Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Клюева Е.Е. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ САМАРСКОГО КРАЯ»

Клюева Елена Евгеньевна
учитель начальных классов, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа-интернат № 5 "Лидер" с углубленным изучением отдельных предметов, г. Кинель

Библиографическое описание: Клюева Е.Е. Конспект занятия по внеурочной деятельности «Рассказы по истории Самарского края» // Современная начальная школа. 2020. № 8. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/08.pdf.

Тема урока: Труженица Волга. Бурлаки и пароходы.

Цедь: познакомить детей с рассказами о Волге-труженице, о тяжелом труде бурлаков; создание условий представления детей о природном разнообразии и богатстве Волги как главной реке страны; понимания обучающимися проблемы загрязнения воды в реках; воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающему миру, формирование убеждений о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.

Планируемые результаты:

· овладение целостным представлением об историческом пути народов родного края как неотъемлемой части истории своей страны и человечества в целом;

· проявление устойчивого интереса к историческому прошлому своей страны и малой родины; осознание значимости изучения краеведения для личностного развития

Ход занятия

I. Самоопределение к деятельности

Учитель. Здравствуйте, ребята! Продолжаем наше путешествие по Самарскому краю

Учитель. Мы должны знать не только современность, но и прошлое нашей страны. Это сейчас по Волге ходят современные суда, способные везти много тонн груза, а раньше судно могло идти только по течению и под парусом при попутном ветре. Если ветра не было, судно тянули бурлаки.

Учитель. Вы знаете, кто такие бурлаки?

Ответы детей.

II. Работа над новым материалом

Художник Репин более ста лет тому назад написал картину «Бурлаки на Волге».

Знойный день, по раскаленному песку в вылинявших лохмотьях идут бурлаки, налегают на потемневшие от пота лямки. Налегая на лямку изо всех сил, бурлаки выставляют вперёд то одну, то другую ногу. Чтобы шагать в ногу часто выкрикивали слова, ухали и пели заунывные и протяжные песни.

Волга была главной дорогой Русского государства, по ней велась торговля с дальними странами. К устью Волги приезжали купцы с Кавказа, Ирана, Индии. Суда с товарами тянули за канат бурлаки. Бурлаками нанимались бедные люди к богатым купцам. Они начинали свою работу с рассветом и трудились до поздней ночи. Труд бурлака был невыносим, но приходилось соглашаться на любую работу, чтобы прокормить семью. Это тоже наша история.



Знойный день, по раскаленному песку в вылинявших лохмотьях идут бурлаки, налегают на потемневшие от пота лямки. Налегая на лямку изо всех сил, бурлаки выставляют вперёд то одну, то другую ногу. Чтобы шагать в ногу часто выкрикивали слова, ухали и пели заунывные и протяжные песни.

Волга была главной дорогой Русского государства, по ней велась торговля с дальними странами. К устью Волги приезжали купцы с Кавказа, Ирана, Индии. Суда с товарами тянули за канат бурлаки. Бурлаками нанимались бедные люди к богатым купцам. Они начинали свою работу с рассветом и трудились до поздней ночи. Труд бурлака был невыносим, но приходилось соглашаться на любую работу, чтобы прокормить семью. Это тоже наша история.

Перед нею путь большой и долгий

Из лесного края в край степной.

И зовут ее рекою Волгой

Матушкой, кормилицей родной.

Волга - рекам родины царица.

Ни одна не может с ней сравниться.

Высятся над Волгой города.

На волнах качаются суда,

Носят много дорогого груза.

III. Работа в тетради:

Термины: Бурла́к — наёмный рабочий, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы (верёвки) речное судно против течения.

Бечева — прочная верёвка, канат.

Лохань — деревянная посуда круглой или овальной формы с невысокими краями.

Даты: 1871 г. – посещение Самары императором Александром II.

IV. Работа по учебнику: с.69-73

Читаем цепочкой текст, разбирая трудные или непонятные слова

V. Слушание песни «Дубинушка»

Много песен слыхал я в родной стороне,

В них про радость и горе мне пели,

Но одна из тех песен в память врезалась мне, —

Это песня рабочей артели.

Эй, дубинушка, ухнем!

Эй, зелёная, сама пойдёт!

Подёрнем, подёрнем,

Да ухнем!

Англичанин-мудрец, чтоб работе помочь,

Изобрёл за машиной машину.

А наш русский мужик, коль работать невмочь,

Так затянет родную дубину.

Эй, дубинушка, ухнем!

Эй, зелёная, сама пойдёт!

Подёрнем, подёрнем,

Да ухнем!

Но то время придёт – встрепенётся народ,

И стряхнув вековую кручину,

Он в дремучем лесу на врагов изберёт

Здоровее и крепче дубину.

Эй, дубинушка, ухнем!

Эй, зелёная, сама пойдёт!

Подёрнем, подёрнем,

Да ухнем!

Так иди же вперёд ты, великий народ,

Позабудь своё горе-кручину

И в свободе святой гимном радостным пой

Дорогую родную дубину.

Эй, дубинушка, ухнем!

Эй, зелёная, сама пойдёт!

Подёрнем, подёрнем,

Да ухнем!

(музыка народная, сл. В. Богданова и Ф. Шаляпина) 18.08.1910 г.

VI. Закрепление прочитанного в учебнике.

Учитель: Веками по Волге суда ходили лишь исключительно под парусом или с помощью тягловой силы животных или людей, то есть бурлаков. Но в конце концов и на великой русской реке наступило время судов на паровой тяге. Первые пароходы на Волге появились в конце 1810-х - начале 1820-х годов. К середине 19 века на Волге появились буксирные пароходы.

- Как назывался первый из них? («Волга»),

- А как назывался четвертый по счету пароход? («Самара»)





- Какими именами называли еще корабли?

Каждая компания судовладельцев имела свою, обособленную группу названий пароходов. Сделано это было для того, чтобы по имени судна легко можно было узнать, какому обществу они принадлежат. В частности, пароходная компания «По Волге» имела суда «Царь», «Царица», «Царевич», «Царевна», «Государь» и «Государыня». Общество «Дружина» называло свои пароходы именами святых – «Александр», «Павел», «Михаил», «Владимир», «Олег» и «Игорь». Названия, более близкие к теме путешествий, придумали в пароходной компании «Самолет» - «Путник», «Странник», «Турист», и даже «Телеграф» и «Депеша». Некоторые владельцы присваивали пароходам свои фамилии - «Субботин», «Чернов», «Лев Сорокин», «Королев» и «Иван Любимов». В Нижнем Новгороде были пароходы с названиями «Миссисипи», «Колорадо» и «Ниагара».

VII. Связь с современностью

Учитель. Трудится, трудится река день и ночь для людей, не зря называют ее Волга - труженица, Волга - кормилица. Теперь Волга совсем другая, чем была раньше. Идут по ней один за другим огромные пассажирские и грузовые суда.

Ребята, представьте, что сейчас лето. Мы стоим на берегу реки и смотрим, как по водной глади проплывают речные суда? Какой речной транспорт вы знаете?

Ответы детей.

Учитель.Отгадайте загадки.

1. Плывёт белый гусь –

Брюхо деревянное,

Крыло полотняное. (Яхта)



2. Паровоз без колёс!

Вот так чудо – паровоз!

Не с ума ли он сошёл?

Прямо по морю пошёл. (Пароход)



3. По волнам дворец плывёт,

На себе людей везет. (Корабль)

4. Не корабль, не лодка,

Ни весел, ни паруса,

А плывет – не тонет. (Плот)



5. Сначала дерево свалили,

Потом нутро ему долбили,

И по реке гулять пустили. (Лодка)



6. На море, в реках и озерах

Я плаваю, проворно и скорый.

Среди военных кораблей

Известен легкостью своей. (Катер)

Учитель. На берегах Волги стоят заводы и фабрики: делают машины, строят корабли, шьют одежду и обувь. И везде используют воду Волги.

Волга и ее притоки многие столетия служат удобным транспортным путем. Волгу перегородили гигантские плотины нескольких ГЭС, чтобы снабжать города и села электричеством.

Благодаря этому образовалось несколько водохранилищ: Куйбышевское, Волгоградское, Саратовское, Рыбинское и другие. Энергия Волги идет в Москву, на Урал и в другие места. По Волге сплавляют лес, перевозят нефть. По берегам ведутся разработки песка. Волга дает много рыбы.

По берегам Волги, под землей лежат черные трубы. По ним идет газ, нефть. Трудится, трудится река день и ночь для людей, не зря ее назвали Волгой – труженицей.

Учитель. С детства мне помнится Волга - работница

Удалью русскою, звоном гудка.

Самая главная, самая славная,

Самая лучшая в мире река…

В знак искреннего к реке уважения в 2008 году был учрежден особый праздник – день Волги.

Отмечать День Волги начали в Нижнем Новгороде.

Организаторы праздника хотят донести до российской общественности важность роли Волги в отечественной речной системе, для жизни населения страны.

Как отмечают День Волги в регионах, имеющих прямое отношение к матери всех рек? Прежде всего, праздник проходит под эгидой экологических природоохранных мероприятий. К ним относятся: субботники, проводимые с целью ликвидации загрязнений прибрежной зоны – добровольцами в том числе; семинары, дискуссии, научные конференции; фото - и картинные выставки на данную тематику, в рамках просветительской деятельности; благотворительные концерты; ярмарки, где мастера демонстрируют результаты своего творчества – в основном народные промыслы.

Во все времена народы Волги складывали пословицы о своей кормилице.

Учитель. Как вы понимаете эти пословицы? Не проплывешь Волгу – Родину не увидишь Волга – всем рекам мать. Волга – рекам Родины царица, ни одна не может с нейсравниться

Дети отвечают

VIII. Итог урока.

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- Кто такие бурлаки?

- Когда появились первые корабли на Волге?

- Каково назначение реки для нашей страны?

Библиографический список

1. Вежевич Т.Е.; [Местозащиты: Бурят. гос. ун-т]. — Улан-Удэ Моделирование региональных систем патриотического воспитания школьников: дисдок. пед. наук:13.00.01 /, 2011. — 471 с.

2. О.В.Московский, Г.Е.Козловская, Л.А.Ремезова. – М.: Просвещение, «Рассказы по истории Самарского края». Начальное общее образование: учебное пособие для общеобразоват. организаций, 2019.