учитель музыки
МБОУ "Школа № 63"
Понятия «культура», «профессиональная культура» неотделимы от личности педагога и педагогической деятельности, так как сам педагог является носителем культуры и призван приобщать к культурным ценностям подрастающее поколение. Являясь носителем культуры, педагог, как считает К.Д. Ушинский, становится «посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо… дело педагога - одно из величайших дел истории». В своей статье «Учитель - ключевая фигура нового века» В.А. Караковский писал: «Все лучшие деяния на земле вдохновлены и подготовлены учителем. Без учителя нет ни героя, ни поэта, ни политика, ни ученого. Профессия учителя - мать всех профессий на земле». Поэтому исследование профессиональной культуры педагога, бесспорно, является актуальной.
Проблема профессиональной культуры педагога, её формирование и развитие нашли отражение в работах таких отечественных ученых, как Е. В. Бондаревская, А.В. Барабанщиков, В.Л. Бенин, Л.Н. Коган, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, Н.В. Седова, В.А. Сластенин и др. Они представляют профессиональную культуру педагога как одну из важнейших характеристик его личности и педагогической деятельности в целом [4],[5]. Л.Н. Коган и В.М. Межуев рассматривают профессиональную культуру педагога в культурологическом аспекте как культурное преобразование, изменение личности и ее становление в творческом плане, так как культура, суммирует общественную практику и отражает результат человеческого развития. В свою очередь творческое развитие личности предполагает процесс овладения культурой. Такой подход дает нам возможность лучше осмыслить проблему взаимодействия личности и культуры, культуры и творчества, педагога и его профессиональной культуры.
Профессиональную культуру педагога можно определить как гармонию высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств, профессионального творчества, т.е. всего того, что способствует успешному выполнению его профессиональных функций (образовательной, воспитательной, обучающей, развивающей). Профессиональная культура педагога состоит из совокупности взаимосвязанных компонентов: духовно-нравственной культуры, культуры педагогического общения, культуры речи, культуры мышления, культуры поведения и внешнего вида. Кроме того, в содержание профессиональной культуры педагога входят его ориентиры на общечеловеческие ценности и жизненные установки, которые в своё время А.С. Макаренко назвал перспективными линиями. Среди общечеловеческих ценностей, которые особенно значимы для педагога и являются частью его культуры, можно выделить Любовь, Добро, Человек, Свобода, Красота, Истина, Нравственность, т.е. то, что наполняет педагогическую деятельность глубоким смыслом и полноценным содержанием. Безусловно, культуру личности педагога составляют и образованность, и воспитанность, и интеллигентность, которые проявляются в гуманном отношении к людям, во взаимодействии с окружающим миром, в профессиональной деятельности.
Говоря об интеллигентности, Д.С. Лихачев подчеркивал, что «социальный долг человека – быть интеллигентным», и это в первую очередь относится к педагогу. По мнению Д.С. Лихачева, «интеллигентность-это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к людям». Интеллигентность, которая проявляется в приветливости и доброте, «делает человека не только физически здоровым, но и красивым». Да, действительно современной школе нужны интеллигентные педагоги, способные противостоять пошлости, грубости, цинизму, безнравственности, поэтому студентам - будущим педагогам необходимо развивать и совершенствовать в себе такое качество, как интеллигентность.
Одним из проявлений педагогической культуры является педагогическая этика (от греч. ethos-нрав, обычай), этика - наука о нормах, правилах поведения и взаимоотношений между людьми. Педагогическая этика определяет нормативные и нравственные позиции, которыми должен руководствоваться педагог в общении с учащимися, их родителями, коллегами. Представители гуманистической педагогики считают, что педагогическая этика предполагает не только нормы и правила поведения, но и любовь педагога к ребёнку, эмоционально-ценностное отношение к нему, уважение к его личности. Классики педагогики по-разному определяли отношение педагога к детям, так, например, Я. Корчак в своей книге «Как любить детей» писал: «Уважайте неудачи и слезы! Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Уважайте, чистое, ясное, непорочное святое детство!». Януш Корчак, как и И.Г. Песталоцци следовали принципу: «Жить не только ради детей, но вместе с детьми, разделяя все их радости и невзгоды». В.А. Сухомлинский считал хорошим учителем того, кто «любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, принимает к сердцу детские радости горести, знает душу ребенка…». Ш.А. Амонашвили утверждал, что его «первый источник вдохновения - это дети, постоянное общение с ними».
Ещё одной составляющей профессиональной культуры педагога является эстетика профессионального труда, которая проявляется в учебно-воспитательной работе с детьми. Эстетика наполняет жизнь детей и педагога эмоциональным содержанием, помогает видеть красоту в повседневной жизни, в окружающем мире, человеке, природе, искусстве. В своё время В.А. Сухомлинский считал, что воспитание средствами эстетики ведет детей к добру, красоте, гуманности. Но успешное применение эстетических средств в педагогической деятельности возможно только тогда, когда сам педагог умеет чувствовать красоту и ценить прекрасное, имеет эстетический вкус, любит искусство, с удовольствием посещает музеи, театры, выставки, т.е. обладает развитой эстетической культурой.
Во всех исследованиях прослеживается связь между общей и профессиональной культурой педагога, и это не случайно, так как без высокого уровня общей культуры трудно добиться положительных результатов в формировании педагогической культуры. Профессиональная культура педагога - составная часть его общей культуры, которая характеризуется жизненными установками, научным мировоззрением, духовно-нравственными качествами, широким кругозором, образованностью, воспитанностью, творческим потенциалом и др. Что касается педагогической культуры, то она является продолжением общей культуры учителя, который не останавливается на достигнутом, а развивает те качества, знания, умения, компетенции, которые необходимы ему для профессиональной деятельности. Благодаря общей и профессиональной культуре педагогическая деятельность становится более успешной и результативной.
Профессиональная культура педагога формируется и в образовательном процессе вуза, и в процессе педагогической деятельности, когда происходит овладение знаниями, умениями, развиваются профессионально-личностные качества и педагогические способности. Кроме того, формирование профессиональной культуры происходит в результате самообразования, самовоспитания и саморазвития педагога.
Что касается студентов - будущих педагогов, то для формирования их профессиональной культуры в образовательном процессе вуза необходимо следующее:
· осознание студентами значимости педагогических ценностей и педагогического труда;
· понимание необходимости формирования профессиональной культуры для успешной педагогической деятельности;
· формирование мотивации на повышение уровня педагогической культуры;
· необходим пример преподавателей, которые обладают высоким уровнем профессиональной культуры;
· использование в учебно-воспитательном процессе вуза педагогических возможностей социокультурных учреждений (музеев, театров, библиотек и др.) [1],[2];
· формирование профессионально-личностных качеств студентов в учебной и внеучебной деятельности вуза;
· разработка курсов по выбору, связанных с формированием профессиональной культуры будущего педагога;
· проведение учебных занятий и воспитательных мероприятий на базе музеев, театров, библиотек [1], [2];
· применение активных и интерактивных форм обучения с использованием инновационных образовательных технологий [3];
· самообразование, самовоспитание и саморазвитие студентов как необходимое продолжение того, что усвоено в процессе обучения.
Критериями сформированности профессиональной культуры будущего педагога являются:
· ценностное отношение к педагогической деятельности и педагогической профессии;
· готовность к осуществлению педагогической деятельности (наличие знаний, умений, компетенций);
· готовность к творческой и исследовательской деятельности;
· готовность к развитию своих профессионально-личностных качеств;
· готовность заниматься самообразованием, самовоспитанием.
Таким образом, профессиональная культура педагога – это многоаспектное явление, которое требует изучения и рассмотрения с точки зрения педагогики, психологии, культурологии, философии и других наук. В данной статье мы остановились лишь на некоторых аспектов профессиональной культуры, которые, на наш взгляд, являются наиболее значимыми для педагогической деятельности будущих педагогов.
Литература
1. Ганина Т.В. Внеаудиторная работа со студентами на базе культурно-просветительных учреждений //Современные аспекты воспитательной деятельности вуза как основы подготовки современного специалиста: Материалы региональной научно-практической конференции. Редколлегия: Г.М. Туников, В.А. Захаров, М.С. Рублев. - 2003.- С. 71-80.
2. Ганина Т.В. Использование образовательных возможностей музеев Рязанского края в формировании личности будущего специалиста // Концептуальные основы и опыт профессионально-личностного становления и развития специалиста: Материалы научно-практической конференции с международным участием /ответственный редактор: Н.В. Мартишина.- Рязань,2015.- С.27-30.
3. Ганина Т.В. Инновационные технологии в образовательном процессе вуза.- Электронный научно-практический журнал Культура и образование. - 2015. - № 1 (17) . - С. 18.
4. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность //Педагогика. – 1999. – №3.
5. Сластенин В.А, В.П. Каширин Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 480с.