Высшая школа делового администрирования
Конференции
Май 2023

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Толмачева Ирина Александровна
музыкальный руководитель
МБУ Центр "Росток" г. Йошкар-Ола

Культура охватывает всю творческую созидательную деятельность человека. Совокупность знаний, умений, навыков - результат этой деятельности, взятый в своём высшем проявлении - искусстве, так и включающий всё, что создано руками человека. В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение ребёнка дошкольного возраста в процесс освоения культуры, которая обладает огромным потенциалом в преодолении духовно-нравственных проблем воспитания. Именно этот возрастной период. Как показывают исследования учёных, является наиболее сензитивным для приобщения ребёнка к культуре своего народа, своей страны. В этот период чувства дошкольника отличаются эмоциональностью, довлеют над всеми сторонами жизни ребёнка и поэтому определяют его активность и степень развитости интереса, выступают в качестве мотивов деятельности и культурных потребностей, выражают отношение ребёнка к окружающему миру. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни, рассказы и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому прошлому России.

Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши деды и прадеды.

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования центральной задачей ставит развитие целостной личности ребёнка. Отсюда вытекает необходимость помочь дошкольникам сформировать индивидуальные интересы, способности и культурные потребности. Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению ребёнка в культуру через творчество. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана со становлением личности ребёнка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует нравственному и патриотическому становлению человека, формированию его как личности.

В нашем центре отводится немало времени патриотическому воспитанию детей. Но главным показательным моментом привлечения ребёнка к патриотизму является участие в досуговой деятельности (праздники, развлечения, концерты, тематические вечера). Детям приносит радость не только само мероприятие, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, костюмами, народным творчеством. Праздники детства оставляют яркий след в душе ребёнка. Они не только позволяют ребёнку повеселиться, они воспитывают умение жить в коллективе, создают накопление опыта общественного поведения. Интересный праздник побуждает интерес к творчеству, делает ребёнка добрее, отзывчивее, является важным фактором в формировании маленького человека.

Основной составляющей досуга является игра, что целиком отвечает внутренним потребностям ребёнка, особенно дошкольника. Именно игра, а, следовательно, и досуг расширяют детские возможности в творчестве, развивают кругозор и потребности дошкольников.

Итак, досуг – особая форма организации воспитательного воздействия на дошкольника. [4] Он расширяет представление об окружающем мире, приобщает к прекрасному средствами музыки, художественного слова, танцами и изобразительного искусства. Развлечения – досуги дают возможность проявить ребёнку самостоятельность, формируют его творческую и социальную активность.

Практика нашей работы показала, что досуговая деятельность является действенной формой ознакомления старших дошкольников с родным краем. Досуг позволяет органично совместить образовательный и воспитательный процессы. Если гражданско-патриотическое воспитание дошкольников облекается в игровую форму, оно проходит интересно, не назидательно.

В комплексно-тематическом планировании эта форма является итоговым событием, обобщающим работу над определенной темой. Эмоциональная насыщенность, возможность реализации двигательной активности детей, непосредственное участие родителей – это те несомненные плюсы, которые отличают досуг от других форм образовательной деятельности. Он помогает сделать жизнь в центре радостной, насыщенной, содержательной и разнообразной.

В приложении к статье представлен конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Забавы вокруг печки. Тайны Земли марийской», который очень понравился и детям и взрослым. Подготовка к нему включила предварительную работу с детьми: чтение художественной литературы, знакомство со сказочным персонажем марийского народа Сереброзубая Пампалче.

Приложение

Тематический досуг «Забавы вокруг печки. Тайны Земли марийской» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Прививать любовь к малой Родине, к своему народу.

Задачи:

- формирование духовно-нравственных ценностей;

- расширение и углубление знаний детей о республике Марий Эл;

- воспитание чувства гордости, уважения к своему народу.

Методические приемы: художественное слово, игра.

Словарная работа: Пампалче (сказочный персонаж марийского народа).

Материал: деревенская печка (макет из листа фанеры), прялка; национальные костюмы для детей; музыкальные инструменты: гусли, грецкие орехи; маски на голову: медведь, солнышко; муляжи грибов, корзинки, обручи и повязки на глаза для игры «Сбор грибов»; два мотка ниток для игры «Смотай нитки в клубок»; большой красивый платок для игры «Волшебный платок».

Музыкальный зал оформлен в виде деревенской избы. Слева стоит печка, в середине стоит стул, на котором прикреплена прялка, рядом стоит стол с самоваром и караваем хлеба. На полу лежит круглый коврик, связанный из разноцветных ниток, около него – лапти.

Ход досуга.

Дети заходят в зал под музыку песни «Край мари», садятся на стульчики.

Под музыку входит Пампалче.

Пампалче:

Пампалче я красивая, к вам в гости я пришла

И игры вам марийские в подарок принесла.

Сегодня мы собрались с вами в этом зале, чтобы повеселиться и поиграть.

Край марийский – наш край особенный,

Край, где Волга с Кокшагой текут.

Край рябиновый и край березовый,

Край, где песни красиво поют.

Ребята, мы с вами живём в красивом городе, который называется Йошкар-Ола, давайте послушаем песню про наш замечательный город!

Звучит песня «Йошкар-Ола» (музыка А. Эшпая, слова Л. Дербенёва), исполняет Эдуард Хиль

Пампалче:

Мы в республике марийской дружно, радостно живем.

Никогда не унываем, в игры весело играем!

Игра «Маска» (у медведя во бору)

Ход игры: медведь спит на стульчике, дети под музыку идут к нему навстречу, будят его (хлопают в ладоши и кричат: «Маска, маска!»), медведь просыпается и их догоняет, пойманный становится медведем. Игра повторяется 2-3 раза.

Пампалче: Молодцы, ребята, как вы весело играли и нисколько не устали!

Сказочный край, древний и юный,

Ты для меня – откровенье в судьбе.

Мы на орешках сыграем сегодня

Пусть наш оркестр услышат везде!

«Детский оркестр на орешках»

Пампалче: Вот какой оркестр у нас, музыканты – просто класс!

Край марийский – наш край особенный,

Край волынок и край гусляров,

Край, богатый людьми беспокойными,

Край умельцев и край мастеров.

А сейчас, детвора, начинается игра!

Игра «Кюсле» (гусли), аналог игры «Замри!»

Ход игры: провести по гуслям, в это время начинает звучать марийская мелодия, дети под неё танцуют, как только мелодия останавливается, замирают на месте. Игра повторяется 2-3 раза.

Пампалче:

Как прекрасен край родной

И его природа.

А мы любим, правда, дети,

Любое время года!

Выросли грибочки

Осенью в лесочке.

Время зря нельзя терять

Нужно все грибы собрать!

Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в лес собирать грибы.

Игра «Сбор грибов»

Ход игры: Положить грибы в обруч, завязать детям глаза, с закрытыми глазами нужно собрать грибы в корзинку. Выиграл тот, у кого больше грибов. Играют два ребёнка. Игра повторяется 2-3 раза.

Пампалче:

На празднике весёлом

Любим петь мы и плясать,

В игры разные играть.

Ребята, как зазвучит музыка, вам нужно начать сматывать ниточки в клубочек, а как остановится - игра закончилась.

Понятно ли задание?

Начинаем соревнование!

В сопровождении русской народной мелодии проводится соревнование "Смотай нитки в клубок»

Пампалче: Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше да тяжелей?

(Сравнивает клубки, благодарит победителей и участников игры).

А сейчас опять игра,

Будем веселиться, детвора!

Становись в кружок опять,

Будем в «Корно сай» играть!

Проводится игра «Корно сай» (дорога хорошая)

Ход игры: дети стоят в кругу, Солнышко (ребёнок, на голове маска «Солнышко») сидит на стульчике в середине круга – спит, дети его будят: хлопают в ладоши и кричат «Кече, кече!», Солнышко встаёт, поднимает руки вверх – дети под музыку бегают по залу, Солнышко садится – дети быстро к круг и берутся за руки.

Пампалче: Молодцы, ребята, какие вы ловкие и дружные!

Сюрпризный момент

Пампалче:

Вот платочек расписной,

Он волшебный, не простой.

Буду с детками играть,

Всех платочком накрывать!

Игра «Волшебный платок»

Звучит весёлая музыка. Дети свободно двигаются по залу, танцуют. Музыка меняется на более тихую, спокойную. Дети приседают и закрывают глаза ладошками. Пампалче, расправив большой платок, обходит ребят и кого-нибудь из них накрывает платком.

Пампалче: Раз, два, три! Кто же спрятался внутри? Не зевайте, не зевайте, поскорее отвечайте! Дети называют имя спрятанного под платком ребёнка. Если они угадали, Пампалче поднимает платок. Ребёнок, находившийся под платком, танцует под весёлую музыку, все ему хлопают. Играя в последний раз, Пампалче накрывает платком корзину с угощением, незаметно внесённую в зал. Пампалче вновь произносит свои слова. Дети называют имя ребёнка, который по их мнению, спрятался под платком.

Пампалче: Нет! Все ребятки здесь! Кто же тогда под платочком спрятался? Мы платочек поднимаем, что под ним, сейчас узнаем. Что же это? Корзинка! А в корзинке…

Дети: Яблоки! (или другое угощение)

Пампалче угощает детей.

Пампалче:

Очень весело мне было, всех ребят я полюбила,

Но прощаться нам пора, до свиданья, детвора!

Под музыку Пампалче уходит, дети машут ей вслед.

Под марийскую мелодию дети уходят из музыкального зала.

Список источников:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - Екатеринбург: Ажур, 2020.

2. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001;

3. Зацепина М. Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности //Автореф. дисс. д-ра пед. наук. – М., 2005.

4. Зацепина М. Б. Культурно - досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 64 с.