Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ В ПЕРЕСКАЗЕ ТЕКСТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Смирнова Татьяна Александровна,
учитель-дефектолог,
ГБДОУ д/с №18 Московского р-на СПб
Санкт-Петербург
Формирование умений в пересказе текста у старших дошкольников с ЗПР
Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования умений в пересказе текста у старших дошкольников с ЗПР. Показано, что, не смотря на то, что пересказ является одним из простейших видов речевой деятельности, детям с задержкой психического развития (ЗПР), он дается довольно сложно. Дети с ЗПР требуют специальных подходов к обучению: процесс обучения детей с ЗПР пересказу должен проходить последовательно, с привлечением воспитателя и дефектолога. В статье показаны возможности использования дополнительных методов, таких как, метод наглядного моделирования. Рассмотрены формы взаимодействия воспитателя и дефектолога в процессе обучения. Приведен психологический портрет ребенка с ЗПР.
Ключевые слова: ЗПР, обучение пересказу, навык пересказа, умения пересказа, метод наглядного моделирования, дефектолог, воспитатель, взаимодействие.
Formation of skills in the retelling of the text
older preschoolers with CRA
Annotation. The article discusses the features of the formation of skills in the retelling of the text in older preschoolers with CRA. It is shown that, despite the fact that the retelling is one of the simplest types of speech activity, it is quite difficult for children with mental retardation (CRA). Children with CRA require special approaches to learning: the process of teaching children with CRA to retell should be carried out consistently, with the involvement of an educator and a defectologist. The article shows the possibility of using additional methods, such as the visual modeling method. The forms of interaction between the educator and the defectologist in the learning process are considered. The psychological portrait of a child with CRA is given.
Key words: CRA, teaching retelling, retelling skills, retelling skills, visual modeling method, defectologist, educator, interaction.
ВВЕДЕНИЕ
Формирование связной речи является важным этапом развития речи детей старшего дошкольного возраста. Это связано с тем, что речь является одним из основных видов деятельности, который тесно связан с развитием других психических процессов. От того, насколько развита речь ребенка зависит уровень его социализации, адаптации в обществе, ведь посредством речи ребенок учится выражать свои мысли, доносить их до собеседника, понимать и уточнять обращенную к нему речь. Именно речь лежит в основе коммуникации.
Развитие связной речи – довольно сложный и трудоемкий процесс. Как правило, на начальном этапе формирования связной речи детей обучают пересказу. Это один из самых простых видов монологического высказывания. Тем не менее, этот метод обладает рядом педагогических возможностей, существенно расширяет возможности ребенка при порождении высказывания [2].
Пересказ представляет собой воспроизведение готового текста своими словами. Текст может даваться в письменном или в устном виде. Суть состоит в том, чтобы максимально точно передать основное содержание, основную мысль текста. В процессе пересказа обогащается словарный запас, осуществляется переход многих слов из пассивного словаря в активный, формируется умение четко и последовательно высказать свою мысль, передавать мысль автора, донести до слушателя основное содержание текста. В последующем, после того, как ребенок научился передавать содержание текста (чужие мысли), постепенно начнет формироваться умение последовательно и точно передавать собственные мысли.
Как показывает практика, не смотря на то, что пересказ является одним из простейших видов речевой деятельности, детям с задержкой психического развития (ЗПР), он дается довольно сложно. Это обусловлено спецификой развития таких детей, их специфическими потребностями. Такие дети требуют специальных подходов к обучению. В частности, процесс обучения детей с ЗПР пересказу должен проходить последовательно, с привлечение воспитателя и дефектолога. Необходимо использовать дополнительные методы, к примеру, метод наглядного моделирования, который существенно облегчит процесс обучения [3].
Проблема исследования состоит в том, что дети с ЗПР в процессе обучения пересказу нуждаются в специфическом подходе. Возникает противоречие между необходимостью обучения детей с ЗПР навыкам пересказа, и отсутствием разработанной схемы, методики такого обучения. Также возникает противоречие между необходимостью привлечения к процессу обучения дефектолога, и отсутствием регламентированных форм взаимодействия участников педагогического процесса.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что обучение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР будет более эффективно, если правильно организовать процесс взаимодействия воспитателя и дефектолога в период формирования навыка пересказа, а также при применении в учебном процессе метода наглядного моделирования.
Цель исследования – провести анализ основных форм методов обучения пересказу детей с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Составить психологический портрет ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР.
2. Охарактеризовать процесс обучения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР пересказу.
3. Определить основные формы взаимодействия воспитателя и дефектолога в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР пересказу.
4. Рассмотреть роль метода наглядного моделирования о бучении детей старшего дошкольного возраста с ЗПР пересказу.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Работа носит теоретический характер. Поэтому в работе использованы теоретические методы исследования, такие, как:
- анализ литературных источников, научных публикаций;
- обобщение, систематизация, классификация полученных данных;
- аналитический метод;
- метод наглядного моделирования.
В качестве объекта исследования выступает процесс обучения пересказу.
В качестве предмета исследования выступает процесс обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Общий психологический портрет детей с ЗПР можно охарактеризовать следующим образом [3]:
- поведение этих детей соответствует более младшему возрасту (менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников);
- значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии;
- ведущая деятельность (игровая) у них тоже еще недостаточно сформирована;
- отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот;
- отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.
Обучение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР пересказу подразумевает определенную последовательность обучения. Сначала детей учат умению формировать логически завершенные высказывания, предложения. Затем формируется связность высказывания, при которой отдельные логически завершенные предложения объединяются в единый связный текст. Обращается внимание детей на такое понятие, как связность, последовательность и логичность высказывания. Осуществляется интеграция между отдельными предложениями. Также важно научить детей умению выделять из текста основную мысль, и развивать свое высказывание в направлении максимально точной передачи основного содержания текста. После этого можно дополнить высказывание менее значимыми деталями: образами, описанием персонажей, пейзажей [1].
Для того чтобы помочь ребенку развить высказывание, воспитатель может различными способами стимулировать речь. К примеру, ребенку можно задать уточняющие или наводящие вопросы, ввести комментарии, дополнения. Методов может быть много. Но как показывает практика, наиболее эффективным методом является именно метод наглядного моделирования. Также эффективным является привлечение к процессу обучения дефектолога, который может использовать специальные коррекционные подходы для устранения ошибок [5].
ОБСУЖДЕНИЕ
Наиболее эффективным способом обучения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР является обучение с привлечением дефектолога и воспитателя. При этом процесс обучения должен быть выстроен таким образом, чтобы наблюдалось четкое распределение ролей. Так, дефектолог должен обращать особое внимание на темп речи, на последовательность и логичность высказывания, на связность текста.
Воспитатель должен учитывать основные педагогические моменты, в частности, подбирать оптимальные методы и условия обучения, использовать различные педагогические технологии, ситуации обучения, стимулировать ребенка к развернутому высказыванию, коммуникации. Одним из эффективных методов, используемых воспитателем, является метод наглядного моделирования [2].
Воспитатель читает текст, после чего учащемуся выдаются специальные карточки с изображениями, которые позволяют наглядно смоделировать ход высказывания, определить последовательность изложения материала. Карточки выстраиваются в той последовательности, в которой необходимо изложить текст. При необходимости изменить структуру высказывания, карточки могут меняться. Так, первыми располагаются карточки, позволяющие ребенку передать основную идею и основное содержание высказывания, затем могут располагаться уточняющие и дополняющие карточки. Карточки повышают запоминаемость, заинтересованность учащегося, стимулируют речь [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В исследования было подтверждено предположение о том, что обучение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР будет более эффективно, если правильно организовать процесс взаимодействия воспитателя и дефектолога в период формирования навыка пересказа, а также при применении в учебном процессе метода наглядного моделирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: Академия, 2000. — С. 153.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. — М.: Мозайка-Синтез, 2004. — 292 с.
3. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. — 1975. — №6. — С. 8 — 17
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Детство-пресс, 2007. — 470 с.
5. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432 с.

Июнь 2021