Библиографическое описание:
Корнеева Е.Г. Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства и литературного чтения // Современная начальная школа. 2022. № 10 (41). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/41.pdf.
Воображение как психический процесс является неотъемлемым компонентом деятельности младшего школьника, а также его поведения в целом. Стоит отметить, что воображение представляет собой особую форму отражения действительности, заключающейся в создании новых образов на основе имеющихся знаний, тем самым ребенок младшего школьного возраста постепенно начинает создавать все более сложные образы и представления.
Своеобразие этой формы психического процесса заключается в том, что воображение - это возможность создания новых, уникальных и неповторимых образов путём переработки предыдущего опыта, которая присуща только человеку. В воображении особо проявляется характер психики человека и его основная задача - это представление желаемого результата до его осуществления.
Воображение как психическая функция дает возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Очень важно с детства развивать данную психическую функцию, т. к. возможность создавать что-то новое, необычное закладывается именно в этот возрастной период. Воображение обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир, способствует развитию абстрактно - логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт. Поэтому чем больше школьник творчески развит, тем лучше он успевает в учебной деятельности, чему способствует активное применение фантазии в выполнении каких-либо действий.
Проблема развития воображения является одной из наиболее значимых в педагогике и психологии. Это объясняется тем, что значение процесса воображения в деятельности человека очень велико. Многие исследователи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Т. Рибо, В.В. Давыдов, А.В. Брушлинский, И.М. Розет, К. Тейлор и др.) отмечают его роль в художественном, литературном, научном творчестве, а также в других видах человеческой деятельности. Однако, несмотря на то что в последние годы интерес к проблеме воображения заметно возрос, она остается недостаточно изученной.
На сегодняшний день является актуальным познание особенностей формирования воображения у детей младшего школьного возраста, так как это является фундаментом для развития у ребёнка навыков нестандартного мышления, что позволяет ему быстро адаптироваться в современном мире, и прогнозируемо решать поставленные перед ним задачи.
Основной характеристикой детского воображения является переход к более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному. Воображение младшего школьника активно развивается в процессе игры, продуктивной деятельности, что зависит от условий его жизни, обучения и воспитания.
Воображение проходит становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому. Характерной особенностью воображения у детей младшего школьного возраста является спонтанность, внутренний интерес к процессу, отсутствие ярко выраженного стремления к достижению высоких показателей в работе. Это связано с тем, что продукт деятельности для младшего школьника носит лишь субъективную новизну, активность в этом возрасте проявляется эпизодически. [2]
Процесс развития воображения младших школьников протекает по-разному, но чтобы воображение развивалось самостоятельно, следует стимулировать те участки мозга, которые отвечают за жизненный опыт. Получается, что чем больше раздражителей получает человек, тем более развито его воображение.
Стимулировать воображение в младшем школьном возрасте можно с помощью определенных средств, применяемых на уроках изобразительного искусства и литературного чтения. Одно из лучших является – чтение, в ходе которого школьник представляет образы персонажей, дает оценку их поступкам и действиям. Но также стоит отметить, что одним из главных средств развития воображения являются упражнения, которые включают творческие задания, а также дидактические игровые упражнения. При помощи, которых младших школьник может выходить за рамки обычного, придумывая новые образы и реализовывая их в своей деятельности, такие как:
· Творческие задания. Целью данных заданий является развитие умения видеть и создавать новые образы из отдельных элементов. Родителям не составляет труда проводить подобные упражнения, так как младшие школьники очень любят рисовать, лепить, конструировать.
· «Кляксы». Данное упражнение направлено на развитие воображения младших школьников. Взрослый объясняет школьнику, как можно использовать бумагу с красками в необычных вариациях. Младших школьник учится подрисовывать детали к предметам, чтобы получались какие – то образы. Чем больше будет придумано образов, тем лучше.
· «Придумай и дорисуй». Подобные упражнения направлены на развитие воссоздающего воображения, на основе которых будут формироваться графические навыки, образное мышление, а также творческое воображение.
· «Книжки - малышки». Упражнение, которое предполагает наличие у ребенка опыта, графических навыков, развитого воссоздающего воображения, на котором будет строиться творческое воображения. Взрослый делает подборку небольших стишков, которые нетрудно иллюстрировать.
· Дидактические игровые упражнения. Воображение зависит от жизненного опыта, широты фантазии, богатства эрудиции, а также от того, как ребенок умеет составлять новые образы. Таким образом, одной из главных задач работы по развитию творческого воображения является расширение знаний об окружающем мире.
· «Составь предмет». Взрослый заранее подготавливает разрезанные картинки, где дети тренируются составлять образы при помощи деталей.
· «Ассоциации». В данном упражнении четко прослеживается логическая взаимосвязь образов окружающей действительности. При постоянной тренировке у младшего школьника развивается логическое мышление, а также умение находить оригинальные, нестандартные решения [1].
Такие доступные и простые упражнения могут стать отличным средством, для развития воображения младших школьников, а также для того, чтобы родители могли помочь младшему школьнику овладеть творческим воображением.
Воображение занимает одно из главных мест в структуре психической деятельности ребенка, включаясь в ее когнитивный, эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты. Воображение является одной из важной частью учебной и других видов деятельности, социального взаимодействия и познания младших школьников.
Библиографический список
1. Балагурова М.С., Баринова Н.И. Развитие воображения младших школьников на уроках литературного чтения посредством детской литературы // Молодой ученый. – 2015. – №22.1. – С. 46-49.
2. Скоробогатов, В.А. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии – М.: Союз, 2012. – 356 с.
Корнеева Е.Г. Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства и литературного чтения // Современная начальная школа. 2022. № 10 (41). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/41.pdf.
Воображение как психический процесс является неотъемлемым компонентом деятельности младшего школьника, а также его поведения в целом. Стоит отметить, что воображение представляет собой особую форму отражения действительности, заключающейся в создании новых образов на основе имеющихся знаний, тем самым ребенок младшего школьного возраста постепенно начинает создавать все более сложные образы и представления.
Своеобразие этой формы психического процесса заключается в том, что воображение - это возможность создания новых, уникальных и неповторимых образов путём переработки предыдущего опыта, которая присуща только человеку. В воображении особо проявляется характер психики человека и его основная задача - это представление желаемого результата до его осуществления.
Воображение как психическая функция дает возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Очень важно с детства развивать данную психическую функцию, т. к. возможность создавать что-то новое, необычное закладывается именно в этот возрастной период. Воображение обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир, способствует развитию абстрактно - логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт. Поэтому чем больше школьник творчески развит, тем лучше он успевает в учебной деятельности, чему способствует активное применение фантазии в выполнении каких-либо действий.
Проблема развития воображения является одной из наиболее значимых в педагогике и психологии. Это объясняется тем, что значение процесса воображения в деятельности человека очень велико. Многие исследователи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Т. Рибо, В.В. Давыдов, А.В. Брушлинский, И.М. Розет, К. Тейлор и др.) отмечают его роль в художественном, литературном, научном творчестве, а также в других видах человеческой деятельности. Однако, несмотря на то что в последние годы интерес к проблеме воображения заметно возрос, она остается недостаточно изученной.
На сегодняшний день является актуальным познание особенностей формирования воображения у детей младшего школьного возраста, так как это является фундаментом для развития у ребёнка навыков нестандартного мышления, что позволяет ему быстро адаптироваться в современном мире, и прогнозируемо решать поставленные перед ним задачи.
Основной характеристикой детского воображения является переход к более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному. Воображение младшего школьника активно развивается в процессе игры, продуктивной деятельности, что зависит от условий его жизни, обучения и воспитания.
Воображение проходит становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому. Характерной особенностью воображения у детей младшего школьного возраста является спонтанность, внутренний интерес к процессу, отсутствие ярко выраженного стремления к достижению высоких показателей в работе. Это связано с тем, что продукт деятельности для младшего школьника носит лишь субъективную новизну, активность в этом возрасте проявляется эпизодически. [2]
Процесс развития воображения младших школьников протекает по-разному, но чтобы воображение развивалось самостоятельно, следует стимулировать те участки мозга, которые отвечают за жизненный опыт. Получается, что чем больше раздражителей получает человек, тем более развито его воображение.
Стимулировать воображение в младшем школьном возрасте можно с помощью определенных средств, применяемых на уроках изобразительного искусства и литературного чтения. Одно из лучших является – чтение, в ходе которого школьник представляет образы персонажей, дает оценку их поступкам и действиям. Но также стоит отметить, что одним из главных средств развития воображения являются упражнения, которые включают творческие задания, а также дидактические игровые упражнения. При помощи, которых младших школьник может выходить за рамки обычного, придумывая новые образы и реализовывая их в своей деятельности, такие как:
· Творческие задания. Целью данных заданий является развитие умения видеть и создавать новые образы из отдельных элементов. Родителям не составляет труда проводить подобные упражнения, так как младшие школьники очень любят рисовать, лепить, конструировать.
· «Кляксы». Данное упражнение направлено на развитие воображения младших школьников. Взрослый объясняет школьнику, как можно использовать бумагу с красками в необычных вариациях. Младших школьник учится подрисовывать детали к предметам, чтобы получались какие – то образы. Чем больше будет придумано образов, тем лучше.
· «Придумай и дорисуй». Подобные упражнения направлены на развитие воссоздающего воображения, на основе которых будут формироваться графические навыки, образное мышление, а также творческое воображение.
· «Книжки - малышки». Упражнение, которое предполагает наличие у ребенка опыта, графических навыков, развитого воссоздающего воображения, на котором будет строиться творческое воображения. Взрослый делает подборку небольших стишков, которые нетрудно иллюстрировать.
· Дидактические игровые упражнения. Воображение зависит от жизненного опыта, широты фантазии, богатства эрудиции, а также от того, как ребенок умеет составлять новые образы. Таким образом, одной из главных задач работы по развитию творческого воображения является расширение знаний об окружающем мире.
· «Составь предмет». Взрослый заранее подготавливает разрезанные картинки, где дети тренируются составлять образы при помощи деталей.
· «Ассоциации». В данном упражнении четко прослеживается логическая взаимосвязь образов окружающей действительности. При постоянной тренировке у младшего школьника развивается логическое мышление, а также умение находить оригинальные, нестандартные решения [1].
Такие доступные и простые упражнения могут стать отличным средством, для развития воображения младших школьников, а также для того, чтобы родители могли помочь младшему школьнику овладеть творческим воображением.
Воображение занимает одно из главных мест в структуре психической деятельности ребенка, включаясь в ее когнитивный, эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты. Воображение является одной из важной частью учебной и других видов деятельности, социального взаимодействия и познания младших школьников.
Библиографический список
1. Балагурова М.С., Баринова Н.И. Развитие воображения младших школьников на уроках литературного чтения посредством детской литературы // Молодой ученый. – 2015. – №22.1. – С. 46-49.
2. Скоробогатов, В.А. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии – М.: Союз, 2012. – 356 с.