Высшая школа делового администрирования
Конференции
Июль 2023

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ: КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Пудова Наталья Васильевна
учитель-логопед
МБДОУ города Иркутска детский сад № 77

ФАОП ДО, как и любая другая программа состоит из трех разделов: целевого, содержательного, организационного.

В целевой раздел ФАОП ДО входят:

· пояснительная записка;

· планируемые результаты освоения программы.

Он определяет её цели и задачи, принципы и подходы к формированию программы, планируемые результаты её освоения представлены в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел ФАОП ДО состоит из описания образовательной деятельности по пяти образовательным областям – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию. И раздел включает информацию о формах, способах, методах и средствах реализации программы, которые отражают такие аспекты образовательной среды, как:

· предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

· характер взаимодействия с педагогическим работником;

· характер взаимодействия с другими детьми;

· система отношения ребенка к миру, к другим людям, к себе;

· содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программа коррекционно-развивающей работы).

Организационный раздел ФАОП ДО содержит:

· психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка той или иной нозологической группы;

· особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

· федеральный календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы дошкольной образовательной организации.

Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как:

· предметная;

· игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры);

· коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми);

· познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними).

И с учетом следующих видов активности ребенка, как:

· восприятие художественной литературы и фольклора;

· самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

· конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

· изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

· музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

· двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка.

Содержательный раздел Программы содержит описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ в социум.

Программа коррекционно-развивающей работы:

1.Является неотъемлемой частью федеральной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.

2.Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала.

3.Учитывает особые образовательные потребности обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.

Программа обеспечивает достижение планируемых результатов дошкольного образования обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.

Объем обязательной части основной образовательной программы должен составлять не менее 60% от её общего объема. Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, должен составлять не более 40% от её общего объема.

В соответствии с Программой описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей рекомендуется включать в часть, формируемую участниками образовательных отношений самостоятельно.

Программа содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития обучающихся, а также качества реализации основной образовательной программы Организации. Система оценки качества реализации программы Организации направлена в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.

Программы для разных нозологических групп должны разрабатываться с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся указанных групп.

Цель реализации Программы – обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальных особенностей его развития и состояния здоровья.

Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Задачи Программы:

· реализация содержания АОП ДО;

· коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;

· охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;

· обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

· создание благоприятных условий развития в соответствии с возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;

· объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

· формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

· формирование социокультурной среды, в соответствии с индивидуальными особенностями развития обучающихся с ОВЗ;

· обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации, охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;

· обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих общих принципах:

1.Поддержка разнообразия детства.

2.Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

3.Позитивная социализация ребенка.

4.Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации и обучающихся.

5.Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

6.Сотрудничество Организации с семьей.

7.Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Целевой раздел программы включает целевые ориентиры для групп обучающихся, исходя из особенностей психофизического развития:

· для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации);

· для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием);

· для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

· для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

· для обучающихся с задержкой психического развития;

· для обучающихся с расстройствами аутистического спектра;

· для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

· для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Содержательный раздел Программы

В содержательном разделе Программы представлены:

1.Описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития и психофизическими особенностями ребенка с ОВЗ в пяти образовательных областях: социально-коммуникатив-ном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. При разработке образовательных программ дошкольного образования могут использоваться образовательные модули по образовательным областям (направлениям развития обучающихся дошкольного возраста), представленные в комплексных и парциальных программах, на основании единства и взаимосвязи содержания образовательной программы, форм, методов и средств образовательной деятельности, а также организации образовательной среды, в том числе развивающей предметно-пространственной.

2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом психофизических, возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся с ОВЗ, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов.

3.Программа коррекционно-развивающей работы с детьми, описывающая образовательную деятельность по коррекции нарушений развития обучающихся с ОВЗ.

Способы реализации образовательной деятельности определяются:

· климатическими условиями;

· социально-экономическими условиями субъекта Российской Федерации;

· местом расположения Организации;

· педагогическим коллективом Организации.

При организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, необходимо соблюдать общие и специфические принципы и подходы к формированию Программы, в частности принципы поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования обучающихся с ОВЗ и другим. Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, следует принимать во внимание неравномерность психофизического развития, особенности речевого развития обучающихся с ОВЗ, значительные индивидуальные различия между детьми, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи обучающихся.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация АОП ДО для обучающихся, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности обучающихся в соответствии с их психофизическими особенностями, включая направления развития ребенка, представленные в пяти образовательным областях:

· социально-коммуникативном развитии;

· познавательном развитии;

· речевом развитии;

· художественно-эстетическом развитии;

· физическом развитии.

Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям Стандарта и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, возраста обучающихся с ОВЗ, состава групп, особенностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей).

В организационный раздел входят психолого-педагогические условия достижения запланированных результатов развития и обучения ребенка с ОВЗ, исходя из его психофизических особенностей.

Направления представлены по группам:

· для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации);

· для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием);

· для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

· для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

· для обучающихся с задержкой психического развития;

· для обучающихся с расстройствами аутистического спектра;

· для обучающихся с умственной отсталостью;

· для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Также обязательным условием является соблюдение рекомендаций педиатра, сурдолога, офтальмолога, невролога, врача-ортопеда, инструктора ЛФК. Рекомендации специалистов учитываются при определении сенсорного и двигательного режима, позы (положения тела) ребенка на развивающих занятиях и во время свободной деятельности.

Образовательные цели, задачи и содержание обучения обсуждаются, утверждаются и реализуются с участием родителей (законных представителей). Активное включение семьи в образовательный процесс является необходимым условием полноценного психического развития ребенка с ОВЗ, поэтому особое значение имеет последовательное повышение у родственников педагогической компетентности в вопросах обучения и воспитания ребенка с целью оптимизации социальной ситуации развития.

Общие принципы реализации программы воспитания

Программа воспитания Организации реализуется через формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности.

Уклад Организации направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования, а именно:

1.Обеспечение личностно-развивающей предметно-пространствен-ной среды, учитывающей психофизические особенности обучающихся с ОВЗ, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения.

2.Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.

3.Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания.

4.Учет индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных).

Условия реализации Программы воспитания необходимо интегрировать с соответствующими пунктами организационного раздела Программы.

Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных отношений, учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни Организации.

Для реализации Программы воспитания уклад должен целенаправленно проектироваться командой Организации и быть принят всеми участниками образовательных отношений.

Воспитывающая среда строится по трем линиям:

· «от педагогического работника», который создает предметно-образную среду, способствующую воспитанию необходимых качеств;

· «от совместной деятельности ребенка с ОВЗ и педагогического работника», в ходе которой формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка с ОВЗ через специально организованное педагогическое взаимодействие ребенка с ОВЗ и педагогического работника, обеспечивающее достижение поставленных воспитательных целей;

· «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт деятельности, в особенности – игровой.

В следующей статье рассмотрим специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для всех выше указанных нозологических групп.