Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Крылова О.Н., Жукова С.А. ИГРА «ЗНАТОКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» (3-4 КЛАССЫ)

Библиографическое описание:
Крылова О.Н., Жукова С.А. Игра «Знатоки дорожного движения» (3-4 классы) // Современная начальная школа. 2021. № 27. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/27.pdf.

Цели:

образовательные: систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах; формировать конкретные навыки и модели поведения в ситуациях на дорогах и общественном транспорте; способствовать расширению у детей младшего школьного возраста интереса к знаниям ПДД через смекалку, фантазию, эрудицию.

воспитательные: воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах.

развивающие: развивать умение логически рассуждать и делать выводы из ситуаций на дорогах и в общественном транспорте.

Оборудование: ПК, мультимедиа, интерактивная доска (или экран), плакаты по ПДД, кроссворды, маркеры, карточки для жеребьёвки с цифрами «1», «2».

Пояснительная записка

Занятия по ПДД актуальны в наше современное время. Они необходимы для повышения безопасности поведения детей в транспорте, на проезжей части дорог, во дворах, детских площадках. Обучение правильному поведению в различных дорожно-транспортных ситуациях необходимо для подрастающего поколения, так как нынешние дети - это будущие водители транспортных средств, взрослые пешеходы, будущие родители.

В ходе игры дети изучают правила дорожного движения, что способствует безопасности их жизни, здоровья. В игровой форме дети знакомятся с дорожными знаками, узнают новую информацию о светофоре.

Игра «Знатоки дорожного движения» повышает интерес к изучению правил дорожного движения. Дети с интересом познают окружающий мир, соприкоснувшись с культурой поведения на улицах, в транспортных средствах.

Методическая разработка сопровождается презентацией.

Стартовая страница основной игры «Знатоки дорожного движения» представляет собой поле, состоящее из пяти секторов «Транспорт», «Велосипед», «Ребусы», «Знаки», «Культура». В каждом секторе – по шесть вопросов, соответствующих теме.

Форма проведения игры – командная (по 8 участников) в каждой команде.

Правила основной части игры:

1. В игре принимают участие две команды по 8 человек.

2. Капитан каждой команды, в порядке очерёдности, называет любую тему и номер квадрата.

3. Зачитывается вопрос, соответствующий выбранному номеру.

4. Все участники обсуждают варианты ответа в своих командах и приходят к единому решению.

5. Готовность команды к ответу демонстрирует капитан, поднятием соответствующего сигнала - флажка.

6. В случае неверного ответа, право голоса переходит к командам соперников.

Оценивание ответов основной части игры:

За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

Ход игры

I. Организационный момент

Приветствие команд.

Объяснение участникам правил игры.

II. Конкурс «Ключевое слово»

Ведущий. Вам предстоит разгадать кроссворд и записать ответы в клетки. Разгадав кроссворд полностью, вы сможете прочитать ключевое слово.

Кроссворды нарисованы на доске. Капитаны команд получают по 8 вопросов к кроссвордам. Участники записывают ответы в кроссворд на доске. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Время для разгадывания кроссвордов – 5 минут.

Кроссворд для команды №1

1

2

3

4

5

6

7

8



Вопросы:

1.Знак, подаваемый транспортным средством или све тофором.

2. Повреждение машины транспортного средства.

3. Разметка на дороге, обозначающая пешеходный переход.

4. Лицо, управляющее транспортным средством.

5. Человек, идущий пешком.

6. Твердое и гладкое покрытия дороги.

7. Боковая часть, край дороги.

8. Место, специально предназначенное для передвижения людей с одной стороны улицы на другую.

Ответы на кроссворд команды №1

1.Сигнал. 4.Водитель. 7.Обочина.

2.Авария. 5.Пешеход. 8.Переход.

3.Зебра. 6.Асфальт.

Ключевое слово: СВЕТОФОР.

Кроссворд для команды №2

1

2

3

4

5

6

7

8



Вопросы:

1.Знак, подаваемый транспортным средством или све тофором.

2. Повреждение машины транспортного средства.

3. Место, специально предназначенное для передвижения людей с одной стороны улицы на другую.

4. Лицо, управляющее транспортным средством.

5. Боковая часть, край дороги.

6. Твердое и гладкое покрытия дороги.

7. Человек, идущий пешком.

8. Разметка на дороге, обозначающая пешеходный переход.

Ответы на кроссворд команды №2

1.Сигнал. 4.Водитель. 7. Пешеход.

2.Авария. 5.Обочина. 8. Зебра.

3. Переход. 6.Асфальт.

Ключевое слово: СВЕТОФОР.

III. Конкурс «Со зрителями»

Ведущий загадывает загадки зрителям. Отгадки сопровождаются иллюстрациями дорожных знаков.

1) В знаке я не разобрался

И упал, перепугался...

А понять его несложно:

Друг! Спускайся осторожно!

2) Мчим по кругу я и белка,

Как показывают стрелки.

Машет нам флажком гвоздика:

«Ну-ка, белка, догони-ка!»

Боре горе и не снится:

Он по скользким листьям мчится.

Знак повешен не напрасно:

«Осторожно! Здесь опасно!»

3) Галя с куклою в тревоге:

Нужен доктор им в дороге.

Не смотрите грустным взглядом

Помощь близко! Доктор рядом!

IV. Основная часть игры «Знатоки дорожного движения»



Раздел «ТРАНСПОРТ»

Вопрос 1. Самое распространённое средство механического транспорта. Во всём мире насчитывается более 300 миллионов. Слово переводится с латинского – «самодвижущийся».

Ответ: автомобиль.

Вопрос 2. Этот вид городского транспорта ведёт своё начало от КОНКИ – городской железной дороги, по линиям которой небольшие вагоны двигались при помощи лошадиной упряжки. В переводе с английского - «тележка, путь».

Ответ: трамвай.

Вопрос 3. Этот вид транспорта с педалями и рулём был сделан в России крепостным кузнецом Ефимом Артамоновым из села Верховья на Урале. 15 сентября 1801 году тысячи людей на Хатынском поле в Москве с изумлением наблюдали за удивительной двухколёсной тележкой. А сейчас он достаточно распространён. О чём идёт речь?

Ответ: о велосипеде.

Вопрос 4. Название этого транспортного средства произошло от латинского – «производящий в движение» и греческого – «круг, колесо». Обычно у него два колеса, расположенных друг за другом. Довольно часто, прикрепляют пассажирскую коляску и, тогда он становится трёхколёсным. Что это за транспорт?

Ответ: мотоцикл.

Вопрос 5. Количество различных типов таких машин намного больше, чем легковых автомобилей. Предназначены они для перевозки сыпучих грузов (цемента, муки, песка и т.д.). Что это за класс автомобилей, которые сбрасывают груз по прибытию к месту назначения?

Ответ: грузовые машины.

Вопрос 6. Большинство этих автомобилей принадлежат к классу грузовиков. Эти машины оснащены сигналами, сиренами, чтобы им уступали проезжую часть. Что это за машины?

Ответ: машины специального назначения.

Раздел «ВЕЛОСИПЕД»

Вопрос 1. Скакого возраста разрешается водить велосипед по улицам и дорогам?

Ответ: с 14 лет.

Вопрос 2. Где можно детям младшего возраста ездить на велосипедах?

Ответ: на стадионах, во дворах, на закрытых площадках.

Вопрос 3. Опасно ли ездить на велосипеде, который не подобран по росту? Если да, то почему?

Ответ: да, опасно. Потому, что тяжело маневрировать, останавливаться.

Вопрос 4. Велосипедисту нужно продолжить свой путь по противоположной стороне улицы. Как он должен правильно поступить?

Ответ: Сойти с велосипеда и, ведя его руками, перейти на другую сторону улицы, соблюдая все правила пешеходного движения.

Вопрос 5. Почему велосипедисту надо быть предельно осторожным при осеннем листопаде?

Ответ: листья достаточно скользкие.

Вопрос 6. Почему на велосипеде запрещается перевозить груз, который сильно выступает за габариты велосипеда?

Ответ: габаритный груз создаёт опасность управлению велосипедом.

Раздел «РЕБУСЫ»

Вопрос 1. Разгадайте ребус



Ответ: дорога.

Вопрос 2. Разгадайте ребус



Ответ: стоянка.

Вопрос 3. Разгадайте ребус



Ответ: трамвай.

Вопрос 4. Разгадайте ребус



Ответ: трасса.

Вопрос 5. Разгадайте ребус



Ответ: переход.

Вопрос 6. Разгадайте ребус



Ответ: знак.

Раздел «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»

Вопрос 1. Отгадай загадку. Объясни назначение знака?

Шли из школы мы домой,

Видим - знак на мостовой:

Синий круг, велосипед,

Ничего другого нет.

Ответ: предписывающий знак «Велосипедная дорожка». Знак показывает, что по этой дорожке можно ездить только на велосипеде или ходить пешком.

Вопрос 2. Отгадай загадку. Объясни назначение знака?

Я хочу спросить про знак.

Нарисован знак вот так:

В треугольнике трамвай,

И у знака красный край.

Ответ: предупреждающий знак «Пересечение с трамвайной линией». Знак информирует водителей о необходимости принять меры предосторожности. Знак устанавливается на пересечении дороги с трамвайными путями.

Вопрос 3. Отгадай загадку. Объясни назначение знака?

Треугольник. А внутри

Мчатся дети, посмотри!

Красный цвет огнём горит,

О чём нам это говорит?

Ответ: предупреждающий знак «Дети». Он информирует водителей о необходимости принять меры предосторожности. Устанавливается около школ, детских учреждений.

Вопрос 4. Отгадай загадку. Объясни назначение знака?

Видим знак над головой.

Знак дорожный, голубой.

Здесь и вилка, здесь и нож.

Мимо, явно, не пройдёшь.

Ответ: знак сервиса «Пункт питания». Знак информирует водителей и пешеходов о том, что рядом место, где можно перекусить.

Вопрос 5. Отгадай загадку. Объясни назначение знака?

Шли из цирка мы с тобой.

Снова знак над головой:

В треугольнике – велосипед

По краям же – красный цвет.

Ответ: предупреждающий знак «Пересечение с велосипедной дорожкой». Знак информирует водителей о необходимости принять меры предосторожности. Он устанавливается там, где есть велосипедная дорожка, возможны встречи с велосипедистами.

Вопрос 6. Отгадай загадку. Объясни назначение знака?

В голубом иду я круге.

Не понятно всей округе:

Для чего, куда иду?

Да и сам я не пойму.

Ответ: предписывающий знак «Пешеходная дорожка». Знак показывает, что этой дорожке можно передвигаться только пешеходам.

Раздел «КУЛЬТУРА»

Вопрос 1. Как называется техническое устройство, регулирующее движение транспорта и пешехода?

Ответ: светофор.

Вопрос 2. Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов. Что это?

Ответ: тротуар.

Вопрос 3. Кому должны подчиняться водители и пешеходы, если сигналы регулировщика противоречат сигналам светофора?

Ответ: регулировщику.

Вопрос 4. Где и в каком направлении должны двигаться пешеходы при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки?

Ответ: по обочине, навстречу движению транспортных средств.

Вопрос 5. Здесь надо сначала посмотреть налево – в сторону приближающегося транспорта. Дойдя до середины дороги, остановиться и посмотреть направо. Если путь свободен - продолжить переход. О какой дороге идёт речь?

Ответ: о дороге с двухсторонним движением.

Вопрос 6. Они нужны и пешеходам, и водителям, поэтому их должны соблюдать все. Нарушать их – значит подвергать опасности свою жизнь и жизнь других людей. О чём идёт речь?

Ответ: о правилах дорожного движения.

Итог

· Объявление итогов (итоги подводит жюри).

· Вручение медалей участникам интеллектуальной игры «Знатоки дорожного движения».

· Вручение Грамот участникам интерактивной игры «Знатоки дорожного движения».

· Вручение Диплома командам.

· Поощрение болельщиков закладками «Знатоки дорожного движения».

Список литературы:

1. Энциклопедический словарь юного техника /Сост.Б.В.Зубков, С.В.Чумаков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика, 1987. – 464 с.: ил.

2. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)

3. Извекова Н.А. Правила дорожного движения: Учеб. Пособие для 3 кл. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 1979. – 47 с., ил.