев Петр, ученик 4 «Д» класса, недавно прочитал книгу знаменитого американского писателя Марка Твена «Приключения Тома Сойера» (в переводе К. Чуковского, издание 1958 г.). Действие этого произведения происходит в небольшом городке, который называется Санкт-Петербург. Это очень заинтересовало Петра. Ведь события повести разворачиваются в Соединенных Штатах Америки, и вдруг - Санкт-Петербург! Оказалось, что в США действительно есть город с таким названием. Пете захотелось больше узнать о происхождении названий городов этой страны.

Цель исследования: изучение происхождения названий городов США.

Объект исследования: названия городов США.

Задачи исследования:

1. Узнать происхождение названия города Санкт-Петербург в США.

2.Выяснить, имеют ли еще какие-то города США названия в честь других городов мира.

3.Выделить основные группы городов США по происхождению их названий.

Тема исследовательской работы Васильева Бориса: «Названия домов в Великобритании». Работая над данной темой, изучив литературу, Борис познакомился с различными типами названий домов и их происхождением. Он узнал, что среди названий домов преобладают описательные названия. Названия - переносы охватывают около трети всех названий домов. Обычай называть дома собственными именами находит подтверждение в англоязычной литературе. Английская традиция давать дому собственное имя очень давняя и устойчивая.

Участие в исследовательской работе стимулирует интерес к дополнительным источникам информации, мотивирует на углубление знаний, учит работать с различными источниками информации.

Не все ребята хотят заниматься исследовательской деятельностью. Мы столкнулись с тем, что младшие школьники не могут выявлять проблему, вырабатывать и ставить гипотезы, анализировать информацию. Учащимся сложно выполнять подобную работу без предварительной работы с взрослыми. Высока зависимость детей начальной школы от участия взрослых в их исследовательской деятельности.

Такие же проблемы возникают у школьников при планировании исследовательской работы, выборе методов и форм, проведении эксперимента, обработке результатов исследовательской работы.

Способность к анализу, рефлексии и обобщению лишь зарождается в младшем школьном возрасте. Для ребят в начальной школе является характерным отсутствие собственного мнения, неумение анализировать. Младшие школьники безоговорочно принимают чужое мнение, мысли, готовую информацию.

Начальная школа закладывает основы умения анализировать и рефлексировать свою деятельность, делать соответствующие выводы. [2]

Исследовательские работы стали неотъемлемой частью образовательного процесса. И сегодня вопрос о постановке учащихся в активную позицию исследователя, с целью развития осознанных познавательных компетенций, в том числе и учебной мотивации, является одним из ведущих в современной педагогике.

Таким образом, роль исследований в образовании и воспитании учащихся является неоспоримым и доказанным фактом. Участие в исследовательской деятельности позволяет учащимся научиться осознанному и самостоятельному отношению к освоению знаний, что особенно актуально в настоящее время.

Участие в исследовательской работе положительно действует на развитие самооценки учащихся в познавательной деятельности, ведет к качественному развитию учебной мотивации.

Библиографический список

1.Воронова, В. В. История развития проблемы исследовательского метода в школьном биологическом образовании // Молодой ученый. - 2017. - № 26 (160). - С. 156 -158. - URL: https://moluch.ru/archive/160/45014).

2.Одинцова, С.А., Сапрыкина, Е.Ю. Рефлексия как основа учебной деятельности младших школьников./ С.А. Одинцова, Е.Ю. Сапрыкина// Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2021. - №3. - с.143 - 148.

3.Ушачев, В. П. Формирование исследовательских умений у учащихся /В. П. Ушачев. - М.: Знание, 2009. - 198 с.

4.Якимов, Н. А. Проектно - исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. - 2003. - №1. - С. 48 - 51.