воспитатель
МАДОУ "Детский сад № 7", г. Заречный ПО
24 сентября 2022 года был принят Федеральный закон N 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 6 октября была создана рабочая группа по разработке Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), а уже 3 ноября проект программы стал доступен для общественного обсуждения.
Минпросвещение приказом от 25.11.2022 № 1028 утвердило Федеральную основную программу дошкольного образования.
Таким образом, Федеральная программа разработана во исполнение Федерального закона от 24.09.2022 N 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и направлена на выполнение Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно- нравственных ценностей».
Согласно внесенным изменениям в Закон об образовании, ФОП определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы.
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и панируемых результатов федеральной программы дошкольного образования.
Федеральная программа отражает современный культурно-исторический этап развития российского общества и реализует основополагающие функции дошкольного уровня образования:
-обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
-создание единого ядра содержания ДО, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
-создание единого федерального образовательного пространства воспитания и развития детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
ФП определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития) согласно целевым ориентирам и образовательным областям Стандарта ДО.
В ФГОС ДО также произошли изменения:
п. 2.6: перечень образовательных областей не изменился, однако расширено и конкретизировано содержание образовательных областей;
п. 2.7: частично изменен перечень детских видов деятельности на этапах младенчества, раннего и дошкольного детства;
п. 2.10: уточнено, что содержание и планируемые результаты ООП должны быть не ниже содержания и планируемых результатов ФОП ДО;
п.2.11: уточнено, что содержательный раздел Программы должен включать описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, Федеральной образовательной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
п. 2.12: указано, что обязательная часть программы должна соответствовать ФОП ДО, и может оформляться в виде ссылки на ФОП;
п. 2.13: указано, что в краткой презентации ООП ДО, помимо прочего (см. ФГОС ДО), должна быть представлена ссылка на ФОП ДО;
п.3.2.9: максимально допустимый объем образовательной нагрузки приведен в соответствие с действующими СанПиН;
п. 4.6: включены целевые ориентиры образования в младенческом возрасте, а также расширены целевые ориентиры в раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования.
Федеральная программа включает три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел
В пояснительной записке целевого раздела разработчики сформулировали одну цель федеральной программы. Акцент сделан на духовно-нравственных ценностях российского народа, исторических и национально-культурных традициях.
Цель ФОП - разностороннее развитие в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России), исторических и национально- культурных традиций
Задачи ФОП ДО (новое):
- обеспечить единые для России содержание дошкольного образования планируемые результаты освоения образовательной программы;
- приобщать детей в соответствии с возрастными особенностями к базовым ценностям российского народа, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Содержательный раздел
В содержательном разделе представлены задачи и содержание образовательной деятельности с детьми всех возрастных групп по всем образовательным областям.
Содержание образовательной деятельности в каждой образовательной области дополнено и расширено, с учетом цели, задач, планируемых результатов, а также дополнено задачами воспитания, отражающими направленность на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд», «Познание», «Культура», «Красота», «Здоровье».
Выбор зависит не только от возрастных и индивидуальных особенностей детей, учета их особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важно признание приоритетности субъектной позиции ребенка в образовательном процессе.
Могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, за исключением тех, которые могут нанести вред здоровью детей.
Уточнены особое место и роль игры в образовательной деятельности и в развитии детей, возможные формы организации образовательной деятельности по Программе в первой половине дня, на прогулке, во второй половине дня.
Развернуто представлена информация о занятии как организационной форме, не означающей обязательную регламентированность процесса, и предполагающей выбор педагогом содержания и педагогически обоснованных методов образовательной деятельности. Выделены способы, направления и условия поддержки детской инициативы на разных возрастных этапах.
Представлены направления взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (цель, задачи, принципы, направления, возможные формы) и коррекционно-развивающей работы с детьми и/или инклюзивного образования (задачи, содержание, формы организации и др.).
Отдельным блоком (п. 29) включена Федеральная программа воспитания.
Организационный раздел
Психолого-педагогические условия дополнены, а именно уточнено, что образовательные задачи могут решаться как с помощью новых форм организации процесса образования (проектная деятельность, образовательная ситуация, обогащенные игры детей в центрах детской активности, проблемно-обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей) так и традиционных (фронтальные, групповые, индивидуальные занятия).
В блоке, посвященном РППС, уточнено, что ФОП ДО не выдвигает жестких требований к организации РППС и оставляет за ДОО право самостоятельно проектировать предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО и с учетом целей и принципов Программы, а также ряда требований.
Блок, посвященный материально-техническому обеспечению Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, наполнен обобщенными требованиями, представлен развернутый примерный перечень художественной литературы (для каждой группы детей от 1 года до 7 лет), музыкальных произведений, игр, упражнений и т.п. (для всех возрастных групп от 2 мес. до 7 лет), произведений изобразительного искусства (для каждой возрастной группы от 2 до 7 лет), а также анимационных произведений, которые рекомендуются для семейного просмотра и могут быть использованы в образовательном процессе ДОО (преимущественно отечественные мультипликационные фильмы и сериалы для детей 5-6 и 6-7 лет).
Примерный режим и распорядок дня опирается на действующие СанПиН, даны как четкие требования, обязательные для соблюдения, так и рамочные ориентиры для изменения режима и распорядка дня.
В блоке «Федеральный календарный план воспитательной работы» дан перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат, и уточнено, что:
- план является единым для ДОО;
- ДОО вправе наряду с указанными в плане, проводить иные мероприятия, согласно ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей;
- все мероприятия плана должны проводиться с учетом особенностей Программы, а также возрастных, физиологических, психоэмоциональных особенностей детей.